Технологическая карта внеурочного занятия в 4 классе «Б. Кустодиев "Масленица"»

0
0
Материал опубликован 25 January 2017

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности.

 

Класс:

4

Направление внеурочной деятельности:

Духовно - нравственное

Форма организации внеурочной деятельности:

Классный час

Вид внеурочной деятельности:

познавательная

Тема:

Б. Кустодиев «Масленица»

Цель:

Создание условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни через совместную деятельность по рассматриванию и описанию живописных картин. Познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами.

Задачи:

Образовательная:

-познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами.

-сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.

Развивающая:

-дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;

-создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.

Воспитательная:

- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.

-помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.

- воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.

-обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;

Регулятивные:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Коммуникативные:

-уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- донести свою позицию до собеседника;

- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе:

- учиться планировать работу в группе;

- учиться распределять работу между участниками проекта;

- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оборудование:

ИКТ- презентация, проектор, интерактивная доска, доска.

Карточки для рефлексии.


 

Ход занятия

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Вступительная часть

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Сегодня на уроке желаю вам быть внимательными и активными участниками.. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

Дети читают пословицу

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица

Пословица записана на доске

Рефлексия.

Я хочу узнать ваше настроение.

У вас на парте лежат листочки, напишите на этом листочке своё имя и фамилию.

- Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку. Переверните листочки и отложите на середину стола, они нам пригодятся в конце занятия.

Сообщение темы.

-Сегодня на занятии мы отправляемся в музей. Мы познакомимся с замечательным художником Б.Кустодиевым и его картиной «Масленница»

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Отмечают своё настроение.

Принимают задачу.

Узнают тему занятия, принимают условия работы.

Регулятивные:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

II. Основная часть

Сформировать знания и умения по правилам этикета.

Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

Ребята, мне бы хотелось узнать, кто такой ПРЕДОК (выяснение понимания значения слова)

-Кто такой ПОТОМОК? (выяснение понимания значения слова)

-Действительно, сегодня на уроке мы будем говорить и о прошлом и о настоящем, и сравнивать различные эпохи.

Время бежит, жизнь меняется. Многое о чем не могли мечтать наши бабушки и дедушки - для нас обычные вещи. Приведите свои примеры

Но все таки есть , что то неизменное. Что связывает предков и потомков, передается из поколения к поколению.

А что с течением времени остаётся неизменным?

На этот вопрос вы сможете ответить в течение урока, по мере изучения материала.

Учащиеся приводят примеры(компьютер, мобильные телефоны, 3Д фильмы, одежда, прически, транспорт и т.д.)

Проблемный вопрос

Какие народные праздники вы отмечаете всей семьёй?

Наш урок проводится на масленой неделе.

Что же это за праздник Масленица?

У вас было домашнее задание подготовить сообщение о празднике Масленица.

Пожалуйста, мы послушаем ваши сообщения.

Традицию праздника Масленица русский народ поддерживает уже несколько веков..

Можем ли мы сделать вывод, что остается неизменным?

Пасха, рождество, новый год, масленица

Учащиеся зачитывают свои сообщения

-Люди на масленой неделе не только очищали от грязи свои помещения , ели блины, веселились, но и стремились очистить душу. Просили прощения друг у друга ,ходили в церковь на исповедь

Делают вывод, что неизменны традиции

Усвоение новых знаний и способов действий

Просмотр клип «Художники о Масленице».

Этот праздник очень нравился русскому народу. Именно поэтому ему посвящено много художественных и музыкальных произведений

Работа с репродукцией картины

Б. Кустодиев Масленица

- Сейчас мы с вами отправимся в «Музейный дом». Найдите картину Б.Кустодиева «Масленица»О каких традициях русского народа рассказывается в репродукции картины Б. Кустодиева «Масленица»

-Много ли народу принимает участие в масленичных гуляньях?

Можно ли сказать, что праздник, изображенный на картине, в самом разгаре?

Какие развлечения представлены на картине?

-Давно ли выпал снег?

Сильный ли был снегопад?

- Сколько насчитали саней с лошадьми? (Некоторые из них можно разглядеть только в лупу).

С помощью чего передает художник праздничное настроение –

О праздновании Масленицы

Много ли народу принимает участие в масленичных гуляньях.

- Праздник, изображенный на картине, в самом разгаре

-На картине изображено катание на санях, с горы, катание на качелях.

-8 упряжек

Краски.

Сюжет.

Выражение лиц.

Слайд с картиной на доске

Найдите и выделите вертикальные фрагменты, которые можно было бы назвать

«Березы после снегопада»

«Хорошо звучит гармонь»

«Птицы в небе»

- Найдите и выделите горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать

«Детские забавы»

«Катание на санях»

«Масленичные постройки» (Сколько российских флагов?)

«Храмы древнего города» (Сколько храмов?)

Этой картине почти 100 лет.

Изменился ли город, его архитектура.?(улицы, площади, здания, памятники)

Можно ли увидеть эти прекрасные храмы?

Памятники архитектуры, которые сохранились до нашего времени охраняются государством , являются огромным культурным и историческим богатством русского народа

Что осталось неизменным?

Работа в парах используя рамки.

Какой рельеф этой местности?

Предположи: уцелел ли рельеф и природа этой местности?.

Что осталось неизменным?

Холмистая равнина.

Найдите фрагмент

«Детские забавы»

Какие чувства по-вашему испытывают ребята во время катания на горе?

-Какие звуки мы слышим?

Радостные ли это звуки?

А испытываете ли вы те же чувства. когда вместе дружно отмечаете этот праздник в школе?

Что осталось неизменным?

(азарт, веселье, радость, задор, удаль)

Человеческие эмоции, чувства

Предлагаю вам послушать отрывки из музыкальных произведений Римского Корсакова «Снегурочка»

Передают ли они описанное на картине?

Смогут ли догадаться об этом наши потомки?

Значит неизменным остается ещё и музыка?

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Зачитывают сообщения, приготовленные заранее.

Формулируют вывод.

Высказывают свою точку зрения.

Просматривают клип о масленице.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с картиной.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с сюжетами картины.

Делятся своими впечатлениями, чувствами и переживаниями.

Отвечают на вопросы.

Работают в парах.

Отвечают на вопросы учителя.

Делятся своими чувствами,

Переживаниями и точкой зрения.

Формулируют вывод.

Личностные:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;

Коммуникативные:

-уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- донести свою позицию до собеседника;

- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе:

- учиться планировать работу в группе;

- учиться распределять работу между участниками проекта;

- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

III. Заключительная часть

Акцентировать внимание на конечный результат деятельности обучающихся на занятии.

- Кто захочет сегодня поделиться своими впечатлениями от картины с родителями, друзьями?

Итог занятия:

- Чему учились на занятии?  

- Назовите автора и название картины?

- Что вас особенно заинтересовало на уроке?

Рефлексия

Наш урок подошёл к концу, и мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке, но вы его выскажите сделав поделку.

Вам предстоит сделать солнышко, которое заглянуло в наше окно

Лучики:

Жёлтый –понравился

Оранжевый – понравился , но не всё

Розовый – не понравился

Улыбка:

Доволен своей работой на уроке

______ Я справился, но могу лучше

Не доволен своей работой на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на занятии (что получилось, что не получилось).

Регулятивные:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации