Технологическая карта учебного занятия по развитию творческих способностей (4 класс)

12
6
Материал опубликован 4 July 2017

Смоленцева Галина Леонидовна

МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска

Технологическая карта факультативного занятия по развитию творческих способностей

4 класс

Тема. Обучение приёмам восприятия и осмысления информации.

Дидактическая цель: Развитие умения младших школьников воспринимать информацию из разных источников.

Методы: деятельностный, исследовательский

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

рабочая тетрадь «Хочу активно сотрудничать: развивающие тренинги и задания» для ученика 4 класса / под ред. Араслановой Е. В., Селивановой О. Г. – Киров, 2008.;

картина П. А. Корина «Александр Невский»;

картина А. Кившенко « Невская битва»;

учебные словари;

карточки с заданиями для групповой работы;

презентация портфолио ученика.

Предметные задачи учебного занятия:

- продолжить формирование умения получать информацию разными способами;

- способствовать формированию разных приёмов осмысления информации.

Метапредметные задачи учебного занятия:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Личностные задачи учебного занятия:

- создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной, групповой работы.

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- получать информацию разными способами;

- использовать разные приёмы осмысления информации;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу и выполнять ее;

- следовать плану работы;

- фиксировать результаты работы в предложенной форме;

Модель урока

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Даёт установку на урок:

Хорошую информацию трудно добыть. Сделать с ней что-нибудь ещё труднее.

Артур Конан Дойл

Настраиваются на урок.

2.Актуализация

Актуализирует знания учащихся:

а) что такое информация

б) способы получения информации

Вам уже сейчас в ходе исследовательской деятельности, подготовки различных сообщений приходится искать информацию. Какие способы получения нужной информации вы знаете?

в) какие из них наиболее предпочтительны

Дают определение по словарю.

(Информация – сведения, пере-

даваемые людьми устным, письменным или другим способом)

Называют способы получения

информации:

  • спросить у учителя
  • найти в Интернете
  • поискать в учебнике и

другой литературе

  • спросить у родителей
  • рассмотреть картины,

фотографии и др.

Делают вывод: самый надёжный

источник получения нужной ин-

формации – самостоятельный

поиск.

3.Мотивация и

целеполагание

Создаёт условия для мотивации и целеполагания:

А) Полученную информацию нужно осмыслить. Иногда одну и ту же информацию люди осмысливают по-разному. Смысл фразы «Казнить

нельзя помиловать» можно понять по-разному.

Б) В толковании информации человек имеет право на собственное мнение, которое надо уметь доказывать.

Прочитайте тему урока.

Что сможете на уроке узнать?

Зачем нужно каждому из вас знать приёмы осмысления информации?

 

Объясняют смысл фразы.

Читают тему урока (Учимся

осмысливать информацию)

Осуществляют самомотивацию

и самоцелеполагание

4.Осознание и

осмысление

учебного

материала

 

 

 

 

Предлагает задания, способствующие

осмысленному восприятию визуальных образов и текстовой информации:

а) на достижение общей трактовки понятия

 

 

 

 

 

 

б) на нахождение главной мысли фрагмента текста и формулирование её своими словами

 

 

 

 

 

 

 

в) на извлечение максимума сведений

из имеющейся информации:

визуальной

 

 

 

 

 

 

 

текстовой

 

 

 

 

 

 

Принимает ответы групп.

Подводит к выводу: текстовая информация и зрительные образы дополняют друг друга.

д) на прогнозирование развития текста

- Прочитайте 3 абзац.

- Какой информации вам не хватает, чтобы точно ответить на последний вопрос? Подумайте, где и как её можно найти.

Знакомит с литературой: Школьная энциклопедия «История России» и др.,

Телепередачей Главные (исторические) выборы России «Имя Россия»

Работают самостоятельно по карточке:

 

1.Прочитай текст «Пётр 1 – коллекционер» (Приложение 1).

2.Найди слова и выражения, которые тебе непонятны.

3.Постарайся догадаться, что они означают.

4.В случае затруднения воспользуйся учебным словарём.

 

Работают в группах по абзацам

1 абзац – 1группа

2 абзац – 2 группа

3 абзац – 3группа

с опорой на карточку:

1.Прочитай абзац.

2.Выдели главную мысль.

3.Сформулируй её своими словами.

 

 

1 группа составляет рассказ по картине

П. А. Корина « Александр Невский» по плану:

1.Что изображено на картине.

2.Описание князя Александра: выражение лица, одежда, поза.

3.Образ русской земли.

4.Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Читают текст «Молодой Александр Невский» (Приложение 2), обдумывают ответ на поставленные к тексту вопросы

2 группа – 1 абзац

3 группа – 2 абзац

Ответ 3 группы соотносится с картиной А. Кившенко «Невская битва» 1240 год. Александр Невский наносит рану в лицо Биргеру.

 

Работают фронтально.

 

Отвечают на вопросы.

5.Подведение

итога

- Что нужно сделать, чтобы осмыслить информацию?

Систематизируют:

  • узнать смысл незнакомых слов
  • выделить главную мысль
  • составить вопросы к тексту
  • рассмотреть фотографии, картинки и др.
  • искать недостающую информацию

6. Информация о домашнем задании

Предлагает домашнее задание по желанию: найти ответ на последний вопрос текста.

 

7.Применение знаний и умений

 

Презентация тематического портфолио учащейся.

8.Рефлексия

Организует рефлексию деятельности

каждого ученика методом неоконченного предложения:

- мне было трудно…

- я сегодня узнал…

- больше всего мне понравилось…

- теперь я могу…

Осуществляют рефлексию собственной деятельности.

Приложение 1.

Пётр I – коллекционер.

Большинство людей знают Петра I как выдающегося государственного деятеля, российского императора. Именно он прорубил «окно в Европу», разбил шведов под Полтавой и основал город на Неве. В то же время далеко не всем известно, что царь Пётр ещё с юного возраста увлекался собирательством различных редких монет, предметов старинного быта, а позднее молодой Пётр любил собирать оружие – самое разное: русское, западное, восточное. Предметы для своей коллекции он покупал в основном у заезжих купцов.

 

Во время первого заграничного путешествия Пётр I с любопытством посещал уже существующие в Европе небольшие музеи и частные коллекции, выставленные для осмотра, а также очень модные в то время Кунсткамеры. Правда, из первого путешествия в Европу Пётр серьёзных экспонатов для коллекций не привёз. Путешествуя во второй раз по Европе, он уже целенаправленно осматривал всякие диковинные штучки.

Пётр посещал мастерские художников. Так, в Амстердаме, встретившись с художником и знатоком живописи Георгом Гзелем, он вместе с ним посещал аукционы, на которых скупал картины. Особенно царю нравились картины, на которых были изображены корабли, ведь он сам прекрасно разбирался в кораблестроении и мог найти любую неточность у корабельной оснастки в нарисованной картине.

                                                                                                                   Приложение 2.

Молодой Александр Невский

    Князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года. Он был вторым сыном новгородского князя Ярослава, который отличался властным характером, был умелым полководцем. Отец часто брал сына в военные походы. Тогда новгородцам противостоял сильный и опасный противник – немецкие, шведские и литовские феодалы.

 

                    Предположите, как будет складываться судьба Александра.

    С 1236 по 1240 годы князь Александр Ярославович непрерывно княжил в Новгороде, выполняя волю отца. Как и отцу, ему пришлось применить силу оружия, когда на новгородские земли напали шведы. Молодой энергичный князь не стал дожидаться подмоги и со своими дружинниками устремился навстречу врагу. Шведский лагерь, расположенный неподалёку от впадения реки Ижоры в Неву, подвергся внезапному нападению. В кровавой сече князь копьём ранил одного из шведских военачальников Биргера в голову. Один из русских воинов подрубил столб шатра, и он рухнул. В это время новгородские дружинники уничтожили в битве более 200 знатных воинов противника и прочих – «без числа». Победа принесла Александру громкую славу и почётное прозвище «Невский».

      Какие факты из этого фрагмента текста показались вам наиболее интересными, удивили или озадачили?

     В том же 1240 году Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед. Немцы перешли в наступление, взяли город Изборск, сожгли его и перебили всё население. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Невского вернуться.

    Предположите, что могло стать причиной ссоры князя Александра с жителями Новгорода?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересное занятие! Вопросы об Александре Невском понравились. Творческие способности детей после таких увлекательных занятий и заданий обязательно будут развиваться.

16 December 2018

Спасибо, Татьяна Петровна! Согласна с Вами, и дети любят такие занятия.

17 December 2018

Галина Леонидовна! Спасибо большое за интересный материал!!!

31 December 2018

Спасибо за оценку, Алина Яковлевна!

31 December 2018

Спасибо за интересное и увлекательное занятие!Вопросы об Александре Невском составлены грамотно.Дети с удовольствием на них ответят.+

15 August 2019

Спасибо Вам за отзыв, Роза Михайловна!

3 September 2019