Технологическая карта учебного занятия ИЗО студии «Вернисаж» (1–4 класс)
Технологическая карта учебного занятия ИЗО студии «Вернисаж»
Стенгазета «Кругозор на каникулах»
Автор: Танакова Юлия Вячеславовна. Педагог дополнительного образования
Образовательное учреждение: МБОУ ДО Центра детского творчества «Кругозор»,
г. Сергиев Посад, Московская область.
Тема занятия: Карикатура – жанр изобразительного искусства.
Возраст обучающихся: 8-11 лет.
Цель занятия: формирование познавательного интереса к изобразительному искусству.
Задачи занятия:
1. Знакомство с определением жанра карикатуры (по форме, по содержанию, по технике и жанру исполнения, по области применения.);
2.Знакомство с особенностями работы различными художественными материалами и инструментами (на примере выполнения набросков гелиевой ручкой и фломастерами);
3.Воспитание внимания, аккуратности, формирование чувства значимости чужого труда;
4.Развитие умения работать в коллективе, развитие мелкой моторики;
5.Формирование положительного эмоционального отклика на занятие.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Форма занятия: занятие-экскурсия, практическое занятие.
Условия проведения и оборудование:
Учебный кабинет, один большой стол и стулья по количеству обучающихся.
Стол для педагога, наборы материалов и инструментов для выполнения стенгазеты.
Компьютер, экран (видеоматериалы).
Этап №1. Организационный (3 минуты).
Задачи: Создание положительного настроя в группе.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методический комментарий |
Поздороваться с детьми. Разместить детей за столом. Сообщение темы занятия. Познакомить детей с перчаточной куклой Петрушкой. |
Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом, ответы на вопросы педагога |
Введение тематического персонажа-помощника педагога позволяет настроить детей на занятие, облегчает установление контакта с педагогом. |
Этап №2. Теоретический (10 минут).
Задачи: Систематизация знаний о видах изобразительного искусства, сообщение нового материала, формирование умения работать в коллективе, создание положительного эмоционального фона.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методический комментарий |
Изложение учебного материала введение понятий «Коллаж», «Графика», «Плакат», «Анимация», «Декоративно-прикладное искусство» «Иллюстрация». Диагностика уровня усвоения нового материала: предлагается пройти тест, где необходимо выбрать фотографии, соответствующие различным видам изобразительного искусства. |
Просмотр видео, диалог с педагогом, ответы на вопросы, выполнение предложенных заданий |
Просмотр видеоматериалов с комментарием педагога, обращение к опыту и имеющимся знаниям детей позволяет сформировать положительный эмоциональный фон занятия, задействует различные зоны восприятия информации. Данное задание используется в качестве физической разминки, поскольку для его выполнения дети встают, делятся в игре на пары, двигаются по кабинету. Педагог определяет степень усвоения изложенного материала. Задание выполняется в парах, где каждый ребенок ответственен за ответ на общий вопрос. |
Этап №3. Практический (25-30 минут).
Задачи: знакомство с карикатурой, формирование навыков практической работы с фотографиями, красками, шрифтом, фломастерами и маркерами, формирование умения работать в парах, в коллективе.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методический комментарий |
Представление листа ватмана А1, фотографий педагогов, фломастеров, красок, клея, ножниц. Сообщение особенностей коллективной работы. Знакомство и выбор шрифта, рассказ о зарождение карикатуры в России в XVII в., о народных лубочных картинках. |
Определение центра и фона композиции на листе, выбор техники исполнения, шрифта для оформления стенгазеты, выбор красок. |
Карикатура как жанр изобразительного искусства (обычно графики, но не обязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. Выполнение задания позволяет познакомить детей с новым творческим решением, средством смешанных техник разных направлений, что требует внимания, знаний и умений, владения разными техниками, точности движений, развивает мелкую моторику рук. Наличие одного набора красок и фломастеров на всех детей формирует ситуацию, в которой дети должны заботиться о своем товарище, договариваться друг с другом и т.д. Использование художественного слова (рассказ о зарождение карикатуры в России) параллельно с практической деятельностью детей направлено на сообщение информации о лубочной картинке (изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов, вид народного творчества). |
Этап №4. Заключительный (2-3 минуты)
Задачи: Подведение итогов занятия, тренировка памяти и наблюдательности, стимулирование на дальнейшую деятельность.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методический комментарий |
Подведение итогов занятия: вспомнить, какие виды изобразительного искусства сочетаются в стенгазете (графика, живопись, коллаж), к какому виду относится карикатура (декоративно-прикладное искусство), где может использоваться (журнальная и книжная иллюстрации, календари, буклеты, почтовые марки и открытки, наклейки, печати, реклама, анимация). Выявление степени удовлетворенности занятием (опрос).
|
Беседа с педагогом о пройденном материале, ответы на вопросы. |
Беседа с педагогом закрепляет полученные знания. Завершенная работа приносит детям радость, стимулирует на дальнейшую изобразительную деятельность. |