Мастер-класс «Приёмы рефлексии обучащихся на уроках в начальной школе»
Мастер – класс
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью обучащихся.
Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия
Дать представление о классификации рефлексии
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Ход мастер класса
1.Актуализация мастер класса
Уважаемые коллеги! Я очень рада стоять на этой сцене рядом с профессионалами своего дела. Надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Я вам расскажу одну притчу: (1 СЛАЙД)
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Он взял бабочку, зажав ее в ладонях, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил.
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
Любимым (2 СЛАЙД)
Нужным (3 СЛАЙД)
а главное – успешным (4 СЛАЙД)
Действительно, все в наших руках.
- Уважаемые коллеги, а теперь перед началом нашей работы мне бы хотелось узнать ваше эмоциональное состояние. Выберите, пожалуйста, смайлик, соответствующий Вашему эмоциональному настроению в начале нашей работы.
- Спасибо большое. Надеюсь, Ваше хорошее настроение сохранится до конца нашего мероприятия, а я, в свою очередь, постараюсь еще и повысить его.
2.Раскрытие темы мастер класса.
Тема нашего мастер-класса «Приёмы рефлексии обучащихся на уроках в начальной школе». (5 СЛАЙД)
Моя цель: Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.(6 СЛАЙД)
ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы. Мы будем говорить о том, на что обычно у учителя не хватает времени. О том: нужна ли рефлексия учителю? О том: нужна ли рефлексия ученику? Сначала хочу задать вам вопрос – что такое рефлексия?
- Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите.
| | | ||
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал | |
Рефлексия Классификация рефлексии Рефлексия настроения Рефлексия деятельности Рефлексия содержания | | | | |
| | | | |
-Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните в таблице графу «Хочу узнать». (Ставим цели) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
3. Содержание мастер-класса.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике….
Только с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Что такое рефлексия? (7 СЛАЙД)
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Необходимость рефлексии
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у обучащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
(8 СЛАЙД)
Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.
Такая рефлексия отражает человеческую сущность:
физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),
интеллектуальную (что понял, что осознал –что не понял, какие затруднения испытывал),
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Рефлексия бывает: (9 СЛАЙД)
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»
Психологи выделяют несколько видов рефлексии:
Коммуникативная, личностная, интеллектуальная. (10 , 11, 12 СЛАЙД)
Время проведения
В зависимости от вида рефлексии, проводят ее на разных этапах урока. Это можно сделать при повторении домашнего задания, для закрепления нового материала, для проверки отдельных элементов темы.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Вот некоторые приемы работы, которые я использую на уроках.
1.Самый простой вариант - показываем обучащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.(14 СЛАЙД)
2. Эффективен прием «Ваза с цветами». (15 СЛАЙД) В начале урока обучащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось - голубой».
3. Начиная и завершая урок, я использую и прием рефлексии «Дерево успеха». (16 СЛАЙД).
Обучащихся вешают на яблоню смайлики, яблоки, с их настроением в конце урока. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Обучащиеся с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.
Прием «Шкала успеха». (17 СЛАЙД) Ребенок сам должен оценить достигнутые результаты. Для этого обучающиеся рисуют против предмета знак, звездочку. Этой звездочкой дети оценивают свою работу на каждом этапе урока.
Для оценки групповой работы использую прием «Комплимент».
В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Моё благодарственное слово является завершающим. При этом я выбираю тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому обучащемуся.
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Оптимальный для этого вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:
Приём «Рефлексивный экран». (18СЛАЙД)
Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Сегодня я смог…
Меня удивило…
Я могу научить другого…
2.Метод пяти пальцев тоже не требует специального оборудования.
(19 СЛАЙД)
Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:
Б (большой) – Я узнал… (Я повторил…)
У (указательный)- Мне было легко…
С (средний)- Мне было трудно…
Б (безымянный) – Могу себя похвалить…
М (мизинец) - Моё настроение к концу урока…
3.Приём «Ресторан».
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
5.Приём «Пунктуационные знаки». (20 СЛАЙД)
В ходе урока ребята рисуют знак напротив каждого задания на полях тетради.
! – У меня на уроке всё получилось. Мне было всё понятно.
? – Не все задания я выполнил правильно. У меня часто возникали вопросы.
… - Мне нужно ещё стараться, чтобы допускать меньше ошибок.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Заключение
Без такого этапа, как рефлексия, невозможно обойтись в современных общеобразовательных школах. Федеральные государственные стандарты четко указывают на возможность выбора педагогом варианта проведения рефлексии, но подчеркивают обязательность ее выполнения на каждом уроке. Дети, которые в ходе такой формы обучения учатся анализировать свои навыки, оценивать умения, не будут испытывать проблем в общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно формирование адекватной самооценки - основная задача проведения всех видов рефлексии в начальной школе
Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Если понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно – покажите веселого смайлика.
Если вас это не тронуло – покажите грустного смайлика.
Спасибо за внимание!