Урок окружающего мира в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Солнце, растения и мы с вами.
Цель:
- значение солнечного света и тепла для жизни растений
- установление причинно – следственных связей в природе
-воспитание экологической культуры детей
- привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе
Задачи:
- развивать познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях
Формирование УУД:
Личностные: формирование чувства сопричастности к своей Родине, бережного отношения к окружающей природе
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в своей деятельности
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации,применение методов информационного поиска
Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в организованной деятельности, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, согласование усилий по достижению общих целей и организации совместной деятельности
Оборудование:
учебник, карточки для работы в парах,для индивидуальной работы, презентация по теме урока
Этапы урока |
Задачи урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||||||
1.Мотивация учебной деятельности |
Формировать положительную мотивацию, доброжелательное отношение друг к другу |
Учитель читает загадку о подсолнухе, стихотворение о «чудо-поле», об удивительном растении - «солнечном цветке». Далее рассказывает «историю» ,которая произошла с этим растением. ( неожиданно в ветреную погоду растение прикрыл упавший с дерева листочек) |
Дети отгадывают загадку о подсолнухе, слушают учителя |
Личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника. |
||||||
2.Актуализация знаний учащихся. |
Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания |
«Все прекрасное на Земле от Солнца» сказал однажды писатель М.М.Пришвин. Я приглашаю вас в гости к Солнышку, чтобы узнать, как помочь нашему растению. Угадайте,кто греется под солнечными лучиками. Как мы назовем всех гостей? Учитель предлагает обучающимся выделить основные признаки живой природы (работа по карточкам). |
Дети отгадывают загадки, находят слово-обобщение «живая природа», уточняют: человек, животные, растения – живая природа (самостоятельная работа по карточкам). |
Познавательные: поиск и извлечение информации, умение самостоятельно выполнять задание |
||||||
3.Пробное задание, которое пока выполнить не можем. Фиксация затруднения. |
Выявление и фиксирование возникшего затруднения. |
Прочесть основные признаки живой природы. Можем ли мы сразу утвердительно сказать, что повлияло на «плохое самочувствие» растения? Чего не хватает подсолнуху? |
Дети высказывают свои предположения, обсуждают их. |
Коммуникативные: формирование собственного мнения. |
||||||
4.Целеполагание. |
Определить тему, цель, учебные задачи, смоделировать план работы с помощью учителя. |
Из предложенных детьми ответов учитель помогает учащимся определить основную цель урока и учебные задачи. Учитель предлагает детям познакомиться с нужной учебной информацией, узнать интересные факты из жизни растений. |
Дети обсуждают с учителем план предстоящей работы. |
Регулятивные: постановка учебных задач, определение целей урока. |
||||||
5.Открытие нового знания. |
Фиксирование новых знаний в языке и знаково. |
Рассказ учителя о том, как происходит дыхание и питание растений (использование слайдов). Учитель знакомит ребят с «зеленой кухней», с удивительными "поварами-листочками», образованием главных питательных веществ -крахмала и сахара. -Что нужно сделать, чтобы наше растение вновь ожило? ФИЗПАУЗА |
Обучающиеся работают по опорам-схемам, заполняют их, проговаривая и запоминая слова: кислород, вода, углекислый газ, растворенные соли, крахмал и сахар. Дети высказывают свое мнение, стараются доказать его правильность. |
. Регулятивные: удерживание учебной задачи. Познавательные: Ориентироваться в окружающем мире. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Познавательные: применение информации для решения учебной задачи. |
||||||
6.Первичное закрепление изученного |
Формирование умения применять новое правило на основе самоконтроля. |
Много добрых и ласковых слов посвятил народ солнышку: заклички, пословицы. поговорки. |
Дети говорят заклички, пословицы, поговорки о солнце. |
|||||||
Формирование первичных умений на основе самоконтроля. |
Учитель предлагает детям прочесть статью учебника на странице 78 и подчеркнуть нужную информацию для того, чтобы ответить на вопрос: Как связаны между собой Солнце -растения – люди - животные? Учитель раздает детям карточки –выполнить задание «Собери слова» |
Дети читают статью и находят ответ на вопрос учителя. Дети работают по карточкам, составляют слова «крахмал», «сахар» |
Познавательные: применение информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: формирование собственного мнения. Монологические высказывания. Познавательные: самостоятельно выполнять задание, применять информацию для поставленнзадачи. |
|||||||
7.Работа в парах. |
Формировать умение оценивать себя и работу друг друга. |
Солнышко любит играть лучиками, посылает «солнечных зайчиков».И сейчас вы будете играть, помогать, советовать друг другу. Игра «Пятый лишний» (подчеркнуть « лишнее» слово). Игра «Умозаключение» -подчеркнуть, слова, которые наиболее существенны для слова «растение» Продолжить предложение: «Добрый человек, что солнце…… |
Дети читают слова на карточках и выбирают «лишнее»: Солнце, горы, животное, звезды, луна Дети выбирают наиболее существенные слова: Садовник, тепло, лес, свет, земля, клумба Обучающиеся составляют свои предложения, выбирают лучшие варианты |
Коммуникативные: взаимодействие, сотрудничество Регулятивные: выбрать действие в связи с поставленной задачей. Познавательные: анализ. Коммуникативные: монологические высказывания |
||||||
8.Подведение итогов урока |
Фрмировать умение подводить итог проделанной работы |
Учитель читает стихотворение о живой природе. Что необходимо растению, чтобы оно полноценно питалось, дышало, росло? |
Дети подводят совместно с учителем итог проделанной работы. |
Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата с поставленной целью. |
||||||
9.Рефлексия. |
Самооценка детьми собственной деятельности. |
Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, разместите лучик возле него. (на доске изображения 2солнышек: грустное и веселое) |
Дети выбирают солнышко, размещают рядом свой лучик. Домашнее задание: сочинить свою сказку о подсолнушке (на листочке с изображением подсолнуха). |
Личностные: внутренняя позиция ребенка. |
Список используемой литературы.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Учитель, 2006.
Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение , 1971.
А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008
А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
Приложение к уроку.
Загадка о подсолнухе:
«На извилистой дорожке
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек».
Стихотворение
Что за поле? Чудеса!
Смотрит солнцу он в глаза,
Словно брат ему - цветок-
Ярко-жёлтый лепесток.
В его сердце, словно глаз-
Зреют семечки для нас,
Дразнит солнце, отходя –
Снова вслед глядят глаза.
Так проходит целый день,
Пока солнце уйдёт в тень.
Он, головку опустив,
Утро ждёт, слегка грустив.
Ножку длинную свою
Он подставит ветру всю.
Ветер стебель не погнёт –
Ведь под солнцем он растёт.
/data/files/j1513040523.pptx (Презентация к уроку " СОЛНЦЕ,РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ")
Наталья Николаевна