12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пискунова Елена Александровна67
Россия, Ставропольский край, поселок Комсомолец

План-конспект урока  в первом классе (35 минут)

Тема урока: «Куда ведёт нас песня».

  Цель урока: закрепить знания учащихся о музыкальном жанре «опера», ввести новое музыкальное понятие – «симфония», обратить     внимание на художественную отработку исполнения песни.

        Задачи урока:

1.развивать эмоционально-образное восприятие     музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой     деятельностью;

2.развивать эмоциональный отклик и выражение своего впечатления в     пении, игре и пластике;

3. развивать музыкальную память и слух, певческий голос;

4. развивать  музыкальные способности (мелодический, гармонический слух,  чувство ритма)

5. воспитывать любовь и интерес к предмету.

Содержание урока:

Организационный момент. Дети входят под музыку

Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчишки!

Здравствуйте!

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Повернитесь друг к другу – подарите улыбку, теперь подарите улыбку мне, а я вам. Давайте сохраним хорошее настроение на весь день.

Дети садятся на места.

II.    Актуализация ранее изученного.

Давайте вспомним, о каких 3-х китах мы говорили на прошлом уроке?

Дети: песня, танец, марш и о том, куда они могут нас привести.

Учитель: Правильно, а сейчас внимательно послушайте, пожалуйста, и  скажите, что это за кит?

В исполнении учителя звучит 1 куплет « Колыбельная» из оперы «Волк и семеро козлят»

Дети: Кит Песня.

Учитель: Правильно. А как она называется?

Дети: «Колыбельная».

Учитель: Верно! А как она прозвучала?

Дети:   Медленно, плавно.

Учитель: Вспомнить, куда же на прошлом уроке привела нас песня, вам поможет загадка, которую вы сейчас отгадаете:

1. Спектакль музыкальный и все в нем поют

Ни слова без пения ты не услышишь

Обилие действий – герои живут,

Поют и танцуют, и музыкой дышат!

Но сделаем в памяти росчерк пера -

Спектакль музыкальный и есть (опера)

Учитель: А как называлась опера, которую вы слушали на прошлом уроке?

Дети:  «Волк и семеро козлят», композитор Мариан Коваль. (Портрет композитора)

Учитель:   Какая песня нас туда привела?

Дети:   «Колыбельная».

Учитель: А теперь отгадаем загадку о том, кто же исполняет музыку к ней?

2. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

Учитель: А какой оркестр исполняет в ней музыку?

Дети:  Симфонический оркестр.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня, мы продолжим тему прошлого урока: «Куда ведет нас песня?». И вы узнаете, что песня ведет не только в оперу. Вы научитесь понимать термины «опера», «симфония», различать их особенности

(Звучит завораживающая музыка, учитель достает куклу)

Я приглашаю Вас в путешествие в необычную страну. Ой, здесь написано: «Не звонить и не стучать» Может, это особенный мир, куда не должны доноситься ни звука? Нет! Полной тишины здесь не бывает, здесь живут звуки, но не простые, а музыкальные! Они принесут Вам много радости, научат Вас петь и танцевать. А хозяйка в этой стране Фея Музыки.

Отправляемся в путешествие, чтобы узнать, куда ведет нас Песня! (Звучит музыка) Какая красивая музыка встретила нас. Кто узнал?

Дети:  рус. нар. песня «Во поле берёза стояла».

Учитель: Правильно! А как она прозвучала?

Дети:   Медленно, плавно, по - хороводному.

1 куплет – предложить спеть девочкам, а мальчики послушают. Девочки складывают руки «полочкой», выполняют лёгкие, плавные наклоны поочередно то влево, то вправо.

2 куплет - предложить спеть мальчикам, отбивая ритм на ложках, а девочки послушают. Предлагаю спеть быстро, задорно.

3 куплет давайте исполним все вместе.

Учитель:  Мы сейчас с вами исполнили песню, но каждый куплет звучал по – разному. Как менялся характер песни?

Дети:   Из хороводной, плавной, певучей, медленной, она превратилась в быструю, весёлую, плясовую…

Фея знает свое дело…и, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело совершает чудеса.

Ей понравилось, как Вы пели и танцевали, а теперь она хочет с Вами поиграть. Слово рассыпалось. Соберите его.

(Дети читают слово симфония)

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель:  Ребята, оказывается для симфонического оркестра композиторы сочиняют ещё и специальные произведения, которые называют–симфонии. Повторим все вместе это слово «симфония».  Это слово в переводе с греческого языка означает «созвучие» - приятное сочетание звуков. Создание симфонии – работа нелёгкая. У нас в России большим мастером симфонической музыки был известный композитор  (портрет композитора) П. И Чайковский. Его симфонии – это волнующие музыкальные рассказы о борьбе человека за жизнь, за счастье. П. И. Чайковский очень любил русскую природу и в своей музыке  часто использовал русские народные напевы. Сейчас вы услышите небольшой отрывок из симфонии №4 П. И. Чайковского, в нём прозвучит знакомая вам мелодия. Когда вы её услышите и узнаете, поднимите руку, только имейте в виду, эта тема будет звучать несколько раз. Внимательно слушайте, как она будет меняться.  Звучит отрывок из финала симфонии №4 П. И. Чайковского.

Учитель:  Расскажите о своих впечатлениях от прозвучавшей музыки.

Дети: рус. нар. песня «Во поле берёза стояла» превратилась в симфоническую музыку, которую исполняют много инструментов одновременно. Сначала она звучала мягко, напевно, потом быстро, тревожно, громко, победно…

Учитель:  Правильно, вы были внимательными слушателями. Давайте ещё раз послушаем музыку симфонии, но будем  не слушателями, а теми, о ком я вам сейчас загадаю загадку

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент!    (Дирижёр.)

Существуют специальные дирижёрские жесты. Когда музыка спокойная, тихая – жесты небольшие, плавные, а когда музыка громкая, быстрая, взволнованная, то жесты широкие и энергичные. Итак, попробуем ненадолго стать дирижёрами симфонического оркестра.

(Звучит тот же отрывок, дети дирижируют)

Молодцы!

Ребята, но что случилось? Пока Вы слушали симфонию, Фею заколдовал злой волшебник, ведь в стране музыки, как в любой сказке есть добрые и злые силы.

А живёт эта сила в лесах, и повсюду сеет страх!!!

От этого колдовства фея Музыки крепко заснула.

Злой волшебник не любит, когда вокруг царит радость и веселье, но в сказках случаются чудеса, и поэтому Фею Музыки можно расколдовать, если мы споем веселую песню, которую выучили на прошлом уроке. Как она называется?

IV. Работа над художественным исполнением.

Дети:   «Ёлочки в лесочке».

Уч:  Сколько в ней куплетов? (три.)  Припев есть? (нет.) Есть повторы.

Какой характер песни? (радостный, задорный, плясовой…)

Какой темп? (быстрый)

Слова все помнят? Повторим выученную песню, точно исполняя мелодию, внятно произнося слова,  все вместе.

V. Рефлексия.

Молодцы, Вы смогли разбудить Фею Музыки, потому что хорошо исполнили песню.

Чары злого волшебника рассеются окончательно, если Вы покажете хорошие знания темы урока. Давайте повторим, куда же ведет нас Песня, а для этого отгадаем музыкальные загадки.

Учитель поет:

1.Музыка, пение, сцена, игра – все это вместе и есть … (опера)

2.Созвучие, единое звучание –

Симфонией по-гречески зовем.

Оркестр или хоровое пение

И все мы с этой музыкой живем

Единство настроения в выражении,

В богатстве звуков полная гармония.

Мы с вами дружно вместе назовём

Как это называется? (симфония)

Учитель: Так куда же ведет нас Песня?

Что было сложно? Что Вы сегодня для себя открыли?

Ребята, кому сегодняшний урок понравился и кто все понял, поднимите карточку с улыбкой, а кому сегодня что-то было непонятно, поднимите карточку с задумчивым человечком.  Спасибо.

Урок окончен. Фея Музыки прощается и говорит вам: «До свидания, до новых встреч!»

VI.   Выход под музыку  

До свиданья! До свиданья! До свиданья, музыка!

На прощанье, на прощанье, скажем Музыке, пока!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.