Программа работы кружка «Занимательная математика» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 26 April

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

г. Балаково Саратовской области

 

 

 

 

Планирование занятий кружка


 


 

« Занимательная математика»

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

учитель начальных классов

Темралиева Марина Анатольевна

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена по «Занимательной математике» для 3 классов составлена на основе Примерной программы, учебного плана МАОУ СОШ №16 на 2023-2024 учебный год. Рабочая программа рассчитана на 72_часа в год, 2 часа в неделю. Рабочая программа реализуется в 3классах общеобразовательной школы в 2023-2024 учебном году. Срок реализации рабочей программы: 2023-2024 учебный год.

Практическая значимость внедрения программы «Занимательная математика» - обучение рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичное, так и в измененные условия.

Характерной особенностью программы «Занимательная математика» является наличие большого количества элементов занимательности в изложении материала.

Цели программы «Занимательная математика»

привитие познавательного интереса учащимися к математике;

развитие математических способностей;

систематизация и углубление знаний по математике.

Достижение целей программы возможно при условии реализации следующих задач:

формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;

развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

развитие пространственного воображения;

развитие математической речи;

развитие творческих способностей;

формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

воспитание стремления к расширению математических знаний;

формирование критичности мышления;

развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других, развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах.

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1 Мотивация к изучению математики.

2 Формирование личностного смысла изучения математики.

3 Готовность слушать собеседника и вести диалог

4 Уметь работать в группах.

5 Уметь доказывать способ правильного решения.

6 Уметь опровергать неправильное направление поиска.

1. Приобретение начального опыта применения математических знаний.

2. Использование начальных математических знаний.

3. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом

5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

6.Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;

7.Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

8.Отличать кривые и плоские поверхности;

9.Уметь читать графическую информацию;

10.Дифференцировать видимые и невидимые линии;

11.Конструировать геометрические фигуры;

12.Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

13.Уметь различать существенные и несущественные признаки.

14.Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.


 

 

 

1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха

2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

3 Овладение способностью принимать и сохранять цели

4 Овладение навыками смыслового чтения текстов

5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

 

 

Предполагаемые результаты.

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;

успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.


 

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

РАЗДЕ-ЛА

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Мир интересных чисел

Интересные приемы устного счета. Числа-великаны Коллективный счет. Игра «У кого какая цифра». Математические горки. Игра «Знай свой разряд». Упражнения с многозначными числами. Математика – царица наук; талантливая женщина – математик С.В. Ковалевская. Игра «Задумай число». Компьютерные математические игры. Познавательная игра «Семь верст…». Некоторые особые случаи счёта. Логические цепочки с числами. Признаки делимости на 11. Решение задач международной игры «Кенгуру». Алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления столбиком. Нахождение значений выражений. Алгоритм проверки правильности вычислений.

15

 

2.

Занимательная геометрия

Превращение фигур; волшебный круг. Удивительные квадраты. Циркуль; чертёжный треугольник; рулетка. Прямая, луч, отрезок. Треугольники; Танграм. Задачи с геометрическим содержанием. Конструирование предметов из геометрических фигур. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. Составление программ для преобразования фигур на плоскости. Конструирование геометрических фигур. Геометрические головоломки. О чем расскажет угол. Решение задач международной игры «Кенгуру». Многоугольники.

 

12

3.

Решение логических задач

Решение задач разными способами. Задачи со спичками. Решение старинных задач. Поисковые задачи на усвоение знаний нумерации. Составление кратких записей и схем к задачам. Самостоятельное составление задач. Математическая игра «Умники и умницы». Решение занимательных задач. Логическая игра «Молодцы и храбрецы». Игра «Знакомство с Архимедом». Задачи с многовариантными решениями. Знакомство с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Задачи с неполными, лишними, нереальными данными. Решение задач международной игры «Кенгуру». Учимся решать задачи на противоречия. Задачи, решаемые с конца. Решение обратных задач. Решение задач на нахождение площади и периметра многоугольников. Решение задач на смекалку.

 

20

4.

Основные величины

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок. Однородные величины. Длина, придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа. Вычисление площади фигур. Объем фигур. Решение задач международной игры «Кенгуру». Сложение, сравнение, вычитание именованных чисел. Приемы вычисления площади. Международная система единиц. Площади фигур и их измерение. Периметр – измерение. Определение площади фигуры сложной конфигурации.

15

5.

Эти загадочные уравнения

Составление уравнений. Решение уравнений на основе взаимосвязей между умножением и делением. Решение уравнений на основе взаимосвязей между сложением и вычитанием. Алгоритмы решения разных видов уравнений. Составление уравнений по высказыванию.

10

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы. Используется мультимедийное оборудование.

На занятиях кружка используются:

Перфокарты

Карточки

Математические таблицы

Опорные схемы

Результат реализации программы « Математика вокруг нас» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

 

П/П

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

 

 

Мир интересных чисел (15 часов)

 

 

1

Интересные приемы устного счета.

1

 

 

2

Числа-великаны

1

 

 

3

Коллективный счет.

1

 

 

4

Игра «У кого какая цифра».

1

 

 

5

Игра «Знай свой разряд».

1

 

 

6

Упражнения с многозначными числами.

1

 

 

7

Математика – царица наук; талантливая женщина – математик С.В. Ковалевская.

1

 

 

8

Игра «Задумай число».

1

 

 

9

Некоторые особые случаи счёта.

1

 

 

10

Нахождение значений выражений.

1

 

 

11

Алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления столбиком.

1

 

 

12

Признаки делимости на 11.

1

 

 

13

Логические цепочки с числами.

1

 

 

14

Познавательная игра «Семь верст…».

1

 

 

15

Компьютерные математические игры.

1

 

 

Решение логических задач (20 часов)

 

 

1

Решение задач разными способами.

1

 

 

2

Знакомство с математиком Пифагором.

1

 

 

3

Решение старинных задач. Задачи со спичками.

1

 

 

4

Поисковые задачи на усвоение знаний нумерации.

1

 

 

5

Составление кратких записей и схем к задачам.

1

 

 

6

Самостоятельное составление задач.

1

 

 

7

Математическая игра «Умники и умницы».

1

 

 

8

Решение занимательных задач.

1

 

 

9

Логическая игра «Молодцы и храбрецы».

1

 

 

10

Игра «Знакомство с Архимедом».

1

 

 

11

Задачи с многовариантными решениями.

1

 

 

12

Обратные задачи.

1

 

 

13

Задачи с изменением вопроса.

1

 

 

14

Задачи с неполными, лишними, нереальными данными.

1

 

 

15

Решение задач международной игры «Кенгуру».

1

 

 

16

Учимся решать задачи на противоречия.

1

 

 

17

Задачи, решаемые с конца.

1

 

 

18

Решение обратных задач.

1

 

 

19

Решение задач на нахождение площади и периметра многоугольников.

1

 

 

20

Решение задач на смекалку.

1

Основные величины (15часов)

 

 

1

Старинные меры измерений.

1

 

 

2

Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок.

1

 

 

3

Однородные величины.

1

 

 

4

Длина, придумывание новых мерок.

1

 

 

5

Измерение, исследовательская работа.

1

 

 

6

Вычисление площади фигур.

1

 

 

7

Объем фигур.

1

 

 

8

Решение задач международной игры «Кенгуру».

2

 

 

9

Сложение, сравнение, вычитание именованных чисел.

1

 

 

10

Приемы вычисления площади.

1

 

 

11

Международная система единиц.

1

 

 

12

Площади фигур и их измерение.

1

 

 

13

Периметр – измерение.

1

 

 

14

Измерение площади класса.

1

 

 

15

Измерение площади с помощью палетки.

1

 

 

Эти загадочные уравнения (10 часов)

 

 

1

Решение задач международной игры Кенгуру.

1

 

 

2

Составление уравнений.

1

 

 

3

Решение уравнений на основе взаимосвязей между сложением и вычитанием.

1

 

 

4

Решение уравнений на основе взаимосвязей между умножением и делением.

1

 

 

5-6

Алгоритмы решения разных видов уравнений.

2

 

 

7

Составление уравнений по высказыванию.

1

 

 

8

Решение сложных уравнений.

1

 

 

9

Составление ребусов.

1

 

 

10

Составление уравнений .

1

 

 

Занимательная геометрия (12 часов)

 

 

1

Превращение фигур; волшебный круг.

1

 

 

2

Удивительные квадраты.

1

 

 

3

Циркуль; чертёжный треугольник; рулетка.

1

 

 

4

Прямая, луч, отрезок.

1

 

 

5

Треугольники. Танграм.

1

 

 

6

Задачи с геометрическим содержанием.

1

 

 

7

Конструирование предметов из геометрических фигур.

1

 

 

8

Геометрические головоломки.

1

 

 

9

О чем расскажет угол.

1

 

 

10

Многоугольники.

1

 

 

11

Математическая викторина

1

 

 

12

Круглый стол «Подведем итоги».

1

ИТОГО

72 часов

 

 

Список литературы

Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.

Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. – М.:Илекса, 2002.

Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000

Петерсон Л. Г. Математика. 3 класс. Методические рекомендации для учителей, Ювента, 2008

Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.

Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Академия развития, 1996.

Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): Рабочие тетради: в 2 – х частях, часть 1/О. Холодова. – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2008.

Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): Рабочие тетради: в 2 – х частях, часть 2/О. Холодова. – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2008.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.