12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Несытова светлана Николаевна21
Несытова Светлана Николаевна
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
5

Адаптационное мероприятие для первоклассников "С острова Дошкольного детства на остров Школьников"

«С острова дошкольного детства на остров школьников»

(Адаптационное психологическое занятие для первоклассников в начале учебного года)

Пояснительная записка

Поступление в первый класс является значимым этапом в жизни ребёнка. От эмоционального восприятия этого перехода в новое статусное состояние («дошкольник»-«школьник») во многом зависит успешность адаптации, а значит, и судьба его школьной жизни. Первоклассник не может одномоментно в своём сознании перенестись из состояния «до школы» в состояние «в школе», несмотря на реально существующий временной водораздел в виде 1-го сентября и праздника, связанного с ним. Многие из них будут ещё некоторое время сравнивать своё пребывание в школе с детсадовским и ностальгировать по последнему. Такая своеобразная «неразорванная пуповина» с прошлым может по аналогии с вышеназванным направлением в детско-родительских отношениях замедлять адаптацию ребёнка к школе. Поэтому логично проводить некий символический вариант разрыва этой связи. Нами был придуман такой вариант в виде игрового мероприятия «С острова дошкольного детства на остров школьников». Игра является ведущим видом деятельности для только что выпустившихся из детского сада дошколят и не утрачивает своей привлекательности для выпускников средней школы, поэтому является естественной и привлекательной формой освоения новых состояний и преодоления препятствий.

Интрига данного мероприятия усиливается ещё и тем, что проводится оно силами учащихся 5-го класса, которые тоже очень болезненно переживают разрыв с начальной школой и своей первой любимой учительницей, которая теперь стала учительницей этих малышей. Пятиклассники становятся проводниками для первоклашек в реалии школьной жизни. При этом они, естественно, чувствуют себя авторитетными, значимыми, умелыми в преодолении сложностей. Выполняя это «действо», они опосредованно сами приобщаются к мысли о неизбежности перехода от одного жизненного этапа к другому, необходимости и возможности позитивно воспринимать этот переход и успешно преодолевать. Таким образом, данное мероприятие работает сразу для 2-х важнейших переходов в школьной жизни: из ДОУ в школу и из начальной школы в среднюю.

В нашей игре происходила следующая последовательность действий:

- Воспоминания о дошкольном детстве (рефлексия с рисунком под музыку);

- Инициирование детей на желание перехода из такого прекрасного уютного дошкольного периода в период школьного детства;

- Подготовка на символическом уровне к переходу (изготовление корабликов);

- Осуществление на символическом физически осуществляемом уровне процесса перехода (прохождение через «портал», разделяющий дошкольное и школьное детство);

- Прибытие на своих корабликах на остров школьников, высказывания о том, как им на острове школьников;

- Знакомство в театральной форме о возможных трудностях в школе в виде персонифицированных отрицательных качеств школьников: лень, отвлекаемость, невнимательность, задиристость, неумение дружить, отсутствие интереса к знаниям;

- Символическое изгнание этих отрицательных качеств, победа над ними;

- Рефлексия по поводу хорошего варианта пребывания на острове школьников, настрой на позитивное восприятие школьной жизни (рисунок под музыку);

- Передача эстафеты пятиклассниками статуса «Ученик начальной школы» первоклассникам – учащимся их бывшей учительницы, обучающимся в их бывшем классе;

- Прославление первоклассниками своего класса;

- Рефлексия занятия.


Для 1а, 1б, 1в, 1г классов проводились мероприятия: в каждом классе. Мероприятия

 проводились силами учеников 5а, 5б, 5в классов, в которых педагогами начальных классов были учителя нынешних 1-х классов (кроме 1г).


Цель: помощь в адаптации учащихся 1-х классов, помощь в соблюдении преемственности начального и среднего звена.


Задачи:

- организовать взаимодействие в ходе совместной деятельности;

-ознакомить с правилами школьной жизни;

- более полно принять свою новую роль,

- помочь первоклассникам преодолеть ностальгию по своему любимому садику, барьеры в общении с детьми, учительницей;

- помочь первоклассникам видеть более позитивно перспективы пребывания в школе;

-способствовать соблюдению преемственности начального и среднего звена;

-помощь пятиклассникам в освоении своей новой позиции как представителей более старшего звена;

- дать возможность пятиклассникам актуализировать свои позитивные чувства к школе;

- дать возможность пятиклассникам проявить свои творческие способности.


Ход занятия

Первоклассникам объясняется, что сегодня будет необычный урок и что к ним пришли гости: ребята 5-го класса. Идёт представление ребят.

Психолог ведёт беседу о том, что сейчас они первоклассники, а совсем недавно были дошколятами. Предлагается вспомнить, что хорошего было до школы. Дети высказываются, затем рисуют под музыку картинку-релаксацию «Хорошие воспоминания о времени до школы». (Звучит лютневая музыка XVI-XVII веков Жан Антуан Байф - Пастурелла).

Пятиклассникам также предлагается вспомнить о своём дошкольном детстве и рассказать о нём.

-Психолог: До школы было хорошо, но что будет, если навсегда там остаться?

Дети отвечают, что обязательно нужно переправляться из дошкольного детства в школьное, чтобы стать умным, знающим.

Психолог предлагает изготовить быстро кораблики из бумаги для отплытия с острова «Дошкольное детство» на остров «Школьная страна». Пятиклассники помогают. На корабликах каждый делает надпись, либо рисунок.

     image%284%29.png     

Далее звучит сигнал, что пора отправляться. Дети собираются в гавани (у двери) с корабликами. (Звучит музыка моря).

image%286%29.png

Каждый ребёнок должен пройти через портал, сооружённый пятиклассниками, чтобы попасть на остров «Школьная страна».

После того, как все дети переправляются на школьный остров, психолог спрашивает, нравится ли им в школе и что бы хотелось в ней.

-Психолог: На школьном острове хорошо, но иногда там появляются злые волшебники, мешающие детям учиться. Сейчас пятиклассники вам их покажут.

Пятиклассники показывают маленькие инсценировки об этих злых волшебниках.

  Лень

Я - тягучая липкая Лень,

Завлекаю детей целый день

В своё царство, где нету желанья

Прилагать для учёбы старанье.

Делать там ничего неохота:

Ни учиться и ни работать.      

image%28287%29.png

Отвлекалка

Я, представьте, - Отвлекалка,

На уроках всем мешалка.

Слушать я урок мешаю –

Отвлекаю, отвлекаю.

То в окно смотреть охота,

То в портфеле ищу что-то,

То с соседом посудачу,

Поиграть в игру подначу.

image%28288%29.png

    Засоня

Я известна как Засоня.

Я весь день как бы спросонья.

И желанье –только спать,

А не знанья получать.


Задира

Я- задира первоклассный.

 Пришёл в школу в первый класс я.

Задирать я всех готов,

Не скажу я добрых слов.

Становлюсь всё злей и злей

 И не будет мне друзей

image%28289%29.png


Болтушка

Я – Болтушка! Я – Болтушка!

В классе –словно погремушка:

Всё болтаю и болтаю,

И соседей отвлекаю.

На уроках мои уши

Не желают темы слушать.

Лучше – поболтать с подружкой,

Мы –крутые с ней Болтушки.


После сценок «презентации» злых волшебников психолог спрашивает ребят, хотели бы они, чтобы эти существа были рядом с ними и властвовали в их классе. Дети дружно отвечают «Нет!».

-Психолог: «Тогда давайте все вместе выгоним их из нашего класса!». Дети изгоняют злых волшебников (играющих их пятиклассников) из класса.

-Психолог: «Теперь в «Школьной стране» всё должно быть хорошо. Так и всегда этих злых волшебников нужно изгонять».

Далее детям предлагается прикрепить их личные кораблики на доску с помощью магнитиков. Таким образом, образуется армада корабликов, двигающихся вместе в одном направлении по океану времени.

Первоклассники садятся на свои места и им предлагается нарисовать под спокойную оптимистичную музыку «Хорошо в Стране Школы».

 (Звучит минусовка песни «Учат в школе»)

Психолог спрашивает у первоклассников:

«Какая наша школа?». Дети отвечают.

-Психолог: а вот мнение пятиклассников о школе.


Пятиклассники отвечают (по очереди):

-Какая наша школа?

Красивая, классная, умная, весёлая, уютная, симпатичная, дружная, Самая –самая!

Далее пятиклассники говорят, что они, бывшие ученики учительницы 1-го класса, хотят передать первоклассникам свои заветы.


Заветы 5 класса 1-му классу:


-Любить свою школу. Школа -ваш второй дом сейчас.

-Стараться учиться как можно лучше. Если не всё сразу получается, всё равно старайтесь и получится.

-Ваш класс- ещё одна семья, в которой надо стараться жить дружно.

-Дружить друг с другом. Дорожить дружбой.

-Называть друг друга только хорошими именами.

-Почаще прощать мелкие обиды.

-Быть внимательными на уроках.

-Если плохо слушать и работать на уроке, потом сложнее понять, что нужно делать. Мы долго учились быть внимательными.

 Вы постарайтесь быть внимательными сразу.

-Всегда слушать учительницу. Она хочет для вас только хорошее. Она справедливая, строгая, но очень добрая. Когда она сердилась на нас,

 то только для того, чтобы мы становились лучше.

-Мы её очень любим, надеемся, что и вы её полюбите.


Предлагаем детям встать в круг, произнести по очереди свои имена.

1-й раз. Давайте все вместе крикнем:1а, (б, в, г) «УРА!».

2-й раз. Давайте громче: 1а (б, в, г) «УРА!».

3-й раз. Давайте совсем- совсем громко: «УРА!»

Упражнение на тактильный контакт и преодоление барьеров: «Дышащее животное».

Раздача конфет. (Закрепляет значимость и позитивное восприятие мероприятия).

Заключение– Итак, вспомните, где вы побывали? Кого встретили? Какие правила запомнили? Где больше всего понравилось?

-Психолог: Я поздравляю вас с началом школьной жизни, желаю вам быть добрыми и честными. Школа станет для вас вторым домом, где вы научитесь грамоте. Найдёте много новых друзей. В добрый путь, первоклашки! Успехов вам в учёбе! Будьте всегда сильными и здоровыми!

В конце предоставляется слово учительнице.

Итоги занятия

Занятие всегда проходило с большим эмоциональным подъёмом во всех классах. Особенно трогательны были моменты передачи эстафеты обучения в этом классе с этой учительницей пятиклассниками первоклассникам.

Занятие помогало первоклассникам видеть более позитивно перспективы пребывания в школе, преодолеть ностальгию по своему любимому садику, барьеры в общении с детьми, учительницей.

Пятиклассники с большим энтузиазмом и ответственностью занимались подготовкой к данному мероприятию.

Для них это был значимый повод приходить в свою бывшую классную комнату, пообщаться с первой учительницей. Они имели возможность проявить свои творческие способности в придумывании многочисленных неожиданных деталей действа, костюмов. Готовя и проводя мероприятие, они невольно сравнивали свою позицию с позицией первоклассников и тем самым вырастали в собственных глазах, чувствовали себя «бывалыми», умелыми в преодолении трудностей, что очень полезно для них, стоящих перед необходимостью преодолеть следующий школьный барьер.


Литература

  1.          1. «Квэст для 1 класса "Знакомство со школой"» Воронцова Ю.Н. https://multiurok.ru/files/kvest-dlia-1-klassa-znakomstvo-so-shkoloi.html


  1. Безруких М.М. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации. – М.: Академия, 2013. – 232 с.
  2. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. – М., 2013. – 299 с. 
  3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 1008 с. 
  4. 3еленова М.Е. Адаптация к начальной школе // Психол. наука и образование. – 2014. – № 3. – С. 22. 



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.