Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ «Чувствуем, познаем, размышляем» (5–7 классы)

6
0
Материал опубликован 17 August 2017 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА «КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

«Рассмотрено»

Заседание ПМПК

МБОУ

«Киикская средняя школа»

Протокол № ___ от

«___»_______________20___г

«Согласовано»

Председатель ПМПК

МБОУ

«Киикская средняя школа»

Макеева В.Н.

«___»_____________20___г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ

Киикская средняя школа»

Карабаева Т.В.

«___»________________20___г

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ

РАГУЛИНА Л.Д.

 

2015-2016

УЧЕБНЫЙ ГОД

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учащихся с ОВЗ отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);

речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием);

интерес к учебной деятельности не выражен;

познавательная активность очень слабая и нестойкая;

запоминание механическое.

Эти дети характеризуются

эмоциональной неустойчивостью,

наличием импульсивных реакций,

неадекватной самооценкой,

преобладанием игровой мотивации.

Школьники данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, с ОВЗ следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

Для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития создана коррекционно-развивающая программа

«ЧУВСТВУЕМ, ПОЗНАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ».

Коррекционно-развивающие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЧУВСТВУЕМ, ПОЗНАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ» СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПО ТЕМЕ: «КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ». АВТОР ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ИВАНОВА Е.М.

РАЗДЕЛ II

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися категории с ОВЗ.

Цель деятельности:

На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе

Задачи коррекционной работы:

развитие познавательной активности учащихся,

коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве;

формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности, пространственно – временных ориентировок;

обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации;

формирование точности и целенаправленности движений и действий.

формирование навыков общения, социальная профилактика правильного поведения.

Для решения задач программы в коррекционно-развивающие занятия включены игры и упражнения, направленные на активизацию психических процессов; развитию умственных способностей; тренировок памяти и внимания; развитию мышления и речи. Также игры и упражнения, которые корригируют недостатки восприятия, способствуют развитию воображения и творческих способностей, развивают пространственное мышление и восприятие, координационные способности рук и мелкую моторику.

Содержание и материал коррекционно-развивающих занятий имеет тесную связь с учебной программой коррекционных образовательных учреждений IIV-VIII вида.

РАЗДЕЛ III

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

 

1 четверть – 9 часов

ВНИМАНИЕ.

 

1

Игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания

 

2 четверть – 7 часов

ПАМЯТЬ

 

2

Игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие памяти

 

3 четверть – 10 часов

МЫШЛЕНИЕ

 

3

Игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие мышления

10ч

 

4 четверть – 8 часов

РЕЧЬ

 

4

Игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие речи

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Обучение приёмам действия по образцу и правилам.

Интеллектуально - развивающие игры и упражнения. Направлены
на развитие и коррекции произвольности психических процессов, памяти, внимания, мышления, мыслительных операций, воображения, речи,
восприятия.

Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на
активацию и энергетизацию работы столовых отделов мозга,
ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

Симметричные рисунки, графические диктанты. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Упражнения и задания на развитие словарного запаса, речи.

Приемы на развитие внутреннего плана действий. "Релаксация - напряжение".

Рефлексия на развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

Задания и игры на коррекцию сенсорных эталонов:

восприятие формы, цвета, звуков,

конструирование предметов,   

развитие зрительно-моторной координации,

восприятие времени,

развитие пространственно-временных отношений,

развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

развитие зрительного восприятия и зрительной памяти,

тактильно-двигательное восприятие,

развитие обоняния,

эмоций.


 

Психокоррекционный процесс рассчитан на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в малой группе. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

Групповая форма работы позволяет построить занятия в форме игры и включить методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены: составление логического рассказа по картинкам, постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, разыгрывание сценок из жизни семьи.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

Когнитивный блок.
Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

Эмоциональный блок.
Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.

Поведенческий блок.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов:

психотехнических упражнений,

игротерапии,

APT - терапии,

сказкотерапии,

психорегулирующих тренировок и пр.

Общая структура занятий остаётся такой же,

что и для всех коррекционных занятий:

1 часть: "Разминка", в которую включены упражнения для профилактики нарушений зрения, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, настрой на предстоящую деятельность.

Важный элемент занятия: правильное выполнение дыхательных упражнений.
В начале курса занятий уделяется большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Упражнения на релаксацию способствуют снятию усталости, восстановлению сил. А хорошо подобранная к данным упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и психическое состояние подростка.

2 часть: "Основная", в которую включены упражнения по теме.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

3 часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия".

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОПИТАННИКОВ

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические кавыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам.

Данная программа коррекционных занятий не предусматривает отметочное оценивание достижений учащихся. Формой подведения итогов работы по курсу предполагается проведение диагностических обследований обучающихся по разделу «Коррекция и развитие познавательных процессов» для выявления уровня сформированности психических процессов.

РАЗДЕЛ IV

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Темы занятий

Класс

Кол-во часов

Сроки

Цель

Развитие психических процессов

5 кл

ДАТА

6 кл

ДАТА

7 кл

ДАТА

I ЧЕТВЕРТЬ – 9 ЧАСОВ

ВНИМАНИЕ

1

Времена года. Осень

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания

1

 

1

 

1

 

2

Времена года. Зима

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

1

 

1

 

1

 

3

Растения

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания

1

 

1

 

1

 

4

Занятия людей

Упражнения на развитие мелкой моторики и графических умений

1

 

1

 

1

 

5

Животные

Упражнения на развитие сенсомоторики

1

 

1

 

1

 

6

Школа

Упражнения на развитие координации движений и графических навыков

1

 

1

 

1

 

7

В гостях у сказки

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания

1

 

1

 

1

 

8

Путешествия

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

1

 

1

 

1

 

9

Зимние забавы

Упражнения, направленные на развитие произвольности деятельности

1

 

1

 

1

 

II ЧЕТВЕРТЬ – 7 ЧАСОВ

ПАМЯТЬ

10

Зимний праздник

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

1

 

1

 

1

 

11

Мальчик и его занятия

Упражнения на развитие слуховой памяти

1

 

1

 

1

 

12

В саду

Упражнения на развитие зрительной памяти

1

 

1

 

1

 

13

Транспорт

Упражнения на развитие опосредованной памяти на материале стихов

1

 

1

 

1

 

14

Дикие животные

Упражнения на развитие осязательной памяти

1

 

1

 

1

 

15

Домашние животные

Упражнения на развитие знаково-символичной памяти

1

 

1

 

1

 

16

На кухне

Упражнения на развитие зрительно-моторной памяти

1

 

1

 

1

 

III ЧЕТВЕРТЬ – 10 ЧАСОВ

МЫШЛЕНИЕ

17

На огороде

Упражнения, направленные на развитие образного мышления

1

 

1

 

1

 

18

Девочка и её занятия

Упражнения на развитие сенсомоторики.

1

 

1

 

1

 

19

Продукты питания

Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления

1

 

1

 

1

 

20

Профессии

Упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления

1

 

1

 

1

 

21

Семья

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления

1

 

1

 

1

 

22

В лесу

Упражнения на развитие сенсомоторики. Лепка

1

 

1

 

1

 

23

В цирке

Упражнения на формирование умения определять форму понятия от его содержания

1

 

1

 

1

 

24

На рыбалке

Упражнения на расслабление и концентрацию

1

 

1

 

1

 

25

Воздушный транспорт

Упражнения на формирование умения устанавливать связи между понятиями

1

 

1

 

1

 

26

Водный транспорт

Упражнения на развитие сообразительности

1

 

1

 

1

 

VI ЧЕТВЕРТЬ – 8 ЧАСОВ

РЕЧЬ

27

Времена года. Весна

Упражнения, направленные на понимание переносного смысла

1

 

1

 

1

 

28

Времена года. Лето

Упражнения на развитие грамматических навыков

1

 

1

 

1

 

29

В школе

Упражнения на развитие мелкой моторики рук. Конструирование

1

 

1

 

1

 

30

Человек и его занятия

Упражнения, направленные на зрительно-моторные координации

1

 

1

 

1

 

31

Животные

Упражнения, направленные на сформированность умения планировать свои действия

1

 

1

 

1

 

32

Детские игры, забавы

Упражнения, направленные на развитие логических операций (анализа, обобщения, систематизации)

1

 

1

 

1

 

33

Береги окружающий мир!

Упражнения, направленные на развитие речи и запаса об окружающем мире

1

 

1

 

1

 

34

Путешествия

Дыхательные релаксационные упражнения.

1

 

1

 

1

 
 

ИТОГО:

34

 

34

 

34

 

РАЗДЕЛ V

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную психологом.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)

Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

Тетради для творческих работ учащихся

Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

РАЗДЕЛ VI

ЛИТЕРАТУРА

Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003

Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.

Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.

Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕТР, 2009 г.

Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕТР, 2002.

Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996

Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.

Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.

Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.

Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.

Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990

Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

Газета "Школьный психолог"

"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации