Адаптированная образовательная программа для обучающегося с интеллектуальными нарушениями ученика 4 класса
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Игнатовская основная школа » Людиновский район, деревня Игнатовка
«Рассмотрено» | «Утверждено» |
на заседании ППк | Директор МКОУ « Игнатовская основная школа» Людиновский район, деревня Игнатовка |
Протокол № от ___________2021 года | ______________ ФИО Приказ № ___ от ___________2021 года |
Адаптированная образовательная программа для обучающегося
с интеллектуальными нарушениями
(с умственной отсталостью)
ученика 4 класса
Отмечаются недостатки в развитии долговременной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как литература, русский язык и математика.
Внимание неустойчиво, не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.
Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать составные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по такому предмету как математика. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.
Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений). Ученик пользуется умением отбирать необходимые источники информации из предложенных учителем, умеет анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты, но не умеет самостоятельно делать выводы, перерабатывать информация, преобразовывать ее.
У ребенка не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность средняя. На уроках ученик не активен, отвечает редко. За неудачи переживает, но сдержано, не отличается излишней эмоциональностью, вспыльчивостью.
Физическая активность оценивается как средняя, прослеживается желание заниматься физкультурой, стремление к здоровому образу жизни.
Мальчик всегда выглядит опрятно, ухоженно. Ребенок спокоен, дисциплинирован, усидчив, уступчив, с одноклассниками в конфликты не вступает, охотно принимает приглашение поучаствовать в игре, к учителям относится уважительно, со всеми доброжелателен. Близких друзей в классе нет. Мальчик миролюбивый, неконфликтный.
2020 - 2021 уч. г.
Адаптированная образовательная программа
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка:. А*** И*** Возраст ребенка: 11 лет (г.р.2009) Класс: 4 «А» | |
Ф.И.О. родителей: отец – ФИО ***** мать – ФИО ***** | |
Ф.И.О. учителей: ФИО Юденко Татьяна Викторовна Костюхина Ольга Викторовна | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед: ФИО Педагог-психолог: ФИО Учитель-дефектолог: ФИО | |
Заключение и рекомендации ПМПК №8 от 13.06.2019 | 1. Рекомендовано обучение по АОП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (8 вида). . |
Продолжительность обучения по АОП | 1 учебный год (2020-2021 уч. г.) |
Основная программа класса | ООП НОО (4 класса) |
Модель/форма обучения | Инклюзивный класс |
Срок реализации АОП: | 2020 – 2021 учебный год |
Наличие инвалидности | Нет |
Анамнез | |
Цель АОП | Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП НОО, развитии и социальной адаптации. |
Задачи |
II. Заключение и рекомендации ППк (консилиума) образовательного учреждения
1. Основные особенности ученика (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка) | |||||||
Характер деятельности (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | Темп деятельности умеренный, работоспособность средняя, утомляемость средняя. Способен планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Учебные умения и навыки сформированы: слушает и выполняет словесные задания; способен планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, применять новые знания в жизни. | ||||||
Особенности речи | Устная речь сформирована, преобладают простые распространенные предложения; скрытый смысл чаще всего понимает, умеет выделять главную мысль; приводит свои примеры; при пересказе текста иногда нуждается в наводящих вопросах учителя; речь последовательная; при письме, как под диктовку, так и при списывании, допускает ошибки не часто; изучаемые правила орфографии знает, на практике применяет; письменную работу старается выполнять, но не всегда получается аккуратно. способен устанавливать причинно-следственные связи. при составлении рассказа по сюжетной картине требуется дополнительная стимуляция и организация в виде наводящих вопросов, опорных слов; может пересказать прочитанное; | ||||||
Особенности моторного развития и графических навыков (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | мелкая моторика сформирована недостаточно; нажим при письме слабый, линии нечёткие; испытывает частичные трудности в предметно-практической деятельности: двуручные действия при работе ножницами сформированы, умеет работать с пластилином; раскрашивает быстро неаккуратно; графический образ отдельных букв не сформирован. соединения букв специфические, скорость письма средняя. | ||||||
2. Особенности формирования базовых учебных действий Базовые учебные действия - элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда. В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные. Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности; обеспечение целостности развития личности обучающегося. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения. I (I1 )-IV классы Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. | |||||||
Личностные учебные действия | обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. | ||||||
Коммуникативные учебные действия | обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. | ||||||
Регулятивные учебные действия | обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. | ||||||
Познавательные учебные действия | представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. | ||||||
Коммуникативные учебные действия | вступает в контакт и работает в коллективе; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относится к людям | ||||||
Регулятивные учебные действия: | адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встаёт и выходит из-за парты); следует предложенному плану и работать в общем темпе; активно принимает участие в деятельности; | ||||||
Познавательные учебные действия: | выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливает видо-родовые отношения предметов; читает; пишет и выполняет арифметические действия; наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работает с несложной по содержанию и структуре информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры: ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; понимает речь взрослых; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). | ||||||
3. Трудности формирования учебных навыков по предметам (по результатам освоения ребенком учебных дисциплин) | |||||||
Математика • Сформированы знания таблицы умножения Затрудняется при: • понимании инструкций со сложными лексико- грамматическими конструкциями; • решении задач в 2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел; • схематического рисунка; математическими терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение выражения | Чтение • Сформирована положительная мотивация к процессу чтения. • может пересказать текст по плану; Затрудняется при: • интонировании текста с опорой на знаки препинания; • составлении плана (делении текста на части, назывании каждой части); • определении темы и главной мысли произведения | Русский язык Затрудняется при: •грамматических особенностей предложений, различных по цели высказывания; •различении предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные); | Речевая практика Затрудняется при: •выразительном произнесение чистоговорок; • в ответах на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/и ли просмотренных радио- и телепередач. Сформировано понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; | Мир природы и человека Затрудняется при: • поиске необходимой информации в учебнике; •письменных ответах на вопросы по теме урока; | Изобразительная деятельность. Труд Затрудняется при: •намазывании клеем- карандашом мелких деталей; •разминании пластилина. •вырезании мелких деталей; |
* 4. Создание специальных условий | ||||
4.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса | ||||
Специалисты сопровождения | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Продолжительность и частота | |
Учитель-логопед | • Расширение словарного запаса по лексическим темам. • Формирование навыка звуко-буквенного анализа слов. | Индивидуальная коррекционная работа | 2 раза в неделю | |
Педагог-психолог | • Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы (тревожности); | Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа | 2 раза в неделю | |
Учитель-дефектолог | • Расширение зоны ближайшего развития | Индивидуальная коррекционная работа | 1 раз в неделю | |
4.2. Специальные условия, необходимые для обучающегося | ||||
Временной режим | соответствует режиму класса. | |||
Организация пространства школы/класса | система визуальных подсказок в разных зонах класса (правила поведения); | |||
Организация рабочего места | индивидуальные опоры на парте (таблица умножения, таблица единиц измерения, разбор предложения, характеристика звуков); | |||
Вспомогательные средства | - | |||
Технические средства обучения | использование таймера при выполнении самостоятельных работ с целью самостоятельного контроля за временем; | |||
Специальный дидактический, методический материал | •наличие пошаговой инструкции к заданиям, подкреплённой условными обозначениями; •тетрадь с минимальной необходимостью заполнения; •адаптированные правила (русский язык, математика) в виде таблиц и схем. | |||
Форма и условия оценки достижений | Форма оценки: контрольные работы с адаптированными инструкциями, увеличенным шрифтом; Условия оценки (для обеспечения комфортной, спокойной обстановки): увеличение времени для написания проверочных и контрольных работ; возможность индивидуальной работы в специально отведённое время. |
III. Освоение предметных областей:
Математика | 1. Научится решать задачи в 2 действия на сложение и вычитание. | |
2. Научится выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок. | ||
3. Научится составлять текстовые задачи по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи. | ||
Русский язык | 1. Научится понимать и оперировать терминами «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения». | |
2. Научится ориентироваться на грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания. | ||
3. Научится различать признаки текста и типов текстов (повествование, описание). | ||
Литературное чтение | 1. Научится правильно интонировать текст с опорой на знаки препинания. | |
2. Научится определять тему и главную мысль прочитанного произведения, выделять главных героев. | ||
Окружающий мир | 1. Научится находить необходимую информацию в учебнике и в справочной литературе. | |
2. Научится письменно отвечать на вопросы по теме урока, выбирая вариант ответа из нескольких. | ||
Изобрази тельная деятельность, труд | 1. Научится вырезать мелкие детали с неровными линиями. |
Формирование универсальных учебных действий:
Индивидуальные планируемые результаты УУД на период (приоритетные планируемые результаты) | Результативность * | Исполнители |
Научится пользоваться алгоритмом для выполнения заданий, вызывающих наибольшие сложности | учитель педагог-психолог учитель, специалисты СППС | |
Научится обращаться за помощью в случае затруднений приемлемыми способами | ||
Научится находить ответ на конкретный вопрос в учебнике на заданной странице. | ||
Научится выбирать себе занятие из определённого перечня, заниматься им в течение перемены | ||
Научится использовать специальный символ для обозначения того задания, которое не доделано, для того, чтобы позже, при необходимости, к нему вернуться |
V. Коррекционно-развивающая область:
Направления деятельности | Индивидуальные планируемые результаты на период | Результа-тивность* | Исполнители | Формы работы |
Формирование регулятивных навыков | Научится выполнять последовательные действия в рамках игры по правилам | педагог-психолог, учитель-дефектолог учитель | Групповая и индивидуальная коррекционная работа Работа в рамках урока | |
Будет быстрее успокаиваться и возвращаться к деятельности после ситуации неуспеха | ||||
Научится адекватно (менее интенсивно) проявлять свой гнев, раздражения | ||||
Коррекция и развитие познавательной сферы | Научится принимать учебную задачу | учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель | Групповая и индивидуальная коррекционная работа Работа в рамках урока | |
Научится сохранять учебную задачу | ||||
Научится прилагать усилия для достижения результатов деятельности | ||||
Развитие личностной сферы | Научится словестно озвучивать свои чувства, а также предположительные чувства окружающих людей. | Педагог-психолог Учитель | Групповая и индивидуальная коррекционная работа Работа в рамках урока | |
Научиться проживать определенные эмоциональные состояния. | ||||
Научится сдерживать нежелательные эмоции или применять приемлемые способы их проявлять. | ||||
Научится конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, разрешать конфликтные ситуации) | ||||
Будет знать нормы и правила поведения и замечать модели поведения сверстников | ||||
Формирование коммуникатив-ных навыков | Научится предлагать сверстникам игру из определённого перечня. | Педагог-психолог Учитель | Групповая коррекционная работа | |
Научится участвовать в игре со сверстниками по заданным правилам. | ||||
Будет эпизодически откликаться на инициативу поиграть, другие просьбы со стороны сверстников. | ||||
Научиться навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. | ||||
Формирование и развитие устной речи | Научится правильно воспроизводить слого-звуковую структуру слов в самостоятельной речи. | Учитель-логопед Учитель | Индивидуальная коррекционная работа | |
Научиться верно различать сходные по акустико-артикуляционным свойствам звуки. | ||||
Научится правильному употреблению форм множественного числа имён существительных и имён прилагательных. | ||||
Научится правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях с опорой на схемы. | ||||
Научится согласовывать существительные, прилагательные и глаголы в роде и числе. | ||||
Научится осуществлять звуко-буквенный анализ слов. |
*Система оценки. При оценке результатов диагностики было решено использовать 4-х бальную систему оценки:
0 баллов - у ребенка не сформированы знания;
1балл - низкий уровень, ребенок частично справился с предложенными заданиями;
2балла - средний уровень, ребенок справился с большим количеством заданий;
3 балла - высокий уровень, ребенок справился со всеми предложенными заданиями.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.
Дата составления АОП: февраль 2021 г.
Родитель (законный представитель): ___________________________
Учитель: ___________________________
Специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения:
Педагог-психолог: __________________________
Учитель-дефектолог: __________________________
Трефилова Раиса Поликарповна