Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ на дому
Город Донецк Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
муниципального образования «Город Донецк»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей от __________ №____ |
Согласовано с заместителем директора протокол МС от ________________ №_____ |
Утверждено Директор МБОУ СОШ № 20 г. Донецка ____________ О.В. Александрова 30.09.2016 |
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ на дому
Хорошенко Николая
(Ф.И. обучаемого)
русский язык
( учебный предмет)
Класс 7в
Количество часов 68
Учитель Рыльцева Ирина Викторовна
(ФИО)
2016 - 2017 учебный год
Город Донецк Ростовской области
1. Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, занимающихся по специальным (коррекционным) программам VII вида, разработана на основе нормативных документов.
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов
в МБОУ СОШ №20 г.Донецка
3.Индивидуальный учебный план на 2016 -2017 учебный год для обучающегося 7 в класса МБОУ СОШ №20 Хоршенко Николая.
4.Примерная основная образовательная программа основного общего образования
5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами»
6. Рабочая программа «Русский язык» к УМК Т. А. Ладыженской и др. 7 класс. Москва, «ВАКО», 2013 г.
Программа направлена на сохранение коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Построение процесса обучения с данной категорией обучающихся осуществляется на основе следующих (основных) показателей:
состояние здоровья;
учебные возможности (познавательные процессы, общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность, учебная мотивация);
социально-психическая адаптация
Направления организации учебного процесса.
1.Коррекционное (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений.)
2.Реабилитационное («восстановление» уверенности в своих возможностях – ситуация успеха)
3.Стимулирующее (положительная внутренняя мотивация)
Образовательный процесс по коррекционной программе VII вида осуществляется в соответствии с образовательной программой по русскому языку. При изучении русского языка дети с задержкой психического развития испытывают определённые трудности: замедленное усвоение лексического материала, трудности в его использовании в устной речи, затруднения в восприятии грамматических явлений и в их применении на практике. При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся предлагаются задания для закрепления материала, а данные темы не оцениваются. Задания на уроке строятся по принципу от простого к сложному. По необходимости, оказывается устная помощь - стимулирующая и обучающая, и письменная помощь - таблицы, схемы, памятки, карточки. Учебная деятельность оценивается по итогам работы на уроке, а не конкретно за какой-то отдельный ответ, что позволяет стимулировать активность и сохранять интерес.
С целью выработки положительного отношения к предмету является необходимым: сокращение объёма материала по темам уроков, максимально сократить объём текстов, разделив подобранные тексты на смысловые части, монологическая речь значительно сокращена.
Цель преподавания русского языка – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.
Главными задачами реализации программы являются:
формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
Отбор учебного материала для содержания программы по русскому языку в 7 классе для обучающихся с ОВЗ осуществлён с учётом целей и задач предмета, возрастных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся данной категории детей. Цели процесса обучения достигаются при помощи различных моделей построения учебного процесса. В процессе обучения используются различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная помощь учителя, работа со сменой видов деятельности, игра, использование информационно - коммуникативных технологий. Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ способствует обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Важнейшая составляющая организации индивидуального обучения на дому – самостоятельная работа обучающихся. В индивидуальном учебном плане по русскому языку в 7 классе на часы самостоятельной работы отведены 2 часа, которые входят в максимальную нагрузку обучающегося. Всего за год-68 часов. Содержание самостоятельной работы по предмету «Русский язык» направлено на расширение и углубление практических знаний и умений обучаемого. Ряд тем изучается самостоятельно с использованием практических материалов, демонстрационных пособий, в том числе и презентаций.
-
-
Текстообразующая роль причастий - 2ч
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (практика) - 4ч
Употребление предложений с причастным оборотом – 4ч
Постановка ударения в полных и кратких страдательных причастиях
Описание внешности человека – 4чТекстообразующая роль деепричастий -2ч
Рассказ по картине – 2ч
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом -4ч
Текстообразующая роль наречий – 2ч
Использование в речи наречий-синонимов и антонимов -4ч
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий – 8 ч
Синтаксическая роль слов категории состояния – 4ч
Текстообразующая роль предлогов – 2ч
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине – 8ч
Текстообразующая роль союзов – 2ч
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности – 8ч
Текстообразующая роль частиц – 2ч
Рассказ по данному сюжету – 4ч
Интонационное выделение междометий -2ч
-
Итого : 68 часов.
Русский язык входит в образовательную область «Филология».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе. В индивидуальном плане обучения на дому в 2016 – 2017 году на изучение русского языка отведено 2 часа в неделю (68 часов в год). Срок реализации программы – 1 год.
2. Раздел «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
Русский язык как развивающееся явление
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие
I.Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II.Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II.Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III.Рассказ по картине.
Наречие
I.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II.Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния
I.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II.Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог
I.Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II.Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
I.Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II.Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III.Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
I.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II.Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III.Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
I.Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II.Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
3. Раздел «Календарно-тематическое планирование»
уроков русского языка для учащегося 7 в класса Хоршенко Николая. 68 часов.
N п/п |
Раздел. Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды контроля |
|
Русский язык как развивающееся явление. |
01.09 |
||
Повторение изученного в 5-6 классах. |
6 |
07.09.16-22.09.16 |
|
|
|
Синтаксис. Словосочетание и предложение. |
07.09 |
||
|
Лексика и фразеология. |
08.09 |
||
|
Фонетика и орфография. |
14.09 |
||
|
Словообразование и орфография. |
15.09 |
||
|
Морфология и орфография. |
21.09 |
||
|
Контрольное списывание по теме « Повторение изученного». |
22.09 |
Контрольное списывание |
|
Причастие. |
21 |
28.09.16-14.12.16 |
||
|
Повторение пройденного о глаголе в 5-6 кл. |
1 |
28.09 |
|
|
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. |
1 |
29.09 |
|
|
Синтаксическая роль причастий в предложении. |
1 |
05.10 |
|
|
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
1 |
06.10 |
|
|
Понятие о причастном обороте. |
1 |
12.10 |
|
|
Действительные и страдательные причастия. |
1 |
13.10 |
|
|
Полные и краткие страдательные причастия. |
1 |
19.10 |
|
|
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий времени. |
1 |
20.10 |
|
|
Действительные причастия прошедшего времени. |
1 |
26.10 |
|
|
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. |
1 |
27.10 |
|
|
Страдательные причастия прошедшего времени. |
1 |
09.11 |
|
|
Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. |
1 |
10.11 |
|
|
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов. |
1 |
16.11 |
|
|
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. |
1 |
17.11 |
|
|
Развитие речи. Выборочное изложение. |
1 |
23.11 |
Выборочное изложение по ключевым словам |
|
Морфологический разбор причастия. |
1 |
24.11 |
|
|
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
1 |
30.11 |
|
|
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
1 |
01.12 |
|
|
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
1 |
07.12 |
|
|
Обобщение по теме «Причастие». |
1 |
08.12 |
|
|
Контрольное списывание по теме. |
1 |
14.12 |
Контрольный диктант |
Деепричастие. |
8 |
15.12.16-19.12.16 |
||
|
Деепричастие как часть речи. |
1 |
15.12 |
|
|
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
1 |
21.12 |
|
|
Раздельное написание НЕ с деепричастиями. |
1 |
22.12 |
|
|
Деепричастия несовершенного вида. |
1 |
28.12 |
|
|
Деепричастия совершенного вида. |
1 |
11.01 |
|
|
Морфологический разбор деепричастия. |
1 |
12.01 |
|
|
Итоговый урок по теме «Деепричастие». |
1 |
18.01 |
|
|
Контрольное списывание по теме «Деепричастие». |
1 |
19.01 |
Контрольное списывание |
Наречие. |
10 |
25.01.17-01.03.17 |
||
|
Наречие как часть речи. |
1 |
25.01 |
|
|
Степени сравнения наречий. |
1 |
26.01 |
|
|
Морфологический разбор наречия. |
1 |
01.02 |
|
|
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. |
1 |
02.02 |
|
|
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. |
1 |
08.02 |
|
|
Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. |
1 |
09.02 |
|
|
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. |
1 |
15.02 |
|
|
Дефис между частями слова в наречиях . |
1 |
16.02 |
|
|
Ь после шипящих на конце наречий. |
1 |
22.02 |
|
|
Обобщение по теме «Наречие». |
1 |
01.03 |
Тест |
Категория состояния. |
1 |
02.03.17 |
||
|
Категория состояния как часть речи. |
1 |
02.03 |
|
Служебные части речи. Предлог. |
5 |
09.03.17-30.03.17 |
||
|
Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
09.03 |
|
|
Предлог как часть речи. |
1 |
15.03 |
|
|
Непроизводные и производные предлоги. |
1 |
16.03 |
|
|
Простые и составные предлоги. |
1 |
29.03 |
|
|
Слитные и раздельные написания производных предлогов. |
1 |
30.03 |
|
Союз. |
8 |
05.04.17-27.04.17 |
||
|
Союз как часть речи. |
1 |
05.04 |
|
|
Простые и составные |
1 |
06.04 |
|
|
Союзы сочинительные и подчинительные. |
1 |
12.04 |
|
|
Сочинительные союзы. |
1 |
13.04 |
|
|
Подчинительные |
1 |
19.04 |
|
|
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. |
1 |
20.04 |
|
|
Обобщение по теме «Союз». |
1 |
26.04 |
Тест |
|
Контрольное списывание по теме «Союз. Предлог». |
1 |
27.04 |
Контрольный диктант |
Частица. |
5 |
03.05.17-17.05.17 |
||
|
Частица как часть речи. |
1 |
03.05 |
|
|
Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
1 |
04.05 |
|
|
Смысловые частицы. |
1 |
10.05 |
|
|
Раздельное и дефисное написание частиц. |
1 |
11.05 |
|
|
Отрицательные частицы НЕ и НИ. |
1 |
17.05 |
|
Междометие. |
3 |
18.05.17-25.05.17 |
||
|
Междометие как часть речи. |
1 |
18.05 |
|
|
Итоговая контрольная работа. |
1 |
24.05 |
|
|
Повторение пройденного. |
1 |
25.05 |
3. Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Программы.
1.(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2015
2.(ФГОС) Рабочая программа «Русский язык» к УМК Т. А. Ладыженской и др. 7 класс. Москва, «ВАКО», 2015 г.
Учебники.
3.(ФГОС) Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Методические пособия.
4.(ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 7 класс. Москва «ВАКО», 2014
5.Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012г.
Словари.
6.Орфографический словарь русского языка/сост. М. И. Степанова. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012г.
Демонстрационные материалы.
7.Чендулаева Е. Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты).- М.: Материк Альфа, 2010г.
Тематические и контрольные тесты.
8. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ сост. Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2013г.
4. Раздел 5. Раздел «Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета»
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.