Материал на проверке

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Фантазеры» для детей с ОВЗ с глубокой умственной отсталостью (2 вариант) - 7 класс

9
0
Материал опубликован Вчера в 12:52 в группе

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»



Рассмотрено на заседании «УТВЕРЖДЕНО»

методического совета Приказ № 01-02-265

ОКОУ «Курская школа» от « 30» августа 2024г.

от «29» августа 2024 г. Директор школы

Протокол № 1 _____________Сеин П.В.








АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Фантазеры»

7 Б класс












Автор составитель: Гончарова Елена Гаврииловна

                                                педагог дополнительного образования









г. Курск, 2024 г.

Пояснительная записка


Адаптированная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Фантазеры» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления, воображения детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Работа по курсу «Фантазеры» представлена различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами работы с разными материалами и в разных техниках.

Данная программа ориентирована на учащихся 7 класса общеобразовательной школы для детей с ОВЗ с глубокой умственной отсталостью (2 вариант).

Адаптированная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе нормативных документов:

Нормативно - правовые основания проектирования Программ:

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);

Федеральный Закон от 14.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г.

652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ

«Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО (ред. от 14.12.2020 г. № 113-ЗКО) «Об образовании в Курской области».

Устав ОКОУ «Курская школа»


Программа предполагает изучение разнообразных видов аппликации, выполненный в разных техниках, из бумаги разных видов и создание поделок из природного материала.

Для детей детьми с ограниченными возможностями здоровья занятия декоративно-прикладным искусством, работа с природным материалом, дают возможность в каждой своей операции видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей, что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Важным моментом программы для детей с ОВЗ является положительное влияние на развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики руки имеет большое значение для развития познавательных способностей, тесно связано с развитием речи и становится первым этапом развития умственных способностей детей, затрагивая эти особенности сознания. Таких как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координация, зрительная и моторная память.

Во внеурочной деятельности в процессе развития ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, важное место отводится развитию именно мелкой моторики, что влечет за собой улучшение координации движений, развитие памяти и внимания, помогает подготовить руку к письму, также развить тактильную чувствительность и навыки самообслуживания, снять скованность и укрепить мышечный аппарат.

Продолжительность реализации программы -1 год.

Программа рассчитана на 1 час в неделю по 40 минут - 32ч.

Обучение проводится для обучающихся 7 класса.

В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа по факультативному курсу не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с различными материалами, что совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках, знакомит с новыми техниками декоративно-прикладного творчества. Работа организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.


Цели адаптированной общеобразовательной программы

по факультативному курсу «Фантазеры»:

сформировать у учащихся устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству,

развивать творческие способности школьников с ОВЗ,

создавать сплоченный детский коллектив через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;

создавать условия для воспитания положительной мотивации к труду.

Основные задачи программы

Образовательные:

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в процессе обработки различных материалов;

- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению.

Развивающие:

- развивать знания, умения, навыки;

- развивать зрительное восприятие, цветовосприятие;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

- воспитание эстетического вкуса.


Планирование данной программы имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Программа всех разделов усложняется от занятия к занятию, от года к году. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость и последовательность выполнения изделия;

- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента.


Планируемый уровень подготовки обучающихся к окончанию факультативного курса «Фантазеры»:

знать:

правила техники безопасности при работе ручными инструментами, материалами и приспособлениями

названия инструментов, приспособлений и материалов, предусмотренных программой;

правила разметки и контроль по шаблонам, линейке;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;


уметь:

правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах труда;

организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;

самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.


Учебно – тематическое планирование занятий (1ч/неделю 32ч)


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие

4

2.

Аппликация из природного материала

7

3.

Аппликация из бумаги

3

4.

Аппликация в смешанной технике.

2

5.

Поделки из бумаги.

2

6.

Рисование открыток.

8

7.

Аппликация в технике «нитяная крошка».

2

8.

Аппликация в технике «бумажная мозаика».

3

9.

Выставка детских работ

1


Итого

32





Учебно-тематическое планирование занятий

по факультативному курсу «Фантазеры»

(1 ч/неделю -32ч)



п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


I четверть

8 ч


1.


Вводное занятие. Знакомство с программой обучения.

1


05.09.


2.

Сбор и подготовка природного материала.

1

12.09.

3.

Аппликационные работы (листья, цветы)

1

19.09.

4.

Аппликационные работы: листья и их названия.

1

26.09.

5.

Аппликация «Открытка «С днем учителя».

1

03.10.

6.

Аппликация «Ёжик».

1

10.10.

7.

Аппликация «Рыбка».

1

17.10.

8.

Аппликация «Бабочка».

1

24.10.


II четверть

8 ч


1.


Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1


07.11.


2.

Панно «Дерево счастья» (техника «бумажная мозаика»)

1

14.11.

3.

Панно «Дерево счастья» (техника «бумажная мозаика»)

1

21.11.

4.

Рисование открытки к Дню матери.

1

28.11.

5.

Изготовление новогодней игрушки «Символ года».

1

05.12.

6.

Изготовление новогодней игрушки «Символ года».

1

12.12.

7.

Рисование новогодней открытки.

1

19.12.

8.

Рисование новогодней открытки.

1

26.12


III четверть

10ч


1.


Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1


09.01.


2.

Рисование снежинок.

1

16.01.

3.

Аппликация «Снеговик» (техника «нитяная крошка»).

1

23.01.

4.

Аппликация «Заяц» (техника «бумажная мозаика»).

1

30.01.

5.

Панно «Зимний пейзаж» (аппликация из природного материала).

1

06.02.

6.

Рисование открытки к 23 февраля.

1

13.02.

7.

Рисование открытки к 23 февраля.

1

20.02.

8.

Аппликация «Открытка к 8 марта».

1

27.02.

9.

Аппликация «Открытка к 8 марта».

1

06.03.

10.

Рисование открытки «Радужное небо».

1

13.03.


IV четверть


1.


Вводное занятие. План работы на четверть. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1


03.04.


2.

Аппликация «Пасхальное яйцо» (смешанная техника).

1

10.04.

3.

Аппликация «Пасхальное яйцо» (смешанная техника).

1

17.04.

4.

Изготовление открытки к Дню Победы (техника «нитяная крошка»).

1

24.04.

5.

Рисование весенних цветов.

1

15.05.

6.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

22.05.



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


ЛИТЕРАТУРА

1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.

4. Майорова Ю. А. Поделки. Мастерим вместе с детьми. Эл. Ресурс

5. Панкеев И.А. Поделки из природных материалов. Москва. 2001


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Инструкционные карты.

Копилка электронных презентаций по темам программы.

Образцы рисунков, раскрасок, аппликаций, открыток, поделок.


ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Бумага цветная, белая.

Картон цветной, белый.

Кисточки.

Клей-карандаш, клей ПВА.

Компьютер.

6. Копировальная бумага.

7. Краски.

8. Линейка.

9. Ножницы.

10. Природный материал.

11. Простой карандаш.

12. Салфетки.

13. Столы.

14. Стулья.

15. Цветные карандаши.

16. Трафареты.

17. Шаблоны.































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.