Адаптированная общеобразовательная программа (Вариант 7, 1-2 классы)
Муниципальное образовательное учреждение
Большекандалинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ Большекандалинская СОШ
учителей начальных
классов
Протокол № ___________ Шерстнева Г.И. __________ Алексанина Л.А.
от «___» ____________2017 г. «____» ___________2017 г Приказ №____ от ___________
Рабочая программа
Наименование курса: Технология
Класс: 2 адаптированная общеобразовательная программа вариант.7.1
Уровень общего образования: начальная школа
Учитель начальных классов: Журавская Наталья Алексеевна, учитель 1 квалификационной категории
Срок реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год, 1ч в неделю
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1класс. УМК «Планета знаний» под редакцией И.А. Петровой М.: АСТ, «Астрель». 2014 г.
«Учебник«Технология». О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова М.: АСТ, «Астрель».2015
Рабочую программу составила ________ Журавская Наталья Алексеевна
Пояснительная записка
Рабочая программа VII вида по технологии во 2 а классе разработана на основе:
Федерального государственного стандарта начального общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введение в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования)
Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Планета знаний» 1-4 кл. Учебно- методический комплект «Планета знаний». – М: АСТ :Астрель ,
Основной образовательной программы ФГОС НОО МОУ Большекандалинская СОШ
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Задачи изучения технологии:
Познавательные
знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности.
Развивающие:
развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
развитие речи, памяти, внимания;
развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.;
развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
развитие коммуникативной культуры ребёнка;
развитие пространственного мышления;
развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности.
Воспитательные:
формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;
формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.
Коррекционные:
Развитие зрительно – моторной координации при работе на листе бумаги;
Приучение детей удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию;
Активизация зрительно – целостных образов и сенсорных эталонов;
Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения;
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно – следственных связей.
Учебно-тематическое планирование
35 ч (1 час в неделю)Творческая мастерская
Работа с пластичными материалами и конструирование из бумаги (10ч)
контрольная работа-1,
практическая работа-10
Студия вдохновения
Работа с природными и рукотворными материалами, объёмное конструирование из бумаги (7 ч)
контрольная работа-1,
практическая работа-7
Конструкторское бюро
Работа с текстильными материалами, оригами и работа с фольгой (9 часов)
контрольная работа-1, практическая работа-9
Поделочный ералаш
Знакомство с окружающим миром, конструирование из бумаги и проволоки (9ч)
контрольная работа-1, практическая работа-9
Содержание программы
2 класс (35 часов)
Творческая мастерская
Работа с пластичными материалами и конструирование из бумаги (10ч)
Знакомство с учебником, его структурой, маршрутными картами, организация рабочего места. История съедобных и декоративных изделий из муки. Соленое тесто как поделочный материал. Правила безопасной работы с пачкающимися материалами. Инструменты для работы с соленым тестом. Правила безопасной работы с соленым тестом и инструментами. Свойства соленого теста.сравнение соленого теста с пластилином. Подготовка к лепке. Тестопластика. Изготовление цветного теста. Окрашивание готовой поделки. Работа со скалкой. Вырезание из раскатанной пластины. Приёмы лепки. Способы скрепления. Способы лепки объемных элементов. История сграффито. Гравюра – особый вид искусства графики. Изготовление пластилиновой платформы на картонной для сграффито основе разными способами. История пиктограмм. Применение свойств пластилина при изготовлении поделок на картонной основе в технике сграффито. Особенности способов сграффито (негатив и позитив). История техники живописи масляной краской. Сравнение живописи с поделками в технике примазывания пластилина объемными мазками. Создание пластилиновых картин на картонной основе – фактурная поверхность, последовательность выполнения работы мазками, смешивание цветов, направление мазков. Каркасный способ создания скульптур из соленого теста. Самостоятельное создание поделок на заданную тему из пластических материалов.
История возникновения бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Макулатура (спасение деревьев). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги. Свойства бумаги как плоскостного материала. Применение свойств бумаги при изготовлении поделок из неё. Скручивание бумаги. Скатывание, сворачивание, гофрирование, формование из мятой бумаги. Правила безопасной работы с клеем. Приёмы работы с бумагой и клеем. Объемная аппликация. Конструирование из бумажных трубочек. Обрывная аппликация по контуру. Создание новых форм путем обрывания по контуру сложенных особым образом бумажных заготовок. Использование линий сгибов. Вырезание иглой из бумаги. Изготовление поделок из вырезанных элементов и заготовок ,из которых вырезали середину. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
История измерительных приборов и приспособлений для измерения различных величин. Часы, термометр, сантиметровая лента, ростомер. Изготовление макетов измерительных приборов с подвижными деталями. Свойства гофрированного картона и работа с ним. Макет часов из гофрированного картона. Построение прямоугольной заготовки по заданным размерам. Макет термометра из цветного картона. Испытание готовых изделий в действии. Измерения сантиметровой лентой и линейкой. Изготовление плоскостной поделки из бумаги. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должныОриентироваться в учебнике. Сравнить свойства теста и пластилина. Научиться лепить простейшие формы из теста. Овладеть новыми приёмами лепки, раскатыванием пластины скалкой. Изучить технологию вырезания и конструирования из раскатанной пластины, завивания жгута, плетения косички. Узнать об истории возникновения техники сграффито, о мастерах гравюры. Знать о технике примазывания объёмными мазками. Научиться создавать изображения объёмными мазками.
Перечень контрольных мероприятий: контрольная работа-1, практическая работа-10
Студия вдохновения
Работа с природными и рукотворными материалами, объёмное
конструирование из бумаги (7 ч)
Сбор и хранение природных материалов (плоскостные материалы, объемные материалы, цитрусовые). Красная книга. Многообразие природного материала. Генеалогия и генеалогическое древо. Свойства листа засушенного растения. Плоскостная аппликация из листьев засушенных растений. История макаронных изделий. Многообразие форм макаронных изделий. Использование форм макаронных изделий для плоскостной аппликации.
Способы создания аппликации из макаронных изделий (конструктивный, мозаичный, комбинированный). Плоскостные аппликации из спагетти в технике соломка. Профессии женщин, первичноепрофориентирование. День матери. Профессии матери. История изобретения, изготовления и применения мыла. Создание пластической массы для лепки из влажной мыльной стружки. История применения пряностей и прочих ароматических веществ. Лепка из влажной мыльной стружки. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Симметрия как свойство окружающего мира. Линии и оси симметрии. Использование свойств симметрии при изготовлении бумажных заготовок. Правила безопасной работы с ножницами. Объемные поделки из бумаги на основе осевой симметрии. Бахрома и завитки в прямом и переносном значении. Техника нарезания бумаги «лапшой». По клеткам, по наметке, без наметки, в несколько слоев. Объемные поделки из бумаги с использованием заготовок в технике нарезание «лапшой». История новогодних праздников. Традиции украшения елки. История елочных игрушек. Подготовка яичной скорлупы для использования в поделке. Закрепление канцелярской резинки на скорлупе. Сравнение эстетических и декоративных свойств узкой бумажной ленты в ровном и завитом виде. Техника завивания полосы бумаги при помощи ножниц. Свойства завитой бумаги. Интенсивность завивания бумаги, распрямление завитой бумаги. Объемная поделка из яичной скорлупы и завитой бумаги. Самостоятельное изготовление новогодних игрушек. Объемная поделка из бумаги на основе елочного шарика или яичной скорлупы. Поделка из бумаги на основе цилиндра с использованием изученных технологий.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны анализировать образцы аппликаций из макаронных изделий на бархатной бумаге.
Решать творческую задачу: работать с готовыми объёмными формами; окрашивать готовые работы или детали композиции.
Самостоятельно продумать и наметить композицию аппликации из спагетти.
Познакомиться с техникой вырезания симметричных форм из бумаги.
Сравнивать декоративные свойства бумаги, нарезанной узкими и широкими полосами. Решать творческую задачу: изготовить заготовки для поделки с нарезанием по краю без наметки; изготовить объемную поделку из бумаги. Работать с памятками. Решать творческую задачу: изготовить объёмную поделку из бумаги на основе картонного цилиндра из заготовки-развёртки с использованием техники закручивания.
Перечень контрольных мероприятий: контрольная работа-1, практическая работа-7
Конструкторское бюро
Работа с текстильными материалами, оригами и работа с фольгой (9 часов)
Ознакомление с историей ткачества. Формирование представлений о простых и особых переплетениях нитей в тканях. Формирование представления об истории вышивки и ее применении в современном мире. Формирование представлений об истории профессии портного и о ремонте одежды. Вышивка на ткани полотняного плетения. Совершенствование навыков вышивания на основе шва «Вперед-иголку». Раскрой ткани.вышивка на ткани.
Знакомство с историей развития самодельной игрушки. Вышивка на картонной основе. Раскрой ткани по шаблону. Пришивание пуговиц на ткань. Изготовление объемной заготовки из ткани. Изготовление объемной игрушки из ткани. Вышивка на картонной основе.
Формирование представлений о машинных и ручных швах, разделении технологических операций при производстве изделий из ткани. Ознакомление с новым видом шва – «Обметочным соединительным швом через-край». Технология временного скрепления ткани канцелярскими скрепками. Вшивание петельки между слоями ткани.поделка из бумаги с вышивкой, поделка из ткани.
Формирование представлений об истоках праздника «День Защитника Отечества» и его значении для военных и гражданских мужчин. Знакомство с миром мужских профессий, первичная профориентация. Свойства самоклеющейся бумаги. Работа с двухслойной самоклеющейся бумагой. Поделки из бумаги в технике оригами плоскостная аппликация.
Знакомство с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги. Объемная поделка из гофрированной бумаги.
Формирование представления об изготовлении и назначении фольги. Изучение свойств фольги. Сравнение свойств фольги с бумаги. Использование свойств фольги для конструирования и декорирования.оборачивание фольгой. Скульптура из фольги.
Ознакомление с историей ювелирного дела и ювелирных украшений. Индивидуальное и промышленное производство украшений. поделка из бумаги в технике оригами Соревнование по рядам. поделки из фольги .лепка из фольги.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны изучать различные виды швов.
Познакомиться с технологическими операциями на швейном производстве. Познакомиться со свойствами самоклеющейся бумаги. Решать творческую задачу: оформить плакат с помощью двухслойной самоклеющейся бумаги; самостоятельно продумывать и декорировать работу. Узнать о технологии изготовления и применения алюминиевой фольги. Сравнить фольгу с бумагой. Создавать поделки в технике оригами в сочетании с изученными техниками. Создавать поделки-украшения из фольги и бумаги. Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.
Перечень контрольных мероприятий: контрольная работа-1, практическая работа-9
Поделочный ералаш
Знакомство с окружающим миром, конструирование из бумаги и проволоки (9ч)
Ознакомление с историей возникновения книг и книгопечатания. Современное книгопроизводство. Изготовление сшивной книжки.
Изготовление книжного переплета. Ремонт книг при помощи прозрачного скотча. Изготовление закладок для книг из цветного картона. Оклеивание цветного картона с двух сторон прозрачным скотчем («ламинирование»).макет сшивной книги. Книжный переплет. макет фабричной книги., Закладки. Поделка из цветного картона.
Ознакомление с ролью бытовых приборов, машин и механизмов в жизни человека. Многообразие бытовых приборов. Правила пользования бытовыми приборами. Машины и механизмы на службе человека. Сфера применения и назначения машин. Ознакомление с пользой и предназначением диких и домашних животных. Уход за домашними питомцами. Растения в жизни человека. Виды сельскохозяйственных растений. Проращивание семян растений.поделка на основе яичной скорлупы.
Ознакомление с историей голубиной почты. Сведения о голубиной почте времен ВОВ. Закрепление навыков выполнения поделок в технике оригами. Патриотическое воспитание - письмо-благодарность ветеранам, поздравление с Днем Победы. Поделка из бумаги в технике оригами.
Ознакомление с производством и сферой применения проволоки. Сравнение свойств материалов для творчества – проволоки, фольги в виде жгута и шерстяной нити. Моделирование из проволоки. Декоративные жгуты. Поделка из проволоки. Буквы из проволоки. Веселые лозунги.
Систематизация знаний о проволоке. Использование изученных свойств проволоки для декорирования предметов и создания поделок. Моделирование из проволоки. Поделка из проволоки на основе пишущего карандаша. Каркасная модель из проволоки.
Требования к уровню подготовки обучающихся: обучающиеся должны Знать компоненты книги. Применять знания, полученные на этом уроке, при ремонте книги.
Решать творческую задачу: проращивать семена растений и правила ухода за ними. Обобщать знания, умения и навыки по различным технологиям, полученные на предыдущих уроках. Решение творческой задачи: самостоятельно изготавливать поделки из проволоки. Осуществить самоконтроль и оценку своей работы. Действовать по инструкции: изготавливать поделки из проволоки при помощи оплетения предмета и создания каркаса.
Перечень контрольных мероприятий: контрольная работа-1, практическая работа-9
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
К концу второго года обучения по трудовой деятельности учащиеся должны:
Знать:
Виды материалов на уровне общего представления (пластилин, бумага, ткань, нити, веревки, природные материалы, крупы и пр.), их свойства и названия.
Определение детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции.
Назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла).
Технологическую последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов.
Названия приемов изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и т. д.).
Определение неподвижного соединения деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип).
Различные виды отделки и декорирования (аппликация,
создание декоративной рамки, добавление деталей, шов вперед-иголка и пр.).
Общие сведения о профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах.
основами знаний в области декоративно-прикладного искусства: народная и авторская игрушка из глины, керамика, аппликация, вышивка, фитодизайн, лепка из соленого теста
Уметь:
Рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя).
Правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности.
Различать материалы и инструменты по их назначению.
Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.
Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий.
Выполнять изученные операции- и приемы по изготовлению несложных изделий (экономная разметка бумаги или ткани, обрывание по контуру, работа ножницами, сборка изделия с помощью клея, эстетичная и аккуратная декоративная отделка и пр.).
Экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
С помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок и осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности (точность, аккуратность), сравнивая с ними готовое изделие.
К концу второго года обучения по трудовой деятельности учащиеся могут
Знать:
Виды материалов (пластилин, бумага, ткань, нити, веревки, природные материалы, крупы, фольга, проволока и пр.), их свойства и способы применения при изготовлении поделок.
Многодетальные конструкции (коллективные работы из индивидуально созданных элементов), принцип и последовательность их построения, неподвижное и подвижное соединение деталей.
Назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый; нож, ножницы, шило, игла).
Технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов (из пластилина, бумаги, ткани, нитей, веревок и природных материалов).
Различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип).
Различные виды отделки и декорирования (украшение поделок, оформление помещений к праздникам, декорирование рабочего места, поздравительных сувениров и открыток).
Особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания поделок.
Уметь:
Организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы (подготовить к уроку рабочее место в соответствии с требованиями учителя, обеспечить использование вспомогательными приспособлениями для поддержания чистоты и безопасной работы с материалами и инструментами (клеенка, подкладная доска и пр.).
Правильно работать ручными инструментами (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности. Контроль осуществляет учитель.
Самостоятельно правильно осуществлять выполнение простейших поделок, используя изученные технологии. Экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
Реализовать свой замысел с учетом особенностей и формы материала.
Учиться анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Иметь навыки:
Обрабатывать изученные материалы различными способами, применять изученные навыки при работе с ними. Удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поделки
по образцу,
на заданную тему и
импровизированные.
При оценке работы ученика добавляются и усиливаются критерии:
соблюдение правил техники безопасности;
знания ученика;
правильность выполнения трудовых приемов;
точность обработки изделия;
рациональная организация рабочего места;
норма времени.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительная мотивация и познавательный интерес кручному труду, к изучению свойств используемого материала;
• уважительное отношение к людям труда, к разным про
фессиям;
• внимательное отношение к красоте окружающего мира,к многообразию природного материала;
• эмоционально%ценностное отношение к результатам труда.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа;
• понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
• положительной мотивации к изучению истории возникновения профессий;
• представлений о роли труда в жизни человека;
• адекватной оценки правильности выполнения задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);
• соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто);
• различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
• определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
• устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;
• называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка, процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.);
Технология
• использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);
• понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия;
• понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;
• называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;
• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея),
• эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки);
• выполнять комбинированные работы из разных материалов;
• выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити способом продёргивания нити; швы «вперёд%иголка» и обмёточный соединительный через край;
• экономно использовать материалы при изготовлении по%
делок.
Учащиеся получат возможность научиться:
• рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;
• определять неподвижное соединение деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип);
• выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы «вперёд%иголка», «через край» и пр.);
• вести поиск и представлять информацию о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах; о процессе хлебопечения, изготовлении съедобного и декоративного теста; об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни; об измерительных приборах и их истории (часы, термометр и пр.); об истории новогодних
Планируемые результаты. 2 класс
игрушек и ёлочных украшений; об истории вышивки и её применении в современном мире; об истории ювелирного дела и ювелирных украшений; об истории возникновения книг и книгопечатания;
• изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему и импровизируя.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий,
• понимать важность планирования работы;
• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом;
• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
• осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;
• вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
• продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.
Технология
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;
• характеризовать материалы по их свойствам;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
• конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов;
• анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;
• сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, съедобные и декоративные изделия из
теста, инструменты, измерительные приборы, профессии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок работ;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий
№ урока
|
Тема урока
|
Дата
|
Обязательный минимум |
Коррекционная направленность |
Мониторинг |
|||||||
план |
факт |
знать |
уметь |
|
|
|||||||
|
Творческая мастерская (10 ч) |
|||||||||||
1 |
Веселое тесто.
|
|
|
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами; - правила безопасности работы с пластилином; - технологию лепки. |
Уметь изготавливать изделия из пластилина |
Упражнения для глаз, для пальчиков, физминутка. |
Оценивание работ. |
|||||
2 |
Веселое тесто |
|
|
Рецепт солёного теста. |
Лепить фигурки из теста. |
Коррекция мелкой моторики, физминутка, развитие воображения. |
Выставка работ |
|||||
3 |
Пластилиновая гравюра |
|
|
Знать приемы лепки.
|
Уметь изготавливать изделия из пластилина, используя изученные приемы |
Формирование самостоятельности, упражнения для глаз, для кистей рук
|
Оценивание работ. |
|||||
4 |
Пластилиновые картины |
|
|
Способы и приёмы изготовления изделий из пластилина. |
Наносить рисунок на пластилине, удалять лишний пластилин. |
Развитие воображения, творческих способностей, коррекция мелкой моторики, физминутка. |
Выбор лучшей работы. |
|||||
5 |
Скульптурный мир
|
|
|
Познакомится с новым способом «вытягивания». |
Лепить сказочных и древнего мира животных, пользуясь способом вытягивания. |
Развитие фантазии, воображения, творческих способностей, физминутка. |
Выставка работ, оценивание. |
|||||
6 |
Бумажный цветник
|
|
|
При выполнении объёмной аппликации только часть соприкасается с основой. |
Выполнять объёмную аппликацию. |
Коррекция мелкой моторики, физминутка. |
Выставка работ. |
|||||
7 |
Бумажный лоскуток |
|
|
Знать: - свойства бумаги.
|
Уметь изготовлять изделия из бумаги, используя изученные приемы |
Развитие внимания, воображения, физминутка. |
Выбор лучшей работы детьми. |
|||||
8 |
Удивительные приборы |
|
|
Знать: - основные приемы обработки бумаги; - приемы создания композиций на плоскости; - приемы наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу.
|
|
Коррекция мелкой моторики, физминутка, упражнения для глаз, для позвоночника. |
Оценивание работ. |
|||||
9 |
Удивительные приборы |
|
|
Знать: - основные приемы обработки бумаги; - приемы создания композиций на плоскости; - приемы наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу.
|
|
Коррекция мелкой моторики, развитие фантазии, физминутка. |
Выставка работ. |
|||||
10 |
Твои творческие достижения |
|
|
Использовать изученные технологии для закрепления деталей клеем и декорирования изделий.
|
|
Закреплять правила безопасной работы с ножницами, физминутка. |
Оценивание работ. |
|||||
Студия вдохновения (7 ч) |
|
|
|
|
||||||||
11 |
Древо жизни
|
|
|
Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала |
Уметь: - работать с природным материалом; - различать породы деревьев |
|
|
|||||
12 |
Макаронная симфония |
|
|
Знать: - правила безопасной работы с семенами; - способы скрепления |
Уметь выполнять изделия из макарон |
Закрепить способы выполнения объёмной аппликации, физминутка. |
Выставка работ. |
|||||
13 |
Праздничное вдохновение
|
|
|
Знать основные способы соединения изделий.
|
Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности |
Развитие художественного вкуса, самостоятельности упражнения для глаз, для кистей рук. |
Выбор лучшей работы. |
|||||
14 |
Удивительные половинки
|
|
|
Знать: - приемы создания композиций на плоскости
|
Уметь: - разрезать бумагу по прямым линиям; |
|
|
|||||
15 |
Бумажная бахрома
|
|
|
Знать: - основные приемы обработки бумаги; - приемы создания композиций на плоскости; - приемы наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу.
|
|
Правила безопасной работы с ножницами, развитие творческих способностей, физминутка. |
Оценивание работ. |
|||||
16 |
Бумажные завитки |
|
|
Знать приемы рационального использования материала
|
Уметь выполнять бумажные завитки |
Развитие самостоятельности, творческих способностей, упражнения для кистей рук. |
Выставка работ. |
|||||
17 |
Твои творческие достижения
|
|
|
Знать приемы рационального использования материала |
|
Формирование чувство цвета, развитие самостоятельности, физминутка. |
Самос-ный выбор лучших работ. |
|||||
Конструкторское бюро (9 ч) |
|
|
||||||||||
18 |
Иголка-белошвейка |
|
|
Как получаются ткани, способы переноса контуров рисунков на ткань. |
Подбирать нитки для вышивания рисунков, вышивать по криволинейному контуру. |
Формирование художественного вкуса, творческих способностей. |
Оценивание работ. |
|||||
19 |
Иголка-белошвейка |
|
|
Знать правила работы с колющими и режущими инструментами. |
Уметь выполнять шов «вперед-иголку»
|
Коррекция мелкой моторики, развитие познавательных способностей, физминутка. |
Оценивание работ. |
|||||
20 |
Мастерская игрушек |
|
|
Знать основные способы соединения изделий.
|
Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности |
Развитие мелкой моторики, физминутка. |
|
|||||
21 |
Портновский переулок
|
|
|
Знать правила работы с колющими и режущими инструментами. |
|
Формирование умения складывать «гармошкой», упражнения для глаз, для позвоночника, физминутка. |
Оценивание работ. |
|||||
22 |
Портновский переулок
|
|
|
Знать правила работы с колющими и режущими инструментами. |
Уметь выполнять шов «обметочным соединительным швом через край». |
Коррекция мелкой моторики, развитие познавательных способностей, физминутка. |
Выставка работ. |
|||||
23 |
Деловая бумага |
|
|
|
Уметь: - изготовлять поделки |
Формирование умения складывать накрахмаленную салфетку, физминутка. |
Оценивание работ детьми. |
|||||
24 |
Бумажная оранжерея |
|
|
Знать и применять свойства гофрированной бумаги для создания объемных элементов из бумаги. |
Уметь: - изготовлять поделки |
Формирование самостоятельности, физминутка. |
Оценивание работ. |
|||||
25 |
Серебряное царство |
|
|
Узнать о технологии изготовления и применения алюминиевой фольги. |
Уметь: - анализировать образец изделия; - составлять план работы, определять последовательность; - выбирать различные материалы для воплощения своего замысла |
Формировать умение рассчитывать длину и ширину основы, упражнения для позвоночника. |
|
|||||
26 |
Твои творческие достижения |
|
|
Знать историю ювелирного дела и ювелирных украшений. |
Уметьделатьподелки в технике оригами в сочетании с изученными техниками |
Упражнения для глаз, для позвоночника, коррекция мелкой моторики. |
Выставка работ. |
|||||
Поделочный ералаш (8ч) |
|
|
|
|||||||||
27 |
Книжная фабрика |
|
|
Знать историю возникновения книг и книгопечатания, современными типографиями. |
Учить изготовлению закладок для книг из цветного картона, технология ламинирования. |
|
||||||
28 |
Книжная фабрика |
|
|
Знать изготовление сшивной книжки, книжного переплёта.
|
Учить изготовление поделок «Книжка-малышка», «Книжный переплёт», «Закладка для порядка». |
Коррекция глаз, мелкой моторики, физминутка, развитие умения вышивать по криволинейному контуру. |
Оценивание работ. |
|||||
29 |
Помощники человека |
|
|
Знать роль бытовых приборов, машин и механизмов в жизни человека |
Уметь ухаживать за домашними питомцами. |
Развитие художественного вкуса, физминутка, упражнения для глаз. |
Оценивание работ. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
30 |
Помощники человека |
|
|
Знать правила пользования бытовыми приборами. |
Уметьпроращивать семена растений |
Развитие творческих способностей, физминутка. |
Выставка работ. |
|||||
31 |
Крылатые вестники |
|
|
Знать об истории почтового сообщения. |
Уметь изготавливать поделку «Почтовый голубь». |
Развитие самостоятельности, воображения, коррекция мелкой моторики, физминутка. |
Оценивание работ. |
|||||
32 |
Проволочная фантазия |
|
|
Знать производство и сферу применения проволоки. |
Уметь изготавливать поделки из поволоки. |
|
|
|||||
33 |
Твои творческие достижения |
|
|
Повторение и закрепление изученных навыков плетения проволоки для декорирования предметов и создания поделок. |
Обобщать знания, умения и навыки по различным технологиям, полученные на предыдущих уроках. |
|
|
|||||
34 |
Твои творческие достижения |
|
|
Повторение и закрепление изученных навыков плетения проволоки для декорирования предметов и создания поделок. |
Обобщать знания, умения и навыки по различным технологиям, полученные на предыдущих уроках. |
Физминутка, развитие умения выполнять игрушки из полосок цветной бумаги. |
Оценивание работ. |
|||||
35 |
Резерв |
|
|
|
|
|
|
Литература и средства обучения
2 класс
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель. 2012 Г
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Обучение во 2 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Оценки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и овощных растений, за выращивание растений и уход за ними.
I. Выполнение изделия в целом.
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом. А также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий.
За проявленную самостоятельность и творческие выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.
Изделие с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся. (Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определенного количества уроков или как итоговый урок по видам труда).
II. Отдельные технологические операции.
Оценка «5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых; экономное и рациональное использование материалов. Инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (II класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (III класс), составить план после самостоятельно анализировать изделие (IV класс); умение продемон-стрировать изделие в действии (II класс), с объяснением (III - IV классы).
Оценка «4» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность (до 3мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4-5 видов семян допустил не более 1 ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учителя (IIкласс) вместе с учителем (III класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (IV класс).
Оценка «3» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность:
От 3мм до 10 мм во II классе,
От 2 мм до 5 мм в III классе,
до 5 мм в IV классе;
неэкономно использовал материал (II класс), нерационально использовал материал и инструменты (III класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя;
при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора, слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (II класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (III класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (IV класс).
Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учёт усвоения программных требований каждым ребёнком. Примерная схема учёта программных знаний и умений для I класса приводится ниже. По аналогии учитель может составить схему и для II - IV классов. Оценка можетбыть объективной в том случае, если учитель планирует опрос и наблюдения за учащимися. Вплане урока он записывает фамилии 3-4 учеников, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока, 3-4 учеников, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 учеников, - умения правильно и точно резать но линиям разметки, у следующих 3-4 учеников - умения аккуратно работать с клеем, выполнять стежки или работать, соблюдая правила безопасной работы с инструментами на уроках технического или сельскохозяйственного труда.
Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребёнку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков. Так осуществляется индивидуальная работа с учащимися на уроке.
Таким образом, за урок учитель выставляет несколько оценок, но все они будут выставлены за определённые знания и умения.
24