Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1

1
0
Материал опубликован 22 July 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«___________________________________»

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

______________________

от «»_февраля 20___ г.

протокол №____________

Руководитель МО:


СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора по УВР

_______________

«___»_____________20___г.

УТВЕРЖДЕНО

директор

МБОУ ________________

_________________

Приказ от «____»_____ 20__г.

____



Адаптированная основная образовательная программа

обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1

для учащегося 2 класса

Наименование учебных предметов: «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика», «Математика», «Мир природы и человека (Живой мир)», «Изобразительное искусство», «Ручной труд».

Класс: 2 класс

Учитель: _______________________________________

Срок реализации программы: _____________________________________________

Программа составлена на основе: примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией Воронковой В.В.




Рабочую программу составила: _______________________________________


20____ г.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа для учащегося с умственной отсталостью разработана на основе:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; 

Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 

Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.; 

Письма Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Письма Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)"

Приложения к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/6 "Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказа Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"

"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10

Устава МБОУ «Школа № 16 г. Феодосии Республики Крым»

Образовательной программы МБОУ «Школа № 16 г. Феодосии Республики Крым»

Учебного плана МБОУ «Школа № 16 г. Феодосии Республики Крым»

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 2011года.

Адаптированная образовательная программа состоит из рабочих программ по математике, русскому языку, чтению, речевой практике, мир природы и человека, музыке, изобразительному искусству, ручному труду.

Адаптированная образовательная программа составлена для ученика 2 А класса надомного обучения Валетина Сергея на 2020 год и согласована с родителями.

Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития ученика средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.

Мальчик по состоянию здоровья, согласно заключению ПМПК обучается на дому по специальной (коррекционной) программе для детей с умственной отсталостью. Имеет мотивацию к учебной деятельности. Первоначальные учебные навыки сформированы слабо.

Направленность программы: формирование у ребенка потребности в обучении и развитии в домашних условиях.

В программе представлено 8 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю.

Особенности оценки предметных результатов

Предметные результаты освоения АОП НОО включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АОП НОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Для оценивания предметных результатов освоения АОП НОО обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.

В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

соответствие/несоответствие науке и практике;

полнота и надежность усвоения;

самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.Такой подход даёт возможность использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Учебный план ученика 2 класса надомного обучения

Валетина Сергея на 2020 год

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю

Всего полных часов

Математика

2

26

Русский язык

1

26

Чтение

2

26

Речевая практика

1

13

Мир природы и человека (Живой мир)

0,5

6,5

Ручной труд

0,5

6,5

Музыка

0,5

6,5

Изобразительное искусство

0,5

6,5

Количество часов в неделю

8

104

Возраст  ученика – 10 лет.

Сроки: программа рассчитана до 22.05.2020 г..

Ожидаемые результаты:

-улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка;

- потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.


МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач

и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Содержание тем учебного курса

  Нумерация Отрезок числового ряда 11-20. Образование, чтение, запись чисел в пределах 20.  Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков. Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах. Сравнение чисел. Знаки «>», «<», «=». Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15= 10+5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

Единицы измерения и их соотношения Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.

Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1ч., 1 мес. Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа. Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.

Арифметические действия Называние компонентов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел. Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени). Понятия «больше на…», «меньше на…». Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Арифметические задачи Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.

 Геометрический материал Овал. Луч. Построение луча. Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов. Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов. Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике. Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения). Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника. Построение геометрических фигур по вершинам.

Повторение материала за год Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Решение примеров и задач, содержащих отношения «меньше», «больше на», «увеличить». Решение составных арифметических задач.  Построение луча, отрезка, угла, треугольника, прямоугольника, квадрата.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требование;

Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

Освоить роль ученика; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;

Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;

Определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;

Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;

Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;

Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;

Использовать знако-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

Оформлять свои мысли в устной речи;

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

Слушать и понимать речь других; участвовать в паре;

Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;

таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;

названия компонента и результатов сложения и вычитания;

математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;

различие между прямой, лучом, отрезком;

элементы угла, виды углов; элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;

элементы треугольника.

Учащиеся должны уметь:

выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;

решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;

узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге; чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;

определять время по часам с точностью до 1 часа.

Развитие жизненной компетенции:

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Овладение навыками коммуникации;

Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.


РУССКИЙ ЯЗЫК

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Звуки и буквы (7часов)

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.

Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.

Гласные ударные и безударные.

Слово (9часа)

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;

-нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

-подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),

-сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

-согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предложение (4часа)

Практическое знакомство с построением простого предложения. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска) Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результатыизучения курса

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметныерезультаты

Регулятивные универсальные учебные действия

У второклассника продолжат формироваться умения:

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Познавательные универсальные учебные действия

У второклассников продолжат формироваться умения:

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У второклассника продолжать формироваться умения:

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Учащиеся должныуметь:

анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

писать предложения с заглавной буквы;

составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Учащиеся должны знать:

прописные и строчные буквы;

гласные и согласные буквы;

звонкие и глухие согласные;

твердые и мягкие согласные;

знак ударения;

правила переноса слов;

правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;

правила оформления предложения.

Нормы оценок по русскому языку.

Каждый ответ ученика (устный или письменный) должен оцениваться дифференцированно с учетом уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и фактических знаний, навыков и умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы за определенный период. Оценивая ответ в речевом отношении и, помогая правильно оформить ответ, учитель обязан учесть характер своей помощи. Чем меньше ошибок допускает ученик, тем выше выставляется балл.

В контрольной работе, включающей диктант и дополнительные задания (фонетический, грамматический и другие разборы), ставятся две отметки (за каждый вид работы): на проверочную работу отводится во 2 классе - не более 35 минут;

Нормы оценок диктантов для обучающихся 2-4 классов

отметка "5" - если нет орфографических ошибок, допускаются одна-две дисграфические ошибки и одно исправление;

отметка "4" - если имеются одна-три орфографические ошибки и не более двух-трех дисграфических ошибок, повторение ошибочного написания одного и того же слова считается за одну ошибку;

отметка "3" - если допущено пять-шесть орфографических ошибок и не более четырех-пяти специфических;

отметка "2" - если допущено восемь-девять орфографических и более четырех дисграфических ошибок.

Примечание: при наличии в классе детей с нарушениями общей моторики и мелких мышечных движений рук объем материала может быть незначительно уменьшен. Таким детям нельзя снижать отметку за почерк.

Оценка грамматических заданий

Оценка выполнения грамматических заданий к диктантам:

"5" - если выполнено все задания;

"4" - если выполнено 3/4 задания;

"3" - если выполнено не менее половины задания;

"2" - если выполнено менее половины задания;

Оценка изложений и сочинений

"5" - изложение или сочинение полностью соответствует теме, могут быть допущены не более одной ошибки по содержанию, одна орфографическая и одна - специфическая;

4" - работа, в основном, соответствует теме, могут быть допущены две-три различные ошибки;

"3" - работа недостаточно полно и точно отражает тему и имеются три-четыре стилистические, три-четыре орфографические, три-четыре специфические ошибки;

"2" - работа не соответствует теме, допущено до семи-девяти различных ошибок;
Примечание: к числу специфических ошибок на искажения звуко-буквенного состава слов и нарушений структуры относятся замены слов, смысловые замены, грамматические, пропуски.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные

тексты примерно следующего объема 2 класс – 16-20 слов;

2 класс

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;

-соблюдает синтаксические паузы; - отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;

-пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;

- допускает 1 – 2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но самостоятельно исправляет их или с незначительной помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть 1 – 2 самостоятельно исправление ошибки, читает наизусть не достаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;

- допускает 3 – 4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое условие текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- затрудняется в чтении по словам даже легких слов;

- допускает более 6 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержания прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя.

Знания ученика и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во 2 – 3 классах по 25 – 40 минут .

При оценке комбинированных работ:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2 – 3 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.

При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1 – 2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены 1 – 2 грубые ошибки или 3 – 4 негрубые.

Оценка «2» ставится, если допущены 3 – 4 грубые ошибки и ряд негрубых.

При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов и т.д.):

Оценка «5» ставится, если задачи выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1 – 2 негрубые ошибки при решении задач на

вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.

Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух – трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листке бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.

Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигуры.

ЧТЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Техника чтения

·  Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

·  Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

Понимание читаемого

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

Развитие устной речи

·         Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

·         Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение

Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

Примерная тематика

Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

Учащиеся должны уметь:

·         читать по слогам короткие тексты;

·         слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

·         по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

·         наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.

Тема раздела

Количество часов


Сказка за сказкой

1


Мир животных

1


Птицы – наши друзья

1


Зимние страницы

1


Всё мы сделаем сами и своими руками

2


Буду делать хорошо и не буду плохо

1


Ежели вы вежливы

1


Весенние страницы

2


Посмеёмся, улыбнёмся

1


Летние страницы

1


Как хорошо уметь читать

1

Всего

13

















РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носите-

лей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на переме-

не. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполне-ние просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуацииВыявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.


Личностные результаты по предмету «Речевая практика» на конец обучения во 2 классе:

Личностные результаты должны отражать:

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания;

развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);

формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Тема раздела

Количество часов

«Добро пожаловать».

1ч.

«Три поросенка».

1ч.

«Расскажи мне о школе».

2 ч.

«Алло! Алло!».

1ч.

«С днем рождения!».

1ч.

«Дежурство».

1ч.

«У меня есть щенок».

2ч.

Сказка «Красная Шапочка».

1ч.

«Я записался в кружок».

1ч.

«Играем во дворе».

1ч.

Повторение

1ч.

Всего

13 ч.


Мир природы и человека

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Неживая природа

Сезонные изменения в природе.

Представлений о смене времен года.

Название времен года, знакомство с названиями месяцев.

Изменения в природе поздней  осенью и зимой.

Явления  и состояния неживой  природы  (похолодание, замерзание рек, снегопад).

Влияние солнца на изменения в погоде.

Вода в природе.

Простейшие свойства воды.

Температура воздуха.  

Обогащение речи специальными  терминами, выражениями. Участие в беседе.

Живая природа

 Животные

Представление о животных.

Сравнение  домашних и диких  животных.

Представление об отношении человека к животным. Охрана животных.

Представление о рыбах распространенных в нашей области.

Представление об использовании рыб человеком и охране рыбных угодий.

Красная книга.

Развитие речи учащихся.

Название  растений, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.

Обозначение групп предметов обобщающим словом.

Различать 3-4 комнатных растения.

Человек

Человек. Гигиена тела человека.

Закаливание организма человека.

Питание человека.

Органы пищеварения:  ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник; (элементарные представления).

Пища. Правильное питание.

Профилактика пищевых отравлений.

Обогащение речи новыми словами. Участие в беседе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметныерезультаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

Познавательные универсальные учебные действия

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Учащиеся должны уметь:

·   называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

·  участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

·  составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащиеся должны знать:

·   названия и свойства изученных предметов и их частей;

·   обобщающие названия изученных групп предметов.

Тема раздела

Количество часов

Долгота дня. Части суток. «В гостях у золотой осени». Осенние месяцы. Жизнь растений осенью.

0,5ч.

Жизнь животных осенью.Перелётные птицы, зимующие.Занятие людей осенью.

0,5ч.

Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды.

0,5ч.

Вода в природе. Значение воды.

0,5ч.

Комнатные растения. Части растений.Уход за растениями.

0,5ч.

Зима. Зимние месяцы. Зима в лесу.

0,5ч.

Домашние животные. Дикие животные.Кошка рысь.

0,5ч.

Собака, волк. Породы собак. Рыбы.

0,5ч.

Гигиена человека. Строение человека.Органы пищеварения. Продукты питания.

0,5ч.

Сад. Фруктовый сад. Фрукты: груша, ягоды: кустарники (смородина).

0,5ч.

Природа пробуждается. Первоцветы.Животные весной. Занятия людей весной.

0,5ч.

Лето. Растения летом. Жизнь животных в летнем лесу. Занятия людей летом.

0,5ч.

Повторение изученного материала за год.

0,5ч.

Всего

6,5 ч.


Ручной труд

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Работа с глиной и пластилином

       Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Глина — строительный материал (кирпич, черепица). Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.

        Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.

Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия)

       Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

      Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций.

Работа с бумагой и картоном

      Технические сведения. Применение и назначение картона.

     Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

     Приемы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.

Работа с текстильными материалами

    Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.

Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

     Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.


п/п

Виды труда

Количество часов

Работа с глиной и пластилином.

2ч.

Работа с природными материалами

2,5ч.

4.

Работа с бумагой и картоном.

1,5ч.

5.

Работа с текстильными материалами

0,5ч.


Всего

6,5 ч.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметныерезультаты

Регулятивные универсальные учебные действия

У второклассника продолжат формироваться умения:

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные универсальные учебные действия

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Самостоятельная ориентировка в задании.

Самостоятельное сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.

Самостоятельное составление плана работы над изделием.

Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно.

Умение придерживаться плана при выполнении изделий.

Самостоятельный текущий отчет о проделанной работе.

Употребление в речи технической терминологии.

Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке.

Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Содержание предмета

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и форми-рование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Программой предусмотриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, предста-влению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Введение

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть,правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией»дляразвития целостного восприятия объекта при

подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;

― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма:примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами итрафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий:«предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и дрПередача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоя­тель­ное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия:«цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В.Ватагин, А.Опекушина, В.Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с про­изведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации