Адаптированная общеобразовательная программа по математике в 6 классе для учащихся с умеренной умственной отсталостью
Ощепковская средняя общеобразовательная школа, филиал муниципального автономного
общеобразовательного учреждения Абатская средняя общеобразовательная школа№1
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ПМПк Заведующий Ощепковская СОШ,
Ощепковская СОШ, филиал филиала МАОУ Абатская СО№1
МАОУ Абатская СОШ №1 ________________С.А. Десятов Председатель ПМПк Приказ №_________
______________________ «____»________________2018 г.
«____»______________2018 г.
Протокол №____________
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА СЧЕТ 6 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный I-X класс). Программы подготовлены к печати педагогами специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбурга, под руководством А. Р. Маллера, |
Составитель: О.А.Присяжнюк учитель математики Ощепковская СОШ, филиал МАОУ Абатская СОШ №1 |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании:
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса трудовое обучение (картонажное дело) 6 класс для учащихся с умеренной умственной отсталостью составлена на основе:
Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Государственного стандарта общего образования согласно приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п;
Действующих требований к максимально допустимой недельной нагрузке («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №189; от 24.11.2015 года № 81);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 (в действующей редакции от 05.07.2017г.) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Учебного плана Ощепковской СОШ, филиала МАОУ Абатская СОШ №1 на 2018-2019 учебный год;
Программ обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный I-X класс). Программы подготовлены к печати педагогами специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбурга являющиеся региональной экспериментальной площадкой по работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость под руководством А. Р. Маллера, доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ПРО г. Москва, кпн.
Структура документа
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, основные требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-методический комплект и дополнительная литература, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика предмета
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель преподавания математики во вспомогательной школе состоит в том, чтобы:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметикапризвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия– один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией).
Методология преподавания математики
Классификация методов по характеру познавательной деятельности:
Объяснительно-иллюстративный метод(метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаем создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Для развития познавательных интересов рекомендуется выполнять следующие условия:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений
Содержание программы обучения по предмету «Счет»
Устная и письменная нумерация в пределах 20, счет предметов по одному и десятками в пределах 20, счет от заданного числа до заданного, счет группами по два и по пять. Десятичный состав чисел. Понятие об однозначных и двузначных числах, образование и запись их с использованием палочек, материалов арифметического ящика. Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем. Работа со счетами.
Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Запись действия задачи с наименованием и кратким ответом.
Понятия «дороже – дешевле».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
сложение и вычитание в пределах 20;
счет прямой и обратный в пределах 20;
способы решения примеров на сложение и вычитание;
способы решения задач, в условиях которых имеются понятия: «дороже- дешевле», «несколько больше», «на несколько меньше»;
способы решения задач на нахождение суммы и остатка;;
меры емкости;
меры стоимости;
меры времени.
Учащиеся должны уметь:
устно складывать и вычитать числа в пределах20;
читать, записывать под диктовку, , сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 20;
чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее;
округлять числа до любого заданного разряда в пределах 20;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий;
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы письменно;
решать задачи на нахождение суммы и остатка,
работать со счетами
считать меры времени, емкости, стоимости;
.
Учащиеся, испытывающие значительные трудности в усвоении математических знаний, должны овладеть:
преобразованиями небольших чисел, полученных при измерении стоимости,времени;
решением примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 20;
решением простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка;
счетом прямым и обратным в пределах 20;
вычислением времени, стоимости, емкости.
Календарно – тематическое планирование
6 класс (102 часа)
№ |
Число часов |
Тема урока |
Дата |
1-7 |
7 |
Повторение материала 5 класса |
|
8-14 |
7 |
Повторение материала 5 класса |
|
15-21 |
7 |
Сложение и вычитание в пределах 20 |
|
22-28 |
7 |
Сложение и вычитание в пределах 20 |
|
29 |
1 |
Счет прямой и обратный в пределах 20 |
|
30-36 |
7 |
Счет прямой и обратный в пределах 20 |
|
37-42 |
6 |
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 |
|
43-48 |
6 |
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 |
|
49-55 |
7 |
Решение со счетами |
|
56-61 |
6 |
решения задач, в условиях которых имеются понятия: «дороже- дешевле», «несколько больше», «на несколько меньше»; |
|
62-66 |
5 |
решения задач, в условиях которых имеются понятия: «дороже- дешевле», «несколько больше», «на несколько меньше»; |
|
67-71 |
5 |
Мера емкости :литр (работа с литровыми и пол-литровыми емкостями) |
|
72-78 |
7 |
Меры стоимости, работа с монетами по 20 копеек, размен при помощи 10 копеек |
|
79-84 |
6 |
Меры стоимости |
|
85-91 |
5 |
Меры времени. |
|
92-96 |
5 |
Меры времени: год – 12 месяцев. |
|
97-99 |
3 |
Определение времени по часам с точностью до часа |
|
100-102 |
3 |
Обводка по шаблону, построение при помощи линейки |
Тарасова Ирина Викторовна