Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (1–4 класс)

0
0
Материал опубликован 12 November 2019

Адаптированная основная общеобразовательная программа

начального общего образования,

разработанная с ориентировкой на содержание АООП

для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР),

(по образцу варианта 7.2).




Адаптированная основная общеобразовательная программа



Ф.И.О. ребенка: Белова Анастасия

Возраст ребенка:9 лет

Класс: 3

Ф.И.О. родителей

Ф.И.О. учителя: Сергеева Наталья Анатольевна

Ф.И.О. специалистов сопровождения

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Заключение и рекомендации ПМПК

1.Рекомендовано обучение по АООП для детей с ЗПР (СФГОС вариант 7.2)

2.Рекомендованы занятия с целью развития эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков.

3.Занятия с учителем –логопедом с целью развития всех сторон речи.

Основная программа класса

«Школа России»

Срок реализации АОП

2017-2018 год

Наличие инвалидности

нет





Заключение и рекомендации ПМПК образовательного учреждения


1.Основные особенности ученика (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка)

Особенности обработки сенсорной информации

(по результатам опроса родителей, наблюдения учителя и специалистов сопровождения)

трудности в переработке слуховой информации (понимание многоступенчатых инструкций, обращённой речи);


Характер деятельности

(по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения)

деятельность продуктивная, целенаправленная;

способена выдержать урок продолжительностью 40 мин.;

способна непрерывно заниматься одним видом деятельности 20-25 минут;

утомляемость не ярко выражена; в основном наступает на фоне деятельности, связанной с письмом, другими видами ручной деятельности;

темповые характеристики деятельности снижены. Отмечается не достаточная скорость письма, как букв, так и цифр;

Особенности речи



понимание обращённой речи не нарушено;

трудности восприятия вербальной инструкции (как в устной, так и в письменной форме);

нарушено произношение вибрантов, отмечаются нестойкие призвуки в произношении шипящих звуков;

в незнакомых, многосложных словах со стечением согласных отмечаются нарушения слоговой структуры;

пассивный словарь по объёму незначительно превышает активный, можно отметить недостаточность предикативного и атрибутивного словаря. Отмечается наличие лексических замен. Выражены трудности в актуализации слов;

нарушен фонематический слух;

навыки звуко-слогового анализа в стадии автоматизации;

грамматический строй сформирован недостаточно: отмечаются ошибки в окончаниях существительных, прилагательных при изменении по числам, падежам. Навыки использования сложных предлогов



сформированы неустойчиво. Навыки словообразования недостаточны: отмечаются трудности образования новых слов префиксальным, суффиксальным способом;

связная речь сформирована недостаточно;

затрудняется в установлении причинно-следственных связей. При составлении рассказа по сюжетной картине требуется дополнительная стимуляция и организация в виде наводящих вопросов, опорных слов; затрудняется при пересказе прочитанного;понимание скрытого смысла недоступно.

Особенности моторного развития и графических навыков

(по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения)


трёхпальцевый хват сформирован чётко;

мелкая моторика сформирована недостаточно, мышцы руки слабые;

нажим при письме средний, линии не чёткие;



при закрашивании нажим слабый, быстро устаёт, может отказываться от деятельности.

скорость письма низкая.

2.Особенности формирования УУД(по результатам заполнения «Таблицы наблюдения УУД» учителем и специалистов сопровождения)

Личностные УУД

1.Эмоциональная отзывчивость, сопереживание.

Замечает эмоциональное состояние других людей. При этом не всегда проявляет сочувствие к окружающим.

Может смеяться, когда другой ребёнок, например, упал.

Иногда выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям.

2.Восприятие оценки учителя и одноклассников.

Адекватно воспринимает оценку как учителя, так и одноклассников. Мотивирована на получение хорошей отметки.

3.Мотивация к учебной деятельности.

С удовольствием выполняет те задания, в которых чувствует себя успешной. На фоне не успешности на уроках ИЗО, окружающего мира, чтения отмечаются протестные реакции в виде отказа от деятельности.

При этом не всегда может сформулировать, что его расстроило. Чаще переживает, если что-то не доделала.


4.Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места).

Общественные нормы поведения соблюдает .Школьные правила, правила игры соблюдает.

Регулятивные УУД

5.Умение организовать учебное пространство.

Может самостоятельно приготовиться к определённому уроку. В случае затруднений в качестве подсказки способна использовать модель поведения другого человека. Самостоятельно поддерживает порядок на рабочем месте.

6.Умение организовать собственную

деятельность (перемена, досуг)

В процессе свободной деятельности чаще выбирает стереотипные занятия. В основном, это догонялки. Такжеможет играть на смартфоне. Принимает совместную игру с одноклассниками, предложенную взрослым. В случае затруднений теряет интерес, уходит.

В целом свободная деятельность носит стереотипный характер.

7.Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок).

Может самостоятельно проверить свою работу и найти некоторое количество ошибок.

8.Самостоятельность (степень участия взрослого, учителя).

Нуждается в сопровождении учителя при выполнении незнакомых заданий с многоступенчатой инструкцией, письменных заданий, требующих достаточно высокой скорости (письмо под диктовку).

9.Овладение начальными навыками адаптации к изменениям.

Легко адаптируется к изменениям в классе, в школе на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием.

10.Умение ориентироваться в пространстве класса, школы.

Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, способна найти необходимое помещение в школе: столовая, кабинеты труда, физкультуры и т. д.

Познавательные УУД

11.Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков.

Чаще всего способен к переносу полученных знаний в аналогичную ситуацию. Может нуждаться в специальном обучении.

12.Умение принимать учебную задачу.

Реагирует на знакомые фронтальные инструкции. Новые или менее знакомые инструкции необходимо подкреплять визуальными стимулами в виде образца, алгоритма. Восприятие многоступенчатой инструкции



затруднено.

13.Умение сохранять учебную задачу.

В случае утомления, затруднений, а вследствие этого снижения мотивации может на время прекратить выполнение задания. Способна возобновить работу саам, либо после не значительного воздействия со стороны взрослого (дополнительная мотивация, похвала, помощь).

14.Способность добиваться результата.

В случае затруднений, может некоторое время пробовать преодолеть их сама (если есть мотивация к данному виду деятельности), а потом обращается за помощью к педагогу. Помощь принимает.

При отсутствии мотивации, может отказаться от деятельности, не прикладывая усилий к достижению результата, не обращается за помощью.

Коммуникативные УУД

15.Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

При планировании совместной деятельности соглашается на предложения других. Но во время деятельности эпизодически начинает выполнять действия без ориентации на партнеров.

16.Использование коммуникативных средств.

В большинстве случаев адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи.


17.Умение вести диалог.

Способна инициировать диалог со знакомыми людьми. Поддерживает не продолжительное время. Сама подходит, задаёт вопросы на интересующую его тему, ждёт ответа.

18.Умение задавать вопросы.

При обращении к взрослому и/или сверстнику использует простые вопросы.

Затрудняется при ответах на вопросы, с трудом формулирует свою мысль. Для ответа чаще использует слово или короткое предложение.

3.Трудности формирования учебных навыков по предметам(по результатам освоения ребенком учебных дисциплин)

Математика.

Затрудняется при:

понимании инструкций со сложными лексикограмматическими конструкциями;

понимании условия задачи

Литературное чтение.

недостаточно автоматизирован навык чтения: чтение по слогам,

Русский язык.

Затрудняется при:

понимании терминов «повествовательные предложения», «вопросительные

Окружающий мир.

Затрудняется при:

поиске необходимо

Изобразительная деятельность, Труд.

Затрудняется при:

рисовании по

(необходимо её иллюстрирование, подробный разбор);

решении задач в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задач в 1 действие, раскрывающих конкретный смысл действий умножения и деления;

выполнении краткой записи задачи, схематического рисунка;

составлении текстовых задач по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи;

решении задач с величинами: цена, количество, стоимость;

при оперировании математическими

терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, произведение, множитель, делимое, делитель, частное, выражение, значение выражения.

скорость низкая.

Затрудняется при:

интонировании

текста с опорой на знаки препинания;

составлении плана (делении текста на части, назывании каждой части);

пересказе текста по плану;

составлении рассказа о герое

прочитанного

произведения по плану;

определении темы и главной мысли произведения.


предложения», «побудительные предложения»; грамматических особенностей предложений, различных по цели высказывания;

различении предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

различении признаков текста и типов текстов

(повествование, описание);

понимании терминов «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы

слова»;

подборе однокоренных слов; фонетической характеристике гласных и согласных звуков;

составлении предложений на заданную тему.




й

информации в учебнике; письменны

х ответах (в виде тестовых заданий) на вопросы по теме урока; устных ответах на вопросы по теме урока.






образцу; вырезании мелких деталей с неровными линиями; намазывании клеемкарандашом мелких деталей; разминании пластилина.

Другие особенности (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения)





Отмечается боязнь допустить ошибку, ответить не правильно.







4.Создание специальных условий

4.1.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность и частота

Учитель-логопед

Совершенствование связной речи: составление рассказа по сюжетной картине с опорой на вопросы;

Расширение словарного запаса по лексическим темам;

Обучение звуко-буквенному анализу слов;

Обучение правильному употреблению форм множественного числа имён

существительных и имён прилагательных;

Обучение правильному согласованию существительных, прилагательных и глаголов в роде и числе;

Обучение правильному употреблению предлогов в словосочетаниях и предложениях с опорой на схемы.

Индивидуальная коррекционная работа



2 раза в неделю по 40 мин.

Педагог-психолог

Формирование коммуникативных навыков;

Развитие личностной сферы (УУД);

Формирование регулятивных навыков (УУД).

Групповая коррекционная работа

2 раза в неделю по 1 часу

4.2.Специальные условия, необходимые для обучающегося

Временной режим

соответствует режиму класса.

Организация пространства школы/класса

зона отдыха, релаксации (мягкий мешок, палатка, в которой можно на некоторое время уединиться);

система визуальных подсказок в разных зонах класса (правила поведения);

визуальное расписание на учебный день;

план урока с указанием страниц и номеров упражнений (на доске, либо индивидуально на парте), а


также с обозначением видов деятельности на конкретном уроке.

Организация рабочего места

индивидуальные визуальные опоры на парте (таблица умножения, схема разбора предложения по членам, таблица единиц измерения);

письменное дублирование всех инструкций;

индивидуальные правила поведения в виде пиктограмм (поведение на перемене), социальных историй (поведение в общественных местах, во время экскурсий).

Вспомогательные средства



Технические средства обучения



использование таймера при выполнении самостоятельных работ с целью самостоятельного контроля за временем.

Специальный дидактический, методический материал

наличие пошаговой инструкции к заданиям, подкреплённой условными обозначениями;

сокращённые по объёму и упрощённые по содержанию тексты с картинками для каждого предложения;

упрощение диалогов, снабжение диалогов именами героев;

бланки с минимальной необходимостью заполнения;

адаптированные правила (русский язык, математика) в виде таблиц и схем.

Форма и условия оценки достижений

Форма оценки:

адаптированные тесты (математика, русский язык, чтение, окружающий мир);

контрольные работы с адаптированными инструкциями;диктанты с картинками для каждого предложения для лучшего понимания содержания текста. Условия оценки (для обеспечения комфортной, спокойной обстановки): увеличение времени для написания проверочных и контрольных работ; возможность индивидуальной работы в специально отведённое время.


Освоение предметных областей:


Предмет

Индивидуальные планируемые результаты на период/ Планируемые результаты, вызывающие наибольшие трудности

Результативность

Математика

1. Научится решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задач в 1 действие, раскрывающих конкретный смысл действий умножения и деления.

2

2. Научится выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок.

2

3. Научится составлять текстовые задачи по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.

1

4. Научится решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

2

5. Научится оперировать математическими терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, произведение, множитель, делимое, делитель, частное, выражение, значение выражения.

1

Русский язык

1. Научится правильно соединять буквы при письме.

2

2. Научится понимать и оперировать терминами «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения».

1

3. Научится ориентироваться на грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания.

1

4. Научится различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные).

2

5. Научится различать признаки текста и типов текстов (повествование, описание).

1

6. Научится понимать и оперировать терминами «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова».

1

7. Научится подбирать однокоренные слова.

1

8. Научится давать фонетическую характеристику гласным и согласным звукам.

2

9. Научится составлять предложения на заданную тему.

1

Литературное чтение

1. Научится читать преимущественно бегло с достаточной скоростью.

2

2. Научится правильно интонировать текст с опорой на знаки препинания.

1

3. Научится составлять план: делить текст на части, называть каждую часть.

1


4. Научится пересказывать текст по плану.

1

5. Научится составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

1

6. Научится определять тему и главную мысль прочитанного произведения.

1

Окружающий мир

1. Научится находить необходимую информацию в учебнике.

2

2. Научится письменно отвечать на вопросы по теме урока, выбирая вариант ответа из нескольких.

2

3. Научится устно отвечать на вопросы по теме урока с опорой на алгоритм ответа.

2

Изобразительная

деятельность, труд

1. Научится вырезать мелкие детали с неровными линиями.

2

2. Научится намазывать клеем-карандашом мелкие детали.

2

3. Научится рисовать по образцу.

2

4. Научится разминать пластилин.

2

5. Научится придавать пластилину форму шара.

2

6. Научится придавать пластилину форму колбаски.

2







*Результативность - оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:

- планируемые результаты не достигнуты;

- достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;

- достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.





Формирование универсальных учебных действий:


приоритетные планируемые результаты)

Индивидуальные планируемые результаты УУД на период (

Результативность

*


Исполнители

Научится пользоваться алгоритмом для выполнения заданий, вызывающих наибольшие сложности.

2

учитель



психолог


Научится обращаться за помощью в случае затруднений приемлемыми способами.


2

Научится находить ответ на конкретный вопрос в учебнике на заданной странице.


2

Научится выбирать себе занятие из определённого перечня, заниматься им в течение перемены.


2

Научится использовать специальный символ для обозначения того задания, которое не доделано, для того, чтобы позже, при необходимости, к нему вернуться.

2



V.

Коррекционно-развивающая область:








Направления деятельности

Индивидуальные планируемые результаты на период

Результативность*

Исполнители

Формы работы

Формирование регулятивных навыков

Научится выполнять последовательные действия в рамках игры по правилам.

2

психолог






учитель

Групповая и индивидуальная

коррекционная работа

Будет быстрее успокаиваться и возвращаться к деятельности после ситуации неуспеха.

2

Научится адекватно (менее интенсивно) проявлять свой гнев.

2

Работа в рамках урока

Развитие личностной сферы

Научится озвучивать предположительные чувства, которые испытывают окружающие взрослые или сверстники.

1

психолог



Групповая и индивидуальная коррекционная






учитель

работа

Будет знать нормы и правила поведения и замечать модели поведения сверстников.

2

Работа в рамках урока

Формирование коммуникативных навыков

Научится предлагать сверстникам игру из определённого перечня.

2

психолог

Групповая коррекционная работа

Будет эпизодически откликаться на инициативу поиграть, другие просьбы со стороны сверстников.

2

Формирование и развитие устной речи

Научится правильному употреблению форм множественного числа имён существительных и имён прилагательных.

2

логопед





учитель


Индивидуальная коррекционная работа.

Научится осуществлять звуко-буквенный анализ слов.

2

Научится составлять рассказ из 3 – 4-х предложений по картинке с опорой на вопросы.

2

Работа в рамках урока.

Научится согласовывать существительные, прилагательные и глаголы в роде и числе.

2

Научится правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях с опорой на схемы.

2



Дата составления АОП: сентябрь 2017 года



Родитель (законный представитель):



Учитель:



Специалисты психолого-педагогического сопровождения:



Педагог-психолог:



Учитель-логопед:






АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (на конец учебного года):



Анализ эффективности планируемых результатов освоения предметных областей:

Анализ оценки достижения планируемых результатов по предмету «Математика» показал наличие стойкой положительной динамики. Однако на конец года планируемые результаты полностью не достигнуты. Незначительная положительная динамика отмечается при обучении составлению текстовых задач по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи. Также, по-прежнему, затруднения возникают при оперировании математическими терминами. Таким образом, на следующий учебный период переносятся планируемые результаты под номерами 3 и 5.

По предмету «Русский язык» анализ оценки достижения планируемых результатов показал наличие незначительной положительной динамики по большинству задач. При этом Анастасия научилась правильно соединять буквы при письме. Значительная положительная динамика отмечается в умении давать фонетическую характеристику гласным и согласным звукам. Таким образом, на следующий учебный период переносятся планируемые результаты под номерами 2, 3, 5, 6, 7, 9.

По предмету «Литературное чтение» динамика по большинству задач незначительная, что обусловлено специфическими речевыми нарушениями. Отмечается увеличение скорости письма. Таким образом, на следующий учебный период переносятся планируемые результаты под номерами 2 – 6.

По предмету «Окружающий мир» достигнута значительная положительная динамика по всем планируемым результатам. По предметам «ИЗО» и «Труд» достигнута значительная положительная динамика по всем планируемым результатам.



Анализ эффективности планируемых результатов формирования УУД:

В результате оказания обучающемуся комплексной помощи учителем и специалистами сопровождения отмечается стойкая

положительная динамика по всем запланированным результатам.

Анализ эффективности планируемых результатов коррекционно-развивающей области:

Анализ достижения планируемых результатов коррекционной работы показывает наличие стойкой положительной динамики по всем направлениям деятельности. Планируемые результаты по формированию и развитию устной речи не смотря на положительную динамику переносятся на следующий учебный период, так как эта сфера наиболее дефицитарна, и усложнение речевого материала может привести к возникновению новых трудностей.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

На момент окончания действия АОП у обучающегося сохраняются трудности в обучении.

Рекомендована корректировка АОП на следующий учебный период с учётом вышеописанных трудностей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации