Адаптированная программа по внеурочной деятельности «Двигательное развитие» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 12 January 2021

Адаптированная программа

по внеурочной деятельности

«Двигательное развитие»


Пояснительная записка

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТНМР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по коррекционно – развивающему направлению «Двигательное развитие» осуществляется в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость) и рассматривается как одна из ступеней к формированию культуры здоровья, а также является неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса в школе. В связи с тем, что обучающиеся центра имеют отклонения как в психическом так и физическом развитии этот час отводится на двигательное развитие. На изучение программы «Двигательное развитие» в 4б классе отводится по 2 часу в неделю, всего 68 часов.

Важная особенность данного занятия – активное участие самого ребенка в лечебно-восстановительном процессе. В уроке используется основная биологическая функция организма – движение, однако не движение вообще, а физическое упражнение как организованная форма движения. В организации лечения и реабилитации детей покой и движение не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Одной из особенностей занятия является ее дозирование.

Цели.

1) Лечебная:

способствовать восстановлению и совершенствованию нарушенных функций организма, его систем и органов.

2) Общая тренировка:

применять общеразвивающие упражнения для оздоровления и укрепления организма ребенка.

3) Специальная тренировка

восстанавливаь нарушенные в результате травмы или заболевания функции организма.


Задачи.

Оздоровительные -

а) Управление развитием физических способностей, что во многом предопределяет уровень адаптационных свойств физиологических систем организма умственно отсталых детей.

б) Формирование правильной осанки, отчего зависит не только внешний вид человека, но и оптимальное функционирование всех физиологических систем организма.

в) Достижение достаточного уровня работоспособности (мышечной и общей).

Образовательные –

заключаются в обучении двигательным действиям и в сообщении элементарных знаний в области физкультуры.

Детям сообщаются терминологические сведения, используемые при описании физических упражнений, школьники учатся выделять ведущее звено в объяснении техники выполнения упражнения.

Коррекционные -

направление и компенсация деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, и опорно-двигательный аппарат.

Вспомогательными коррекционными задачами являются: улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также других жизненно-важных систем организма, в деятельности которых имеются отклонения, нормализация тонуса мышц, улучшение подвижности суставов, улучшение мышечно-суставного чувства, формирование вестибулярных реакций, статистического и динамического равновесия, ориентирования в пространстве.

Физические упражнения стимулирую функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации ребенка. Физические упражнения, влияя на реактивность человека изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление.

Личностные результаты:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

У обучающегося будут сформированы:

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Предметные:

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья, физического развития и повышения работоспособности человека;

овладение первоначальными умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка);

Учащиеся научатся: 

ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;

выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

играть в подвижные игры;

выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

выполнять строевые упражнения;

Учащиеся получат возможность научиться:

характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; 

способам и особенностям движений и передвижений человека;

изменять направления и скорость движения различными способам;

составлению и соблюдению режима дня и соблюдению личной гигиены;

Формы

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)

Лечебная гимнастика (ЛГ)

Комплекс специальных упражнений, в т.ч. дыхательных.

Массовые игры, в т.ч. ходьба, бег, плавание.

Основная из них – лечебная гимнастика. Ее проводят в индивидуальном групповом порядке.

Гимнастические упражнения классифицируются:

а) По анатомическому принципу – для определенных мышечных групп (кисти, стопы, грудная клетка).

б) По активности – пассивные и активные.

Постепенное нарастание физической нагрузки достигается путем изменения исходного положения (лежа, сидя, стоя, на боку и др.), подбора упражнений, усложнения упражнений, увеличения амплитуды движений, степени силового напряжения, темпа выполнения упражнений, в т.ч. дыхательных.

Каждая процедура ЛГ состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

В вводном разделе используют простые упражнения, в основном для мелких и средних мышечных групп, ходьбу, дыхательные упражнения. Вводная часть составляет 15-20% времени. Упражнения способствуют врабатываемости, подготовке к основной части занятий.

Основной раздел состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Могут использоваться ходьба, игры, прикладные упражнения, упражнения с предметами, на тренажерах и пр. Основной раздел занимает 65-70% времени.

Заключительный раздел характеризуется снижением общефизиологической нагрузки за счет использования дыхательных упражнений, ходьбы, упражнения на расслабление и пр. Занимает 10-20% времени.


Средства

Их можно дифференцировать на 2 группы:

Средства общего педагогического воздействия, которые применяются и на других школьных уроках: слово, средство наглядности и личный пример учителя.

Средства физического воспитания

а) Физические упражнения, которые делят на следующие: гимнастические (общеразвивающие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах); спортивно-прикладные (ходьба, бег, бросание мячей, прыжки, плавание, ходьба на лыжах и др.); игры (малоподвижные, подвижные и спортивные).

б) Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода).

в) Гигиенические факторы (обтирания, обливания, души, ванны, сауна).


Гимнастические упражнения

Выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д.

Пассивные упражнения – выполняются учителем физической культуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения и применяются для стимуляции восстановления движений.


Дыхательные упражнения – способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта. Одновременно происходят взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения подвижности грудной клетки.

Корригирующие упражнения – направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем. При деформациях позвоночника (сколиоз, спондилез и др.) включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями и массаж.

Длительность занятия составляет 25-30 минут.


Учебно - тематический план

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Общее количество часов

16

16

20

16

68


Содержание изучаемого курса:

Ходьба: с разным положением рук; правым, левым боком; спиной вперед.

Бег.

Общеразвивающие и корригирующие упр.

Упражнения на тренажерах.

Коррекционные упражнения.

Упражнения на развитие мышц рук, ног и туловища

Подвижные игры.


Методическое обеспечение программы

Материально-техническое оснащение:

Велотренажеры

Беговая дорожка

Гребной тренажер

Степпер

Обручи большие и малые

Массажный шар

Гантели

Скакалки

Шведская стенка

10) Индивидуальные коврики

11) Гимнастические палки

12) Стулья





Форма организации занятий


План проведения занятий «Двигательное развитие»


Части занятий и их продолжит

Содержание занятия

Дозировка упражнений

Организационно-методические указания


Подготовительная

5 – 8 мин.


Общая разминка: ходьба, общеразвивающие и др. упражнения. Специальная разминка: имитационные и специальные упражнения, отдельные элементы техники движений.

3-4 мин.


3-4 мин.


Ритмичное дыхание, общее разогревание организма.

Подготовка основных групп мышц.


Основная

13 – 15 мин.


Техническая подготовка: изучение и совершенствование техники движения, двигательных навыков, упражнения при сколиозе, для позвоночника, для подвижности суставов.


По 1 мин. 4 раза каждое упр.


Выполнение упражнений на точность и «чистоту».



Заключительная

5 – 10 мин.



Упражнения на расслабление, углубленное дыхание, уборка инвентаря и оборудования.







Выполнять без напряжения. Переключение организма от работы к отдыху.



Методы и приемы обучения

Выделяют три метода проведения:

а) Групповой

б) Индивидуальный

в) Консультативный (самостоятельный)

Групповой метод применяется в группе однородных по заболеванию детей.

При подборе групп исходят из нозологических форм, а при проведении занятий – основываются на функциональном состоянии ребенка.

Индивидуальный метод применяется для коррекции и развития функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой.

Консультативный метод рекомендуется проводить дома самостоятельно.

В последние годы в медицинскую практику (в систему реабилитации) стали широко внедряться тренажеры, которые позволяют целенаправленно воздействовать на тот или иной сегмент, орган, функциональную систему.

Особая их ценность состоит в том, что включая те или иные упражнения можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это крайне важно при таких заболеваниях, как спондилез, остеохондроз, сколиоз, коксартроз, функциональные нарушения осанки, различные травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата.


Библиография:

В. И. Дубровский. Лечебная физическая культура. М.: Владос. 2001г.

В. Д. Казьмин. Лечебная гимнастика при вашей болезни. Ростов-на-Дону: Баро пресс. 2004г.

В.Ф. Мачихина, Н. А. Козленко, А. А. Дмитриев – М., 1988г.Методические рекомендации: Об организации и содержании коррекционных занятий по лечебной физкультуре во вспомогательной школе и школе-интернате.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003

Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11.

Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991.





























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации