Адаптированная программа по внеурочной деятельности «Двигательное развитие» (4 класс)
Адаптированная программа
по внеурочной деятельности
«Двигательное развитие»
Пояснительная записка
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТНМР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по коррекционно – развивающему направлению «Двигательное развитие» осуществляется в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость) и рассматривается как одна из ступеней к формированию культуры здоровья, а также является неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса в школе. В связи с тем, что обучающиеся центра имеют отклонения как в психическом так и физическом развитии этот час отводится на двигательное развитие. На изучение программы «Двигательное развитие» в 4б классе отводится по 2 часу в неделю, всего 68 часов.
Важная особенность данного занятия – активное участие самого ребенка в лечебно-восстановительном процессе. В уроке используется основная биологическая функция организма – движение, однако не движение вообще, а физическое упражнение как организованная форма движения. В организации лечения и реабилитации детей покой и движение не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Одной из особенностей занятия является ее дозирование.
Цели.
1) Лечебная:
способствовать восстановлению и совершенствованию нарушенных функций организма, его систем и органов.
2) Общая тренировка:
применять общеразвивающие упражнения для оздоровления и укрепления организма ребенка.
3) Специальная тренировка
восстанавливаь нарушенные в результате травмы или заболевания функции организма.
Задачи.
Оздоровительные -
а) Управление развитием физических способностей, что во многом предопределяет уровень адаптационных свойств физиологических систем организма умственно отсталых детей.
б) Формирование правильной осанки, отчего зависит не только внешний вид человека, но и оптимальное функционирование всех физиологических систем организма.
в) Достижение достаточного уровня работоспособности (мышечной и общей).
Образовательные –
заключаются в обучении двигательным действиям и в сообщении элементарных знаний в области физкультуры.
Детям сообщаются терминологические сведения, используемые при описании физических упражнений, школьники учатся выделять ведущее звено в объяснении техники выполнения упражнения.
Коррекционные -
направление и компенсация деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, и опорно-двигательный аппарат.
Вспомогательными коррекционными задачами являются: улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также других жизненно-важных систем организма, в деятельности которых имеются отклонения, нормализация тонуса мышц, улучшение подвижности суставов, улучшение мышечно-суставного чувства, формирование вестибулярных реакций, статистического и динамического равновесия, ориентирования в пространстве.
Физические упражнения стимулирую функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации ребенка. Физические упражнения, влияя на реактивность человека изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление.
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
У обучающегося будут сформированы:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Предметные:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья, физического развития и повышения работоспособности человека;
овладение первоначальными умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка);
Учащиеся научатся:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
Учащиеся получат возможность научиться:
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
способам и особенностям движений и передвижений человека;
изменять направления и скорость движения различными способам;
составлению и соблюдению режима дня и соблюдению личной гигиены;
Формы
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)
Лечебная гимнастика (ЛГ)
Комплекс специальных упражнений, в т.ч. дыхательных.
Массовые игры, в т.ч. ходьба, бег, плавание.
Основная из них – лечебная гимнастика. Ее проводят в индивидуальном групповом порядке.
Гимнастические упражнения классифицируются:
а) По анатомическому принципу – для определенных мышечных групп (кисти, стопы, грудная клетка).
б) По активности – пассивные и активные.
Постепенное нарастание физической нагрузки достигается путем изменения исходного положения (лежа, сидя, стоя, на боку и др.), подбора упражнений, усложнения упражнений, увеличения амплитуды движений, степени силового напряжения, темпа выполнения упражнений, в т.ч. дыхательных.
Каждая процедура ЛГ состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.
В вводном разделе используют простые упражнения, в основном для мелких и средних мышечных групп, ходьбу, дыхательные упражнения. Вводная часть составляет 15-20% времени. Упражнения способствуют врабатываемости, подготовке к основной части занятий.
Основной раздел состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Могут использоваться ходьба, игры, прикладные упражнения, упражнения с предметами, на тренажерах и пр. Основной раздел занимает 65-70% времени.
Заключительный раздел характеризуется снижением общефизиологической нагрузки за счет использования дыхательных упражнений, ходьбы, упражнения на расслабление и пр. Занимает 10-20% времени.
Средства
Их можно дифференцировать на 2 группы:
Средства общего педагогического воздействия, которые применяются и на других школьных уроках: слово, средство наглядности и личный пример учителя.
Средства физического воспитания
а) Физические упражнения, которые делят на следующие: гимнастические (общеразвивающие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах); спортивно-прикладные (ходьба, бег, бросание мячей, прыжки, плавание, ходьба на лыжах и др.); игры (малоподвижные, подвижные и спортивные).
б) Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода).
в) Гигиенические факторы (обтирания, обливания, души, ванны, сауна).
Гимнастические упражнения
Выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д.
Пассивные упражнения – выполняются учителем физической культуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения и применяются для стимуляции восстановления движений.
Дыхательные упражнения – способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта. Одновременно происходят взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения подвижности грудной клетки.
Корригирующие упражнения – направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем. При деформациях позвоночника (сколиоз, спондилез и др.) включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями и массаж.
Длительность занятия составляет 25-30 минут.
Учебно - тематический план
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Общее количество часов |
4б | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
Содержание изучаемого курса:
Ходьба: с разным положением рук; правым, левым боком; спиной вперед.
Бег.
Общеразвивающие и корригирующие упр.
Упражнения на тренажерах.
Коррекционные упражнения.
Упражнения на развитие мышц рук, ног и туловища
Подвижные игры.
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое оснащение:
Велотренажеры
Беговая дорожка
Гребной тренажер
Степпер
Обручи большие и малые
Массажный шар
Гантели
Скакалки
Шведская стенка
10) Индивидуальные коврики
11) Гимнастические палки
12) Стулья
Форма организации занятий
План проведения занятий «Двигательное развитие»
Части занятий и их продолжит | Содержание занятия | Дозировка упражнений | Организационно-методические указания |
Подготовительная 5 – 8 мин. | Общая разминка: ходьба, общеразвивающие и др. упражнения. Специальная разминка: имитационные и специальные упражнения, отдельные элементы техники движений. | 3-4 мин. 3-4 мин. | Ритмичное дыхание, общее разогревание организма. Подготовка основных групп мышц. |
Основная 13 – 15 мин. | Техническая подготовка: изучение и совершенствование техники движения, двигательных навыков, упражнения при сколиозе, для позвоночника, для подвижности суставов. | По 1 мин. 4 раза каждое упр. | Выполнение упражнений на точность и «чистоту». |
Заключительная 5 – 10 мин. | Упражнения на расслабление, углубленное дыхание, уборка инвентаря и оборудования. | | Выполнять без напряжения. Переключение организма от работы к отдыху. |
Методы и приемы обучения
Выделяют три метода проведения:
а) Групповой
б) Индивидуальный
в) Консультативный (самостоятельный)
Групповой метод применяется в группе однородных по заболеванию детей.
При подборе групп исходят из нозологических форм, а при проведении занятий – основываются на функциональном состоянии ребенка.
Индивидуальный метод применяется для коррекции и развития функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой.
Консультативный метод рекомендуется проводить дома самостоятельно.
В последние годы в медицинскую практику (в систему реабилитации) стали широко внедряться тренажеры, которые позволяют целенаправленно воздействовать на тот или иной сегмент, орган, функциональную систему.
Особая их ценность состоит в том, что включая те или иные упражнения можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это крайне важно при таких заболеваниях, как спондилез, остеохондроз, сколиоз, коксартроз, функциональные нарушения осанки, различные травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Библиография:
В. И. Дубровский. Лечебная физическая культура. М.: Владос. 2001г.
В. Д. Казьмин. Лечебная гимнастика при вашей болезни. Ростов-на-Дону: Баро пресс. 2004г.
В.Ф. Мачихина, Н. А. Козленко, А. А. Дмитриев – М., 1988г.Методические рекомендации: Об организации и содержании коррекционных занятий по лечебной физкультуре во вспомогательной школе и школе-интернате.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991.