Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Проектная деятельность» (4 класс)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Кудымкара
Рабочая программа
внеурочной деятельности по направлению
«Проектная деятельность»
Составитель: Тупицына Н.В., учитель начальных классов
2018-2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место рабочей программы и её роль в системе обучения , развития и воспитания учащихся начальной школы и ее актуальность.
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы , ориентируемая на работу с интересами учащихся , согласно новому Базисному плану предусматривают 10 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по нескольким направлениям. Одним из главных направлений является проектная деятельность учащихся, которая способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.
Программа адресована учащимся 4 класса.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОСов) .
Основание для разработки Программы
-Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
-Постановление правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 (в ред. От 05.05.2007 г.) «О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 г.г.»
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).
-Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010.
Актуальность :
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа , а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно- исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне- профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно- способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности
Цель программы: Развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к их проектно- исследовательской деятельности.
2. Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.
3. Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности.
4. Научить учащихся сначала совместно с учителем , а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы .
5. Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).
6. Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.
7. Сформировать умение решать творческие и проблемные задачи.
8. Сформировать умение работать с информацией( сбор, систематизация, хранение, использование).
Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
2.системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;
3.непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно- исследовательской деятельности;
4. взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;
5.принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы исследования или проектирования;
Содержание программы
4 класс
Выполнение проекта складывается из трех этапов:
-разработка проекта;
-практическая реализация проекта;
-защита проекта.
Каждый из этих этапов имеет свое содержание и последовательность :
Технологический (творческий) проект
1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект?
Сделать подарок.
Подготовиться к празднику.
Что-то другое…
Что будем делать?
Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
Определяем конструкцию изделия.
Подбираем подходящие материалы.
Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
Выбираем лучший вариант.
Как делать?
Подбираем технологию выполнения.
Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
Подбираем инструменты.
2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел
Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
Изготавливаем изделие.
Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта
Что делали и как?
Что решили делать и для чего.
Как рождался образ объекта.
Какие проблемы возникали.
Как решались проблемы.
Достигнут ли результат.
Тема 1: «Введение» (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Виды проектов.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.
Тема 2: : Проект “Весёлая перемена”.(4 ч)
Провести беседу: «Развлекательная игра на перемене». В беседе дети узнают о том, что бывают игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Дети должны понять, что одни игры подходят для игры на перемене, а другие нет, потому, что не соответствуют правилам поведения в школе. (1 ч)
Нахождение и подбор игр детьми с 1 по 4 класс, в которые можно играть на перемене. (1 ч)
Провести неделю «Переменка» (каждая группа представляет и показывает найденные игры) (1 ч)
Провести презентацию проекта. (1 ч)
Тема 3: Проект «Мамин день» (4 ч)
Беседа на тему «Праздник День Матери». Поиск информации об истории праздника, его значимости; «Мозговой штурм» по проведению праздника;(1ч)
Выполнение рисунков и письмо сочинений о маме, оформление стенда Моя милая мама» (1ч)
Изготовление открыток для мам. (1ч)
Защита проекта. Праздник «Мамин день» (1ч)
Тема 4: Проект “Новогодние фантазии». (4 ч)
Проведение беседы на тему: «Новый год в моих фантазиях». Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины? (1 ч)
Изготовление новогодних украшений. (1 ч)
Оформление кабинета (1 ч)
Завершить проект конкурсом «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)
Тема 5: Проект “Кудымкар – Родина, которой я горжусь ”. (6 ч)
Малая родина - это одна из главных ценностей для человека в жизни; необходимо знать и уважать историю своей родины, помнить о ней и гордиться. Понять это должна помочь поисковая работа в виде проекта.
Проведение беседы: «Мой дом – моя Родина». Чтение стихов о Родине, о Кудымкаре (1 ч)
Сбор информации об истории развития г.Кудымкара. (1 ч)
Достопримечательности Кудымкара. (1 ч)
Народные умельцы города. (1 ч)
Экскурсия в музей (встреча с народным умельцем) (1 ч)
Защита проекта «Фотоальбом «Кудымкар - Родина, которой я горжусь (1 ч)
Тема 6: Проект “Красная книга родного края”. (6 ч)
Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе материала о редких растениях и животных нашего края. (1 ч)
2. Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае. (2 ч)
3.Оформление стенда «Как прекрасен Пермский край»
4.Подборка загадок о животных и растениях
5. Презентация «Красной книги родного края». (1 ч)
Тема 7: Проект «До свидания четвёртый класс!» (5 ч)
Подбор стихов, загадок, песен о школьных принадлежностях, о школьной жизни(1 ч)
Подготовка и проведение конкурса мини-сочинений: «Мой любимый предмет» (1 ч)
Сбор материала и изготовление газет: «Прощай четвёртый класс». (1 ч)
Словесное фото одноклассников
Защита проекта в виде праздничного концерта: «До свидания четвёртый класс!» (1 ч)
Формирование УУД
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы проведения занятия, как правило, нестандартные: игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.
Методы проведения - интерактивные: мозговой штурм, групповая дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые игры и т .д .
Целесообразно как можно активнее использовать в практике деятельности эффективные передовые информационно- коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом про здоровьесберегающие технологии на протяжении всего учебного процесса.
Программа «Проектная деятельность» предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.
Планируемые результаты:
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 30 часов, из расчета 1 час в неделю (как внеурочное занятие)
Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Проект “Весёлая перемена”. | 4 |
3. | Проект “Мамин день”. | 4 |
4. | Проект “Новогодние фантазии». | 4 |
5. | Проект “Кудымкар – Родина, которой я горжусь”. | 6 |
6. | Проект «Красная книга родного края». | 6 |
7. | Проект «До свидания, четвёртый класс!» | 5 |
Всего: 30 часов
Учебно-методическое обеспечение Программы
1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.
2.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
3. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
Материально-техническое обеспечение:
компьютер;
проектор;
Интернет;
электронные обучающие диски.
Список литературы.
1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
2.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
3. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
4. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2003г. № 12.
5. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.
6. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.