Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Проектная деятельность» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 13 December 2022 в группе


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Кудымкара



Рабочая программа




внеурочной деятельности по направлению

«Проектная деятельность»












Составитель: Тупицына Н.В., учитель начальных классов



2018-2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место рабочей программы и её роль в системе обучения , развития и воспитания учащихся начальной школы и ее актуальность.

Внеурочная деятельность учащихся начальной школы , ориентируемая на работу с интересами учащихся , согласно новому Базисному плану предусматривают 10 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по нескольким направлениям. Одним из главных направлений является проектная деятельность учащихся, которая способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.

Программа адресована учащимся 4 класса.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОСов) .

Основание для разработки Программы

-Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

-Постановление правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 (в ред. От 05.05.2007 г.) «О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 г.г.»

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).

-Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010.



Актуальность :

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа , а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно- исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне- профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно- способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности



Цель программы: Развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к их проектно- исследовательской деятельности.

2. Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.

3. Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности.

4. Научить учащихся сначала совместно с учителем , а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы .

5. Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).

6. Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.

7. Сформировать умение решать творческие и проблемные задачи.

8. Сформировать умение работать с информацией( сбор, систематизация, хранение, использование).

Основные принципы реализации.

Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1.интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;

2.системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;

3.непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно- исследовательской деятельности;

4. взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;

5.принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы исследования или проектирования;



Содержание программы

4 класс


Выполнение проекта складывается из трех этапов:

-разработка проекта;

-практическая реализация проекта;

-защита проекта.

Каждый из этих этапов имеет свое содержание и последовательность :

Технологический (творческий) проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

Сделать подарок.

Подготовиться к празднику.

Что-то другое…

Что будем делать?

Обсуждаем и выбираем изделие(-я).

Определяем конструкцию изделия.

Подбираем подходящие материалы.

Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.

Выбираем лучший вариант.

Как делать?

Подбираем технологию выполнения.

Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).

Изготавливаем изделие.

Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

Что решили делать и для чего.

Как рождался образ объекта.

Какие проблемы возникали.

Как решались проблемы.

Достигнут ли результат.







Тема 1: «Введение»  (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение  и другие источники.  Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические).  Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.

Тема 2: :     Проект  “Весёлая перемена”.(4 ч)

Провести беседу: «Развлекательная игра на перемене». В беседе дети узнают о том, что бывают игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Дети должны понять, что одни игры подходят  для игры на перемене, а другие нет, потому,  что не соответствуют правилам поведения в школе. (1 ч)

Нахождение и подбор игр детьми с 1 по 4 класс, в которые можно играть на перемене. (1 ч)

Провести неделю «Переменка» (каждая группа представляет и показывает найденные игры) (1 ч)

Провести презентацию проекта. (1 ч)


Тема 3:  Проект «Мамин день» (4 ч)

Беседа на тему «Праздник День Матери». Поиск информации об истории праздника, его значимости; «Мозговой штурм» по проведению праздника;(1ч)

Выполнение рисунков и письмо сочинений о маме, оформление стенда Моя милая мама» (1ч)

Изготовление открыток для мам. (1ч)

Защита проекта. Праздник «Мамин день» (1ч)

Тема 4:  Проект  “Новогодние фантазии». (4 ч)

Проведение беседы на тему:   «Новый год в моих фантазиях».        Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями  для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины? (1 ч)

Изготовление новогодних украшений. (1 ч)

Оформление кабинета  (1 ч)

Завершить проект конкурсом «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)

Тема 5:   Проект  “Кудымкар – Родина, которой я горжусь ”.  (6 ч)

 Малая родина - это одна из главных ценностей для человека в жизни; необходимо знать и уважать историю своей родины, помнить о ней и гордиться.   Понять это должна помочь поисковая работа в виде проекта.

Проведение беседы: «Мой дом – моя Родина». Чтение стихов о Родине, о Кудымкаре (1 ч)

Сбор информации об истории развития г.Кудымкара. (1 ч)

Достопримечательности Кудымкара. (1 ч)

Народные умельцы города. (1 ч)

Экскурсия в музей (встреча с народным умельцем) (1 ч)

Защита проекта «Фотоальбом «Кудымкар - Родина, которой я горжусь  (1 ч)

Тема 6:  Проект “Красная книга родного края”. (6 ч)

Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе материала о редких растениях и животных нашего края. (1 ч)

2. Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае. (2 ч)

3.Оформление стенда «Как прекрасен Пермский край»

4.Подборка загадок о животных и растениях

5. Презентация «Красной книги родного края». (1 ч)

Тема 7: Проект «До свидания четвёртый класс!»  (5 ч)

Подбор стихов, загадок, песен о школьных принадлежностях, о школьной жизни(1 ч)

Подготовка и проведение конкурса мини-сочинений: «Мой любимый предмет» (1 ч)

Сбор материала и изготовление газет: «Прощай четвёртый класс». (1 ч)

Словесное фото одноклассников

Защита проекта в виде праздничного концерта: «До свидания четвёртый класс!»  (1 ч)





Формирование УУД

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

         


Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.

Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.

Формы проведения занятия, как правило, нестандартные: игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.

Методы проведения - интерактивные: мозговой штурм, групповая дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые игры и т .д .

Целесообразно как можно активнее использовать в практике деятельности эффективные передовые информационно- коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом про здоровьесберегающие технологии на протяжении всего учебного процесса.

Программа «Проектная деятельность» предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение  проектных  работ  обязательно  должно  завершаться  их  защитой  в  присутствии  всего  класса.  Это  мероприятие    формирует  у учащихся  чувства  ответственности,  вносит  в  учебный  процесс  дух  здоровой состязательности.                   




Планируемые результаты:



Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

 видеть проблемы;

 ставить вопросы;

 выдвигать гипотезы;

 давать определение понятиям;

 классифицировать;

 наблюдать;

 проводить эксперименты;

 делать умозаключения и выводы;

 структурировать материал;

 готовить тексты собственных докладов;

 объяснять, доказывать и защищать свои идеи.



В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 30 часов, из расчета 1 час в неделю (как внеурочное занятие)

Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»


Тема занятия

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Проект “Весёлая перемена”.

4

3.

Проект “Мамин день”.

4

4.

Проект  “Новогодние фантазии».

4

5.

Проект  “Кудымкар – Родина, которой я горжусь”.  

6

6.

Проект «Красная книга родного края».  

6

7.

Проект «До свидания, четвёртый класс!»  

5

Всего: 30 часов



Учебно-методическое обеспечение Программы

1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.

2.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа  2006г. №2.

3. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.

Материально-техническое обеспечение:

компьютер;

проектор;

Интернет;

электронные обучающие диски.



Список литературы.

1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

2.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

3. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.

4. Чиркова Е.Б«Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2003г. № 12.

5. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа  2003г.  №2.

6. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.












        




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации