Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Двигательное развитие» в 1 классе «Особый ребёнок»
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Двигательное развитие» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС, составлена на основе:
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;
Учебным планом класса «Особый ребенок» (1 год обучения);
«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Цель: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи:
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном курсе, внеурочной деятельности «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Нормативная база:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание предмета «Двигательное развитие» представлено следующими разделами: Коррекция и формирование правильной осанки. Формирование и укрепление мышечного корсета. Коррекция и развитие сенсорной системы. Развитие точности движений пространственной ориентировки.
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры. Развитие двигательных способностей, обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимися в ходе освоения материала по математическим представлениям, необходимы им для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Применяются следующие методы обучения: программа направлена на лечение заболеваний, профилактику их осложнений, на предупреждение обострений у младших школьников с нарушениями в развитии. Суть предложенной адаптированной программы по двигательному развитию заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.
Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
Коррекционный курс «Двигательное развитие» является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 1 классе отводится 2 часа в неделю, часов в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
личностные
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
предметные
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Предполагаемые знания и умения учащихся:
Учащиеся должны уметь:
подобрать форму одежды для занятий;
строится в колонну, равняться в затылок, размыкаться на вытянутые руки вперёд;
выполнять повороты по ориентирам
Учащиеся должны знать:
правила поведения и передвижения по спортивному залу;
правила по технике безопасности и правила пользования спортивными снарядами и тренажёрами;
правила личной гигиены.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
3. Журналы «Здоровье детей»
4. Шмаков С. А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004
5. Ковалько В. И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО, 2004.
6. Аудио записи «Музыка для массажа», «Музыка для души».
Оборудование:
Спортивный зал;
Коврики (для упражнений сидя и лежа);
Гимнастические стенки;
Мячи: для тенниса, большие резиновые;
Обручи;
Скакалки;
Секундомер.
Календарно-тематическое планирование по «Двигательному развитию».
№ |
Тема |
Кол- во часов |
Дата |
Планируемы результаты |
Основные виды учебной деятельности |
Виды контроля |
||||||||
Предметные |
Личностные |
|||||||||||||
I четверть (17 ч) |
||||||||||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки |
||||||||||||||
1-2 |
Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. |
2 |
05.09 07.09 |
Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; |
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». |
Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; |
Текущий контроль. |
|||||||
3-4 |
Формирование правильной осанки у гимнастической стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя. |
2 |
12.09 14.09 |
Знать правила поведения и передвижения по спортивному залу; |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. |
|||||||||
5-6 |
Упражнения у гимнастической стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы. |
2 |
19.09 21.09 |
Развитие элементарных пространственных понятий. |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
|||||||||
7-8 |
Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных. Спортивная игра «Кто быстрее» |
2 |
26.09 28.09 |
Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. |
Формирование уважительного отношения к окружающим. |
|||||||||
Формирование и укрепление мышечного корсета |
||||||||||||||
9 |
Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п. |
1 |
03.10 |
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность; |
Социально-эмоциональное участие в процессе общения. |
Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. |
Текущий контроль. |
|||||||
10 |
Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. |
1 |
02.10 |
Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир. |
||||||||||
11 |
Упражнения с предметами и без них. Спортивная игра «Ловкий и умелый» |
1 |
10.10 |
Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаз. |
||||||||||
Коррекция и развитие сенсорной системы |
||||||||||||||
12 |
Игра: «Дунем раз…» |
1 |
12.10 |
Умение выполнять инструкции педагога: |
Наличие мотивации к труду, работе на результат. |
Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. |
Текущий контроль.
|
|||||||
13-14 |
Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики. |
2 |
17.10 19.10 |
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию: |
Бережное отношение к материальным и духовным ценностям. |
|||||||||
15-17 |
Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития. |
3 |
24.10 26.10 31.10 |
Использование по назначению учебных материалов: |
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». |
|||||||||
II четверть (14 ч) |
||||||||||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки |
|
|||||||||||||
1-2 |
Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам). |
2 |
14.11 16.11 |
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность; |
Формирование уважительного отношения к окружающим. |
Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; |
Текущий контроль.
|
|||||||
3-4 |
Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку. |
2 |
21.11 23.11 |
Организовывать рабочее место; |
Наличие мотивации к труду, работе на результат. |
|||||||||
5-6 |
Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении. |
2 |
28.11 30.11 |
Умение выполнять простейшие упражнения в вытяжении; |
Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир. Наличие мотивации к труду, работе на результат. |
|||||||||
7-8 |
Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова». |
2 |
05.12 07.12 |
Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. |
||||||||||
Формирование и укрепление мышечного корсета. |
||||||||||||||
9-10 |
Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших мячей. |
2 |
12.12 14.12 |
Умение следить за правильным дыханием. |
Формирование уважительного отношения к окружающим. |
Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. |
Текущий контроль. |
|||||||
11 |
Обучения комплекса упражнения с малым мячом для профилактики. Игра «Ох уж эти мячики» |
1 |
19.12 |
Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц |
||||||||||
Развитие точности движений пространственной ориентировки |
||||||||||||||
12 |
Ходьба по различным предметам, передвижение боком. |
1 |
21.12 |
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию: |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. |
Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке; Выполнять повороты на месте (направо, налево). |
Текущий контроль. |
|||||||
13 |
Право, лево. Направо, налево. |
1 |
26.12 |
Уметь свободно ориентироваться в частях тела. |
Наличие мотивации к труду, работе на результат. Бережное отношение к материальным и духовным ценностям. |
|||||||||
14 |
Впереди, сзади, рядом. Спортивная игра «Животные» |
1 |
28.12 |
Уметь выполнять повороты на месте (направо, налево). |
||||||||||
III четверть (18 ч) |
||||||||||||||
Формирование и укрепление мышечного корсета. |
||||||||||||||
1-2 |
Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. |
2 |
11.01 16.01 |
Уметь следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Организовывать рабочее место. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза |
Текущий контроль. |
|||||||
3-4 |
Упражнения на ребристых досках, гимнастических палках, ортопедических ковриках. |
2 |
18.01 23.01 |
Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
||||||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки |
||||||||||||||
5-6 |
Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) |
2 |
25.01 30.01 |
Умение выполнять упражнения на координацию. Умение способности удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. |
Формирование уважительного отношения к окружающим. |
Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; |
Текущий контроль. |
|||||||
7-8 |
Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) |
1 |
01.02 |
Развитие самостоятельности и личной ответственности. |
||||||||||
9-10 |
Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка» |
1 |
13.02 |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. |
||||||||||
Развитие точности движений пространственной ориентировки |
||||||||||||||
11 |
Ходьба по залу. |
1 |
15.02 |
Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. |
Социально-эмоциональное участие в процессе общения |
Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке;
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
Текущий контроль. |
|||||||
12-13 |
Ходьбой по залу и линиям. |
2 |
20.02 22.02 |
Формирование уважительного отношения к окружающим |
||||||||||
14 |
Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках. |
1 |
27.02 |
Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять повороты на месте (направо, налево). |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
|||||||||
15 |
Ходьбой по залу по «следам» с обходом кеглей и т.д. |
1 |
01.03 |
Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Текущий контроль. |
|||||||||
16 |
Ходьба приставным шагом. |
1 |
06.03 |
Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; |
||||||||||
17 |
Ходьба с подниманием бедра. |
1 |
13.03 |
|||||||||||
18-19 |
Ходьба на носках с закрытыми глазами. |
2 |
15.03 20.03 |
Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; |
Наличие мотивации к труду, работе на результат. |
|||||||||
20 |
Упражнение «Аист» |
1 |
22.03 |
|||||||||||
IV четверть (16 ч) |
||||||||||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки |
||||||||||||||
1 |
Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) |
1 |
03.04 |
Уметь выполнять правильно имитационные упражнения; |
Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; |
Текущий контроль. |
||||||||
2-3 |
Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) |
2 |
05.04 10.04 |
|||||||||||
4 |
Упражнение «Птичка», «Веточка» |
1 |
12.04 |
Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. |
Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
|||||||||
Коррекция и развитие сенсорной системы |
||||||||||||||
5-6 |
Упражнения с различными предметами. |
2 |
17.04 19.04 |
Умение выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; |
Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. |
Текущий контроль. |
||||||||
7-8 |
Упражнения с мячами – ёжиками. |
2 |
24.04 26.04 |
Формирование уважительного отношения к окружающим. |
||||||||||
9-10 |
Упражнения с различными малыми мячами |
2 |
03.05 08.05 |
Умение выполнять простейшие упражнения в вытяжении; |
||||||||||
11-12 |
Упражнения с различной гимнастической палкой. |
2 |
10.05 15.05 |
Текущий контроль. |
||||||||||
13-14 |
Упражнения с ленточками. |
2 |
17.05 22.05 |
Уметь выполнять правильно имитационные упражнения; |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной ответственности. |
|||||||||
15-16 |
Упражнение с кольцами. |
2 |
24.05 29.05 |
Ефимова Алла Ивановна