12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кобзарева Елена Александровна8666
Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года.
Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин
Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»
17

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Двигательное развитие» в 1 классе «Особый ребенок», 1 год обучения

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Двигательное развитие» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС, составлена на основе:

Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;

Учебным планом класса «Особый ребенок» (1 год обучения);

«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

 

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.

Цель: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Задачи:

мотивация двигательной активности;

поддержка и развитие имеющихся движений;

расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;

освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном курсе, внеурочной деятельности «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

формирование и развитие реципрокной координации;

развитие пространственных представлений;

развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Нормативная база:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание предмета «Двигательное развитие» представлено следующими разделами: Коррекция и формирование правильной осанки. Формирование и укрепление мышечного корсета. Коррекция и развитие сенсорной системы. Развитие точности движений пространственной ориентировки.

Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры. Развитие двигательных способностей, обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимися в ходе освоения материала по математическим представлениям, необходимы им для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Применяются следующие методы обучения: программа направлена на лечение заболеваний, профилактику их осложнений, на предупреждение обострений у младших школьников с нарушениями в развитии. Суть предложенной адаптированной программы по двигательному развитию заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.

Процесс обучения неразрывно связан с ре­шением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных ка­честв ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоя­тельности, терпеливости, настойчивости, любознательнос­ти, формированием умений планировать свою деятельность.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.

Коррекционный курс «Двигательное развитие» является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 1 классе отводится 2 часа в неделю, часов в год.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:

личностные

освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 

предметные

мотивация двигательной активности;

поддержка и развитие имеющихся движений;

расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;

освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

Предполагаемые знания и умения учащихся:

Учащиеся должны уметь:

подобрать форму одежды для занятий;

строится в колонну, равняться в затылок, размыкаться на вытянутые руки вперёд;

выполнять повороты по ориентирам

Учащиеся должны знать:

правила поведения и передвижения по спортивному залу;

правила по технике безопасности и правила пользования спортивными снарядами и тренажёрами;

правила личной гигиены.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

3. Журналы «Здоровье детей»

4. Шмаков С. А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004

5. Ковалько В. И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО, 2004.

6. Аудио записи «Музыка для массажа», «Музыка для души».

Оборудование:

Спортивный зал;

Коврики (для упражнений сидя и лежа);

Гимнастические стенки;

Мячи: для тенниса, большие резиновые;

Обручи;

Скакалки;

Секундомер.


 


 

Календарно-тематическое планирование по «Двигательному развитию».

Тема

Кол-

во

часов

Дата

Планируемы результаты

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Предметные

Личностные

I четверть (17 ч)

 

Коррекция и закрепления навыка правильной осанки

     

1-2

Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы.

2

05.09

07.09

Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке;

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении;

Текущий контроль.

3-4

Формирование правильной осанки у гимнастической стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя.

2

12.09

14.09

Знать правила поведения и передвижения по спортивному залу;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

5-6

Упражнения у гимнастической стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы.

2

19.09

21.09

Развитие элементарных пространственных понятий.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

7-8

Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных.

Спортивная игра «Кто быстрее»

2

26.09

28.09

Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

Формирование уважительного отношения к окружающим.

 

Формирование и укрепление мышечного корсета

     

9

Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п.

1

03.10

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

Социально-эмоциональное участие в процессе общения.

Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот.

Текущий контроль.

10

Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук.

1

02.10

 

Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир.

11

Упражнения с предметами и без них.

Спортивная игра «Ловкий и умелый»

1

10.10

Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаз.

 

Коррекция и развитие сенсорной системы

     

12

Игра: «Дунем раз…»

1

12.10

Умение выполнять инструкции педагога:

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.

Текущий контроль.


 


 


 


 

13-14

Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики.

2

17.10

19.10

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

Бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

15-17

Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития.

3

24.10

26.10

31.10

Использование по назначению учебных материалов:

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

II четверть (14 ч)

 
 

Коррекция и закрепления навыка правильной осанки

 

   

1-2

Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам).

2

14.11

16.11

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

Формирование уважительного отношения к окружающим.

Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении;

Текущий контроль.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3-4

Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку.

2

21.11

23.11

Организовывать рабочее место;

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

5-6

Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении.

2

28.11

30.11

Умение выполнять простейшие упражнения в вытяжении;

Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир.

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

7-8

Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова».

2

05.12

07.12

Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

 

Формирование и укрепление мышечного корсета.

     

9-10

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших мячей.

2

12.12

14.12

Умение следить за правильным дыханием.

Формирование уважительного отношения к окружающим.

Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот.

Текущий контроль.

11

Обучения комплекса упражнения с малым мячом для профилактики.

Игра «Ох уж эти мячики»

1

19.12

Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц

Развитие точности движений пространственной ориентировки

 

12

Ходьба по различным предметам, передвижение боком.

1

21.12

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке;

Выполнять повороты на месте (направо, налево).

Текущий контроль.

13

Право, лево. Направо, налево.

1

26.12

Уметь свободно ориентироваться в частях тела.

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

Бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

14

Впереди, сзади, рядом.

Спортивная игра «Животные»

1

28.12

Уметь выполнять повороты на месте (направо, налево).

III четверть (18 ч)

 

Формирование и укрепление мышечного корсета.

 

1-2

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника.

2

11.01

16.01

Уметь следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот.

Организовывать рабочее место.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот.

Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза

Текущий контроль.

3-4

Упражнения на ребристых досках, гимнастических палках, ортопедических ковриках.

2

18.01

23.01

Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 

Коррекция и закрепления навыка правильной осанки

 

5-6

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем)

2

25.01

30.01

Умение выполнять упражнения на координацию.

Умение способности удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Формирование уважительного отношения к окружающим.

Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев;

Текущий контроль.

7-8

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим)

1

01.02

Развитие самостоятельности и личной ответственности.

9-10

Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка»

1

13.02

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

 

Развитие точности движений пространственной ориентировки

 

11

Ходьба по залу.

1

15.02

Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

Социально-эмоциональное участие в процессе общения

Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке;


 


 

Следовать предложенному плану и работать в общем темпе;


 

Текущий контроль.

12-13

Ходьбой по залу и линиям.

2

20.02

22.02

Формирование уважительного отношения к окружающим

14

Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках.

1

27.02

Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять повороты на месте (направо, налево).

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

15

Ходьбой по залу по «следам» с обходом кеглей и т.д.

1

01.03

Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Текущий контроль.

16

Ходьба приставным шагом.

1

06.03

Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев;

17

Ходьба с подниманием бедра.

1

13.03

 

18-19

Ходьба на носках с закрытыми глазами.

2

15.03

20.03

Выполнять простейшие упражнения в вытяжении;

Наличие мотивации к труду, работе на результат.

20

Упражнение «Аист»

1

22.03

     

IV четверть (16 ч)

 

Коррекция и закрепления навыка правильной осанки

 

1

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем)

1

03.04

Уметь выполнять правильно имитационные упражнения;

 

Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев;

Текущий контроль.

2-3

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим)

2

05.04

10.04

 

4

Упражнение «Птичка», «Веточка»

1

12.04

Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.

Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 

Коррекция и развитие сенсорной системы

 

5-6

Упражнения с различными предметами.

2

17.04

19.04

Умение выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев;

 

Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.

Текущий контроль.

7-8

Упражнения с мячами – ёжиками.

2

24.04

26.04

Формирование уважительного отношения к окружающим.

9-10

Упражнения с различными малыми мячами

2

03.05

08.05

Умение выполнять простейшие упражнения в вытяжении;

11-12

Упражнения с различной гимнастической палкой.

2

10.05

15.05

 

Текущий контроль.

13-14

Упражнения с ленточками.

2

17.05

22.05

Уметь выполнять правильно имитационные упражнения;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной ответственности.

15-16

Упражнение с кольцами.

2

24.05

29.05

Опубликовано в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»


Комментарии (1)

Ефимова Алла Ивановна, 18.05.18 в 06:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за хорошую работу!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.