12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кобзарева Елена Александровна8666 Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года. Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе» |
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Двигательное развитие» в 1 классе «Особый ребенок», 1 год обучения
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Двигательное развитие» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС, составлена на основе:
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;
Учебным планом класса «Особый ребенок» (1 год обучения);
«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Цель: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи:
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном курсе, внеурочной деятельности «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Нормативная база:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание предмета «Двигательное развитие» представлено следующими разделами: Коррекция и формирование правильной осанки. Формирование и укрепление мышечного корсета. Коррекция и развитие сенсорной системы. Развитие точности движений пространственной ориентировки.
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры. Развитие двигательных способностей, обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимися в ходе освоения материала по математическим представлениям, необходимы им для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Применяются следующие методы обучения: программа направлена на лечение заболеваний, профилактику их осложнений, на предупреждение обострений у младших школьников с нарушениями в развитии. Суть предложенной адаптированной программы по двигательному развитию заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.
Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
Коррекционный курс «Двигательное развитие» является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 1 классе отводится 2 часа в неделю, часов в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
личностные
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
предметные
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Предполагаемые знания и умения учащихся:
Учащиеся должны уметь:
подобрать форму одежды для занятий;
строится в колонну, равняться в затылок, размыкаться на вытянутые руки вперёд;
выполнять повороты по ориентирам
Учащиеся должны знать:
правила поведения и передвижения по спортивному залу;
правила по технике безопасности и правила пользования спортивными снарядами и тренажёрами;
правила личной гигиены.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
3. Журналы «Здоровье детей»
4. Шмаков С. А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004
5. Ковалько В. И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО, 2004.
6. Аудио записи «Музыка для массажа», «Музыка для души».
Оборудование:
Спортивный зал;
Коврики (для упражнений сидя и лежа);
Гимнастические стенки;
Мячи: для тенниса, большие резиновые;
Обручи;
Скакалки;
Секундомер.
Календарно-тематическое планирование по «Двигательному развитию».
№ | Тема | Кол- во часов | Дата | Планируемы результаты | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля | ||||||||
Предметные | Личностные | |||||||||||||
I четверть (17 ч) | ||||||||||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки | ||||||||||||||
1-2 | Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. | 2 | 05.09 07.09 | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». | Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; | Текущий контроль. | |||||||
3-4 | Формирование правильной осанки у гимнастической стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя. | 2 | 12.09 14.09 | Знать правила поведения и передвижения по спортивному залу; | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. | |||||||||
5-6 | Упражнения у гимнастической стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы. | 2 | 19.09 21.09 | Развитие элементарных пространственных понятий. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | |||||||||
7-8 | Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных. Спортивная игра «Кто быстрее» | 2 | 26.09 28.09 | Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | Формирование уважительного отношения к окружающим. | |||||||||
Формирование и укрепление мышечного корсета | ||||||||||||||
9 | Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п. | 1 | 03.10 | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность; | Социально-эмоциональное участие в процессе общения. | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. | Текущий контроль. | |||||||
10 | Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. | 1 | 02.10 | Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир. | ||||||||||
11 | Упражнения с предметами и без них. Спортивная игра «Ловкий и умелый» | 1 | 10.10 | Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаз. | ||||||||||
Коррекция и развитие сенсорной системы | ||||||||||||||
12 | Игра: «Дунем раз…» | 1 | 12.10 | Умение выполнять инструкции педагога: | Наличие мотивации к труду, работе на результат. | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. | Текущий контроль.
| |||||||
13-14 | Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики. | 2 | 17.10 19.10 | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию: | Бережное отношение к материальным и духовным ценностям. | |||||||||
15-17 | Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития. | 3 | 24.10 26.10 31.10 | Использование по назначению учебных материалов: | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». | |||||||||
II четверть (14 ч) | ||||||||||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки |
| |||||||||||||
1-2 | Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам). | 2 | 14.11 16.11 | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность; | Формирование уважительного отношения к окружающим. | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; | Текущий контроль.
| |||||||
3-4 | Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку. | 2 | 21.11 23.11 | Организовывать рабочее место; | Наличие мотивации к труду, работе на результат. | |||||||||
5-6 | Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении. | 2 | 28.11 30.11 | Умение выполнять простейшие упражнения в вытяжении; | Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир. Наличие мотивации к труду, работе на результат. | |||||||||
7-8 | Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова». | 2 | 05.12 07.12 | Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | ||||||||||
Формирование и укрепление мышечного корсета. | ||||||||||||||
9-10 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших мячей. | 2 | 12.12 14.12 | Умение следить за правильным дыханием. | Формирование уважительного отношения к окружающим. | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. | Текущий контроль. | |||||||
11 | Обучения комплекса упражнения с малым мячом для профилактики. Игра «Ох уж эти мячики» | 1 | 19.12 | Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц | ||||||||||
Развитие точности движений пространственной ориентировки | ||||||||||||||
12 | Ходьба по различным предметам, передвижение боком. | 1 | 21.12 | Умение выполнять действия по образцу и по подражанию: | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. | Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке; Выполнять повороты на месте (направо, налево). | Текущий контроль. | |||||||
13 | Право, лево. Направо, налево. | 1 | 26.12 | Уметь свободно ориентироваться в частях тела. | Наличие мотивации к труду, работе на результат. Бережное отношение к материальным и духовным ценностям. | |||||||||
14 | Впереди, сзади, рядом. Спортивная игра «Животные» | 1 | 28.12 | Уметь выполнять повороты на месте (направо, налево). | ||||||||||
III четверть (18 ч) | ||||||||||||||
Формирование и укрепление мышечного корсета. | ||||||||||||||
1-2 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. | 2 | 11.01 16.01 | Уметь следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Организовывать рабочее место. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза | Текущий контроль. | |||||||
3-4 | Упражнения на ребристых досках, гимнастических палках, ортопедических ковриках. | 2 | 18.01 23.01 | Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||||||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки | ||||||||||||||
5-6 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) | 2 | 25.01 30.01 | Умение выполнять упражнения на координацию. Умение способности удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Формирование уважительного отношения к окружающим. | Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; | Текущий контроль. | |||||||
7-8 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) | 1 | 01.02 | Развитие самостоятельности и личной ответственности. | ||||||||||
9-10 | Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка» | 1 | 13.02 | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. | ||||||||||
Развитие точности движений пространственной ориентировки | ||||||||||||||
11 | Ходьба по залу. | 1 | 15.02 | Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | Социально-эмоциональное участие в процессе общения | Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке;
Следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
Текущий контроль. | |||||||
12-13 | Ходьбой по залу и линиям. | 2 | 20.02 22.02 | Формирование уважительного отношения к окружающим | ||||||||||
14 | Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках. | 1 | 27.02 | Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять повороты на месте (направо, налево). | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | |||||||||
15 | Ходьбой по залу по «следам» с обходом кеглей и т.д. | 1 | 01.03 | Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Текущий контроль. | |||||||||
16 | Ходьба приставным шагом. | 1 | 06.03 | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; | ||||||||||
17 | Ходьба с подниманием бедра. | 1 | 13.03 | |||||||||||
18-19 | Ходьба на носках с закрытыми глазами. | 2 | 15.03 20.03 | Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; | Наличие мотивации к труду, работе на результат. | |||||||||
20 | Упражнение «Аист» | 1 | 22.03 | |||||||||||
IV четверть (16 ч) | ||||||||||||||
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки | ||||||||||||||
1 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) | 1 | 03.04 | Уметь выполнять правильно имитационные упражнения; | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; | Текущий контроль. | ||||||||
2-3 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) | 2 | 05.04 10.04 | |||||||||||
4 | Упражнение «Птичка», «Веточка» | 1 | 12.04 | Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |||||||||
Коррекция и развитие сенсорной системы | ||||||||||||||
5-6 | Упражнения с различными предметами. | 2 | 17.04 19.04 | Умение выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. | Текущий контроль. | ||||||||
7-8 | Упражнения с мячами – ёжиками. | 2 | 24.04 26.04 | Формирование уважительного отношения к окружающим. | ||||||||||
9-10 | Упражнения с различными малыми мячами | 2 | 03.05 08.05 | Умение выполнять простейшие упражнения в вытяжении; | ||||||||||
11-12 | Упражнения с различной гимнастической палкой. | 2 | 10.05 15.05 | Текущий контроль. | ||||||||||
13-14 | Упражнения с ленточками. | 2 | 17.05 22.05 | Уметь выполнять правильно имитационные упражнения; | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной ответственности. | |||||||||
15-16 | Упражнение с кольцами. | 2 | 24.05 29.05 |