Адаптированная рабочая программа по литературе в 7 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»
муниципального образования «Мирнинский район» РС(Я)
«Рассмотрено» | "Согласовано" | "Утверждаю" |
Заседание педсовета | Зам.директора по УВР | директор МКОУ |
протокол № 1______ ____________________ | _____________________ | «Школа-интернат» ____________________ |
"27 "августа 2020 г. | "27" августа 2020 г. | "27" августа 2020 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Саперовой Татьяны Михайловны
СЗД
по предмету «Литература»
в 7-м классе
(индивидуальное обучение)
2020-2021 учебный год
г. Мирный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Адаптированная рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО и в соответствии с учебным планом на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели). В основе программы обучения литературе лежит программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А Зинина, В.А.Чалмаева, 2010 года.
Адаптированная рабочая программа составлена для учащейся П.Алисы 7 класса, которой по заключению ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной программе основного общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание варианта 7.2., с учетом специальных условий получения образования в 2020-2021уч.г. (пр. № 1598 от 19.12.2014).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала учащейся, испытывающей трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение знаний.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения литературы в 7 классе:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Эти цели определили основные задачи обучения:
• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведении по истории литературы;
•овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
•устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
•научиться развернутому ответу на вопрос, характеристике героя;
•отзыву на самостоятельно прочитанное произведение.
Программа ориентирована на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе воспитание гражданственности и патриотизма.
Процесс обучения имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащейся недостатков и опирается на их субъективный опыт, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 7 классе (для детей с ОВЗ) следующие:
- сочинение (по картине, по данному сюжету, на материале жизненного опыта
- изложение (выборочное, подробное);
- тест
Изучение литературы должно обеспечить достижение следующих результатов:
Обучающаяся овладеет следующими навыками и умениями::
-воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
-выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении; пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарём литературоведческих терминов
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Из устного народного творчества | 9 |
3 | Из древнерусской литературы | 4 |
4 | Из литературы 18 века | 7 |
5 | Из литературы 19 века | 37 |
6 | Из литературы 20 века | 34 |
7 | Из зарубежной литературы | 10 |
| Итого | 102 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Литература»
7 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррек |
| 1 четверть | ||||
| Тема 1. Введение. | ||||
1 | Личность автора, позиция писателя, труд и творчество | 1 | 1.09 | | |
Тема 2. Из Устного народного творчества. | |||||
2-3 | Былина «Святогор и Микула Селянинович» | 2 | 3.09 7.09 | | |
4-5 | Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | 2 | 8.09 10.09 | | |
6 | Обучение выразит. чтению былины | 1 | 14.09 | | |
7-8 | Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец» | 2 | 15.09 17.09 | | |
9-10 | Русские народные песни | 2 | 21.09 22.09 | | |
Тема 3. Из древнерусской литературы. | |||||
11-12 | Из « Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…») | 2 | 24.09 28.09 | | |
13-14 | « Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 2 | 29.09 1.10 | | |
Тема 4. Из литературы XVIII в. | |||||
15 | М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого | 1 | 5.10 | | |
16-17 | « О вы, которых ожидает…», « Я знак бессмертия себе воздвигнул…» | 2 | 6.10 8.10 | | |
18 | «Широкое открыто поле…» | 1 | 12.10 | | |
19-20 | Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драм. произведения | 2 | 13.10 15.10 | | |
21 | Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Проблема гражданственности. | 1 | 19.10 | | |
Тема 5. Из литературы ХIХ в. | |||||
22 | Свободолюб. мотивы в стих.А.С.Пушкина « К Чаадаеву» | 1 | 20.10 | | |
23 | Человек и свобода в стих.А.С.Пушкина Во глубине сибирских руд». | 1 | 22.10 | | |
24 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летопис. тексте и в бал. Пушкина | 1 | 26.10 | | |
25 | Образ Петра и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 1 | 27.10 | | |
26 | М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина». | 1 | 29.10 | | |
2 четверть | |||||
27-28 | Проблематика и основные мотивы « Песня про царя Ивана Васильевича..» | 2 | 09.11 10.11 | 16.11 | |
29 | Идейно-художественное своеобразие « Песни…». Речевые элементы в создании характеристики героя | 1 | 12.11 | 17.11 | |
30-31 | Н.В.Гоголь Образ «маленького человека» в повести « Шинель» | 2 | 16.11 17.11 | 19.11 23.11 | |
32-33 | Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель» | 2 | 19.11 23.11 | 24.11 26.11 | |
34-35 | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч» | 2 | 24.11 26.11 | 30 1 | |
36-37 | И.С. Тургенев «Певцы» Тема искусства в рассказе | 2 | 30.11 1.12 | 3 7 | |
38 | Тематика и худож. своеобразие стих-ния в прозе И.С.Тургенева «Нищий» | 1 | 3.12 | 8 | |
39-40 | Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Проблематика произведения «Железная дорога». | 2 | 7.12 8.12 | 10 14 | |
41-42 | Идейно-художественное своеобразие произведения А.Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». | 2 | 10.12 14.12 | 15 17 | |
43 | Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая») | 1 | 15.12 | 21 | |
44 | «Вчерашний день в часу шестом..» | 1 | 17.12 | 22 | |
45 | Лексическая работа, работа с иллюстрациями | 1 | 21.12 | 24 | |
46 | Своеобразие сюжета и проблема сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том…» Приёмы создания образов-персонажей | 1 | 22.12 | 28 | |
47 | Обучение аналитическому пересказу сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 1 | 24.12 | 29 | |
3 четверть | |||||
48-49 | Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце» | 2 | 11.01 12.01 | | |
50 | «Левша» Сюжетная основа произведения | 1 | 14.01 | | |
51 | Образ Левши в сказе | 1 | 18.01 | | |
52-53 | Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Вечер» и «Зреет рожь над жаркой нивой». | 2 | 19.01 21.01 | | |
54 | Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» | 1 | 25.01 | | |
55 | Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». | 1 | 26.01 | | |
56-57 | Произведения русских поэтов 19 века о России | 2 | 28.01 1.02 | | |
58 | Обучение анализу любимого стихотворения о России | 1 | 2.02 | | |
Тема 7. Из литературы 20 века. | |||||
59-60 | М .Горький «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» | 2 | 4.02 8.02 | | |
61-62 | Народная Россия в изображении Горького | 2 | 9.02 11.02 | | |
63 | «Легенда о Данко» «Старуха Изергиль» | 1 | 15.02 | | |
64-65 | Темы и мотивы в лирическом пр-нии И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…» | 2 | 16.02 18.02 | | |
66 | Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка» | 1 | 22.02 | | |
67-68 | Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» | 2 | 25.02 1.03 | | |
69 | «Allez!» | 1 | 2.03 | | |
70-71 | В,В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 2 | 4.03 9.03 | | |
72 | С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», | 1 | 11.03 | | |
73 | «Я покинул родимый дом…» | 1 | 15.03 | | |
74 | Идея рассказа И.С. Шмелёва «Русская песня». | 1 | 16.03 | | |
75 | Краткие сведения о М.М. Пришвине | 1 | 18.03 | | |
4 четверть | |||||
76-77 | Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река» | 2 | 29.03 30.03 | | |
78 | К.Г.Паустовский «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство» | 1 | 1.04 | | |
79-80 | «Леса», «Луга», «Бескорыстие» | 2 | 5.04 6.04 | | |
81 | Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» | 1 | 8.04 | | |
82-83 | Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Тёркин» | 2 | 12.04 13.04 | | |
84 | Лингвистический анализ главы поэмы Твардовского «Василий Тёркин» | 1 | 15.04 | | |
85-86 | Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…» | 2 | 19.04 20.04 | | |
8788 | Краткие сведения о Шукшине | 2 | 22.04 26.04 | | |
89-90 | Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина. «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» | 2 | 27.04 29.04 | | |
91-92 | Любовь к малой родине в ст-ях Н.М.Рубцова «Детство», «Далёкое», «Родная деревня | 2 | 3.05 4.05 | | |
Тема 9. Из зарубежной литературы. | |||||
93-94 | У.Шекспир. Сонеты | 2 | 6.05 10.05 | | |
95-96 | Р.Бёрнс. Осн. мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно» | 2 | 11.05. 13.05 | | |
97-98 | Р.Л.Стивенсон. Любовь к родине в балладе «Вересковый мёд». | 2 | 17.05 18.05 | | |
99-100 | А.Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе». Событийная канва. | 2 | 20.05 24.05 | | |
101-102 | Нравственно-философская проблематика в произведении А.Сент-Экзюпери « Планета людей». Летнее чтение | 2 | 25.05 27.05 | | |
1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.- Авторы составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев. – М.: Русское слово, 2017.
2. Учебник: Литература 7 класс П/р Г.С.Меркина , С.А.Зинина ,В.А.Чалмаева. - М.: Русское слово, 2017.