Рабочая программа по литературе (7 класс)

1
0
Материал опубликован 28 August 2017

                                                                     Аннотация

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с

Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,

на основе Образовательной программы по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, //Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под науч. ред. А.А. Леонтьева). - М.: Баласс, 2008.                                                          

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания образования для основной и полной средней школы», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов. В рабочую программу внесены изменения. Добавлены произведения, включенные в обязательный минимум. Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. В авторской программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебные хрестоматии предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающий расширение читательского кругозора учащихся.

.

Цель литературного образования в школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности. Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

В программе для 6-го класса (как и в программе 5,7,8 классов) выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга»* избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Учитель вправе выбрать текст для обзорного изучения в соответствии с возможностями и интересами учащихся, собственными читательскими предпочтениями.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно*, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

Основные содержательные линии

Разделы программы ориентированы в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет её значительное обновление по сравнению с другими действующими программами.

В соответствии с целями и задачами курса выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литература».

Линии, общие с курсом «Русский язык».

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литература».

4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

– эмоциональная ценность произведения;

– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

Выделяются следующие этапы литературного образования школьников в основной школе:

5–6-й классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

7–8-й классы – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

9-й класс – завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей. Предусмотрены элективные курсы (спецкурсы, курсы по выбору учащихся), что позволяет на практике реализовать идею предпрофильного обучения. Основные учебные цели: 1) формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы; 2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что даёт возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют произошедшие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным.

Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Обращаем внимание педагогов: теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе». Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса в 9-м классе.

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе.

Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики).

Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики – обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырём линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.

Программа по литературе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год (35 рабочих недель). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на изучение предмета «Литература» в 6 классе отводится 3 часа в неделю, 105 часов в год. Программа увеличена на 35 часов, которые отведены на изучение русской литературы. В программу включены произведения древнерусской литературы, произведения писателей XIX, XX веков (Ф. Достоевского, А. Куприна, М. Зощенко, Н. Тэффи, В. Астафьева, В. Железникова), произведения наших современников, а также добавлены часы на изучение произведений А.С. Пушкина.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

– воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;

– давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке

– понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.);

– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; – оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность Содержание учебного предмета «Литература»

Введение (1 ч).

Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель.

Раздел 1. Я и мое детство (16 ч).

Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, ее отражение в литературе. Традиции автобиографической литературы.

Для текстуального изучения.

А.И. Герцен «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы.

Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности.

М. Горький «Детство» (главы). Автобиографическое повествование. История детской души в повести М. Горького.

С. Есенин «Письмо матери».

Для обзорного изучения.

М.И. Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы.

Ш. Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары.

Лирическая исповедь. Стихи-воспоминания о детстве: И. Бунин «Детство», К. Симонов «Тринадцать лет...», А. Тарковский «Белый день», М. Цветаева «В субботу», С. Есенин «Мой путь».

Теория литературы.

Художественная автобиографическая литература. Мемуарная литература. Объективное и субъективное в литературе. Автор и его герой. Понятие о литературной традиции.

Раздел 2. Я и я… (20 ч).

Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери.

А. Грин «Алые паруса» (в сокращении). Вера в прекрасное и мечта о счастье. Сотворение чуда для любимого человека.

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный…». Философские размышления о предназначении человека.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (главы). Истинная слепота и духовное прозрение героя.

Л.А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя.

К.Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент).

Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.

А. Франк «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны.

Стихи: Н. Огарев «Хандра», Ю. Левитанский «Диалог у новогодней елки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.

Теория литературы.

Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма.

Раздел 3. Я и другие (12 ч).

Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте.

Для текстуального изучения.

В.М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку.

А.Г. Алексин «Безумная Евдокия» (в сокращении).

Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности».

В.Г. Распутин «Уроки французского». Проблема пробуждения совести и проблема памяти в рассказе.

О.’Генри «Дары волхвов». Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа.

Для обзорного изучения.

В.К. Железников «Чучело» (главы).

Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: А. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...», Р. Киплинг «Заповедь», Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», А. Яшин «Спешите делать добрые дела», Б. Окуджава «Прощание с новогодней елкой».

Теория литературы.

Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя.

Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (19 ч).

Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе.

Для текстуального изучения.

М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова. Особенности композиции рассказа.

Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир.

Ч.Т. Айтматов «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.

Для текстуального и обзорного изучения.

Стихи о вечном и преходящем: А.С. Пушкин «Зимнее утро», Ю. Левитанский «Падают листья...», В. Высоцкий «Я не люблю», А. Вознесенский «Сага», Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...».

Сонеты В. Шекспира, стихи о любви: А.С. Пушкин «Ты и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Признание», М.Ю. Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает...», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски», А.К. Толстой «Средь шумного бала...», Ф.И. Тютчев «Я встретил вас...», А. Ахматова «Песенка», М. Цветаева «Как правая и левая рука...», «Наконец-то встретила...», В. Багрицкий «Ты помнишь дачу...», М. Петровых «Назначь мне свиданье...», М. Светлов «Все ювелирные магазины – они твои...», Д. Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил..., В. Высоцкий «Баллада о любви».

Теория литературы.

Композиция. Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле.

Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии.

Развитие речи.

1) Творческий пересказ.

2) Рецензия.

3) Сочинение–характеристика литературного героя. Сочинение на морально-этическую тему.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литература»,7 класс, 102 часа, 3 часа в неделю

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

 

Введение. Литературный герой и читатель. Проверка летнего чтения. Повторение пройденного в 6 классе.

   
 

Раздел 1. «Я и мое детство»

   

 

Автобиографическая и мемуарная литература. Я вспоминаю детство.

   

 

А.И.Герцен «Былое и думы» Анализ отрывка как образца мемуарной литературы.

   

 

Образ автора на страницах произведения.

   

 

Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество» Очерк жизни и творчества автора.

   

 

Образы Карла Иваныча и Натальи Савишны на страницах произведения.

   

 

Образ Николеньки Иртеньева в произведении. Психологизм.

   

 

Автор и его герой в автобиографической трилогии.

   

 

В.ч. Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество».

   

 

М.И.Цветаева «Воспоминания». Знакомство с биографией.

   

 

Особенности мемуарной литературы на примере анализа отрывка из «Воспоминаний».

   

 

С.А.Есенин. Лирика. Знакомство с биографией. Анализ стихотворения «Письмо матери».

   

 

М.Горький «Детство». Знакомство с биографией.

   

 

Образ деда и бабушки на страницах произведения.

   

 

Образ Алексея в произведении.

   

 

В.ч. М.Горький «Детство»

   

 

Ш.Бронте «Джен Эйр». Знакомство с биографией. Анализ отрывков как вымышленных мемуаров.

   

 

Автор и его герой в мемуарах и художественной автобиографии

   

 

Итоговый урок по разделу. Тестирование.

   
 

Раздел 2. «Я и Я»

   

 

Внутреннее и внешнее «Я»

   

 

В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки». Знакомство с биографией автора. Историческая справка о событиях 30-х годов.

   

 

Образ главного героя. Муки совести.

   

 

В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Знакомство с биографией автора. Образы в произведении.

   

 

Образ слепого музыканта. Духовное прозрение героя.

   

 

Л.А.Кассиль «Ранний восход». Духовное становление героя.

   

 

Сравнительная характеристика героев Короленко и Кассиля

   

 

А.С.Пушкин «Дар напрасный, дар случайный». Анализ стихотворения.

   

 

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Трагедия как жанр.

   

 

Характеры Моцарта, Сальери.

   

 

В.Ч. «Маленькие трагедии», «Скупой рыцарь»

   

 

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения.

   

 

Образ Гринева в начале произведения. Анализ 1,2 главы.

   

 

Анализ эпизода произведения. «Буря».

   

 

Образ Маши. Анализ 3-5

   

 

Образ Пугачева. Анализ 6-9 гл., финала.

   

 

П.Гринев и М.Миронова. Анализ 10-14 гл.

   

 

Р.р. Сочинение по произведениям А.С.Пушкина.

   

 

Р.р. Анализ сочинения.

   

 

Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула». Образ главного героя.

   

 

Система ценностей человека. Диспут.

   

 

Анна Франк «Погибель» Анализ отрывка. Духовное становление человека в годы войны.

   

 

Мотив одиночества в лирике. Огарев «Хандра», Левитанский «Диалог у новогодней елки», Окуджава «Песенка о ночной Москве», Макаревич «Пока горит свеча»

   

 

Анализ фрагмента очерка Паустовского «Жизнь Александра Грина».

   

 

А.Грин «Алые паруса». Образ Ассоль.

   

 

Образ Грэя.

   

 

Приемы создания характера литературного произведения

   

 

Итоговый урок по разделу. Тестирование.

   
 

Раздел 3. «Я и другие»

   

 

Анализ стихотворений о смысле жизни. Киплинг «Заповедь», Пушкин «Если жизнь тебя обманет», Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», Яшин «Спешите делать добрые дела», Окуджава «Прощание с новогодней елкой»

   

 

В.К.Железников «Чучело» Анализ отрывка.

   

 

А.Г.Алексин «Безумная Евдокия» Анализ отрывка.

   

 

Р.р. Сочинение-рецензия. Подготовка.

   

 

Р.р. Сочинение-рецензия.

   

 

Р.р. Анализ сочинения

   

 

В.Г.Распутин «Уроки французского». Знакомство с автором. Жизнь в послевоенное время.

   

 

Образ главного героя.

   

 

Образ Лидии Михайловны.

   

 

Нравственные уроки произведения.

   

 

В.М.Шукшин. «Слово о «малой родине». Знакомство с автором. Анализ очерка.

   

 

«Крепкий мужик!» Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей.

   

 

В.ч. Рассказы Шукшина.

   

 

Р.р. Очерк о малой родине.

   

 

Р.р. Анализ очерков.

   

 

О.Генри «Дары волхвов». Нравственные ценности в жизни героев рассказа.

   

 

Авторская позиция в оценке литературного героя

   

 

Итоговый урок по разделу. Тестирование.

   
 

Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее»

   

 

Вечные вопросы бытия. Анализ стихотворения Самойлова «Зрелость»

   

 

М.А.Шолохов «Судьба человека». Особенности композиции произведения.

   

 

Образ Андрея Соколова.

   

 

Тема войны в рассказе.

   

 

В.В.Быков «Круглянский мост». Образы героев произведения.

   

 

Нравственная проблематика произведения.

   

 

Ю.Д.Левитанский «Ну что с того, что я там был…». Тема войны в стихотворении.

   

 

В.ч. Васильев, Быков. Произведения о войне.

   

 

Р.р. Сочинение по произведениям о войне.

   

 

Р.р. Анализ сочинений

   

 

Ч.Т.Айтматов «Первый учитель». Знакомство с автором. Особенности композиции произведения.

   

 

Образ учителя Дюйшена.

   

 

Вознесенский «Сага», Шпаликов «Людей теряют только раз…» Анализ произведений.

   

 

К.Г.Паустовский «Мещорская сторона». Знакомство с автором. Тема любви к природе в рассказе.

   

 

Средства создания образов природы в произведении.

   
 

Р.р. Домашнее сочинение. Лирическая пейзажная зарисовка.

   

 

Р.р. Анализ сочинения

   

 

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимняя дорога» Анализ стихотворений.

   

 

В.С.Высоцкий «Я не люблю». Знакомство с автором. Анализ стихотворения.

   

 

Итоговый урок по разделу. Попробуй записать свои мысли (стр. 232).

   

 

Анализ сонетов Шекспира.

   

 

Анализ стихов А.С.Пушкина. «Няне», «Ты и вы», «На холмах Грузии…», «Туча»

   

 

Анализ стихов А.С.Пушкина. «К***», «Признание»

   

 

Анализ стихов М.Ю.Лермонтова. «Как небеса, твой взор блистает», «Отчего», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

   

 

Анализ стихов М.Ю.Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»)

   

 

А.К.Толстой «Средь шумного бала…», Ф.И.Тютчев «Я встретил вас…». Анализ стихов.

   

 

А.А.Ахматова «Песенка», М.И.Цветаева «Как правая и левая рука…», «Наконец-то встретила…», Анализ стихов.

   

 

М.С.Петровых «Назначь мне свиданье…». Анализ произведения.

   

 

В.Э.Багрицкий «Ты помнишь дачу…», А.М.Светлов «Все ювелирные магазины…», Д.С.Самойлов «Названья зим», «Из всех, кого любил…». Анализ стихов.

   

 

В.С.Высоцкий «Баллада о любви». Анализ стихотворения

   

 

Р.р. Сочиняем стихотворение

   

 

Р.р. Урок-концерт. Исполнение своих произведений

   

 

Лирический герой и автор лирического произведения

   

 

Урок обобщающего повторения.

   

 

Итоговая проверочная работа.

   

 

Итоговая проверочная работа.

   

 

Подведение итогов. Список литературы для летнего чтения.

   

 

Резерв

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.