№ урока |
Дата по плану |
Тема урока |
Материал учебника |
Вид урока. Основные виды деятельности |
Формы контроля |
Домашнее задание |
|
1 |
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.Анкетирование. |
Стр. 3-6 |
Беседа. |
Тестирование |
Сообщения, читать былины |
||
Устное народное творчество (6 ч.) |
|||||||
2 |
Предания как поэтическая биография народа.. |
Стр. 7-10 |
Лекция. Эвристическая беседа. |
Стр. 7-10 чтение , пересказ. |
|||
3-4 |
Былина. Понятие о былине.«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда. |
Стр. 11-23 |
Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств. Выр.чтение. |
«Илья Муромец и Соловей разбойник» (прочитать) |
|||
5 в/ч |
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. |
Урок внеклассного чтения. Эвристическая беседа. |
Стр. 24-35 (прочитать) |
||||
6 в/ч |
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. |
Стр. 24-35 |
Урок внеклассного чтения. Беседа по видеосюжету |
Тестирование. |
|||
7К |
Аудиторное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» |
Урок контроля Развитие творческих способностей |
Повторить стр.7-23 |
||||
Древнерусская литература (6 часов) |
|||||||
8 |
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. |
Стр. 53-54 |
Рассказ учителя. Эвристическая беседа. |
«Поучение младшему брату». |
Выучить определение поучения. Отрывок наизусть. |
||
9 |
Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». |
Стр. 50-52 |
Работа над выразительным чтением. |
прочитать стр. 54-63 |
|||
10 |
«Повесть о Петре и ФевронииМуромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. |
Стр. 54-63 |
Комментированное чтение Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу. |
Подготовиться к пересказу эпизодов Рассказ о Февронии |
|||
11 |
Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. |
Стр. 54-63 |
Эвристическая беседа. Составление плана характеристики |
Рассказ по плану. |
Подготовиться отвечать на контрольные вопросы стр. 63 |
||
12К |
Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература» |
Урок контроля |
Сообщения о Ломоносове и Державине |
||||
Русская литература 18 века (3 часа) |
|||||||
13 |
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». |
Стр. 64-66 |
Лекция. Практикум анализа стихотворения. |
Отзыв на стихотворение |
|||
14 |
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) |
Стр. 67-68 |
Обучение устному рассказу и выразительному чтению. |
Выучить отрывок из оды наизусть |
|||
15 |
Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». |
Стр. 68-71 |
Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением. |
Выразительное чтение наизусть |
прочитать поэму Пушкина «Полтава» |
||
Творчество А. С. Пушкина (9ч) |
|||||||
16 |
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Р/к. Пушкин и Кавказ. Интерес Пушкина к истории. |
Стр. 72-76 |
Лекция |
Выучить лекцию |
|||
17 |
«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII. |
Анализ изобразительных средств. |
Выучить отрывок наизусть |
||||
18 |
А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы. |
Стр. 77-80 |
Рассказ учителя. Эвристическая беседа. |
Выучить вступление к поэме наизусть. |
|||
19-20 |
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. |
Стр. 80-87 |
Лекция. Беседа по иллюстрациям. Практикум. Работа над выразительным чтением. |
Выучить отрывок из стихотворения. Выучить определение и особенности баллады. |
|||
21 |
Смысл сопоставление Олега и волхва. |
Стр. 80-87 |
Эвристическая беседа. |
Выразительное чтение наизусть |
Выучить определение и особенности баллады. |
||
22 |
А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена вЧудовом монастыре. |
Стр. 87-97 |
Эвристическая беседа. |
Стр. 96-97 (вопросы) |
|||
23. |
А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести. |
Эвристическая беседа |
ответы на вопросы |
||||
24 |
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского». Развитие понятия о повести. |
Эвристическая беседа |
Дом.соч. « История в произведениях А.С. Пушкина» |
||||
Творчество М. Ю. Лермонтова (9 часов) |
|||||||
25 |
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Р/к . Лермонтов на Кавказе. Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. |
Стр. 114-136 |
Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу. |
Рассказ «Пир Ивана Грозного» |
|||
26 |
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. |
Стр. 114-136 |
Эвристическая беседа |
Рассказ «Кулачный бой на Москва-реке» |
|||
27 |
Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора. |
Стр. 114-136 |
Практикум. |
«Кулачный бой на Москва-реке» |
«Князь Серебряный» |
||
28 |
Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы. |
Стр. 114-136 |
Практикум |
ответы на проблемные вопросы |
|||
29 |
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. |
Стр. 139 |
Практикум анализа стихотворения. |
Выучить стихотворение |
|||
30 |
М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». |
Стр. 138-139 |
Практикум анализ стихотворения. |
Анализ стихотворения |
|||
31 |
Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» |
Стр. 139 |
Отработка выразительного чтения. |
Выразительное чтение наизусть |
Черновик сочинения |
||
32Р |
Р/рАудиторное сочинение «Какая картина возникает в вашем изображении при чтении одного из лермонтовских стихотворений» |
Развитие речи. |
Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать) |
||||
Творчество Н. В. Гоголя (6ч+1) |
|||||||
33 |
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. |
Стр. 141-144 |
Эвристическая беседа |
Рассказ «Жизнь на Сечи» |
|||
34 |
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. |
Стр. 162-175 |
Эвристическая беседа. Составление плана характеристики |
рассказ об Остапе и Андрии |
рассказ об Остапе и Андрии |
||
35 |
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. |
Стр. 175-185 |
Эвристическая беседа. |
Биография Тараса |
|||
36 |
Трагедия Тараса Бульбы |
Стр. 185-210 |
Диспут |
Биография Тараса |
Ответы на проблемные вопросы |
||
37 |
Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. |
Стр. 210-211 |
Слово учителя. Эвристическая беседа. |
Миниатюра |
|||
38 |
Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя». |
Стр. 210-211 |
Урок развития речи. |
Подготовиться к тестированию |
|||
39 |
Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя. |
Урок контроля |
Стр. 214-223 (прочитать) |
||||
Творчество И. С. Тургенева (5 часов) |
|||||||
40 |
И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». |
Стр. 212-214 |
Рассказ учителя. |
Выучить лекцию |
|||
41 |
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных |
Стр. 214-223 |
Просмотр фрагмента фильма и обсуждение |
Тестирование |
Отзыв на видеосюжет |
||
42 |
Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. |
Стр. 214-223 |
Практикум анализа эпизода. |
прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»; «Бежин луг» |
|||
43 |
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. |
Стр. 224-226 |
Эвристическая беседа |
Отзыв на стихотворение в прозе |
Выучить стихотворение «Русский язык» |
||
44 |
Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» |
Стр. 224 |
Обучение выразительному чтению |
Выразительное чтение наизусть |
Стр. 227-245 (прочитать) |
||
Творчество Н. А. Некрасова (3 часа) |
|||||||
45 |
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. |
Стр. 227-245 |
Рассказ учителя. |
Стр. 244-245 (вопросы) |
|||
46 |
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» |
Стр. 227-245 |
Практикум анализа эпизода |
Устный рассказ о героине с цитированием |
|||
47 |
Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. |
Стр. 245-250 |
Эвристическая беседа. Составление плана. |
Устный рассказ о героине |
стр. 261-274 (прочитать) |
||
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (4 часа) |
|||||||
48 |
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. |
Стр. 261-274 |
Эвристическая беседа |
художественный пересказ эпизодов |
|||
49 |
Смысл противопоставления генералов и мужика. |
Стр. 274-276 |
Эвристическая беседа |
Художественный пересказ эпизодов |
Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» |
||
50 |
М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. |
Эвристическая беседа; пересказ эпизодов |
Подготовиться к контрольному тестированию |
||||
51 |
Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина |
Урок контроля |
Стр. 276-295 (прочитать) |
||||
Творчество писателей 2-ой половины 19 века (7 часов) |
|||||||
52-53 |
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести |
Стр. 276-295 |
Эвристическая беседа. |
Пересказ эпизодов от 1-ого лица |
Устный рассказ о героях |
||
54 |
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. |
Стр. 276-295 |
Беседа, обучение устному рассказу. |
Устный рассказ о героях |
Бунин «Цифры» |
||
55 |
И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. |
Эвристическая беседа |
Бунин «Лапти» |
||||
56 |
И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. |
Эвристическая беседа |
Стр. 297-304 (прочитать, вопросы) Дом. соч по рассказу «Лапти» |
||||
57 |
А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. |
Стр. 297-304 |
Эвристическая беседа |
Горький «Детство» (прочитать) |
|||
58 |
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». |
Стр. 297-304 |
Практикум |
Инсценировка рассказов |
|||
59-60 |
Р/рСтихи русских поэтов 19 века о родной природе |
Стр. 312-316 |
Урок-концерт. |
Выразительное чтение наизусть |
Горький «Детство» |
||
Творчество А. М. Горького (5 ч) |
|||||||
61 |
М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. |
Стр. 19-83 |
Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов. |
Подготовиться к рассказу «Дед Каширин» |
|||
62-63 |
Изображение «свинцовых мерзостей жизни» |
Стр. 19-83 |
Составление плана характеристики |
Рассказ «Дед Каширин» |
Подготовиться к художественному пересказу |
||
64 |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» |
Стр. 19-83 |
Беседа с элементами пересказа |
Художественный пересказ |
Рассказ по плану. Выбрать понравившийся эпизод. |
||
65 |
Р/р Обучение анализу эпизода повести. |
||||||
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. |
Стр. 84-88 |
Урок внеклассного чтения. |
Рассказ по плану |
Выучить отрывок |
|||
Творчество писателей первой половины 20 века |
|||||||
66 |
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». |
Стр. 100-109 |
Анализ художественной формы стихотворения. |
Выучить отрывок из стихотворения |
|||
67 |
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». |
Стр. 110-111 |
Эвристическая беседа. |
Выразительное чтение наизусть |
Отзыв на стихотворение |
||
68 |
Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. |
Стр. 89-99 |
Эвристическая беседа |
Платонов «Юшка» (прочитать) |
|||
69 |
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. |
Стр. 113-123 |
Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы. |
Платонов «В прекрасном и яростном мире» |
|||
70 |
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». |
Стр. 123-138 |
Урок внеклассного чтения. |
Тестирование |
Подготовиться к сочинению |
||
71-72Р |
Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» |
Урок развития речи |
|||||
73-74 |
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…» |
Стр. 139-143 |
Практикум |
Интервью с поэтом-участником ВОв |
|||
75 |
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. |
Проектная деятельность |
Выучить стихотворение о войне на выбор |
||||
76-77 |
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова |
Стр. 150-158 |
Урок-концерт |
Выразительное чтение стихотворения наизусть |
Абрамов «О чём плачут лошади» |
||
78 |
Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». |
Стр. 159-167 |
Эвристическая беседа |
Ответы на проблемные вопросы |
|||
79 |
Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе. |
Рассказ учителя. Беседа |
Выучить теоретический материал |
||||
80 |
Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. |
Стр. 168-176 |
Эвристическая беседа |
Фронтальный опрос |
Носов «Живое пламя» (прочитать) |
||
81 |
Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. |
Стр. 176-179 |
Урок развития речи |
||||
82 |
Герои рассказа и их поступки. |
Стр. 180-198 |
Ответы на проблемные вопросы |
Выучить стихотворение на выбор |
|||
83 |
Р/рАудиторное соч. – отзыв по рассказу «Живое пламя» |
||||||
84-85 |
«Тихая моя родина…».Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. |
Стр. 212-220 |
Урок-концерт |
Выразительное чтение стихотворения наизусть |
Готовиться к уроку-композиции |
||
86 |
Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. |
Стр. 144-149 |
Практикум анализа лирического произведения |
Выучить стихотворение |
|||
87-88 |
Ю.П. Казаков . Слово о писателе. «Тихое утро» |
Эвристическая беседа |
пересказ |
||||
89-90 |
Д.С. Лихачев «Земля родная ». Главы из книги. |
Эвристическая беседа |
Чтение пересказ |
||||
91 |
М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. |
Стр. 205-211 |
Эвристическая беседа |
Выразительное чтение наизусть |
Подготовиться к уроку-композиции |
||
92 |
Песни на слова русских поэтов 20 века |
Стр. 220-227 |
Урок внеклассного чтения |
Сообщения |
Сообщения; рассказ о стихах |
||
93 |
Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. |
Стр. 225-227 |
Практикум. Слово учителя. |
Сообщения |
|||
Зарубежная литература (9 часов) |
|||||||
94 |
Р. Бернс «Честная бедность». |
Стр. 228-232 |
Эвристическая беседа. Слово учителя. |
Устное выступление |
Миниатюра «Каким я себе представляю поэта» |
||
95 |
Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. |
Стр. 233-234 |
Анализ поэтических интонаций. |
Сообщения; иллюстрации |
|||
96-97 |
Японские хокку. Особенности жанра. |
Стр. 235-240 |
Анализ хокку. |
Написание отзыва. Сочинение хокку. |
О. Генри «Дары волхвов» (прочитать) |
||
98 |
О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. |
Стр. 241-248 |
Семинар |
Брэдбери «Каникулы» (прочитать) |
|||
99 |
Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». |
Стр. 249-262 |
Урок внеклассного чтения |
||||
100 |
Д. Олдридж «Отец и сын» |
Урок внеклассного чтения |
Список для летнего чтения |
||||
101-102 |
Подведение итогов. Рекомендации на лето. |
-
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы под редакцией В. Я Коровиной. Авторы программы - В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, В.П. Полухина и др.
Учебник Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 – ух частях. (Автор и составитель В. Я. Коровина и другие) – М. ; Просвещение, 2010
На изучение курса литературы в 7 классе отводится 103 часов (3 часа в неделю).
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы и ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений теоретико – литературных понятий;
Овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в 7 классе способствует решению следующих задач:
Обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
Формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений;
Совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, комментирование, характеристика литературного героя,;
итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, к кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода
-
Требования к знаниям и умениям, формированию компетенций по литературе за курс 7 класса
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения ( начальные представления); герой- повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлении); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления ); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь :
видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонации в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
аргументировать оценку героев событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
написать басню, былину, письмо или дневник литературно героя.