12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения Георгиевна1926
Россия, Оренбургская обл., ДОМБАРОВСКИЙ РАЙОН
6

Рабочая программа по литературе, 7 класс

№ урока

Дата по плану

 

Тема урока

Материал учебника

Вид урока. Основные виды деятельности

Формы контроля

Домашнее задание

1

 

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.Анкетирование.

Стр. 3-6

Беседа.

Тестирование

Сообщения, читать былины

Устное народное творчество (6 ч.)

2

   

Предания как поэтическая биография народа..

Стр. 7-10

Лекция. Эвристическая беседа.

 

Стр. 7-10 чтение , пересказ.

3-4

 

Былина. Понятие о былине.«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа.

Прославление мирного труда.

Стр. 11-23

Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств. Выр.чтение.

 

«Илья Муромец и Соловей разбойник» (прочитать)

5

в/ч

 

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.

 

Урок внеклассного чтения. Эвристическая беседа.

 

Стр. 24-35 (прочитать)

6

в/ч

 

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

Стр. 24-35

Урок внеклассного чтения. Беседа по видеосюжету

Тестирование.

 

   

Аудиторное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

 

Урок контроля Развитие творческих способностей

 

Повторить стр.7-23

Древнерусская литература (6 часов)

8

   

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.

Стр. 53-54

Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

«Поучение младшему брату».

Выучить определение поучения. Отрывок наизусть.

9

 

Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».

Стр. 50-52

Работа над выразительным чтением.

 

прочитать стр. 54-63

10

 

«Повесть о Петре и ФевронииМуромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Стр. 54-63

Комментированное чтение

Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу.

 

Подготовиться к пересказу эпизодов

Рассказ о Февронии

   

11

   

Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Стр. 54-63

Эвристическая беседа. Составление плана характеристики

Рассказ по плану.

Подготовиться отвечать на контрольные вопросы стр. 63

12К

 

Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»

 

Урок контроля

 

Сообщения о Ломоносове и Державине

Русская литература 18 века (3 часа)

13

   

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

Стр. 64-66

Лекция. Практикум анализа стихотворения.

 

Отзыв на стихотворение

14

 

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)

Стр. 67-68

Обучение устному рассказу и выразительному чтению.

 

Выучить отрывок из оды наизусть

15

 

Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».

Стр. 68-71

Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением.

Выразительное чтение наизусть

прочитать поэму Пушкина «Полтава»

Творчество А. С. Пушкина (9ч)

16

   

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Р/к. Пушкин и Кавказ. Интерес Пушкина к истории.

Стр. 72-76

Лекция

 

Выучить лекцию

17

 

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII.

 

Анализ изобразительных средств.

 

Выучить отрывок наизусть

18

 

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы.

Стр. 77-80

Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

 

Выучить вступление к поэме наизусть.

19-20

 

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады.

Стр. 80-87

Лекция. Беседа по иллюстрациям. Практикум. Работа над выразительным чтением.

 

Выучить отрывок из стихотворения. Выучить определение и особенности баллады.

21

 

Смысл сопоставление Олега и волхва.

Стр. 80-87

Эвристическая беседа.

Выразительное чтение наизусть

Выучить определение и особенности баллады.

22

 

А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена вЧудовом монастыре.

Стр. 87-97

Эвристическая беседа.

 

Стр. 96-97 (вопросы)

23.

 

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.

 

Эвристическая беседа

 

ответы на вопросы

24

 

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского». Развитие понятия о повести.

 

Эвристическая беседа

 

Дом.соч. « История в произведениях А.С. Пушкина»

Творчество М. Ю. Лермонтова (9 часов)

25

   

М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Р/к . Лермонтов на Кавказе.

Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Стр. 114-136

Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу.

 

Рассказ «Пир Ивана Грозного»

26

 

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Стр. 114-136

Эвристическая беседа

 

Рассказ «Кулачный бой на Москва-реке»

27

 

Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора.

Стр. 114-136

Практикум.

«Кулачный бой на Москва-реке»

«Князь Серебряный»

28

   

Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.

Стр. 114-136

Практикум

 

ответы на проблемные вопросы

29

 

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.

Стр. 139

Практикум анализа стихотворения.

 

Выучить стихотворение

30

 

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».

Стр. 138-139

Практикум анализ стихотворения.

 

Анализ стихотворения

31

 

Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Стр. 139

Отработка выразительного чтения.

Выразительное чтение наизусть

Черновик сочинения

32Р

   

Р/рАудиторное сочинение «Какая картина возникает в вашем изображении при чтении одного из лермонтовских стихотворений»

 

Развитие речи.

 

Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)

Творчество Н. В. Гоголя (6ч+1)

33

   

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Стр. 141-144

Эвристическая беседа

 

Рассказ «Жизнь на Сечи»

34

 

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Стр. 162-175

Эвристическая беседа. Составление плана характеристики

рассказ об Остапе и Андрии

рассказ об Остапе и Андрии

35

   

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Стр. 175-185

Эвристическая беседа.

 

Биография Тараса

36

 

Трагедия Тараса Бульбы

Стр. 185-210

Диспут

Биография Тараса

Ответы на проблемные вопросы

37

 

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

Стр. 210-211

Слово учителя. Эвристическая беседа.

 

Миниатюра

38

 

Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».

Стр. 210-211

Урок развития речи.

 

Подготовиться к тестированию

39

 

Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

 

Урок контроля

 

Стр. 214-223 (прочитать)

Творчество И. С. Тургенева (5 часов)

40

   

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».

Стр. 212-214

Рассказ учителя.

 

Выучить лекцию

41

 

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Стр. 214-223

Просмотр фрагмента фильма и обсуждение

Тестирование

Отзыв на видеосюжет

42

 

Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

Стр. 214-223

Практикум анализа эпизода.

 

прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»; «Бежин луг»

43

 

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Стр. 224-226

Эвристическая беседа

Отзыв на стихотворение в прозе

Выучить стихотворение «Русский язык»

44

   

Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык»

Стр. 224

Обучение выразительному чтению

Выразительное чтение наизусть

Стр. 227-245 (прочитать)

Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)

45

   

Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

Стр. 227-245

Рассказ учителя.

 

Стр. 244-245 (вопросы)

46

 

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

Стр. 227-245

Практикум анализа эпизода

 

Устный рассказ о героине с цитированием

47

 

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Стр. 245-250

Эвристическая беседа. Составление плана.

Устный рассказ о героине

стр. 261-274 (прочитать)

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (4 часа)

48

   

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

Стр. 261-274

Эвристическая беседа

 

художественный пересказ эпизодов

49

 

Смысл противопоставления генералов и мужика.

Стр. 274-276

Эвристическая беседа

Художественный пересказ эпизодов

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

50

 

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

 

Эвристическая беседа; пересказ эпизодов

 

Подготовиться к контрольному тестированию

51

 

Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина

 

Урок контроля

 

Стр. 276-295 (прочитать)

Творчество писателей 2-ой половины 19 века (7 часов)

52-53

   

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

Стр. 276-295

Эвристическая беседа.

Пересказ эпизодов от 1-ого лица

Устный рассказ о героях

54

 

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

Стр. 276-295

Беседа, обучение устному рассказу.

Устный рассказ о героях

Бунин «Цифры»

55

 

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

 

Эвристическая беседа

 

Бунин «Лапти»

56

 

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.

 

Эвристическая беседа

 

Стр. 297-304 (прочитать, вопросы) Дом. соч по рассказу «Лапти»

57

 

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

Стр. 297-304

Эвристическая беседа

 

Горький «Детство» (прочитать)

58

 

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Стр. 297-304

Практикум

 

Инсценировка рассказов

59-60

 

Р/рСтихи русских поэтов 19 века о родной природе

Стр. 312-316

Урок-концерт.

Выразительное чтение наизусть

Горький «Детство»

Творчество А. М. Горького (5 ч)

61

   

М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Стр. 19-83

Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов.

 

Подготовиться к рассказу «Дед Каширин»

62-63

 

Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

Стр. 19-83

Составление плана характеристики

Рассказ «Дед Каширин»

Подготовиться к художественному пересказу

64

 

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Стр. 19-83

Беседа с элементами пересказа

Художественный пересказ

Рассказ по плану. Выбрать понравившийся эпизод.

65

 

Р/р Обучение анализу эпизода повести.

       
   

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Стр. 84-88

Урок внеклассного чтения.

Рассказ по плану

Выучить отрывок

Творчество писателей первой половины 20 века

66

   

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Стр. 100-109

Анализ художественной формы стихотворения.

 

Выучить отрывок из стихотворения

67

 

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

Стр. 110-111

Эвристическая беседа.

Выразительное чтение наизусть

Отзыв на стихотворение

68

 

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

Стр. 89-99

Эвристическая беседа

 

Платонов «Юшка» (прочитать)

69

 

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

Стр. 113-123

Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы.

 

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

70

 

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Стр. 123-138

Урок внеклассного чтения.

Тестирование

Подготовиться к сочинению

71-72Р

 

Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

 

Урок развития речи

   

73-74

   

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…»

Стр. 139-143

Практикум

 

Интервью с поэтом-участником ВОв

75

 

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны.

 

Проектная деятельность

 

Выучить стихотворение о войне на выбор

 

76-77

   

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова

Стр. 150-158

Урок-концерт

Выразительное чтение стихотворения наизусть

Абрамов «О чём плачут лошади»

78

 

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».

Стр. 159-167

Эвристическая беседа

 

Ответы на проблемные вопросы

79

 

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.

 

Рассказ учителя. Беседа

 

Выучить теоретический материал

80

 

Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Стр. 168-176

Эвристическая беседа

Фронтальный опрос

Носов «Живое пламя» (прочитать)

81

 

Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Стр. 176-179

Урок развития речи

   

82

 

Герои рассказа и их поступки.

Стр. 180-198

Ответы на проблемные вопросы

 

Выучить стихотворение на выбор

83

 

Р/рАудиторное соч. – отзыв по рассказу «Живое пламя»

       

84-85

 

«Тихая моя родина…».Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

Стр. 212-220

Урок-концерт

Выразительное чтение стихотворения наизусть

Готовиться к уроку-композиции

86

   

Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

Стр. 144-149

Практикум анализа лирического произведения

 

Выучить стихотворение

87-88

 

Ю.П. Казаков . Слово о писателе. «Тихое утро»

 

Эвристическая беседа

 

пересказ

89-90

 

Д.С. Лихачев «Земля родная ». Главы из книги.

 

Эвристическая беседа

 

Чтение пересказ

91

 

М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Стр. 205-211

Эвристическая беседа

Выразительное чтение наизусть

Подготовиться к уроку-композиции

92

 

Песни на слова русских поэтов 20 века

Стр. 220-227

Урок внеклассного чтения

Сообщения

Сообщения; рассказ о стихах

93

 

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Стр. 225-227

Практикум. Слово учителя.

 

Сообщения

Зарубежная литература (9 часов)

94

   

Р. Бернс «Честная бедность».

Стр. 228-232

Эвристическая беседа. Слово учителя.

Устное выступление

Миниатюра «Каким я себе представляю поэта»

95

 

Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Стр. 233-234

Анализ поэтических интонаций.

 

Сообщения; иллюстрации

96-97

 

Японские хокку. Особенности жанра.

Стр. 235-240

Анализ хокку.

Написание отзыва. Сочинение хокку.

О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)

98

 

О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

Стр. 241-248

Семинар

 

Брэдбери «Каникулы» (прочитать)

99

   

Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

Стр. 249-262

Урок внеклассного чтения

   

100

 

Д. Олдридж «Отец и сын»

 

Урок внеклассного чтения

 

Список для летнего чтения

101-102

 

Подведение итогов. Рекомендации на лето.

       
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы под редакцией В. Я Коровиной. Авторы программы - В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, В.П. Полухина и др.

Учебник Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 – ух частях. (Автор и составитель В. Я. Коровина и другие) – М. ; Просвещение, 2010

На изучение курса литературы в 7 классе отводится 103 часов (3 часа в неделю).

Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

Воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы и ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений теоретико – литературных понятий;

Овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в 7 классе способствует решению следующих задач:

Обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

Формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений;

Совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами

Виды контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, комментирование, характеристика литературного героя,;

итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, к кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода

  1. Требования к знаниям и умениям, формированию компетенций по литературе за курс 7 класса

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения ( начальные представления); герой- повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлении); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления ); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь :

видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонации в речи героев пьесы;

передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

аргументировать оценку героев событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;

сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

написать басню, былину, письмо или дневник литературно героя.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.