Отдел образования администрации Невельского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Шебунино»
Невельского района Сахалинской области
Рекомендована Утверждаю
Методическим советом школы директор МБОУ СОШ с. Шебунино
От29 .08 2017 г. А. В. Погорелов
протокол № 1 приказ № 226-ОД от .29.0808.2017 г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по литературе
7 класс
Учитель Шамраева И..В.
с. Шебунино
2017 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение» 2011 и учебников для учащихся общеобразовательных учреждений. / В 2-х частях. Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение, 2013.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентированной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература»
7 КЛАСС
Количество часов в год-68(2часа в неделю)
Количество учебных недель-34
7 класс
ВВЕДЕНИЕ(1ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(4ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств.
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность, Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость выразительность. Прямой переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(3ч.)
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения книге. Русские летописи.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА(2ч.)
М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды.
Г.Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленье…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА(30ч.)
А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр 1 и Карл Х11.
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка.
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
«Станционный смотритель» - произведение из цикла Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.
М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.
«Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.
Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя
родной земли. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести. Развитие понятия о литературном герое.
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Художественные достоинства рассказа. Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях и прозе. Особенности жанра.
А.Н.Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.
А.К.Толстой. Краткий рассказ о поэте.
Исторические поэмы «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков - Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.
«Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир
И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.
«Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.
А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе. Развитие понятий о юморе и сатире.
«Злоумышленник». Два лица России в рассказе.
«Тоска». «Размазня». Смех сквозь слёзы.
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
В.А.Жуковский. «Приход весны»
А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…».
И.А.Бунин. «Родина».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА(21ч.)
М.Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и
характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.
«Легенда о Данко». Романтический характер легенды.
В.В.Маяковский. Краткий рассказ о поэте.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.
Л.Н.Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.
Б.Л.Пастернак. Краткий рассказ о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.
Стихотворения А.Ахматовой, К.Симонова, А.Сурикова. А.Твардовского, Н.Тихонова о трудности и радости грозных лет войны.
Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе «О чём плачут лошади».
Е.И.Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.
«Живое пламя».
Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.
В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий. Стихи о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.
А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.
Д.С.Лихачёв. Краткий рассказ о писателе, учёном, гражданине.
«Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.
М.М.Зощенко. Краткий рассказ о писателе.
«Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
А.Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. «Русское поле»; Б.Окуджава. «По смоленской дороге…». Песни на слова русских поэтов 20 века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ(1ч.)
Р.Гамзатов. Рассказ о поэте.
«Опять за спиною родная земля…». «Я вновь пришёл сюда и сам не верил…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6ч.)
Р.Бернс. Рассказ о поэте.
«Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.
Дж.Г.Байрон. Рассказ о поэте.
«Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские хокку. Особенности жанра.
О.Генри. Рассказ о писателе.
«Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.
Р.Д.Брэдбери. Рассказ о писателе.
«Каникулы» Фантастический рассказ – предупреждение. Мечта о победе добра.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
7 класс
№ п/п |
ТЕМА |
Количество часов |
1. |
Введение |
1 |
2. |
Устное народное творчество |
4 |
3. |
Древнерусская литература |
3 |
4. |
Русская литература 18 века |
2 |
5. |
Русская литература 19 века |
30 |
6. |
Русская литература 20 века |
21 |
7. |
Литература народов России |
1 |
8. |
Зарубежная литература |
6 |
Всего |
68 |
Календарно-тематическое планирование
УМК В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение, 2013.
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Дата |
|||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
план |
факт |
|||||
Введение (1ч) |
|||||||||
1. |
Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование «стартовой» мотивации к обучению |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе |
Составление плана (тезисов) статьи учебника. Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщенного и оценочного значения. Выявление разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета) |
1.09 |
|||
Устное народное творчество (4ч) |
|||||||||
2. |
Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». |
Урок общеме-тодиче-ской направленности |
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий |
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи |
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Выразительное чтение преданий. Различные виды пересказов. |
7.09 |
|||
3. |
Былина.«Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа . |
Урок изучения нового |
формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации |
Чтение и обсуждение статей учебника «Былины» и «О собирании, исполнении, значении былин». Выразительное чтение фрагментов эпоса. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников |
8.09 |
|||
4. |
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. «Калевала» - карело-финский мифологический |
Урок изучения нового |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью |
Выразительное чтение фрагментов былин. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Выявление элементов сюжета. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Сопоставительный анализ былин. |
14.09 |
|||
5. |
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. |
Урок изучения нового |
Использование адекватныех языковых средств для отображения своих мыслей |
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь письменно формулировать и высказывать свою точку зрения |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана. Различение пословицы и поговорки и осмысление их афористического характера. Устный рассказ о собирателях пословиц и поговорок. |
15.09 |
|||
Древнерусская литература (3часа) |
|||||||||
6. |
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывки «О пользе книг»). Формирование традиции бережного отношения к книге. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное |
Чтение и анализ, самостоятельная работа, работа в парах сильный-слабый (устные и письменные ответы на вопросы), практическая работа (анализ текста «Поучения…» с использованием цитирования) |
21.09 |
|||
7. |
Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства |
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту произведений. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «летопись». Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге |
22.09 |
|||
8 |
Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения. |
Работа в парах по теме «Отражение исторических событий и вымысел в «Повести…», самостоятельная работа, выразительное чтение, рецензирование ответов. |
28.09 |
|||
Русская литература 18 века(2часа) |
|||||||||
9. |
М.В.Ломоносов – учёный и поэт. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. |
Урок изучения нового |
формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. |
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение незнакомых слов и определение их значений. |
29.09 |
|||
10. |
Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленье…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. |
Урок изучения нового |
формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания |
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту |
5.10 |
|||
Русская литература 19 века(30 часов) |
|||||||||
11. |
Интерес А.С.Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы. Пётр 1 и Карл Х11. |
Урок изучения нового |
формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания |
Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа |
6.10 |
|||
12. |
А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. |
Урок изучения нового |
формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания |
Выразительно чтение фрагмента. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление роли старославянизмов и слов высокого стиля. Объяснение смысловой роли контраста. |
12.10 |
|||
13. |
А.С.Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге» и её летописный источник.. Развитие понятия о балладе. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование мотивации к самосовершенствованию |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Выразительное чтение баллады. Выявление особенностей композиции баллады. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада» |
13.10 |
|||
14. |
А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца. |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания |
Выразительное чтение фрагмента трагедии (по ролям). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Участие в коллективном диалоге. Составление плана устного и письменного рассказа о летописце Пимене. |
19.10 |
|||
15. |
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека». |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач |
Составление плана статьи. Выразительное чтение фрагментов повести. Устная характеристика Самсона Вырина. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Обсуждение иллюстраций и статьи «Дом станционного смотрителя». |
20.10 |
|||
16. |
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач |
Различные виды пересказов. Рассказ о героине повести по плану. Сопоставление сюжета повести с библейским первоисточником. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «повесть». |
26.10 |
|||
17. |
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века . |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи |
27.10 |
|||
18. |
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения |
Выявление элементов сюжета поэмы. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. |
2.11 |
|||
19. |
Сочинение «Сила и цельность характера купца Калашникова». |
Урок комплексного применения знани |
Составление плана самостоятельного письменного высказывания на один из проблемных вопросов. |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте Регулятивные: уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения |
Научиться аргументировать свою точку зрения |
16.11 |
|||
20. |
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство в создании художественных образов. |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков исследовательской и творческой деятельности |
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи |
Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, практическая работа «Анализ стихотворений», работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации в рассуждении), самостоятельное составление тезисного плана рассуждения. |
17.11 |
|||
21. |
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. |
Урок изучения нового материала |
формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи |
Выразительное чтение фрагментов повести. Пересказ эпизода. Устная характеристика Тараса Бульбы. Выявление элементов сюжета и композиции повести |
23.11 |
|||
22. |
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию, полученные знания |
Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа эпизода Проект: Составление электронной презентации «Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников и учащихся» |
24.11 |
|||
23. |
Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». |
Урок рефлексии |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. |
Познавательные: Строить письменное высказывание в связи с изученным произведением, выражать свое отношение к прочитанному Коммуникативные: Сотрудничество в поиске информации Регулятивные: Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности |
Подбор цитат из текста романа по избранной теме |
30.11 |
|||
24. |
И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. |
Урок «открытия» нового знания |
Формирование умений навыков владения навыками устной монологической речи |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение |
Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устная сравнительная характеристика Бирюка и мужика. Нравственная оценка героев. |
1.12 |
|||
25. |
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторское понимание нравственности. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи |
Познавательные: уметь осмысленно читатьи объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять УД в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. |
Выразительное чтение стихотворений в прозе. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «стихотворение в прозе» |
7.12 |
|||
26. |
Н.А.Некрасов. «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы.. |
Урок «открытия» нового знания |
Формирование умений идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебнику |
Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа; составлен Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа; составление письменного ответа на проблемный вопрос, работав парах (составление тезисного плана для рассуждения ие письменного ответа на проблемный вопрос, работав парах (составление тезисного плана для рассуждения |
8.12 |
|||
27. |
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование мотивации к самосовершенствованию |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебнику |
Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, устное рецензирование, лабораторная работа в группах (подбор цитатных примеров) |
14.12 |
|||
28. |
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел |
Урок «открытия» нового знания |
Формирование умений навыков владения навыками устной монологической речи |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебнику |
Составление сопоставительной таблицы «Шибанов и Калашников» |
15.12 |
|||
29. |
М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства |
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи |
Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей; работа со словарем литературоведческих терминов, работа в парах (составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста») |
21.12 |
|||
30. |
М.Е.Салтыков - Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. |
Урок общеметодической направленности |
Формирование умений навыков владения навыками устной монологической речи |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач |
Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев |
22.12 |
|||
31. |
Подготовка к сочинению по сказкам М.Е.Салтыкова – Щедрина. |
Урок комплексного применения знаний |
Формирование умений письменно строить монологическую речь на одну из предложенных тем |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию полученные знания |
Составление плана самостоятельного письменного высказывания на один из проблемных вопросов. |
28.12 |
|||
32. |
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев |
Нравственная оценка героев. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «автобиографическое произведение» |
29.12 |
|||
33. |
Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Словарная работа, комментированное чтение, беседа, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, выразительное чтение |
11.01 |
|||
34. |
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. |
Урок общеметодической направленности |
Формирование умений навыков владения навыками устной монологической речи |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое» |
12.01 |
|||
35. |
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Составление цитатной таблицы «Средства создания комического в рассказе «Хамелеон» |
18.01 |
|||
36. |
Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». |
Урок общеметоди-ческой направленности |
формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства |
Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения |
Сравнительная и речевая характеристика героев. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «сатира». Участие в коллективном диалоге |
19.01 |
|||
37. |
Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Размазня», «Тоска». |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное |
Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств |
25.01 |
|||
38. |
Стихи русских поэтов о природе. В.А.Жуковский. «Приход весны». А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин. «Родина». |
Урок «открытия» нового знания |
формирование умений устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. |
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия |
Выразительное чтение стихотворений. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. |
26.01 |
|||
39. |
И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач |
Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. |
1.02 |
|||
40. |
И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование умений навыков владения навыками устной монологической речи |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя полученные знания |
Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая лабораторная работа (анализ, выразительное чтение, рецензирование |
2.02 |
|||
Русская литература 20 века(21час) |
|||||||||
41. |
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы |
Комментированное чтение, беседа, групповая лабораторная работа по тексту повести, составление письменного ответа на проблемный вопрос |
8.02 |
|||
42. |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Цыганок, Хорошее Дело. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы |
Чтение по ролям и инсценирование фрагментов повести. Выявление элементов сюжета и композиции. |
9.02 |
|||
43. |
Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. |
Урок рефлексии |
формирование умений навыков владения навыками устной монологической речи |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач |
Составление плана характеристики героя. |
15.02 |
|||
44. |
«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
формирование мотивации к самосовершенствованию |
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи |
Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, групповая работа (составление тезисного плана рассказов), |
16.02 |
|||
45. |
Л.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование мотивации к самосовершенствованию |
Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию |
Устная и письменная характеристика героев рассказа |
22.02 |
|||
46. |
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию |
Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). |
1.03 |
|||
47. |
В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое, его гуманизм и сочувствие ко всему живому. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев |
Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления |
2.03 |
|||
48. |
А.П.Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать |
Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа, работа в парах (составление цитатного плана для пересказа) |
15.03 |
|||
49. |
А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. |
Урок «открытия» нового знания |
Формирование умений адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления |
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев |
Групповое выполнение заданий, письменная творческая работа |
16.03 |
|||
50. |
Р/рКлассное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). |
Урок развития речи |
Формирование умений письменно строить монологическую речь на одну из предложенных тем |
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев |
Подбор цитат из текста по избранной теме |
22.03 |
|||
51. |
Своеобразие картин природы в лирике Б.Л.Пастернака. «Июль», «Никого не будет в доме…» |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Групповая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах (составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос), выразительное чтение, рецензирование |
5.04 |
|||
52. |
Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения |
Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, рецензирование |
6.04 |
|||
53. |
Час мужества.Трудности и радости грозных лет в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского и др. |
Урок общеметодической направленности |
формирование умений навыков владения навыками устной монологической речи |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения |
Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, рецензирование |
12.04 |
|||
54. |
Этические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади». |
Урок общеметодической направленности |
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам) Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия |
Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица, групповая работа (составление плана рассказа Ф.Абрамова), самостоятельная работа (составление письменного сообщения о писателе) |
13.04 |
|||
55. |
Нравственные проблемы рассказов Е.И.Носова «Кукла» («Акимыч») и «Живое пламя». |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи |
Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия портрет героя, речь героя) |
19.04 |
|||
56. |
Герои рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро» и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. |
Урок общеметодической направленности |
формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: определять меры усвоения изученного материала |
Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, рецензирование, работа в парах (письменный ответ на проблемный вопрос) |
20.04 |
|||
57. |
Герои рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро» и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. |
Урок общеметодической направленности |
формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: определять меры усвоения изученного материала |
Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, рецензирование, работа в парах (письменный ответ на проблемный вопрос) |
26.04 |
|||
58. |
Д.С.Лихачёв – писатель, учёный, гражданин. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Мемуары как жанр литературы. |
Урок «открытия» нового знания |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста |
Самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах, составление тезисного плана для пересказа, выразительное чтение отрывков, устное рецензирование |
27.04 |
|||
59. |
Смешное и грустное в рассказе М.М.Зощенко «Беда». |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задач |
Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом, работа в парах с теоретическим литературоведческим материалом, составление тезисного плана |
3.05 |
|||
60. |
Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин и др.). |
Урок общеметодической направленности |
формирование мотивации к самосовершенствованию |
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, рецензирование, групповая практическая работа (составление устного и письменного сопоставительного анализа |
4.05 |
|||
61. |
Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский. «Доченьки». И.Гофф. «Русское поле». Б.Окуджава. «По смоленской дороге…». |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности |
Работа с материалом учебника, работа в парах по теме «Песня как синтетический жанр искусства», устное рецензирование, выразительное чтение, групповая работа с литературоведческим материалом |
10.05 |
|||
Литература народов России (1час) |
|||||||||
62. |
Особенности художественной образности дагестанского поэта Расула Гамзатова. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия |
Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование |
11.05 |
|||
Зарубежная литература (6часов) |
|||||||||
63. |
Р.Бёрнс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. |
Урок общеметодической направленности |
формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия |
Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование |
17.05 |
|||
64. |
Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. |
Урок «открытия»нового знания |
формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия |
Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование |
18.05 |
|||
65. |
Японские хокку (хайку). Особенности жанра. |
Урок «открытия»нового знания |
формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач |
Выразительное чтение хокку, анализ их философского содержания, рецензирование, творческая работа |
24.05 |
|||
66. |
Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе О.Генри «Дары волхвов». |
формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания |
Групповая практическая работа (подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой повествования, тема, идея). |
25.05 |
||||
67. |
Р/р Сочинение «Жертвенная сущность любви». |
Урок комплексного применения знаний |
Формирование умений письменно строить монологическую речь на одну из предложенных тем |
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев |
Подбор цитат из текста по избранной теме |
29.05 |
|||
68. |
«Каникулы» Р.Д.Брэдбери – фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. |
Урок общеметодической направленности |
осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы. |
Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения |
Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ |
30.05 |