Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения по русскому языку (4 класс)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ивана Федоровича Самаркина муниципального района Кошкинский Самарской области
Рассмотрено Согласовано. Утверждаю.
методическим советом зам. директора по УВР Директор школы_________
школы Протокол №__ _______Л.И. Макарова Платонов Ю.Н.
От_____ 201_ года «___»_____201_года «____»__________201_года
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения
по русскому языку для 4 класса
Разработала:
учитель начальных классов
Львова С.А
с. Новая Кармала
2018 г.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала. Для реализации данной программы используется авторская программа «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, учебно – методический комплекс:
Канакина В.П., Горецкий И.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М.
« Просвещение», 2015г.
Цель курса — открыть младшим школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
Формирование системы знаний в области лексико-грамматических разрядов слов, словообразования, норм литературного произношения, орфографии и синтаксического строя русского языка реализуется в единстве с формированием развернутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистическим развитием ребенка.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении происходит с учетом уровня развития каждого ребенка. Построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходит из особенностей его развития и образовательных потребностей.
В 4 классе обучается ученик по общеобразовательной программе вида 7. Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение с учётом психологических и психофизических особенностей ученика:
• Концентрация внимания, объем внимания развиты не достаточно.
• Ниже возрастной нормы все виды памяти: кратковременная, долговременная и оперативная.
• Наглядно-образное мышление не соответствует возрастной норме.
• Нарушено звукопроизношение.
• Активный словарь недостаточный. Словарный запас беден.
• Мелкая моторика кисти, пальцев рук не достаточно развита.
•У ребенка нарушение устной и письменной речи.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На изучение курса «Русский язык » в 4 классе в адаптированной программе отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68ч.
Виды учебной деятельности и формы организации занятий на уроках русского языка
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков – исследований, уроков с дидактической и ролевой игрой.
Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Тексты диктантов подбираются средней трудности. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Содержание программы
4 КЛАСС
Повторение (6ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Предложение (6ч)
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (12 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (18 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное (13 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Местоимение (2 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (8 ч)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение (3 ч)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Большое внимание на уроках русского языка уделяется не столько запоминанию грамматической теории и орфографических правил, сколько умению применять изученные грамматико – орфографические материалы в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Требования к результатам реализации программы:
Обучающийся научится:
·различать звуки и буквы;
·характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твѐрдые/мягкие, парные/непарные твѐрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
·знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. ·различать изменяемые и неизменяемые слова;
·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
·находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
·выявлять слова, значение которых требует уточнения;
·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
·определять грамматические признаки имѐн существительных — род, число, падеж, склонение;
·определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род, число, падеж; ·определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. ·различать предложение, словосочетание, слово;
·устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
·классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; ·определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; ·находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
·выделять предложения с однородными членами.
·применять правила правописания (в объѐме содержания курса);
·определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; ·безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
·писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
·проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
·выражать собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения;
·самостоятельно озаглавливать текст;
·составлять план текста;
·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме представленного в учебнике материала);
·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
·проводить морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
·находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
·различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
·выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
·различать простые и сложные предложения.
·осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; ·подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
·создавать тексты по предложенному заголовку;
·составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
·анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
·анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Система контрольно- измерительных материалов.
Программой предусмотрено проведение следующих форм контроля:
Диктанты |
изложения |
Сочинения |
Словарные диктанты |
Контрольное списывание |
7 |
6 |
7 |
5 |
4 |
Тексты для контрольного списывания.
Поздняя осень. ( 1 четверть)
Конец октября. Кончилась золотая осень. Деревья сбросили свой яркий наряд. В лесу стало пусто и светло. Потемнела опавшая листва. Засохли, побурели листья цветов и трав. Черника сбросила листву, торчат только зелёные прутики. Не узнать ландыш. Его листья стали прозрачными. А на тонких стебельках, где весною белели душистые цветы, теперь краснеют горошинки плодов.
Ель. ( 2 четверть)
Еловый лес сумрачный. В таком лесу стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные ёлочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идёт от ёлки. Как украшают такие ёлочки любимый детский праздник.
Ель - очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.
Утро. ( 3 четверть)
Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело. Щёчки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает. Няня ждёт его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки, он не даётся, шалит, болтает ногами.
Наконец удалось ей поднять его на ноги. Она умывает его, причёсывает головку и ведёт к матери.
Цветы леса. (4 четверть)
Я очень люблю простые лесные цветы. Ранней весной мы ходим в лес, любуемся первыми цветами. На радостную улыбку весны похожи простые и милые подснежники. Болотным мхом и глухим лесом пахнет скромная кислица. Как хороши её цветы! У самой тропинки золотыми пуховками цветёт ивовый куст. Подойдёшь ближе и заметишь свежую золотую пыльцу. Жужжат над цветущими кустами пчёлы и шмели. У лесного оврага цветут ландыши. Лесные цветы напоминают мне далёкое детство.
Тексты для диктантов.
Входной диктант.
Поздняя осень.
На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.
Слова для справок: кочаны, усыпано.
Грамматическое задание:
1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
2. Выписать из текста слово с безударной гласной в корне, подобрать проверочное слово.
Диктант по теме «Предложение».
Ночь.
Мы подъехали к озеру порыбачить. Местность нам хорошо знакома. Мы
готовились коротать ночь у костра. Набрали сухих сучьев, кореньев. Костер жарко пылал. Много звуков в ночном лесу. Вот легкими прыжками пробежала в темноту зверушка. Это ласка. Подала голос утка. Шмыгнула под валежник мышь. Я долго не мог уснуть. Наступило туманное утро. Пора за дело, удочки уже готовы.
(58 слов)
Слова для справок:
коротать.
Предупредить учащихся о постановке запятой в последнем предложении.
Задания:
1.Разбери по составу слова (используя памятки):
ЗВУКОВ, УДОЧКИ, ТУМАННОЕ
2.Подбери однокоренные слова:
УТРО, НОЧЬ
3. В 5 предложении выдели главные члены предложения.
Диктант по теме «Части речи».
Урожай.
Наступила осень. Стоит ненастье. По утрам бывают легкие морозы. Овощи
могут замерзнуть. Спелые овощи люди снимают с полей и огородов.
Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку,
петрушку. Остается на полях капуста.
В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена.
(60 слов)
Слова для справок:
снимают, очередь, петрушка, отобранные.
Задания:
1.Заполни пропуски:
ТРАВИНКА –...слогов, ...гласн., ...согл.
2.Разбери по составу, используя памятки:
ХОЛОДНЫЕ, КОПАЮТ, ОГУРЦЫ
3.Определи падеж существительного:
ВЫДЕРНУЛИ МОРКОВКУ
УВЕЗЛИ С ПОЛЕЙ
4. В 4 предложении выдели основу и подпиши части речи.
Диктант по теме «Имя существительное».
Лесная красавица.
Еловый лес сумрачный. Под тенью высоких елей всегда темно. Колючие
лапы елей сильно царапают лицо и руки. Вдоль лесной опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как украшают такие елочки любимый детский праздник.
Ель –очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в
скрипке, рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей.
(63 слова)
Слова для справок:
древесина, вдоль, рояле, укрываются.
Задания.
1.Укажи склонение , падеж и существительных:
ОТ ЕЛКИ, В ЕЛЬНИКЕ
2.В последнем предложении укажи части речи; подчеркни главные члены предложения.
3.Назови и запиши одним словом:
ЕЛЬ, СОСНА –............. .
СКРИПКА, РОЯЛЬ – ……… .
Диктант по теме «Имя прилагательное».
Колючая красавица.
Пожелтела листва на березе. Опадают пожелтевшие листочки осин. Только
елочка не роняет иголок. Елка меняет наряд постепенно. Для этого елке нужно около девяти лет. До поздней осени не спит колючая пушистая красавица. В зимнюю пору елочка засыпает. Тяжелые снежные комья не ломают у елки гибких ветвей. В белой шапочке и белом шарфике выглядит она нарядной. Зимой в ельнике тепло. В нем ночуют птицы. Почувствует елочка приход длинного, весеннего дня и оживет.
(72 слова)
Задания.
1.Подбери к данным словам противоположные по значению:
ПОЗДНЯЯ –................., БЕЛЫЙ –...................ВЕСЕННИЙ –....................., ТЯЖЕЛЫЙ –.....................
2. В последнем предложении найди главные члены предложения и подчеркни
их. Выпиши из предложения прилагательные с существительными, с которыми они связаны.
Диктант по теме «Глагол».
Цветёт черёмуха
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.
(66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.
Грамматическое задание:
1. Указать время глаголов.
2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.
Итоговый диктант.
Весной.
Хорошо весной в лесу. На солнце березы распускают клейкие листья.
Среди берез темнеют ели. Воздух чистый и легкий. Пахнет листом и прелой землей. Белые пушистые цветы издают аромат. Расцвела черемуха. В прудах и озерах раскрываются крупные желтые цветы. На полях зеленеют всходы. По берегам рек и болот поднялась осока. На воде появились жуки. Полетели голубые стрекозы. Приятно отправиться на рыбную ловлю. Подойдешь к реке с удочками, сядешь на берегу, закинешь удочку и ждешь. Но рыба съела приманку и уплыла.
(80 слов)
Задания.
1.Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
2.Второе предложение разбери по членам предложения и укажи части речи.
3.Укажи род, число, падеж у существительного, разбери по составу глагол.
ПАХНЕТ ЗЕМЛЕЙ
4.Найди в тексте предложение с однородными членами и подчеркни их.
Тексты изложений, тематика сочинений используются из учебника.
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребѐнка. Оценка «1», «2» не ставится в журнал.
Наиболее распространенным методом оценки знаний по всем учебным дисциплинам является тестирование. При подборе тестовых заданий педагогу следует включать в работу задания базового уровня, исключая задания повышенного уровня. Оценивать выполнение тестовых работ следует по таким критериям :
«5» - не менее 90% (от всей работы)
«4» - 75 – 89%
«3» - 45 – 74%
Оценка «2» не ставится
При оценке письменных работ по предмету русский язык и развитие речи следует руководствоваться следующими нормами:
3-4 классы - оценка «5» ставится за работу без ошибок;
- оценка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками;
- оценка «3» ставится за работу с четырьмя - семью ошибками;
- оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребѐнка.
В письменных работах не учитываются 1-4 исправления. Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. а) За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся с ОВЗ. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Изложение
Оценки
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-3 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-3) фактические и речевые неточности, 1-3 орфографические ошибки, 1-3 исправления.
«З» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-4 предложений, беден словарь, 3-7 орфографических ошибки и 1-3 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, более 8 орфографических ошибок, 3-6 исправлений.
Сочинение
Оценки
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-3 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-3) фактические и речевые неточности, 1-3 орфографические ошибки, 1-3 исправления.
«З» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-4 предложений, беден словарь, 3-7 орфографических ошибки и 1-3 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, более 8 орфографических ошибок, 3-6 исправлений.
Предмет |
Индивидуальное обучение |
|||||
Русский язык ( 68 ч) |
4 класс 2018 |
|||||
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание урока |
Дата проведения урока |
||
По плану |
По факту |
|||||
Повторение. |
Знакомство с учебником Русский язык». Наша речь и наш язык. |
1 |
стр.6 упр.1-2 |
|
|
|
(6 ч) |
Текст и его план. Типы текстов. Обучающее изложение по упр.8 |
1 |
стр.8-9 упр. 5-7 Изложение повествовательного текста. |
|
|
|
|
||||||
|
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
1 |
стр. 13-16 |
|
|
|
|
||||||
|
Диалог. Обращение. |
1 |
стр. 17- 18 упр.20- 22 |
|
|
|
|
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
стр.18- 20 упр.23-26 |
|
|
|
|
Контрольный диктант по теме «Повторение». |
1 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
|
|
|
Предложение. |
Однородные члены предложения. |
1 |
стр. 25--28 упр.32- 35 |
|
|
|
(6ч) |
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1 |
стр. 30- 32 упр.39-43 |
|
|
|
|
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». |
1 |
стр.34 упр.48 |
|
|
|
|
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.Сложное предложение и предложение с однородными членами. |
1 |
стр. 36-39 |
|
|
|
|
||||||
|
Изложение повествовательного текста по упр. 56. |
1 |
упр.56 стр. 39 |
|
|
|
|
Контрольный диктант по теме «Предложение». |
1 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
|
|
|
Слово в языке и речи. |
Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. |
1 |
стр.42-46 |
|
|
|
(12ч) |
||||||
|
Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. |
1 |
стр.47-50 |
|
|
|
|
||||||
|
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. |
1 |
стр. 51-.55, |
|
|
|
|
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. |
1 |
стр. 59-60 упр.94-99 |
|
|
|
|
Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твердый и мягкий знаки. |
1 |
стр. 61-65 |
|
|
|
|
||||||
|
Обучающее изложение повествовательного текста по упр.110 |
1 |
упр. 110 стр.66 |
|
|
|
|
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. |
1 |
Анализ ошибок изложения стр.67-68 упр.111-113 |
|
|
|
|
Склонение имен существительных и имен прилагательных. |
1 |
стр. 69-70 упр.115-119 |
|
|
|
|
Имя числительное. Глагол. |
1 |
стр. 71-72 упр.121-123 |
|
|
|
|
Наречие как часть речи. Правописание наречий. |
1 |
стр.73-77 |
|
|
|
|
Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». |
1 |
Сочинение- |
|
|
|
|
Контрольный диктант по теме «Части речи». |
1 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
|
|
|
Имя существительное. |
Распознавание падежей имен существительных. |
1 |
стр.80-83 упр.135-139 |
|
|
|
( 18 ч) |
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. |
1 |
стр.84-85 упр.141-142 |
|
|
|
|
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. |
1 |
стр. 85-86 упр.144-146 |
|
|
|
|
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. |
1 |
стр. 88 упр.151-152 |
|
|
|
|
Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. |
1 |
стр.89-90 упр.153-155 |
|
|
|
|
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег». |
1 |
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» |
|
|
|
|
2-е склонение имён существительных. |
1 |
стр.93-94 упр.162-164 |
|
|
|
|
3-е склонение имён существительных. |
1 |
стр. 96-97 упр.169-171 |
|
|
|
|
Обучающее изложение по упр.180 Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. |
1 |
упр.180 стр.101 стр.111-112 упр.201-205 |
|
|
|
|
||||||
|
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. |
1 |
стр. 115 - 116 |
|
|
|
|
Правописание окончаний имен существительных в творительном и предложном падежах. |
1 |
стр.117-120 |
|
|
|
|
Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница». |
1 |
Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» упр.247 стр.130 |
|
|
|
|
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» |
1 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
|
|
|
|
Склонение имен существительных во множественном числе. Именительный и родительный падежи имен существительных множественного числа. |
1 |
стр. 131-134 |
|
|
|
|
||||||
|
Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. |
1 |
стр.137-138 упр.263-267 |
|
|
|
|
Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. |
1 |
стр.139-140 упр.269-272 |
|
|
|
|
Обучающее изложение повествовательного текста по упр.273. |
1 |
Обучающее изложение повествовательного текста по упр.273 стр.141 |
|
|
|
|
Контрольный диктант |
1 |
диктант с грамматическим заданием. |
|
|
|
Имя прилагательное. |
Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. |
1 |
стр. 4-8 |
|
|
|
|
||||||
(13 ч) |
Описание игрушки. Склонение имен прилагательных. |
1 |
стр.9 -11 |
|
|
|
|
||||||
|
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. |
1 |
стр. 15--20 |
|
|
|
|
||||||
|
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. |
1 |
стр. 20-21 упр.38-40 |
|
|
|
|
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах |
1 |
стр. 25-26 упр.50-53 |
|
|
|
|
Склонение имен прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. |
1 |
стр.29 31 |
|
|
|
|
||||||
|
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. |
1 |
стр. 32-33 упр.65-69 |
|
|
|
|
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. |
1 |
стр. 34-35 упр.71-74 |
|
|
|
|
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа . |
1 |
стр. 38-39 упр.80-82 |
|
|
|
|
Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». |
1 |
Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости» по упр.84 стр.40 |
|
|
|
|
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. |
1 |
стр.43- 46 |
|
|
|
|
||||||
|
Обобщение по теме «Имя прилагательное». Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». |
1 |
стр. 47 упр.100-102 Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» упр.106 стр.49 |
|
|
|
|
||||||
|
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
|
|
|
Местоимение.
|
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. |
1 |
стр. 52-55 |
|
|
|
(2 ч) |
Изменение личных местоимений а по падежам. |
1 |
стр.56-62 |
|
|
|
|
||||||
Глагол. |
Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. |
1 |
стр. 68--74 |
|
|
|
|
||||||
(8ч) |
||||||
|
Изложение повествовательного текста по цитатному плану. |
1 |
Изложение повествовательного текста по цитатному плану упр.162 стр.79 |
|
|
|
|
Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. |
1 |
стр.82-86 |
|
|
|
|
||||||
|
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». |
1 |
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» упр.178 стр.87 |
|
|
|
|
Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. |
1 |
стр.88-99- |
|
|
|
|
||||||
|
Возвратные глаголы. Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах. |
1 |
стр. 202- 203 |
|
|
|
|
||||||
|
Правописание глаголов в прошедшем времени. Изложение повествовательного текста по вопросам. |
1 |
Изложение повествовательного текста по вопросам по упр. 241 стр.114 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Контрольный диктант по теме «Глагол». |
1 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
|
|
|
Итоговое повторение.
|
Итоговое повторение. Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. |
1 |
стр.121-127 |
|
|
|
|
||||||
(3 ч) |
Итоговое повторение. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. |
1 |
стр. 128 упр.274-276 |
|
|
|
|
диктант с грамматическим заданием. |
|
|
|||
|
Итоговый контрольный диктант |
|
|