Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, Вариант 2) учебного предмета «Математические представления» , 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Дивное
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Дата __________________ Председатель педсовета
________________________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР
___________________ «___»__________ 20 г | УТВЕРЖДАЮ ____________________ Приказ от _______№ _____ |
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, Вариант 2)
учебного предмета «Математические представления»
Класс: 4
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы -2024/2025 гг.
Количество часов по учебному плану:
102 часа в год, 3 часа в неделю
Рабочую программу составила
Шарко Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Математические представления» разработана для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует Закону Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
Цель реализации программы: формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количестве, пространстве и времени; на обучение приемам и средствам выполнения заданий на начальном уровнеи умений и применение их в повседневной жизни.
Образовательные задачи направлены на формированиеэлементарных математических представлений о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 15-ти;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц;
овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:
умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.;
умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.; умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Программный материал рассчитан на 102 учебных часа (3 часа в неделю).
Для реализации рабочей программы используется специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованный учебный кабинет, оборудованную игровую комнату, оборудованный кабинет психомоторики и сенсорного развития, игрушки и предметы со световыми и звуковыми эффектами, сенсорные панели, наборы дидактических игр, мультимедийное оборудование.
Техническое оснащение учебного предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АООП (вариант 2).
Основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Освоение АООП (вариант 2) учебного предмета «Математические представления», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Математические представления»» (4 класс):
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование уважительного отношения к окружающим;4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Возможные предметные результаты освоенияучебного предмета «Математические представления»:
−умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
−представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач и с опорой на наглядность:
−умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
−умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
- умение обозначать арифметические действия знаками;
- умение решать примеры на сложение в пределах 15;
−умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.; умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
−умение складывать разрезные картинки из 4, 6 и более частей;
- умение играть на компьютере: составлять пазлы из 4, 6 частей; −умение самостоятельно писать цифры и знаки «+», «-», «=» «<», «>».
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий,обучающихся с умственной отсталостью
Основой для разработки программы учебного предмета «Математические представления» (4 класс) является Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД), которая конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2).
В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционноразвивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Примечание | ||
1. | Количественные представления. | 31 | | ||
2. | Представления о величине | 10 | | ||
3. | Представления о форме. | 26 | | ||
4. | Пространственные представления | 11 | | ||
5. | Временные представления | 24 | | ||
Итого | 102 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Количественные представления. Соотнесение предметов по количеству в пределах 15 без называния чисел, путем наложения и приложения. Понятия «столько же», «поровну-равное количество», «больше – меньше», «длинный-короткий». Понятия «одинаковое количество», столько же», «поровну», «равное количество». Действия с множествами, а также действия присчитывания с использованием объемного и плоскостного счетного материала. Выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом, с проверкой своих действий с использованием приемов прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое. Выделение цифр от 1 до 15. Соотнесение цифр от 1 до 15 с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей. Рисование цифр от 1 до 15 самостоятельно. Написание изученных цифр. Примеры на сложение и вычитание в пределах. Понятия «большой» - «маленький». Понятия «широкий – узкий», «шире – уже». Понятия «толстый – тонкий», толще – тоньше», «глубокий-мелкий», «тяжелыйлегкий», «много-мало»,
Представления о форме. Проведение игр и игровых упражнений с различными строительными наборами (например, «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и т. п.). Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, ромб, трапеция. Выбор шара, куба, треугольной призмы (крыши), круга, квадрата, треугольника по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции. Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты, треугольники). Упражнения на группировку элементов строительных наборов по образцу. Соотнесение элементов строительных наборов с плоскостными фигурами. Конструирование постройки из элементов строительного набора по образцу. Складывание разрезных картинок из 3 частей, 4 частей. Конструктивные игры и упражнения: на установление зависимости функциональных свойств предмета от его формы. Конструктивные игры и упражнения на сравнение фигур из одного строительного набора и установление их сходства и различия по форме. Конструктивные игры на выбор предметов по двум и трем образцам с ориентировкой на форму. Упражнения в конструировании из палочек (например, счетных) по образцу. Упражнения на сравнение фигур из двух разных строительных наборов и установление их сходства и различия по форме. Упражнения на группировку отдельных элементов строительных наборов и соотнесение их с плоскостными фигурами (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Представления о величине. Определение предметов по величине: большой-маленький, понятия «широкий – узкий», «шире – уже».
длинный-короткий, осуществление проверки с использованием приемов наложения и приложения. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображений различной величины. Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.
Представления о пространстве. Перемещение в пространстве различных помещений (комнаты, класса, музыкального класса, физкультурного зала, столовой и т. п.) с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. Показ основных частей собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши и т. п.) Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле, на различных мягких игрушках, изображающих животных. Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением, соответствующим какому-то положению руки в играх типа «Сделай так же, как нарисовано» и т. п. Понятия «первый-последний», «впереди, следом, сзади»,
Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра, давно-недавно, на следующий день. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно. Составление ряда из предметов, геометрических фигур. Определение месторасположения предметов в ряду.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 4 КЛАСС
№ | Наименование раздела программы и тем урока | Кол- во час |
1 | Понятия «больше – меньше» | 1 |
2 | Понятия «длинный-короткий» | 1 |
3 | Понятия «широкий – узкий», «шире – уже». | 1 |
4 | Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые». | 1 |
5 | Круг | 1 |
6 | Понятия «толсты-тонкий», «толще-тоньше», одинаковой (равной) толщены. | 1 |
7. | Понятия «глубокий-мелкий», «глубже-мельче». | 1 |
8. | Понятия «тяжелый-легкий», «тяжелее-легче», одинаковые (равные). | 1 |
9. | Треугольник. | 1 |
10. | Много-мало, больше-меньше, несколько, столько же. | 1 |
11. | Первый-последний, впереди, следом, сзади. | 1 |
12. | Справа-слева, выше-ниже. | 1 |
13. | Справа-слева, выше-ниже. | 1 |
14 | Квадрат. | 1 |
15. | Утро, день, вечер, ночь-сутки. | 1 |
16. | Утро, день, вечер, ночь-сутки. | 1 |
17 | Сегодня, завтра, следующий день. | 1 |
18 | Сегодня, завтра, следующий день. | 1 |
19 | Давно, недавно. | 1 |
20 | Прямоугольник | 1 |
21 | Число и цифра 1. | 1 |
22. | Число и цифра 1. | 1 |
23. | Число и цифра 2. | 1 |
24. | Число и цифра 2. | 1 |
25. | Точка. Линия. | 1 |
26. | Точка. Линия. | 1 |
27. | Число и цифра 3. | 1 |
28. | Число и цифра 3. | 1 |
29. | Число и цифра 0. | 1 |
30. | Число и цифра 4. | 1 |
31. | Число и цифра 4. | 1 |
32. | Число и цифра 5. | 2 |
33. | Число и цифра 5. | 1 |
34. | Число и цифра 6. | 2 |
35. | Число и цифра 6. | 1 |
36. | Число и цифра 7. | 2 |
37. | Число и цифра 7. | 1 |
38. | Число и цифра 8. | 2 |
39. | Число и цифра 8. | 1 |
40. | Число и цифра 9. | 2 |
41. | Число и цифра 9. | 1 |
42. | Число и цифра 10. | 2 |
43. | Число и цифра 10. | 1 |
44. | Число и цифра 11. | 2 |
45. | Число и цифра 11. | 1 |
46. | Число и цифра 12. | 2 |
47. | Число и цифра 12. | 1 |
48. | Число и цифра 13. | 2 |
49. | Число и цифра 13. | 1 |
50. | Число и цифра 14. | 2 |
51. | Число и цифра 14. | 1 |
52. | Число и цифра 15. | 2 |
53. | Число и цифра 15. | 1 |
54. | Неделя. | 1 |
55. | Неделя. | 1 |
56. | Смена дней недели. | 1 |
57. | Смена дней недели. | 1 |
58. | Построение прямой линии, проходящей через одну точку и две точки. | 1 |
59. | Построение прямой линии, проходящей через одну точку и две точки. | 1 |
59. | Геометрические тела. | 2 |
60. | Геометрические тела. | 1 |
61. | Практические упражнения: на группировку по форме — шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты, треугольники (по образцу и по словесной инструкции). | 1 |
62. | Практические упражнения: на группировку по форме — шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты, треугольники (по образцу и по словесной инструкции). | 1 |
63. | Перемещение в пространстве различных помещений школы. | 1 |
64. | Ориентация на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона) | 1 |
65. | Ориентация на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона) | 1 |
66. | Составление ряда из предметов, геометрических фигур | 1 |
67. | Составление ряда из предметов, геометрических фигур | 2 |
68. | Составление ряда из предметов, геометрических фигур | 1 |
69. | Определение месторасположения предметов в ряду. | 1 |
70. | Определение месторасположения предметов в ряду. | 1 |
71. | Ориентация в пространственном расположении частей своего тела и частей тела у других | 1 |
72. | Ориентация в пространственном расположении частей своего тела и частей тела у других | 1 |
73. | Повторение. Написание изученных цифр. Решение примеров. | 5 |
74. | Повторение. Написание изученных цифр. Решение примеров. | 1 |
75. | Повторение. Решение простых задач. | 1 |
76. | Повторение. Решение простых задач. | 1 |
77. | Повторение. Решение простых задач. | 1 |
78. | Повторение. Решение простых задач. | 2 |
79. | Повторение. Решение простых задач и примеров. | 1 |
Итого в учебном году | 102 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
−Предметы различной формы, величины, цвета,
−Изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
−Оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
−Программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
−комплект «Петра» по сенсорному и психомоторному развитию;
−функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.
Учебник: Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Математика. Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 2-х частях-АО Издательство: «Просвещение», 2019 год.
14. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях.- 4-е издание.- АО Издательство.: «Просвещение», 2019 год.;
Алышева Т.В., Эк В.В. Сравниваем, считаем. Рабочая тетрадь по математике для учащихся подготовительного класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2-х частях. – 2-е издание.- Москва: Просвещение, 2019;
БгажноковаИ.М.,Бойков Д.И.,Баряева Л.Б. Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта 1-3 класс ВЛАДОС,2017
Стеблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Наглядный материал. 1-3 класс ВЛАДОС,2018
Образовательные электронные ресурсы http://window.edu.ru/window/catalog Каталог Российского общеобразовательного портала http://shkola.lv– Портал бесплатного образования
http://pedsovet.su- база разработок для учителей начальных классов http://musabiqe.edu.az- сайт для учителей начальных классов
http://trudovik.ucoz.ua- материалы для уроков учителю начальных классов