Рабочая учебная программа для обучающихся с умеренной умственной отсталостью «Математические представления» (4 класс)
Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска».
«Рассмотрено» Руководитель М.О. _________ В.В.Никконен Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска ________ Н.С. Полоскова «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска __________И.В. Анучин Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Рабочая учебная программа
«Математические представления»
(наименование учебного предмета / курса)
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 4 «А» класс
(ступень образования / класс)
на 2021-2022 уч. год.
(срок реализации программы)
Программу составила: Крикун С.Е.
(Ф.И.О. учителя)
Иркутск
2021 г.
Пояснительнаязаписка.
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для обучающихся умеренной умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе:
- Требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП 2 варианта.
- Программы формирования базовых учебных действий.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)».
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью(вариант 2).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Учебный план ГОКУ Специальная (коррекционная) школа №4 г.Иркутска.
Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребёнок с тяжёлыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующих от него математических знаний.
Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.
Дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими трудностями.
Процесс формирования элементарных математических представлений у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить, прежде всего, выраженную практическую направленность.
При этом ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.
Динамика овладения, обучающимися с выраженной умственной отсталостью, математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
Формирование элементарных математических знаний и представлений посредством специально организованного обучения в различных предметно- практических и игровых ситуациях.
развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
Коррекция основных психических процессов и общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
Воспитание устойчивого, сознательного интереса к учебе.
Срокреализациипрограммы – 1год.
Общая характеристика учебного предмета.
Процесс и содержание формирования элементарных математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связан с решением наиболее важной задачи – социально бытовой адаптации этой категории детей. Обучение элементарным математическим представлениям и действиям должно носить ярко выраженную практическую направленность.
Для обучения создаются такие педагогические условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном для него темпе под постоянным руководством учителя, стимулируя проявление возможной самостоятельности. Учитель подбирает материал для обучения и формирования действий, которые по объему и степени сложности соответствуют возможностям и психофизиологическим особенностям этих детей.
Рекомендуются уроки-занятия по формированию элементарных математических представлений и счета строить комплексно с возможностью обеспечения различных видов деятельности. В процессе такого урока-занятия учитель может использовать такие виды деятельности: игровую (сюжетная, дидактическая, театрализованная, подвижная игры), элементарную трудовую (хозяйственно-трудовой и ручной труд), конструктивную изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений и счета. Рекомендуется также проводить интегрированные уроки, которые будут способствовать закреплению навыков в предметной и игровой деятельности. Индивидуальная работа на уроке сочетается с фронтальной и групповой.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа предмета «Математические представления» рассчитана с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год – 1 раз в неделю). В системе предметов «Математические представления» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: практический, наглядный, репродуктивный, словесный.
РАЗДЕЛЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
Представления о величине | 4 |
Представления о форме | 5 |
Представления о пространстве | 7 |
Временныепредставления | 8 |
Количественныепредставления | 32 |
Повторение | 12 |
| 67 ч. |
Четверть | Кол-во часов |
1 четверть | 17 ч. |
2 четверть | 15ч. |
3 четверть | 21ч. |
4 четверть | 14 ч. |
| 67 ч. |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Возможные предметные результаты должны отражать:
-освоенные знания об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый)
-приобретенные знания о понятиях: «большой - маленький», «слева-справа», «один – много- ни одного»; «широкий-узкий»; «бдизко-далеко»; «сверху-снизу»; «спереди-сзади»; «высокий-низкий», «длинный-короткий»; «толстый-тонкий».
-освоенные знания о числах и цифрах (1-8)
-освоенные знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, прямая и кривая линии);
-умение соотносить количественное числительное с цифрой и группой предметов с помощью педагога;
-освоенные знания о следующих и предыдущих числах;
-приобретенные навыки выполнения штриховки, письмо цифр по обводке;
-приобретенные навыки сложения и вычитания с помощью педагога.
5. Содержание учебного предмета.
Рабочая программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления»
«Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления»
Количественные представления
Первый десяток. Нумерация чисел первого десятка.
Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Определение места числа (от 1до 10) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа в пределах 10 из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 10. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 10. Решение примеров с пропущенными числами (10 = 9 + …; 8 = 2 + …)
Представления о величине
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по толщине. Сравнение двух предметов по толщине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Различение однородных (разнородных) предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по длине. Сравнение предметов по длине.
Представление о форме
Узнавание (различение) геометрических фигур: линия (прямая, кривая), овал. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Сборка геометрической фигуры (овал, линия, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры из счетных палочек. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры по точкам. Рисование геометрической фигуры.
Пространственные представления
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), справа.Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ | Изучаемый раздел, тема | Кол-во часов | Календар-ные сроки | Основные виды деятельности обучающихся |
I четверть 17 ч. | ||||
Повторение 12 ч. | ||||
1,2,3 | Повторение геометрических фигур: линия (прямая, кривая). Построение. | 3 | 03.09 06.09 10.09 | 1. Повторение геометрических фигур, выделение основных признаков. 2. Игра «Волшебный мешочек», «Сравни», «Третий лишний» 3. Индивидуальная работа. |
4,5,6 | Нумерация чисел от 1-7. Повторение. | 3 | 13.09 17.09 20.09 | 1.Работа с иллюстрацией. 3. Игра «Разложи в корзинки» 4. Игра «Третий лишний» |
7,8,9 | Образование и состав чисел. | 3 | 24.09 27.09 01.10 | 1.Выполнение заданий на умение называть состав числа. 2. Соотносить кол-во предметов с числом и соответствующей цифрой. 3.Счётные палочки, математический набор, геометрические фигуры |
10 | Число и цифра 8. Повторение. | 1 | 04.10 | 1. Работа с раздаточным материалом (счётные палочки, предметные картинки, конструктор, наглядный материал) |
11 | Нахождение большего и меньшего числа в пределах 8. | 1 | 08.10 | 1. Работа с раздаточным материалом 2. Геометрические фигуры, карточки с цифрами. 3. Решение примеров. |
12 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах числа 8. | 1 | 11.10 | 1.Работа с предметными картинками. 2.работасо счетным материалом. 3. Тренировочные упражнения |
Временные представления 5 ч. | ||||
13 | Дни недели. Последовательность дней недели. | 1 | 15.10 | 1.Учатся называть дни недели. 2.Тренировочные упражнения. 3. Работа с календарем. |
14 | Соотнесение действия с временным промежутком (вчера, сегодня, завтра) | 1 | 18.10 | 1. Выполнение заданий на соотнесение действия с временным промежутком (вчера, сегодня, завтра) Игра «Нелепицы» 2.Тренировочные упражнения. |
15 | Части суток. Последовательность частей суток | 1 | 22.10 | 1. Учатся узнавать и называть части суток, на основе наиболее характерных признаков 2.Работа с иллюстрацией 3.Работа с разрезными картинками. 4. Отбор признаков день, ночь» 5. Игра «День- ночь». |
16,17 | Времена года. Последовательность времен года. | 2 | 25.10 29.10 | 1.Учатся узнавать и называть разные времена года их последовательность, на основе наиболее характерных признаков, по изображениям на картинках.. 2. Игра Лето-зима». 3. Игра «Когда это бывает» |
II четверть 17 ч. | ||||
Количественные представления 15 ч. | ||||
18 | Число и цифра 9. Обозначение числа цифрой | 1 | 08.11 | 1. Работа с раздаточным материалом (счётные палочки, предметные картинки, конструктор, наглядный материал) 2. На что похожа? |
19 | Письмо цифры 9. | 1 | 12.11 | 1. Поставь нужную цифру 2. Конструирование цифры из пластилина, из проволоки. 3. Прописывание элементов цифры по точкам. 4.Прописывание цифры по точкам, самостоятельно |
20 | Соотнесение цифры с количеством предметов. Место в числовом ряду. | 1 | 15.11 | 1.Работа с предметными картинками. 2.работасо счетным материалом. 3. Тренировочные упражнения |
21 | Нахождение большего и меньшего числа в пределах 9. | 1 | 19.11 | 1. Работа с раздаточным материалом 2. Геометрические фигуры, карточки с цифрами. 3. Решение примеров. |
22 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 9. | 1 | 22.11 | 1. Работа с раздаточным материалом 2. Геометрические фигуры, карточки с цифрами. 3. Решение примеров. |
23,24 | Число и цифра 0 | 2 | 26.11 29.11 | 1. Работа с раздаточным материалом (счётные палочки, предметные картинки, конструктор, наглядный материал) 2. На что похожа? |
25 | Определение места числа 0 в числовом ряду. | 1 | 03.12 | 1.Тренировочные упражнения на определение место числа в числовом ряду. 2. Работа по сюжетным картинкам. 3. Дидактические игры |
26 | Число 0 как компонент сложения и вычитания. | 1 | 06.12 | 1. Работа с раздаточным материалом (счётные палочки, предметные картинки, конструктор, наглядный материал) |
27 | Число и цифра 10. Обозначение числа цифрой 10. | 1 | 10.12 | 1. Работа с раздаточным материалом (счётные палочки, предметные картинки, конструктор, наглядный материал) 2. На что похожа? |
28 | Письмо цифры 10 | 1 | 13.12 | 1. Письмо цифры. 2. Игра «найди цифру» 3. Нахождение цифры в числовом ряду |
29 | Соотнесение цифры 10 с количеством предметов. Место в числовом ряду | 1 | 17.12 | 1.Работа с предметными картинками. 2.работа со счетным материалом. 3. Тренировочные упражнения |
30 | Нахождение большего и меньшего числа в пределах 10. | 1 | 20.12 | 1. Работа с раздаточным материалом 2. Геометрические фигуры, карточки с цифрами. 3. Решение примеров. |
31 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах числа 10 | 1 | 24.12 | 1. Работа с раздаточным материалом 2. Геометрические фигуры, карточки с цифрами. 3. Решение примеров. |
32 | Порядковые числительные: первый, второй, третий | 1 | 27.12 | 1. Работа с раздаточным материалом 2. Геометрические фигуры, карточки с цифрами. 3. Решение примеров. |
| ||||
III четверть 21 ч. | ||||
Количественные представления 7 ч. | ||||
33 | Первый десяток. Нумерация чисел первого десятка. | 1 | 10.01 | 1.Работа с иллюстрацией. 3. Игра «Разложи в корзинки» 4. Игра «Третий лишний» |
34,35 | Решение примеров в пределах первого десятка | 2 | 14.01 17.01 | 1. Работа с раздаточным материалом 2. Геометрические фигуры, карточки с цифрами. 3. Решение примеров. |
36,3738,39 | Решение примеров с пропущенными числами | 4 | 21.01 24.01 28.01 31.01 | 1. Работа с раздаточным материалом (счётные палочки, предметные картинки, конструктор, наглядный материал) |
Представление о форме 3 ч. | ||||
40,4142 | Геометрические фигуры: овал. | 3 | 04.02 07.02 11.02 | 1. Узнавание, называние и показ. 2. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой. 3.Обводка геометрической фигуры по шаблону, опорным точкам. 4. Самостоятельное построение. 5.Выполнение практических действий с геометрическими фигурами в дидактических играх и упражнениях. |
Пространственные представления 7 ч. | ||||
43 | Определение расположения предметов в пространстве: справа-слева | 1 | 14.02 | 1.Тренировочные упражнения на умение определять расположение предметов в пространстве. Умение использовать слова справа-слева. 2. Работа по сюжетным картинкам. 3. Игра «Найди предмет» |
44 | Определение расположения предметов в пространстве: сверху-снизу | 1 | 18.02 | 1.Тренировочные упражнения на умение определять расположение предметов в пространстве. Умение использовать слова сверху-снизу. 2. Работа по сюжетным картинкам. 3. Игра «Найди предмет» |
45 | Определение расположения предметов в пространстве: близко-далеко | 1 | 21.02 | 1.Тренировочные упражнения на умение определять расположение предметов в пространстве. Умение использовать слова близко-далеко. 2. Работа по сюжетным картинкам. 3. Игра «Найди предмет» |
46,47 | Перемещение предметов в пространстве в заданном направлении | 2 | 25.02 28.02 | 1. Тренировочные упражнения на умение определять расположение предметов в пространстве. 2. Игра «Найди игрушку» 3. Работа по сюжетным картинкам. |
48,49 | Ориентация на плоскости | 2 | 04.03 11.03 | 1. Тренировочные упражнения на умение ориентироваться на плоскости. 2. Составление орнамента. 3. Работа по сюжетным картинкам. |
Представление о величине 4 ч. | ||||
50 | Сравнение предметов по толщине | 1 | 14.03 | 1. Учатся различать предметы по толщине. 2. Игра «Соедини», «Сравни», 3.Индивидуальная работа. |
51 | Сравнение предметов по высоте | 1 | 18.03 | 1. Учатся различать предметы по высоте. 2. Игра «Соедини», «Сравни», 3.Индивидуальная работа. |
52 | Сравнение предметов по ширине | 1 | 21.03 | 1. Учатся различать предметы по ширине. 2. Игра «Соедини», «Сравни», 3.Индивидуальная работа. |
53 | Сравнение предметов по длине | 1 | 25.03 | 1. Учатся различать предметы по длине. 2. Игра «Соедини», «Сравни», 3.Индивидуальная работа. |
IV четверть | ||||
Количественные представления 10 | ||||
54,55 | Нумерация чисел первого десятка | 2 | 04.04 08.04 | 1.Работа с предметными картинками. 2.работасо счетным материалом. 3. Тренировочные упражнения |
56,57 | Соотнесение цифры с количеством предметов | 2 | 11.04 15.04 | 1. Работа с раздаточным материалом 2. Геометрические фигуры, карточки с цифрами. 3. Решение примеров. |
58,5960,61 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах числа 10. | 4 | 18.04 22.04 25.04 29.04 | 1. Работа с раздаточным материалом 2. Геометрические фигуры, карточки с цифрами. 3. Решение примеров. |
62 | Нахождение большего и меньшего числа в пределах 10. | 1 | 06.05 | 1. Работа с раздаточным материалом (счётные палочки, предметные картинки, конструктор, наглядный материал) |
Временные представления 4 ч. | ||||
63 | Части суток. Последовательность частей суток. | 1 | 13.05 | 1. Учатся узнавать и называть части суток, на основе наиболее характерных признаков 2.Работа с иллюстрацией 3.Работа с разрезными картинками. 4. Отбор признаков день, ночь» 5. Игра «День- ночь». |
64,65 | Времена года. Последовательность времен года. | 2 | 16.05 20.05 | 1.Учатся узнавать и называть разные времена года их последовательность, на основе наиболее характерных признаков, по изображениям на картинках.. 2. Игра Лето-зима». 3. Игра «Когда это бывает» |
Представления о форме 2 ч. | ||||
66,67 | Геометрические фигуры: линия (прямая, кривая). Построение. | 2 | 23.05 27.05 | 1. Повторение геометрических фигур, выделение основных признаков. 2. Игра «Волшебный мешочек», «Сравни», «Третий лишний» 3. Индивидуальная работа. |
Описание учебно-методических средств обучения
Программно-методическоеобеспечение:
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.;
Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой, М.: Просвещение, 2011г.;
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.:Просвещение, 1990 г.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996 г.
«Развитие элементарных математических представлений» Е.С.Демина, 2009 г.
«Моя математика. Количество и число (развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста)» 5-е изд., Е.В.Соловьева2002 г.
Печатные пособия:
- Картотека дидактических игр и упражнений по математике для работы с учащимися;
- Наглядный дидактический материал;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы;
- Контрольные работы;
- Опорные таблицы, схемы;
- Веер цифр, плакаты.
Учебно-практическое оборудование:
Картотеки:
- Артикуляционной гимнастики;
- Гимнастики для глаз;
- Пальчиковых игр;
- Дыхательной гимнастики;
-Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы, дидактические игры, счетный материал и др.
Техническиесредстваобучения:
Персональныйкомпьютер;
Мультимедийныйпроектор (повозможности);
Сканер, принтер.
Аудиодинамик
Н.С.Полоскова
---------------------20 г
Лист коррекции
№ п/п | Темаурока | Дата | Причина | Согласование с заместителем директора по УР | |
план | факт | ||||
1 | Число и цифра 9. Обозначение числа цифрой | 08.11 | 15.11 | На основании распоряжения Министерства образования Иркутской области #1880-мр от 07.11.2021 года | Согласовано |
2 | Письмо цифры 9. | 12.11 | 19.11 | На основании распоряжения Министерства образования Иркутской области #1880-мр от 07.11.2021 года | Согласовано |