12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Стехина Анна Николаевна80
Россия, Крым респ., пгт Красногвардейское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногвардейская школа №1»

Красногвардейского района Республики Крым

Согласовано

Заместитель директора

________/_______

от __________

Принято

на педагогическом совете МБОУ «Красногвардейская школа №1»

Протокол № _____________

Утверждено

Директор МБОУ Красногвардейская школа №1»

____________/____________

Приказ № __________








АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Физическая культура»

для обучающегося на дому в 1-Б классе

с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.2)

на 2023/2024 учебный год











Составитель: Стехина А.Н.








Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №____________

Руководитель: __________/________









2023г.


СОДЕРЖАНИЕ




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Приказ № 1025 от 24.11.2022г. «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  Адаптированная рабочая программа является приложением к АООП и ориентирована на работу с учебником по физической культуре 1 класс и составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2023-2024 учебный год.

Данная адаптированная рабочая программа (далее-программа) по физической культуре разработана для обучающегося 1-Б класса МБОУ «Красногвардейская школа №1» Мирошниченко Назара.

Заключение ПМПК:


При создании программы учитываются потребности современного российского общества в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и интеграции в общество; государственная политика с национальными целями увеличения продолжительности жизни граждан России и научная теория физической культуры (ФК), представляющая закономерности двигательной деятельности человека с ОВЗ, коррекции первичных и вторичных отклонений с помощью физических упражнений. Также в программе нашли своё отражение положения о приоритетности задач по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в системе образования; современные научные представления о категории обучающихся с РАС, научные и методологические подходы к их обучению, воспитанию и реабилитации (абилитации).

Физичекая культура рассматривается как часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. При этом в сочетании с другими формами урочных, внеурочных спортивных и оздоровительных мероприятий создаются условия всестороннего развития личности обучающегося с РАС, формирования осознанного отношения к своим силам, развития основных физических качеств, коррекции и компенсации нарушенных функций организма и его спортивного самоопределения.

Программа обеспечивает сформированность общих представлений об адаптивной физической культуре и спорте, физической активности, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, компенсации и коррекции нарушенных двигательных функций, основных физических упражнениях (коррекционных, гимнастических, игровых, спортивных и туристических).

Программа ориентирована на обеспечение выполнения обучающимися нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для лиц с ограничениями в состоянии здоровья и другие предметные результаты АОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2).



Предметом обучения физической культуре на уровне начального общего образования является двигательная деятельность человека с коррекционной, компенсаторной, оздоровительной и общеразвивающей направленностями с использованием основных направлений адаптивной физической культуры в применении физических упражнений с учётом психофизических особенностей и медицинских противопоказаний к физическим упражнениям обучающихся с РАС на этапе начального общего образования. В процессе овладения этой деятельностью происходит коррекция отклонений физического развития, совершенствуются физические качества, осваиваются двигательные действия, укрепляется здоровье, повышаются функциональные возможности кардио-респираторной системы, активно развиваются познавательная и мыслительная деятельность, творчество и самостоятельность.

Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения. Существенным компонентом содержания учебного предмета «Физическая культура» является адаптивное физическое воспитание. Учебный предмет «Физическая культура» обогащает обучающихся системой знаний о сущности и общественном значении физической культуры в общем и адаптивной физической культуры, в частности, и её влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания обеспечивают развитие гармоничной личности, мотивацию и способность обучающихся с ОВЗ к различным видам деятельности, повышают их общую культуру.

Программа основана на системе научных знаний о человеке, сущности физической культуры, адаптивной физической культуры, общих закономерностях её функционирования и использования с целью всестороннего развития людей с ограничениями в состоянии здоровья, направлена на формирование основ знаний в области адаптивной физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья, коррекции и компенсации, имеющихся двигательных нарушений.

В основе программы лежат представления об уникальности личности, индивидуальных возможностях каждого обучающегося с РАС и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах педагогов и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей обучающимся с ограничениями в состоянии здоровья в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.

Концепция программы основана на следующих принципах:

а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования, основанные на гуманистическом характере образования, единстве образовательного пространства на территории Российской Федерации, светском характере образования, общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с РАС на занятиях по адаптивной физической культуре, учетаособенностей их психофизического развития, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций — двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных;

в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса основан на том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, ослабление физических и психических недостатков обучающихся с РАС, но и на совершенствование их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств;

г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося с РАС и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;

д) онтогенетический принцип заключается в освоении двигательных навыков в определенной последовательности, соответствующейстадиям физического развития человека;

е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО ориентировку на АОП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;

ж) принцип целостности содержания образования основан на рассмотрении каждого этапа обучения исовершенствования двигательных действий как звена в общем образовательном процессе, в котором, с одной стороны, развиваются знания, умения и навыки, приобретенные на предшествующих этапах обучения, а с другой - готовятся возможности для образования на последующих этапах;

з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

к) принцип сотрудничества с семьей заключается в двустороннем взаимодействии семья – школа, так как только в тесном контакте педагога с родителями можно достичь положительных результатов в обучении ребенка с РАС;

л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

Методика физической культуры для обучающихся с РАС имеет ряд существенных отличий, обусловленных спецификой аутистического расстройства. Медико-физиологические и психологические особенности обучающихся с РАС, типичные и специфические нарушения мыслительной и двигательной сфер, специально-методические принципы работы с данной категорией обучающихся, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию занятий в рамках уроков адаптивной физической культуры.

Особенности развития при расстройствах аутистического спектра определяют особые образовательные потребности данной категории обучающихся при реализации программы по физической культуре, которые обеспечиваются специальными образовательными условиями:

обеспечение включения в занятия в форме уроков физической культуры коррекционно-развивающей деятельности с использованием методов и средств физической культуры;

строгая регламентация деятельности с учетом медицинских рекомендаций;

обеспечение индивидуализации образовательного процесса и определения индивидуального содержания реализуемой рабочей программы по физической культуре;

организация и расширение контактов, вербального и невербального общения между педагогом и обучающимся, обучающимся и сверстниками;

особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения на занятиях физической культурой.

Программой предусмотрено применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения двигательным действиям обучающихся с РАС (план занятия, карточки с последовательностью физических упражнений на занятиях, постепенное введение нового материала и т.д.).

В основе программы лежат дифференцированный и деятельностный подходы, целью которых является формирование у обучающихся полного представления о возможностях адаптивной физической культуры.

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость учета индивидуально-типологических особенностей каждого обучающегося с дифференцированным подбором средств физической культуры.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с РАС младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования (успешное усвоение системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов) в области адаптивной физической культуры, позволяющих продолжить образование на следующем уровне образования, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности).

В контексте реализации АОП НОО для обучающихся с РАС реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

прочное усвоение обучающимися с РАС знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В содержании программы учитывается взаимосвязь изучаемых явлений и процессов, что позволит успешно достигнуть планируемых результатов — предметных, метапредметных, личностных и необходимых жизненных компетенций.

Цель и задачи программы обеспечивают результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

Цель изучения учебного предмета «Физическая культура» — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с РАС в нормализации двигательной деятельности, в физической и социальной реабилитации (абилитации), в формировании потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, что, в целом, обеспечивает усвоение социального и культурного опыта.

Используемые в образовательной деятельности технологии программы позволяют решать преемственно комплекс основных задач физической культуры на всех уровнях общего образования.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

овладение основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации,

формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью,

овладение умениями следовать правилам здорового образа жизни, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами,

овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна,

формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,

развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости),

формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Наряду с этим программа обеспечивает:

единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности в области физической культуры, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания;

вариативность и разнообразие содержания программного материала, подбора средств физической культуры в рамках начального общего образования обучающихся с РАС с учетом их особых образовательных потребностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное, эстетическое, социокультурное и физическое развитие, усвоение принятых в обществе правил и норм поведения в доступной для обучающихся с РАС форме и объеме;

физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося;

формирование у обучающихся с РАС знаний о месте физической культуры и спорта Российской Федерации в мире, истории развития олимпийского движения в Российской Федерации и мире, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений об адаптивной физической культуре в современной России, устремленной в будущее;

расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний, использование различных форм организации образовательной деятельности обучающихся с РАС;

формирование социокультурной и образовательной среды средствами адаптивной физической культуры с учетом общих и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.

Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Физическая культура» в 1 классе составляет 99 часов (3 часа в неделю 33 учебный недели) с 01.09.20123г.

При планировании учебного материала по программе учебного предмета «Физическая культура» на выполнение физических упражнений должно быть отведено не менее 70% от объёма учебных часов.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Содержание программы распределяется по модулям:

Модуль «Знания о физической культуре»;

Модуль «Гимнастика с элементами корригирующей гимнастики»;

Модуль «Легкая атлетика»;

Модуль «Подвижные игры»



Модуль «Знания о физической культуре» распределяется по остальным модулям программы. Подбор средств ФК на занятиях определяются индивидуально, исходя из психофизических особенностей обучающихся с РАС, соматических заболеваний, медицинских рекомендаций и противопоказаний к физическим упражнениям, уточненных школьным психолого-педагогическим консилиумом.

Модуль «Основная гимнастика с элементами корригирующей»

Знания:

понятие «физическая культура»; анализируется положительное влияние компонентов ФК (регулярные занятия доступными физическими упражнениями, занятия физкультурой, соблюдение личной гигиены) на укрепление здоровья,

правила поведения на уроках физической культуры,

значение дыхания в жизни человека, роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья,

техника безопасности при выполнении физических упражнений в зале,

правила закаливания,

понятия о самостоятельном выполнении упражнений.


Физические упражнения.

Упражнения по видам разминки.

Общая разминка. Освоение техники выполнения упражнений общей разминки
с контролем дыхания: приставные шаги вперёд на полной стопе (гимнастический шаг), шаги с продвижением вперёд на полупальцах и пятках («казачок»), шаги
с продвижением вперёд на полупальцах с выпрямленными коленями
и в полуприседе («жираф»).

Упражнения для укрепления мышц тела и развития гибкости позвоночника, упражнения для разогревания методом скручивания мышц спины («верёвочка»), упражнения для укрепления мышц спины и увеличения их эластичности («рыбка»), упражнения для развития гибкости позвоночника и плечевого пояса («мост»)
из положения лёжа.

Упражнения для развития моторики и координации с гимнастическим предметом.

Удержание гимнастической палки. Простые физические упражнения с гимнастической палкой в руках с различными видами хвата.

Удержание гимнастического мяча. Баланс мяча на ладони, передача мяча из руки в руку. Одиночный отбив мяча от пола. Бросок и ловля мяча. Игровые задания с мячом.

Бег равномерный.

Лазание по гимнастической стенке, ползание на животе, преодоление мягких препятствий (мягкие модули).

Бессюжетная пальчиковая гимнастика: противопоставление одноименных и разноименных пальцев, поочередное нажимание пальцев на ладонь и т.д.

Нейрогенная гимнастика: диагональное перемещение цветных мячиков справа налево, сортировка по цвету, ходьба по следам определенного цвета.


Упражнения на подражание ( с помощью взрослого (учителя).


Строевые команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».



Построение в шеренгу и передвижение в колонне без темпо-ритмических характеристик.

Выполнение простых общеразвивающих упражнений в ходьбе: руки вверх, в стороны, круговые движения руками, выпады в полуприседе, повороты на каждый шаг.

Модуль «Подвижные игры»

Знания

правила техники безопасности при выполнении игровых заданий;

понятие об игровой деятельности.


Физические упражнения.

Игровые задания на внимание «Где солнечный зайчик», «Мячик катись», «Кегли», «Шведская стенка» (при необходимости – с помощью учителя).

Игровые задания на подражание за педагогом «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии» (при необходимости – с помощью учителя).

С помощью учителя – участие в подвижных играх на имитацию и подражание.

Игровые задания на ощущение собственного тела «Я ползу», «Я марширую», «Я бегу», «Где мой нос ».

С помощью учителя – выполнение игровых заданий. Спортивные эстафеты с мячом, со скакалкой.



Модуль «Легкая атлетика»

Знания:

значение регулярной двигательной активности в укреплении здоровья, улучшении эмоционального состояния и физического развития,

основные правила закаливания и безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивном зале и на спортивной площадке).

одежда для занятий физическими упражнениями на улице в весеннее и летнее время в зависимости от погодных условий.

основные правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивном зале и на спортивной площадке),

место для занятий физическими упражнениями,

виды передвижений,их роль в жизни человека.

основные виды разминки.



Физические упражнения.

ходьба и бег по пересеченной местности, по прямой, по диагонали, по кругу, змейкой.

беговые упражнения с захлестом голени, с высоким подниманием бедра.

прыжки на двух ногах вверх и вперед.

метание малого мяча с места, лицом в сторону метания.

общеразвивающие упражнения на свежем воздухе: упражнения для рук, повороты, наклоны, приседания, выпады (при необходимости – с помощью учителя).



3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет обучающимся с РАС осваивать программу в соответствии с возможностями каждого.

Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности
.



Патриотическое воспитание:

ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры, адаптивной физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией;

представление о спортивных достижениях сборных команд России по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке.

Гражданское воспитание:

представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при
объяснении ошибок и способов их устранения.

Понимание ценности научного познания:

знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в российской культурно-педагогической традиции;

познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний
по адаптивной физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования;

познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.

Формирование культуры здоровья:

осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства, ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений, установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом.

Экологическое воспитание:

экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Программа также помогает осваивать жизненные компетенции, формирование которых требует специального обучения:

Развитие у обучающегося с РАС средствами ФК внимания и интереса к окружающим людям, способности к установлению эмоционального контакта со сверстниками во время совместной двигательной активности, к участию в подвижных и спортивных играх, эстафетах;

Формирование желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками во время совместной двигательной активности;

Развитие опыта применения физических упражнений и разных форм двигательной активности обучающегося для физического самосовершенствования, осмысленного выбора вида физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности, построение порядка и плана двигательных действий и физических упражнений в зависимости от режима дня, задач занятия;

Развитие позитивного отношения к новым видам двигательной активности, физическим упражнениям, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и адекватности в реакции на них;

Формирование реальных представлений о собственных двигательных возможностях, способности обращаться за помощью к взрослым, в том числе, по вопросам медицинского сопровождения и соблюдении техники безопасности на занятиях физическими упражнениями и создания специальных условий дляобучения и совершенствования новых двигательных действий;

Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, воспитание коммуникационных функ­ций и способности взаимодействовать в коллективе;

Развитие имитационных способностей (умения подражать);

Формирование навыков произвольной организации движений (в простран­стве собственного тела и во внешнем пространстве).


Метапредметные результаты:

В результате изучения адаптивной физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося с РАС должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Предполагается формирование у обучающегося с РАС следующих учебных познавательных действий:

1) базовые логические действия:

умение ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в адаптивной физической культуре (в пределах изученного), применять изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;

выявлять признаки положительного влияния занятий адаптивной физической культурой на работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия, коррекцию двигательных и психических нарушений, расширение двигательной активности;

устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием
на развитие физических качеств;

классифицировать виды физических упражнений в соответствии
с определённым классификационным признаком: по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой направленности их использования, преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека;

приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений, навыков передвижения, плавания, ходьбы на лыжах (при условии наличия снежного покрова), упражнений начальной подготовки по виду спорта (по выбору);

2) базовые исследовательские действия:

моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений, плавания, катания на лыжах;

в совместной деятельности со взрослым (учителем, тьютором) составлять комбинацию упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических упражнений;

умение совместно со взрослым (учителем, тьютором) анализировать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей эффективного развития физических качеств
и способностей, освоения двигательных действий, улучшения темпо-ритмических и других характеристик выполнения двигательных действий, способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха;

3) работа с информацией:

использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического восприятия в учебной деятельности при освоении иных учебных предметов; с помощью учителя (тьютора) распознавать достоверную и недостоверную информацию о видах двигательной активности;

использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного физического развития,
в том числе с использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических упражнений;

с помощью взрослых (учителя, родителей) использовать средства информационно-коммуникационных технологий (в том числе - Интернет с контролируемым выходом) для решения учебных и практических задач, оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач.

У обучающегося с РАС в ходе изучения адаптивной физической культуры на уровне начального общего образования могут быть сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

1) общение:

вступать в диалог (в части случаев – с помощью учителя), задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументировано их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их
в диалоге настолько, насколько это возможно, включая альтернативные способы коммуникации;

описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие человека;

строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при выполнении физических движений, в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах;

проявлять интерес к работе товарищей, с помощью учителя в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;

2) совместная деятельность:

организовывать при содействии взрослого (учителя, тьютора) игры, спортивные эстафеты, выполнение физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей, осуществление действий для достижения результата настолько, насколько это возможно, в зависимости от способности к коммуникации обучающегося с РАС

сотрудничать с помощью взрослого (учителя) со сверстниками
при решении задач выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр
на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;

конструктивно разрешать конфликты с помощью взрослых (учителя) посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты простудных заболеваний, улучшение качества выполнения двигательного действия, освоение двигательных действий, необходимых в социально-бытовой и образовательной среде);

контролировать состояние организма на уроках адаптивной физической культуры
и в самостоятельной повседневной физической деятельности по показателям частоты пульса и самочувствия;

предусматривать с помощью взрослых (учителя) возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни;

проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности, проявлять стремление
к успешной образовательной, в том числе оздоровительной и физкультурно-спортивной, деятельности, анализировать свои ошибки с помощью взрослого (учителя);

осуществлять с помощью взрослого (учителя) информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.


Предметные результаты изучения учебного предмета «Физическая культура» отражают опыт обучающихся с РАС в физкультурной деятельности.

В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного программой по физической культуре, выделяются: полученные знания, освоенные обучающимися, умения и способы действий, специфические
для предметной области «Адаптивная физическая культура» периода развития детей с РАС на уровне начального общего образования, виды деятельности по получению новых знаний, их интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.

В состав предметных результатов по освоению обязательного содержания включены физические упражнения:

гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий, эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений;

игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (элементарных движений, бега, бросков и других), которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия (например, точнее бросить, быстрее добежать, выполнить в соответствии с предлагаемой техникой выполнения или конечным результатом задания);

лечебные и корригирующие упражнения для улучшения функции кардиореспираторной системы, профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия, стимуляции речевого и психического развития.

туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и препятствий на местности;

спортивные упражнения, объединяющие ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К последней группе в программе
по физической культуре условно относятся некоторые физические упражнения первых трёх трупп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые упражнения, спортивные туристические упражнения).

Предметные результаты

К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по адаптивной физической культуре:

Знания о физической культуре:

правила составления распорядка дня с использованием знаний принципов личной гигиены, требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями в зале и на улице;

правила закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, умение применять их в повседневной жизни с помощью взрослых (учителя, родителей).

Способы физкультурной деятельности.

Самостоятельные занятия общеразвивающими и поддерживающими здоровье физическими упражнениями:

умение с помощью взрослого (учителя, выбирать гимнастические упражнения для формирования стопы, осанки в положении стоя, сидя и при ходьбе;

умение с помощью взрослого (учителя) составлять и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток, выполнения упражнений гимнастики.

Развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, строевые упражнения:

умение с помощью взрослого (учителя) участвовать в спортивных эстафетах;

умение с помощью взрослого (учителя) выполнять игровые задания для знакомства с видами спорта, плаванием, основами туристической деятельности.

Физическое совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

осваивать технику выполнения гимнастических упражнений
для формирования опорно-двигательного аппарата, включая гимнастический шаг, мягкий бег (при необходимости – с помощь учителя);

осваивать гимнастические упражнения на развитие моторики, координационно-скоростных способностей, в том числе с использованием гимнастических предметов (при необходимости – с помощью учителя);

Коррекционно-развивающая деятельность:

с помощью взрослого (учителя) осваивать способы игровой деятельности,

с помощью взрослого (учителя) осваивать упражнения на подражание.







4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль

Количество часов

По плану

С учителем

Самостоятельно

Легкая атлетика

33

22

11

Гимнастика с элементами корригирующей

33

22

11

Подвижные игры

33

22

11

Всего

99

66

33



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.