Адаптированная рабочая программа "Физическая культура"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красногвардейская школа №1»
Красногвардейского района Республики Крым
Согласовано Заместитель директора ________/_______ от __________ | Принято на педагогическом совете МБОУ «Красногвардейская школа №1» Протокол № _____________ | Утверждено Директор МБОУ Красногвардейская школа №1» ____________/____________ Приказ № __________ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
для обучающегося на дому в 1-Б классе
с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.2)
на 2023/2024 учебный год
Составитель: Стехина А.Н.
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №____________
Руководитель: __________/________
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ № 1025 от 24.11.2022г. «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная рабочая программа является приложением к АООП и ориентирована на работу с учебником по физической культуре 1 класс и составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2023-2024 учебный год.
Данная адаптированная рабочая программа (далее-программа) по физической культуре разработана для обучающегося 1-Б класса МБОУ «Красногвардейская школа №1» Мирошниченко Назара.
Заключение ПМПК:
При создании программы учитываются потребности современного российского общества в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и интеграции в общество; государственная политика с национальными целями увеличения продолжительности жизни граждан России и научная теория физической культуры (ФК), представляющая закономерности двигательной деятельности человека с ОВЗ, коррекции первичных и вторичных отклонений с помощью физических упражнений. Также в программе нашли своё отражение положения о приоритетности задач по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в системе образования; современные научные представления о категории обучающихся с РАС, научные и методологические подходы к их обучению, воспитанию и реабилитации (абилитации).
Физичекая культура рассматривается как часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. При этом в сочетании с другими формами урочных, внеурочных спортивных и оздоровительных мероприятий создаются условия всестороннего развития личности обучающегося с РАС, формирования осознанного отношения к своим силам, развития основных физических качеств, коррекции и компенсации нарушенных функций организма и его спортивного самоопределения.
Программа обеспечивает сформированность общих представлений об адаптивной физической культуре и спорте, физической активности, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, компенсации и коррекции нарушенных двигательных функций, основных физических упражнениях (коррекционных, гимнастических, игровых, спортивных и туристических).
Программа ориентирована на обеспечение выполнения обучающимися нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО для лиц с ограничениями в состоянии здоровья и другие предметные результаты АОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2).
Предметом обучения физической культуре на уровне начального общего образования является двигательная деятельность человека с коррекционной, компенсаторной, оздоровительной и общеразвивающей направленностями с использованием основных направлений адаптивной физической культуры в применении физических упражнений с учётом психофизических особенностей и медицинских противопоказаний к физическим упражнениям обучающихся с РАС на этапе начального общего образования. В процессе овладения этой деятельностью происходит коррекция отклонений физического развития, совершенствуются физические качества, осваиваются двигательные действия, укрепляется здоровье, повышаются функциональные возможности кардио-респираторной системы, активно развиваются познавательная и мыслительная деятельность, творчество и самостоятельность.
Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения. Существенным компонентом содержания учебного предмета «Физическая культура» является адаптивное физическое воспитание. Учебный предмет «Физическая культура» обогащает обучающихся системой знаний о сущности и общественном значении физической культуры в общем и адаптивной физической культуры, в частности, и её влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания обеспечивают развитие гармоничной личности, мотивацию и способность обучающихся с ОВЗ к различным видам деятельности, повышают их общую культуру.
Программа основана на системе научных знаний о человеке, сущности физической культуры, адаптивной физической культуры, общих закономерностях её функционирования и использования с целью всестороннего развития людей с ограничениями в состоянии здоровья, направлена на формирование основ знаний в области адаптивной физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья, коррекции и компенсации, имеющихся двигательных нарушений.
В основе программы лежат представления об уникальности личности, индивидуальных возможностях каждого обучающегося с РАС и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах педагогов и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей обучающимся с ограничениями в состоянии здоровья в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.
Концепция программы основана на следующих принципах:
а) принципы государственной политики Российской Федерации в области образования, основанные на гуманистическом характере образования, единстве образовательного пространства на территории Российской Федерации, светском характере образования, общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
б) принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с РАС на занятиях по адаптивной физической культуре, учетаособенностей их психофизического развития, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций — двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных;
в) принцип коррекционной направленности образовательного процесса основан на том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, ослабление физических и психических недостатков обучающихся с РАС, но и на совершенствование их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств;
г) принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося с РАС и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;
д) онтогенетический принцип заключается в освоении двигательных навыков в определенной последовательности, соответствующейстадиям физического развития человека;
е) принцип преемственности, предполагающий при проектировании ФАОП НОО ориентировку на АОП основного общего образования обучающихся с ОВЗ, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
ж) принцип целостности содержания образования основан на рассмотрении каждого этапа обучения исовершенствования двигательных действий как звена в общем образовательном процессе, в котором, с одной стороны, развиваются знания, умения и навыки, приобретенные на предшествующих этапах обучения, а с другой - готовятся возможности для образования на последующих этапах;
з) принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
и) принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
к) принцип сотрудничества с семьей заключается в двустороннем взаимодействии семья – школа, так как только в тесном контакте педагога с родителями можно достичь положительных результатов в обучении ребенка с РАС;
л) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
Методика физической культуры для обучающихся с РАС имеет ряд существенных отличий, обусловленных спецификой аутистического расстройства. Медико-физиологические и психологические особенности обучающихся с РАС, типичные и специфические нарушения мыслительной и двигательной сфер, специально-методические принципы работы с данной категорией обучающихся, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию занятий в рамках уроков адаптивной физической культуры.
Особенности развития при расстройствах аутистического спектра определяют особые образовательные потребности данной категории обучающихся при реализации программы по физической культуре, которые обеспечиваются специальными образовательными условиями:
обеспечение включения в занятия в форме уроков физической культуры коррекционно-развивающей деятельности с использованием методов и средств физической культуры;
строгая регламентация деятельности с учетом медицинских рекомендаций;
обеспечение индивидуализации образовательного процесса и определения индивидуального содержания реализуемой рабочей программы по физической культуре;
организация и расширение контактов, вербального и невербального общения между педагогом и обучающимся, обучающимся и сверстниками;
особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения на занятиях физической культурой.
Программой предусмотрено применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения двигательным действиям обучающихся с РАС (план занятия, карточки с последовательностью физических упражнений на занятиях, постепенное введение нового материала и т.д.).
В основе программы лежат дифференцированный и деятельностный подходы, целью которых является формирование у обучающихся полного представления о возможностях адаптивной физической культуры.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость учета индивидуально-типологических особенностей каждого обучающегося с дифференцированным подбором средств физической культуры.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с РАС младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования (успешное усвоение системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов) в области адаптивной физической культуры, позволяющих продолжить образование на следующем уровне образования, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности).
В контексте реализации АОП НОО для обучающихся с РАС реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися с РАС знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В содержании программы учитывается взаимосвязь изучаемых явлений и процессов, что позволит успешно достигнуть планируемых результатов — предметных, метапредметных, личностных и необходимых жизненных компетенций.
Цель и задачи программы обеспечивают результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
Цель изучения учебного предмета «Физическая культура» — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с РАС в нормализации двигательной деятельности, в физической и социальной реабилитации (абилитации), в формировании потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, что, в целом, обеспечивает усвоение социального и культурного опыта.
Используемые в образовательной деятельности технологии программы позволяют решать преемственно комплекс основных задач физической культуры на всех уровнях общего образования.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
овладение основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации,
формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью,
овладение умениями следовать правилам здорового образа жизни, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами,
овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна,
формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости),
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Наряду с этим программа обеспечивает:
единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности в области физической культуры, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания;
вариативность и разнообразие содержания программного материала, подбора средств физической культуры в рамках начального общего образования обучающихся с РАС с учетом их особых образовательных потребностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное, эстетическое, социокультурное и физическое развитие, усвоение принятых в обществе правил и норм поведения в доступной для обучающихся с РАС форме и объеме;
физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося;
формирование у обучающихся с РАС знаний о месте физической культуры и спорта Российской Федерации в мире, истории развития олимпийского движения в Российской Федерации и мире, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений об адаптивной физической культуре в современной России, устремленной в будущее;
расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний, использование различных форм организации образовательной деятельности обучающихся с РАС;
формирование социокультурной и образовательной среды средствами адаптивной физической культуры с учетом общих и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Физическая культура» в 1 классе составляет 99 часов (3 часа в неделю 33 учебный недели) с 01.09.20123г.
При планировании учебного материала по программе учебного предмета «Физическая культура» на выполнение физических упражнений должно быть отведено не менее 70% от объёма учебных часов.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание программы распределяется по модулям:
Модуль «Знания о физической культуре»;
Модуль «Гимнастика с элементами корригирующей гимнастики»;
Модуль «Легкая атлетика»;
Модуль «Подвижные игры»
Модуль «Знания о физической культуре» распределяется по остальным модулям программы. Подбор средств ФК на занятиях определяются индивидуально, исходя из психофизических особенностей обучающихся с РАС, соматических заболеваний, медицинских рекомендаций и противопоказаний к физическим упражнениям, уточненных школьным психолого-педагогическим консилиумом.
Модуль «Основная гимнастика с элементами корригирующей»
Знания:
понятие «физическая культура»; анализируется положительное влияние компонентов ФК (регулярные занятия доступными физическими упражнениями, занятия физкультурой, соблюдение личной гигиены) на укрепление здоровья,
правила поведения на уроках физической культуры,
значение дыхания в жизни человека, роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья,
техника безопасности при выполнении физических упражнений в зале,
правила закаливания,
понятия о самостоятельном выполнении упражнений.
Физические упражнения.
Упражнения по видам разминки.
Общая разминка. Освоение техники выполнения упражнений общей разминки
с контролем дыхания: приставные шаги вперёд на полной стопе (гимнастический шаг), шаги с продвижением вперёд на полупальцах и пятках («казачок»), шаги
с продвижением вперёд на полупальцах с выпрямленными коленями
и в полуприседе («жираф»).
Упражнения для укрепления мышц тела и развития гибкости позвоночника, упражнения для разогревания методом скручивания мышц спины («верёвочка»), упражнения для укрепления мышц спины и увеличения их эластичности («рыбка»), упражнения для развития гибкости позвоночника и плечевого пояса («мост»)
из положения лёжа.
Упражнения для развития моторики и координации с гимнастическим предметом.
Удержание гимнастической палки. Простые физические упражнения с гимнастической палкой в руках с различными видами хвата.
Удержание гимнастического мяча. Баланс мяча на ладони, передача мяча из руки в руку. Одиночный отбив мяча от пола. Бросок и ловля мяча. Игровые задания с мячом.
Бег равномерный.
Лазание по гимнастической стенке, ползание на животе, преодоление мягких препятствий (мягкие модули).
Бессюжетная пальчиковая гимнастика: противопоставление одноименных и разноименных пальцев, поочередное нажимание пальцев на ладонь и т.д.
Нейрогенная гимнастика: диагональное перемещение цветных мячиков справа налево, сортировка по цвету, ходьба по следам определенного цвета.
Упражнения на подражание ( с помощью взрослого (учителя).
Строевые команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
Построение в шеренгу и передвижение в колонне без темпо-ритмических характеристик.
Выполнение простых общеразвивающих упражнений в ходьбе: руки вверх, в стороны, круговые движения руками, выпады в полуприседе, повороты на каждый шаг.
Модуль «Подвижные игры»
Знания
правила техники безопасности при выполнении игровых заданий;
понятие об игровой деятельности.
Физические упражнения.
Игровые задания на внимание «Где солнечный зайчик», «Мячик катись», «Кегли», «Шведская стенка» (при необходимости – с помощью учителя).
Игровые задания на подражание за педагогом «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии» (при необходимости – с помощью учителя).
С помощью учителя – участие в подвижных играх на имитацию и подражание.
Игровые задания на ощущение собственного тела «Я ползу», «Я марширую», «Я бегу», «Где мой нос ».
С помощью учителя – выполнение игровых заданий. Спортивные эстафеты с мячом, со скакалкой.
Модуль «Легкая атлетика»
Знания:
значение регулярной двигательной активности в укреплении здоровья, улучшении эмоционального состояния и физического развития,
основные правила закаливания и безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивном зале и на спортивной площадке).
одежда для занятий физическими упражнениями на улице в весеннее и летнее время в зависимости от погодных условий.
основные правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивном зале и на спортивной площадке),
место для занятий физическими упражнениями,
виды передвижений,их роль в жизни человека.
основные виды разминки.
Физические упражнения.
ходьба и бег по пересеченной местности, по прямой, по диагонали, по кругу, змейкой.
беговые упражнения с захлестом голени, с высоким подниманием бедра.
прыжки на двух ногах вверх и вперед.
метание малого мяча с места, лицом в сторону метания.
общеразвивающие упражнения на свежем воздухе: упражнения для рук, повороты, наклоны, приседания, выпады (при необходимости – с помощью учителя).
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет обучающимся с РАС осваивать программу в соответствии с возможностями каждого.
Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры, адаптивной физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией;
представление о спортивных достижениях сборных команд России по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Понимание ценности научного познания:
знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в российской культурно-педагогической традиции;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний
по адаптивной физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования;
познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства, ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений, установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
Экологическое воспитание:
экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Программа также помогает осваивать жизненные компетенции, формирование которых требует специального обучения:
Развитие у обучающегося с РАС средствами ФК внимания и интереса к окружающим людям, способности к установлению эмоционального контакта со сверстниками во время совместной двигательной активности, к участию в подвижных и спортивных играх, эстафетах;
Формирование желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками во время совместной двигательной активности;
Развитие опыта применения физических упражнений и разных форм двигательной активности обучающегося для физического самосовершенствования, осмысленного выбора вида физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности, построение порядка и плана двигательных действий и физических упражнений в зависимости от режима дня, задач занятия;
Развитие позитивного отношения к новым видам двигательной активности, физическим упражнениям, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и адекватности в реакции на них;
Формирование реальных представлений о собственных двигательных возможностях, способности обращаться за помощью к взрослым, в том числе, по вопросам медицинского сопровождения и соблюдении техники безопасности на занятиях физическими упражнениями и создания специальных условий дляобучения и совершенствования новых двигательных действий;
Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе;
Развитие имитационных способностей (умения подражать);
Формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве).
Метапредметные результаты:
В результате изучения адаптивной физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося с РАС должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Предполагается формирование у обучающегося с РАС следующих учебных познавательных действий:
1) базовые логические действия:
умение ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в адаптивной физической культуре (в пределах изученного), применять изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
выявлять признаки положительного влияния занятий адаптивной физической культурой на работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия, коррекцию двигательных и психических нарушений, расширение двигательной активности;
устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием
на развитие физических качеств;
классифицировать виды физических упражнений в соответствии
с определённым классификационным признаком: по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой направленности их использования, преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека;
приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений, навыков передвижения, плавания, ходьбы на лыжах (при условии наличия снежного покрова), упражнений начальной подготовки по виду спорта (по выбору);
2) базовые исследовательские действия:
моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений, плавания, катания на лыжах;
в совместной деятельности со взрослым (учителем, тьютором) составлять комбинацию упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических упражнений;
умение совместно со взрослым (учителем, тьютором) анализировать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей эффективного развития физических качеств
и способностей, освоения двигательных действий, улучшения темпо-ритмических и других характеристик выполнения двигательных действий, способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха;
3) работа с информацией:
использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического восприятия в учебной деятельности при освоении иных учебных предметов; с помощью учителя (тьютора) распознавать достоверную и недостоверную информацию о видах двигательной активности;
использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного физического развития,
в том числе с использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических упражнений;
с помощью взрослых (учителя, родителей) использовать средства информационно-коммуникационных технологий (в том числе - Интернет с контролируемым выходом) для решения учебных и практических задач, оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач.
У обучающегося с РАС в ходе изучения адаптивной физической культуры на уровне начального общего образования могут быть сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
1) общение:
вступать в диалог (в части случаев – с помощью учителя), задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументировано их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их
в диалоге настолько, насколько это возможно, включая альтернативные способы коммуникации;
описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие человека;
строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при выполнении физических движений, в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах;
проявлять интерес к работе товарищей, с помощью учителя в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
2) совместная деятельность:
организовывать при содействии взрослого (учителя, тьютора) игры, спортивные эстафеты, выполнение физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей, осуществление действий для достижения результата настолько, насколько это возможно, в зависимости от способности к коммуникации обучающегося с РАС
сотрудничать с помощью взрослого (учителя) со сверстниками
при решении задач выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр
на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
конструктивно разрешать конфликты с помощью взрослых (учителя) посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты простудных заболеваний, улучшение качества выполнения двигательного действия, освоение двигательных действий, необходимых в социально-бытовой и образовательной среде);
контролировать состояние организма на уроках адаптивной физической культуры
и в самостоятельной повседневной физической деятельности по показателям частоты пульса и самочувствия;
предусматривать с помощью взрослых (учителя) возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни;
проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности, проявлять стремление
к успешной образовательной, в том числе оздоровительной и физкультурно-спортивной, деятельности, анализировать свои ошибки с помощью взрослого (учителя);
осуществлять с помощью взрослого (учителя) информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Физическая культура» отражают опыт обучающихся с РАС в физкультурной деятельности.
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного программой по физической культуре, выделяются: полученные знания, освоенные обучающимися, умения и способы действий, специфические
для предметной области «Адаптивная физическая культура» периода развития детей с РАС на уровне начального общего образования, виды деятельности по получению новых знаний, их интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
В состав предметных результатов по освоению обязательного содержания включены физические упражнения:
гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий, эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений;
игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (элементарных движений, бега, бросков и других), которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия (например, точнее бросить, быстрее добежать, выполнить в соответствии с предлагаемой техникой выполнения или конечным результатом задания);
лечебные и корригирующие упражнения для улучшения функции кардиореспираторной системы, профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия, стимуляции речевого и психического развития.
туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и препятствий на местности;
спортивные упражнения, объединяющие ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К последней группе в программе
по физической культуре условно относятся некоторые физические упражнения первых трёх трупп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые упражнения, спортивные туристические упражнения).
Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по адаптивной физической культуре:
правила составления распорядка дня с использованием знаний принципов личной гигиены, требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями в зале и на улице;
правила закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, умение применять их в повседневной жизни с помощью взрослых (учителя, родителей).
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия общеразвивающими и поддерживающими здоровье физическими упражнениями:
умение с помощью взрослого (учителя, выбирать гимнастические упражнения для формирования стопы, осанки в положении стоя, сидя и при ходьбе;
умение с помощью взрослого (учителя) составлять и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток, выполнения упражнений гимнастики.
Развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, строевые упражнения:
умение с помощью взрослого (учителя) участвовать в спортивных эстафетах;
умение с помощью взрослого (учителя) выполнять игровые задания для знакомства с видами спорта, плаванием, основами туристической деятельности.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
осваивать технику выполнения гимнастических упражнений
для формирования опорно-двигательного аппарата, включая гимнастический шаг, мягкий бег (при необходимости – с помощь учителя);
осваивать гимнастические упражнения на развитие моторики, координационно-скоростных способностей, в том числе с использованием гимнастических предметов (при необходимости – с помощью учителя);
Коррекционно-развивающая деятельность:
с помощью взрослого (учителя) осваивать способы игровой деятельности,
с помощью взрослого (учителя) осваивать упражнения на подражание.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль | Количество часов | ||
По плану | С учителем | Самостоятельно | |
Легкая атлетика | 33 | 22 | 11 |
Гимнастика с элементами корригирующей | 33 | 22 | 11 |
Подвижные игры | 33 | 22 | 11 |
Всего | 99 | 66 | 33 |