12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна93168
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»
21

Адаптированная рабочая программа по музыке для 4 класса

рабочая программа по музыке
DOCX / 44.91 Кб

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  МУЗЫКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА

Примерная адаптированная рабочая программа  по рисованию составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).                                                                    

Тематическое планирование рассчитано на  1 час в неделю, что составляет  34 учебных часа в год. 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) сугубо индивидуальны,

приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

 

Личностные результаты:

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение  социально-бытовыми  умениями,  используемыми  в  повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность  к  осмыслению  социального  окружения,  своего  места  в  нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                    

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                               

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;       

формирование готовности к самостоятельной жизни.

 

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • динамические оттенки: форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано;
  • графическое изображение нот: до, ре, ми;
  • порядок нот в гамме до мажор;
  • нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки;
  • инструменты и их звучание: флейта, кларнет, труба, саксофон;

динамические оттенки: форте и пиано;

порядок нот в гамме до мажор;

нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек

 

Обучающиеся должны уметь:

следить за движением мелодии по графической записи на доске во время пения;

петь округлённым звучанием в верхнем регистре и мягким звуком в нижнем регистре;

петь гамму до мажор вверх и вниз с названием нот;

петь осмысленно, выразительно выученную песню с аккомпанементом и безнего;

играть на металлофоне короткую песню-попевку;

устанавливать различия в звучании симфонического, народного, духового оркестров;

отметить сильную долю в марше, вальсе и польке;

следить за движением мелодии по графической записи на доске во время пения;                          

петь гамму до мажор вверх и вниз с названием нот;                                                                         

петь осмысленно, выразительно выученную песню с аккомпанементом и без него;                 

играть на металлофоне короткую песню-попевку;устанавливать различия в звучании симфонического, народного, духового оркестров.                                                           

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных  занятий

Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как литература, изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.

Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления.

Работа в школе с детьми с нарушенным интеллектом требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но тем не менее они в состоянии овладеть предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал. Для успешного решения задач музыкального воспитания учащихся необходимо, чтобы учитель музыки работал в тесном контакте с дефектологом и логопедом, врачом-психоневрологом. Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.

Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности даёт им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы.

Существует несколько методических этапов в развитии интереса к музыке.

Первый этап связан с занимательностью, т. е. с элементами игры, с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, сказок, с одновременным рассказом учителя о содержании музыки. На этом этапе важны яркие иллюстрации, связанные с содержанием песен.

На втором этапе у учащегося появляется желание ответить, спеть, выучить слова, принять участие в концерте, попытаться сыграть на инструменте, прослушать более сложное музыкальное произведение. В это время большую роль в развитии интереса играет опрос детей: кто первый вспомнит название песни, слова, споёт мелодию, расскажет о содержании прослушанной песни и т. д.

На третьем этапе у детей появляется желание освоить ноты, спеть попевку по нотам, но последний вид работы не доступен детям с нарушением интеллекта.

 

Хоровое пение

Хоровое пение - коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело.

На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели - диапазон голоса и качество интонирования.

 

При исполнении  песен   всем   классом   и   индивидуально  необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции. Работа над дикцией является основной формой работы.

Особенностью развития детей с нарушением интеллекта является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни.

Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. Дети учатся верно, чуть округлённо произносить гласные и кратко, чётко - согласные, т. е. учатся правильно произносить слова. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача педагога - научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы).

Певческим упражнениям, основанным на материале народных песен, звукоряду в восходящем и нисходящем движении, трезвучиям необходимо уделять на уроке большое внимание. Они содействуют постепенному овладению вокально-хоровыми навыками и помогают преодолеть трудности, возникающие при разучивании песен.

Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие котором зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, оптимальный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно. Выдох спокойный, экономный, без специального выдувания и напряжения.                                                                                                                                             

При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования обстоятельства. Прежде всего необходимо исходить из целей, задач обучения, из художественной ценности музыки и текста. Определяющими моментами являются возрастные возможности, уровень интеллектуального развития и интересы детей с умственной отсталостью.

В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом.

Певческий диапазон детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном в удобной для детей тональности.

В первой и второй четвертях дети на слух разучивают по 3 песни, в третьей четверти - 5.

В репертуар необходимо включать песни для исполнения на школьных концертах и праздниках.

 

Коррекционные цели:

  • Развивать личностное отношение ребенка к явлениям музыкального искусства.
  • музыкой.
  • Корректировать освоение детьми музыкального языка.
  • Корректировать слуховое внимание и память

Задачи:

  • Соблюдение при пении правильной певческой установки.
  • Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и легким звуком.
  • Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.
  • Пение с использованием нюансов: форте и пиано.
  • Пение в диапазоне ДО2.
  • Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания.
  • Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.
  • Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.
  • Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.
  • Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всем диапазоне.
  • Исполнение на металлофоне простой песни- попевки.

Ознакомление с графической записью мелодии.

  • Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.
  • торжественные, веселые, бодрые; танцы- вальсы, польки, народные пляски.
  • Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель.
  • Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра и рожок.

Содержание учебного предмета «Музыка»

Пение

Пение в диапазоне ЛЯ малой октавы - ДО2.

Мягкая атака как основной способ звукообразования.

Умение сохранять напевность при пении маршевых песен, достаточно чётко выполняя несложный пунктирный ритм.                                                                                                                        

Навыки нефорсирования звука при пении песен энергичного характера.

Умение петь продолжительные фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его.

Работа над чистотой унисона.

Ознакомление с графической записью мелодии.

Графическое изображение нот: до, ре, ми.

Умение следить за движением мелодии при пении по записи на доске.

Работа над дикцией с использованием вокальных упражнений на слоги: ма, да, ра, гра, грэ, мэ, рэ, дэ, ми, ди, ри, гри, му, ру, ду, гру, мо, до, ро, гро и др.

Развитие умения чётко проговаривать текст в песнях с быстрым темпом.

Пение звукоряда до мажор вверх и вниз без сопровождения и с аккомпанементом. Представление о выразительности динамических оттенков: форте, пиано, меццо-пиано, меццо-форте.

Умение осмысленно, выразительно петь выученную песню.

Развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах.

 

Слушание музыки

Умение различать разные по характеру части музыкального произведения.

Умение различать мелодию и аккомпанемент в пенсе.

Формирование представления о строении музыкального произведения: фраза, предложение, вступление, проигрыш, заключение.

Знакомство с духовыми инструментами: труба, кларнет, саксофон, флейта.                                                                    

                                            

Музыкальный материал для пения

«Наш край» муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца.

«Семеро жуков» нем. нар. Песня

«Про нашего учителя» - муз. О. Бойко, сл. М. Лаписовой

«Игра в гости» - муз Д. Кабалевского, сл. И. Рахимова

«Дважды два-четыре» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского

«Родина моя» - муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Щербицкого

«Ах ты, зимушка, зима» муз. А. Александрова, сл. Народные

«Ёлочка» - муз. Н. Гольдербенг, сл.А. Александровой

«Почему медведь зимой спит?» муз. Л. Книппера

«У каждого свой музыкальный инструмент» - эстон, н.п.

«Золотая звёздочка Москвы» - муз. Р. Бойко, сл. М. Пляцковского «Чудак» - муз. В. Блага, сл. М. Везели «Со вьюном я хожу» - р.н.п.

«Ах вы, сени, мои сени» р. н. п.

«До, ре, ми фа, соль» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой

«Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского

«Победой кончилась война» - муз. Р. Габичвадзе, сл. С. Михалкова

«Здравствуй, весна» - муз. А. Островского, сл. О. Высотской

«Песенка слонёнка и мышей» - муз. Б. Чайковского, сл. Д. Самойлова

«Калоши» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой

«Веснянка» - укр. н. п.

 

Музыкальные произведения для слушания

«Детский альбом» - муз. П. Чайковского: «Жаворонок», «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка»

«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка

Фрагменты из музыки Ф. Черчилля к кинофильму «Белоснежка и семь гномов»

«Тоска по весне» - муз. В. Моцарта, сл. К. Овербека

«Ты, соловушка, умолкни» - муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы

«Полька» - муз. А. Александрова

 

Дополнительный материал для пения

«Листопад» - муз. Т. Потапенко, сл. Е. Авдиенко

«Скворушка» - муз. П. Чисталёва, сл. П. Образцова

«В гостях у вороны» - муз. М. Раухвергера, сл. М. кравчука

«Кто пасётся на лугу» - муз. А. пахмутовой, сл. Ю. Черных

«Чему учат в школе» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского

 «В лодке» - сл. М. Раухвергера, сл. О. Высотской «Вот уж зимушка проходит» - р. н. п. «Блины» - р. н. п.

«Как у наших у ворот» - р. н. п.

«Кукушка» - р. н. п.

 

Дополнительный материал для слушания

Музыкальная сказка «Три поросёнка» - муз. Д. Уотта «Рондо-марш» - муз. Д. Кабалевского «Добрый жук» - муз. Д. Спадавеккиа

«За рекою старый дом» - муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова «Теремок» - р. н. п., обр. Т. Потапенко «Детский танец» - муз. С. Майкопара

«Песенка про кузнечика» - муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова «Шествие кузнечиков» - муз. С. Прокофьева

 

Формы организации учебных занятий: урок-практикум, урок повторения изученного материала, комбинированный урок, контрольный урок.

  • Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке                      

 

Кол-во

 

темы

Тема урока

часов

Основные виды

 

 

 

 

1

«Наш край» муз. Д. Кабалевского, сл. А.

1

Слушание,

 

Пришельца. Разучивание песни

разучивание песни

 

 

 

 

 

 

2

«Семеро жуков» нем. нар. песня

1

Слушание,

 

 

разучивание песни

 

 

 

 

 

 

 

3

«Осенние листья» - муз. Ю. Слонова, сл.

1

Слушание,

 

И. Токмаковой

разучивание песни

 

 

 

 

 

 

4

«Про нашего учителя» - муз. О. Бойко, сл.

1

Слушание,

 

 

М. Лаписовой

разучивание песни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

«Игра в гости» - муз Д. Кабалевского, сл.

1

Слушание,

 

 

И. Рахимова

разучивание песни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

«Дважды два-четыре» - муз. В.

1

Слушание,

 

 

Шаинского, сл. М. Пляцковского

разучивание песни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Ознакомление с графической записью

 

Беседа,   работа   с

 

 

мелодии: скрипичный ключ, нотный стан

1

раздаточным

 

 

 

 

материалом

 

 

 

 

 

 

8

Марши. Виды музыкальных маршей.

1

Слушание

 

 

 

 

 

 

9

Слушание. «Марш Черномора» из оперы

1

Слушание

 

 

«Руслан и Людмила» М. Глинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

«Родина моя» - муз. Е. Тиличеевой, сл. А.

1

Слушание,

 

 

Щербицкого

разучивание песни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

«Ах ты, зимушка, зима» муз. А.

1

Слушание

 

 

Александрова, сл. народные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

«Ёлочка» - муз. Н. Гольдербенг, сл.А.

1

Слушание,

 

 

Александровой

разучивание песни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Слушание. «Почему медведь зимой спит?»

1

Слушание

 

 

муз. Л. Книппера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание. «Итальянская песенка» - муз.

1

Слушание

 

14

П. Чайковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание. Фрагменты из музыки Ф.

 

Слушание

 

15

Черчилля к кинофильму «Белоснежка и

1

 

 

 

семь гномов»

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Представление о выразительности

 

Беседа с учителем,

 

 

динамических оттенков: пиано «У каждого

1

слушание

 

 

свой музыкальный инструмент» -

 

 

 

 

 

 

 

эстон.н.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Представление о строении музыкального

 

Беседа с учителем,

 

 

произведения: фраза. «Золотая звёздочка

1

слушание

 

 

Москвы» - муз. Р. Бойко, сл. М.

 

 

 

 

 

 

 

Пляцковского

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Выразительность динамических оттенков:

1

Беседа с учителем,

 

 

 

 

 

 

 

форте, меццо-форте

 

слушание

 

 

 

 

 

 

19

Представление о строении музыкального

 

Беседа с учителем,

 

 

произведения: проигрыш «Чудак» - муз. В.

1

слушание

 

 

Блага, сл. М. Везели

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Представление о строении музыкального

 

Слушание

 

 

произведения: предложении «Со вьюном я

1

 

 

 

хожу» - р.н.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

21

«Ах вы, сени, мои сени» р. н. п.

1

Слушание

 

 

 

 

 

 

22

Детские музыкальные инструменты.

1

Практическая

 

 

Металлофон

работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

«До, ре, ми, фа, соль» - муз. А.

1

Слушание

 

 

Островского, сл. З. Петровой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

«Тоска по весне» - муз. В. Моцарта, сл. К

1

Слушание

 

 

Овербека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление о строении музыкального

 

Беседа с учителем,

 

25

произведения: вступление «Мамина

1

слушание

 

 

песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М.

 

 

 

 

 

 

 

Пляцковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Неаполитанская песенка» - муз. П.

1

Слушание

 

26

Чайковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с духовыми инструментами:

 

Беседа с учителем,

 

27

кларнет

1

слушание

 

 

«Здравствуй, весна» - муз. А.

 

 

 

 

 

 

 

Островского, сл. О. Высотской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с духовыми инструментами:

 

Беседа с учителем,

 

 

труба

1

слушание

 

     28

«Победой кончилась война» - муз. Р.

 

 

 

 

 

 

 

Габичвадзе, сл. С. Михалкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Песенка слонёнка и мышей» - муз. Б.

1

Разучивание песни

 

     29

Чайковского, сл. Д. Самойлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Калоши» - муз. А. Островскоо, сл. З.

1

Слушание

 

     30

Петровой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Знакомство с духовыми инструментами:

1

Слушание

 

 

флейта «Веснянка» - укр.н.п.

 

 

 

«Детский альбом» - муз. П. Чайковского:

1

Слушание

 

32

«Жаворонок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Чему учат в школе» - муз. В. Шаинского,

1

Разучивание песни

 

33

сл. М. Пляцковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

«Полька» - муз. А. Александрова

1

Слушание

 

 

 

 

 

 

 

 

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (4)

Воробьева Оксана Павловна, 22.06.19 в 12:52 2Ответить Пожаловаться
Елена Николаевна не стыкуется название с началом текста, разные предметы.
Артеменко Елена Николаевна, 22.06.19 в 13:10 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Павловна! Исправила! Отвлекли, вот и не то отправила)
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.06.19 в 13:12 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за работу!
Янова Татьяна Викторовна, 23.06.19 в 09:07 1Ответить Пожаловаться
Отличная рабочая программа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.