Адаптированная рабочая программа по истории для 8 класса по УМК Б.П. Пузанова
Срок реализации: 1 год
Рабочая программа составлена учителем истории высшей категории Прищеп В.П. на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой. Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена учителем истории высшей категории на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой. Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
Место предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУ для обязательного изучения учебного предмета «История» в 8 классе отводится 68учебных часа из расчёта 2 час в неделю, 34 учебных недели.
Тестирований: 4
Используемый учебно-методический комплект:
Учебно-методический комплект:
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2011. – 224 с.
2. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
какие исторические даты называются точными, приблизительными;
когда произошли события;
кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
Минимум содержания образования
Раздел | Содержание учебного раздела | Кол-во часов |
1. Единая Россия (конец XV - начало XVII в.) | Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д. Влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Значение создания единого Российского государства. Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя. Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь. Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий. | 23 |
2. Великие преобразования России в XVIII веке | Великие преобразования России в XVIII веке Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого. Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д. Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты. Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова. Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екате-рины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране. Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае. | 19 |
3. История нашей страны в период XIX века | Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона. Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II. Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов. XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры | 26 |
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема урока. | Тип урока. | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся. (знать, уметь, осознавать, иметь представление). | Дата |
Раздел 1. Единая Россия (конец XV - начало XVII в.) 23ч | |||||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Инстр. № III-56. Вводный урок. | Систематизация знаний | 1 | Иметь представление об истории как науке. | |
2 | Иван III Великий - глава единого государства Российского. | Комбинированный | 1 | Знать о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях. | |
3 | Расширение государства Российского при Василии III. | Комбинированный | 1 | Знать, как шёл процесс завершения объединения Северо – Восточной Руси вокруг Москвы. | |
4 | Русская православная церковь в Российском государстве. | Комбинированный | 1 | Уметь рассказывать о роли русской православной церкви в Российском государстве. | |
5 | Первый русский царь Иван IV Грозный. | Комбинированный | 1 | Знать, как управлялось Московское государство при Иване IV. | |
6 | Опричнина Ивана Грозного. | Комбинированный | 1 | Иметь представление об опричнине и ее отрицательных последствий для страны. | |
7 | Присоединение к Российскому государству Поволжья. | Комбинированный | 1 | Знать, как шёл процесс вхождения в состав Российского государства народов Поволжья. Расширение границ Российского государства в XVI в.; присоединение Казанского и Астраханского ханств | |
8 | Покорение Сибири. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о прогрессивном значении вхождения Западной Сибири в состав России. Знать, как происходило присоединение к России Западной Сибири; кто такой Ермак Тимофеевич. | |
9 | Быт простых и знатных людей. | Комбинированный | 1 | Знать, как был устроен быт простых и знатных людей. | |
10 | Москва – столица Российского государства. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о Москве как центре ремесла, торговли, культуры. | |
11 | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». | Комбинированный | 1 | Осознавать достижения русской культуры XV века. | |
12 | Великий иконописец Андрей Рублев. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о творчестве Андрея Рублева. | |
13 | Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. | Комбинированный | 1 | Знать достояния русской культуры XV - XVI веков. | |
14 | Правление Бориса Годунова. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о причинах перехода царского престола к боярину Борису Годунову | |
15 | Смутное время. | Комбинированный | 1 | Знать сущность Смутного времени. | |
16 | Семибоярщина. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о бедственном положении России в период Семибоярщины; об освобождении Москвы. | |
17 | Освобождение страны от иноземных захватчиков. | Комбинированный | 1 | Иметь представление об освобождении Москвы. | |
18 | Начало правления династии Романовых. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых. | |
19 | Крепостные крестьяне. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о положении крепостных крестьян. | |
20 | Крестьянская война под предводительством Степана Разина | Комбинированный | 1 | Иметь представление о крестьянской войне XVII века под предводительством Степана Разина. | |
21 | Раскол в Русской православной церкви. | Комбинированный | 1 | Знать причины раскола в Русской православной церкви. | |
22 | Освоение Сибири и Дальнего Востока. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о продвижении русских людей в Сибирь в конце XVI - начале XVII в. | |
23 | Тестирование №1по теме: «Единая Россия (конец XV - начало XVII в.)» | Повторительно-обобщающий | 1 | Знать основные черты экономической, политической и культурной жизни страны в XV - XVI^. | |
24 | Начало правления Петра I. | Комбинированный | 1 | Знать, что начало правления Петра I ознаменовалось важными преобразованиями. | |
25 | Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о том, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства, прогрессивный характер Северной войны. | |
26 | Полтавская битва. | Комбинированный | 1 | Знать значение Полтавской битвы в ходе Северной войны, иметь представление о полководческом искусстве Петра I. | |
27 | Победа Русского флота. Окончание Северной войны. | Комбинированный | 1 | Знать значение морских сражений для победоносного окончания Северной войны. | |
28 | Петр I – первый российский император. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о личности Петра I: внешность, характер, его деятельность. | |
29 | Преобразования Петра I. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о важных преобразованиях в хозяйственной, государственной, культурной жизни России. | |
30 | Эпоха дворцовых переворотов. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о дворцовых переворотах. | |
31 | Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. | Комбинированный | 1 | Знать деятельность М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова как великих людях России; о их вкладе в развитие науки | |
32 | Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о вкладе первого Российского университета в развитие науки и техники в России. | |
33 | Правление Екатерины II. | Комбинированный | 1 | Знать сущность внутренней и внешней политики Екатерины II. | |
34 | Золотой век дворянства. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о расширении привилегий дворянства. | |
35 | Повторный инструктаж по технике безопасности. Инстр. № III-56. Положение крепостных крестьян. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II. Знать, что крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности в стране. | |
36 | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о размахе крестьянской войны, ее стихийный характер; причины поражения и историческое значение. | |
37 | Русско - турецкие войны второй половины XVIII века. | Комбинированный | 1 | Знать важные победы русских войск и флота в Северном Причерноморье. | |
38 | Знаменитый полководец Александр Суворов. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о доблести русских солдат и полководческом искусстве А.В.Суворова. | |
39 | Русские изобретатели и умельцы. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о жизни и изобретениях русских умельцев. | |
40 | Развитие литературы и искусства в XVIII веке. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о том, что XVIII век стал эпохой культурного развития нашей страны. | |
41 | Быт и нравы русских людей в XVIII веке. | Комбинированный | 1 | Знать о быте и нравах русских людей в XVIII веке; какие изменения произошли в облике, одежде, интересах, нравах русских людей | |
42 | Тестирование №2 по теме «Великие преобразования России в XVIII веке» | Повторительно-обобщающий | 1 | Знать основные события и их значения по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке». | |
43 | Россия в начале XIX века. | Комбинированный | 1 | Иметь общих представление о проведении реформ в России в начале XIX в. | |
44 | Начало Отечественной войны 1812 года. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о начальном этапе Отечественной войны. | |
45 | Бородинская битва. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о Бородинском сражении. | |
46 | Оставление Москвы. | Комбинированный | 1 | Знать о предложении М.И.Кутузова на военном совете об оставлении Москвы | |
47 | Народная война против армии Наполеона. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне 1812 г. | |
48 | Отступление и гибель французской армии. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о заключительном этапе Отечественной войны. | |
49 | Правление Александра I. | Комбинированный | 1 | Знать о противоречивости внутриполитического курса Александра I в послевоенный период. | |
50 | Создание тайных обществ в России. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о деятельности тайных обществ в 20-е годы XIX века. | |
51 | Восстание декабристов. | Комбинированный | 1 | Знать о ходе восстания декабристов. | |
52 | Император Николай I. | Комбинированный | 1 | Иметь представление ос личности императора Николая I , основные направления его политики. | |
53 | Золотой век русской культуры. | Комбинированный | 1 | Знать общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века. | |
54 | Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который прививал любовь к Родине. | |
55 | Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о развитии науки впервой половине XIX в.; знать об основных географических открытиях данного периода. | |
56 | Крымская война 1853 - 1856 гг. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о Крымской войне. | |
57 | Отмена крепостного права. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о крестьянской реформе 1861 года. | |
58 | Реформы Александра II. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о реформах, проведенных Александром II. | |
59 | Правление Александра III. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о деятельности Александра III. | |
60 | Развитие российской промышленности. | Комбинированный | 1 | Знать об изменениях в экономике России в годы правления Александра III. | |
61 | Появление революционных кружков в России. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о деятельности первых революционных кружков в России. | |
62 | Наука во второй половине XIX в. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о выдающимися достижениями науки второй половины XIX века. | |
63 | Культура во второй половине XIX в. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о выдающимися достижениями культуры второй половины XIX века. | |
64 | Жизнь и быт русских купцов. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о жизни и быте русских купцов. | |
65 | Быт простых россиян в XIX веке. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о быте простых россиян в XIX веке. | |
66 | Кавказская война в XIX веке. | Комбинированный | 1 | Знать причины, ход и результаты войны. | |
67 | Тестирование №3 «История нашей страны в XIX веке.» | Повторительно-обобщающий | Знать основные понятия и исторические события в истории нашей страны XIX века | ||
68 | Контрольное тестирование за курс 8 класса по истории России.» | Повторительно-обобщающий | 1 | Знать основные вопросы раздела и систематизировать знания уч-ся по нему. |