12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дарина Васильевна707
Я ооочень люблю свою работу!
Россия, Крым респ., Симферополь
Материал размещён в группе «Технология»

Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую авторскую учебную программу для детей с ОВЗ

 

Подготовила:

Учитель технологии МБОУС(К)ОШ «Надежда»

Власова Дарина

 

МБОУС(К)ОШ «НАДЕЖДА»

 

Рассмотрено

на заседании МО учителей

Протокол № _____

_________

от « »____________ 201_г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________

«_____»____________201_г.

Утверждаю

Директор

_________

«_____»_________201_г.

 

 

 

Симферопольского городского совета

Адаптированная рабочая программа

по технологии

для 5 класса


 

Срок реализации программы: 201_-201_ учебный год

 

Учитель технологии _______________ Власова Д. В.


 

Симферополь

201_

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс составлена на основе следующих документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; утвержденной приказом от 24.02. 2012 г. № 943\12;
  • Учебника для общеобразовательных учреждений: Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 254, [2]с. : ил.

Программа составлена для специальных коррекционных классов седьмого вида.

Дети с задержкой психического развития традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем трудоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.

В связи с этой спецификой школы, программа адаптирована для детей с ЗПР.

Исходя из данной характеристики, целями курса являются:

– обеспечение психолого-педагогических условий, необходимых для формирования способности к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию на основе раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей личности, а также для коррекции негативных тенденций развития;

– освоение начальных знаний по прикладной экономике, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

– воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;

– получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рабочая программа включает четыре раздела:

  • пояснительную записку,
  • требования к уровню подготовки учащихся,
  • содержание учебного материала,
  • календарно-тематическое планирование.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю).

Базовыми для рабочей программы для 5 класса являются разделы «Кулинария», «Материаловедение», «Машиноведение», «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления фартука», «Рукоделие».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Так же, в программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Так же, в 5 классе, значительное время отводится на изучение правил безопасной работы.

По окончании курса технологии в 5 классе основной школы учащиеся овладевают:

  • безопасными приемами труда с инструментами,
  • навыками работы на швейных машинах;
  • специальными и общетехническими знаниями в области технологии обработки пищевых продуктов,
  • изготовления и художественного оформления швейных изделий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

5 КЛАССА

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  • привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства;
  • развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие задачи;
  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения.

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о процессе пищеварения, о роли витаминов;
  • виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и на­резки овощей;
  • правила санитарии и гигиены при санитарной обработке про­дуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудовани­ем, горячими жидкостями;
  • способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии;
  • виды бутербродов, технологию их при­готовления, правила сервировки стола к завтраку;
  • правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
  • правила подготовки универсальной швейной машины к работе;
  • виды декоративно-прикладного искусства народов на­шей страны, различные материалы, инструменты и приспособле­ния, применяемые в традиционных художественных ремеслах;
  • эксплуатационные, гигиенические и эстетические требова­ния, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о сис­темах конструирования одежды, особенности строения жен­ской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;
  • технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, вподгибку с открытым и закрытым срезом.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горя­чими жидкостями; определять качество овощей, проводить пер­вичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку ово­щей, применять различные способы варки, определять свежесть яиц, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутер­броды различных видов, сервировать стол к завтраку;
  • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаноч­ную сторону ткани;
  • наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и ниж­нюю нити, запускать швейную машину, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лап­ки), регулировать длину стежка;
  • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, вы­полнять простейшие ручные швы;
  • читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записы­вать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;
  • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы;
  • подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани;
  • переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань;
  • выполнять влажно-тепловую обработку.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Время, отводимое для занятий по предмету «Технология» в 5 классе представ лена такими  направлениями:

 

   

1.

Кулинария

17+2 часов

2.

Материаловедение

4 часа

3.

Машиноведение

4 часа

4.

Ручные и машинные швы

4 часа

5.

Влажно – тепловая обработка изделий

1 час

7.

Конструирование и моделирование

6 часов

8.

Технология изготовления фартука

14 часов

9.

Рукоделие

16 часов

10.

Контрольная работа за 2 семестр

1 час

11.

Итоговый урок

1 час

Итого: 70 часов

Введение в предмет «Технология». Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете. (2 часа)

Сущность предмета «Технология». Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при использовании инструментов, механизмов, машин. Правила оказания первой помощи. Организация рабочего места.

Раздел 1

Кулинария

( 17 часов)

Основы рационального питания. (1 час)

Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах. Современные данные о роли витаминов, их содержание в пищевых продуктах.

Санитария и гигиена. (1 час)

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Интерьер кухни, столовой. (2 часа)

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.

Практические работы

1. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

2. Выполнение планировки кухни, столовой в масштабе 1 : 20.

Сервировка стола. (1 час)

Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практическая работа

Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Бутерброды, горячие напитки. (2 часа)

Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Виды бутербродов.

Практическая работа

Приготовление бутербродов к завтраку.

Блюда из яиц. (2 часа)

Значение яиц в питании человека. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц.

Практические работы

1. Определение свежести яиц.

2. Приготовление блюда из яиц.

Блюда из овощей. (3 часа)

Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования. Приготовление блюд из сырых овощей. Виды салатов. Технология приготовления салатов из свежих овощей.

Практические работы

1. Приготовление салата из сырых овощей.

2. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.

3. Приготовление одного блюда из вареных овощей.

Заготовка продуктов. (2 часа)

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Проектная деятельность. (2 часа)

- Определить состав и количество гостей;

- Составить меню;

- Определить культурную программу праздника;

- Рецептура блюд к празднику.

Раздел 2

Материаловедение

(3 часа)

Натуральные волокна растительного происхождения. (3 часа)

Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей.

Практические работы

1. Определение направления долевой нити в ткани.

2. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

3. Выполнение образца полотняного переплетения.

Раздел 3

Машиноведение

(3 часа)

Швейная машина. (1 час)

Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для работы на швейной машине. (2 часа)

Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине.

Практические работы

1. Намотка нитки на шпульку.

2. Заправка верхней и нижней нитей.

3. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

Раздел 4

Ручные и машинные швы

(4 часа)

Ручные работы. (2 часа)

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Машинные работы. (2 часа)

Машинные швы: стачной, накладной, вподгибку.

Практическая работа

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Выполнение машинных швов.

Раздел 5

Влажно – тепловая обработка изделий

(1 час)

Основные правила ВТО.

Контрольная работа за 1 семестр

(1 час)

Раздел 6

Конструирование и моделирование

(6 часов)

Виды фартуков. Фигура человека и ее измерение. (2 часа)

Фартук в национальном костюме. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.

Практическая работа

1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

Построение основы чертежа фартука. (2 часа)

Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями.

Практическая работа

1. Построение чертежа фартука в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование фартука. (2 часа)

Подбор цвета, формы, симметрия, асимметрия, контраста, фактуры материала, отделки). Подготовка выкройки к раскрою.

Практическая работа

1. Моделирование фартука выбранного фасона.

Раздел 7

Технология изготовления фартука

(14 часов)

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. (3 часа)

Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани.

Практическая работа

1. Раскрой фартука.

Подготовка деталей кроя к обработке. (4 часа)

Способы переноса контурных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Обработка срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой.

Практическая работа

1. Обработка срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой.

Обработка бретелей и нагрудника. (3 часа)

Обработка бретелей обтачным швом с последующим вывертыванием. Обработка срезов нагрудника. Соединение бретелей и нагрудника.

Практическая работа

1. Обработка срезов нагрудника.

2. Обработка бретелей

Обработка накладного кармана. (2 часа)

Практическая работа

1. Соединение кармана с нижней частью фартука.

Сборка и окончательная отделка фартука. (2 часа)

Художественная отделка фартука. Влажно-тепловая обработка. Контроль качества готового изделия.

Практическая работа

1. ВТО готового изделия

Раздел 8

Рукоделие

(16 часов)

Вышивание. (1 час)

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы.

Знакомство с видами вышивки. (2 часа)

Композиция, орнамент, раппорт в вышивке.

Практическая работа

1. Зарисовка традиционных орнаментов. Составление композиции.

Выполнение вышивки простыми швами. (3 часа)

Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик».

Практическая работа

1. Выполнение ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик».

Узелковый батик. (1 час)

Виды росписи по ткани. Материалы и красители.

Способы завязывания узелков и складывания ткани. (3 часа)

Технология крашения.

Оформление салфеток в технике «узелковый батик».

Проектная деятельность (6 часов)

Контрольная работа за 2 семестр

(1 час)

Итоговый урок

(1 час)

 

Опубликовано в группе «Технология»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.