Адаптированная рабочая программа по русскому языку (7 класс коррекционной школы)

0
0
Материал опубликован 3 November 2022

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7-го класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

2.Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4.Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями, от 23.12.2021 №766);

5.Постановление от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.36.48-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 01.01.2021г.)

6. Устав МКОУ «Школа-интернат»;

7.Адаптированная образовательная программа МКОУ «Школа-интернат»;

8.Учебный план МКОУ «Школа-интернат» на 2022/2023 учебный год;

9.Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год


Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) составлена на основе примерной адаптированной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (под ред. В.В. Воронковой

        При планировании использован материал учебника русского языка 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская  М., «Просвещение», 2019 г.          

«Русский язык», как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Уроки письма и развития речи носят коммуникативно-речевую направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе упражнений у обучающихся формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся старших классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В 7 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (заявление, объявление, телеграмма и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Место предмета в Учебном плане

Программа  согласно учебному плану рассчитана в 7 классе - на часа в неделю, 136 часов за учебный год.


Цели и задачи программы

Цели:

– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; – совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; – освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; – формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Основные задачи обучения грамматике и правописанию:

-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование

практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;

-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;

- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;

- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;

- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы.


Формы занятий, используемые при обучении

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.


Методы обучения:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).


Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.



Изучение предмета осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ, заявленных в лицензии, с учетом психофизических особенностей учащихся в специальных (коррекционных) классах VIII вида.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Предметные:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического) синтаксического анализа словосочетания, предложения;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

 Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения.

 Названия частей речи, их значение.

 Наиболее распространенные правила написания слов.

Учащиеся должны уметь:

 Писать под диктовку текст, применять правила написания слов.

 Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

 Различать части речи.

 Писать изложение и сочинение.

 Строить простое распространенное предложение с однородными членами, сложное предложение.

 Пользоваться школьным орфографическим словарем.

 Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 Связно высказываться устно и письменно.

 Применять простые распространенные предложения с однородными членами в устной и письменной речи.

 Оформлять деловые бумаги.

Формы контроля: диктанты текущие (по отдельным темам) и итоговые (четвертные, годовые); контрольные работы, тестирования.


Содержание программы

Повторение (9 часов). Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.

Состав слова (21 часов). Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное (18 часов). Основные грамматические категории имени существительного — род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное (21 часов). Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Местоимение (14 часов). Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.

Глагол (27 час). Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся (-сь).

Предложение (16 часов). Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространённые однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.

Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются и процессе изучения всего программного материала по письму и развитию речи). Работа с деформированным текстом. Изложения (с изменением лица и времени). Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий. Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам. Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.).

Деловое письмо. Объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приёме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).

Повторение пройденного за год (10 часов). Увеличение количества часов по теме «Глагол» связано с большим объемом изучаемого материала, предусмотренного программой, и трудностью усвоения правописания окончаний глаголов. Увеличение количества часов по теме «Предложение» связано с затруднениями учащихся в построении простых предложений с распространёнными однородными членами, обращениями, сложных предложений и постановкой знаков препинания в них.





7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Для учителя 1.1 Галунчикова, Н.Г. Русский язык: 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская - 9-е изд. - М. «Просвещение», 2019 г. - 287 с. 1.2 Воронкова, В.В. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. -М.: ВЛАДОС, 2014. - Сб.1. - 287 с. 1.3 Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Коррекционная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. Для учащихся 2.1 Галунчикова, Н.Г. Русский язык: 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская - 9-е изд. - М. «Просвещение», 2019 г. - 287 с. 2.2 Якубовская, Э.В. Рабочая тетрадь 1. Русский язык. Состав слова. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. 2.3 Якубовская, Э.В. Рабочая тетрадь 2. Русский язык. Имя существительное. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. 2.4 Якубовская, Э.В. Дидактический материал для учащихся 7 класса (с методическими рекомендациями)(УШ вид). Русский язык. Якубовская Э.В Адреса интернет-ресурсов 3.1 Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru 3.2 Сайт учителя дефектолога nsportal.ru/elena-shcherbakova





























Календарно – тематическое планирование

I четверть


Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Повторение (9 часов) Простое и сложное предложение

1




2

Главные члены предложения

1




3

Второстепенные члены предложения

1




4

Диагностическая контрольная работа

1




5

Работа над ошибками

1




6

Предложения с однородными членами. Союзы в предложении с однородными членами

1




7

Сложные предложения

1




8

Союзы в простом и сложном предложении

1




9

Практические упражнения. Простое и сложное предложения

1




10

Состав слова (21 час)Однокоренные слова. Корень

1




11

Приставка

1




12

Суффикс

1




13

Окончание

1




14

Практические упражнения. Состав слова. Объяснительный диктант

1




15

Единообразное написание безударных гласных в корне слова

1




16

Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова

1




17

Непроизносимые согласные в корне слова

1




18

Практические упражнения. Правописание слов с орфограммами в корне слова

1




19

Гласные и согласные в приставках Объяснительный диктант





20

Разделительный твёрдый знак

1




21

Приставка и предлог

1




22

Практические упражнения. Приставка и предлог

1




23

Сложные слова

1




24

Практические упражнения. Простейшие случаи написания сложных слов

1




25

Сочинение по картине В. Г. Перова «Охотники на привале» (устная работа)

1




26

Сочинение по картине В. Г. Перова «Охотники на привале» (письменная работа)

1




27

Практические упражнения. Деловое письмо: объяснительная записка

1




28

Практические упражнения. Состав слова

1




29

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1




30

Работа над ошибками

1






Календарно – тематическое планирование

II четверть

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Части речи. Имя существительное (18 часов) Имя существительное как часть речи

1




2

Основные грамматические категории имени существительного

1




3

Собственные и нарицательные имена существительные

1




4

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

1




5

Склонение имён существительных в единственном числе

1




6

Определение склонения имён существительных в единственном числе

1




7

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе

1




8

Практические упражнения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе

1




9

Практические упражнения. Склонение имён 1 существительных в единственном числе. Предупредительный диктант.

1




10

Склонение имен существительных во множественном числе

1




11

Родительный падеж имён существительных множественного числа

1




12

Практические упражнения. Родительный падеж имён существительных множественного числа с шипящими на конце

1




13

Практические упражнения. Имя существительное

1




14

Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Спящая царевна»

1




15

Практические упражнения. Деловое письмо: заявление

1




16

Практические упражнения. Склонение имён существительных

1




17

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

1




18

Работа над ошибками

1




19

Имя прилагательное (21 час) Значение имени прилагательного в речи

1




20

Согласование имён прилагательных с именами существительными

1




21

Склонение имён прилагательных в единственном числе

1




22

Безударные падежные окончания прилагательных в единственном числе

1




23

Правописание родовых окончаний прилагательных. Объяснительный диктант

1




24

Изложение «Лесные пожары» (устная работа) упр.152

1




25

Изложение «Лесные пожары» (письменная работа) упр.152

1




26

Склонение имён прилагательных женского рода

1




27

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода

1




28

Практические упражнения. Склонение имён прилагательных женского рода

1




29

Промежуточная контрольная работа

1




30

Работа над ошибками

1




31


1









































Календарно – тематическое планирование


III четверть

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Склонение имён прилагательных во множественном числе

1




2

Безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе

1




3

Практические упражнения. Безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

1




4

Практические упражнения. Деловое письмо: заметка в стенгазету

1




5

Практические упражнения. Безударные окончания имён прилагательных

1




6

Практические упражнения. Имя прилагательное

1




7

Практические упражнения. Согласование 1 прилагательных с существительными

1




8

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1




9

Работа над ошибками

1




10

Местоимение ( 14 часов)Понятие о местоимении

1




11

Значение местоимений в речи

1




12

Личные местоимения 1, 2 и 3 лица

1




13

Число личных местоимений Самостоятельная работа

1




14

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа

1




15

Склонение местоимений 1 лица един. и множ. числа

1




16

Склонение местоимений 2 лица единственного и множественного числа

1




17

Склонение местоимений 3 лица единственного и множественного числа

1




18

Практические упражнения. Склонение местоимений единственного и множественного числа

1




19

Практические упражнения. Раздельное написание предлогов с местоимениями

1




20

Практические упражнения. Деловое письмо: письмо

1




21

Практические упражнения. Личные местоимения

1




22

Контрольный диктант по теме: «Местоимение»

1




23

Работа над ошибками

1




24

ГЛАГОЛ (27 часов) Глагол как часть речи

1




25

Изменение глаголов по временам

1




26

Практические упражнения. Изменение глаголов по временам

1




27

Сочинение по личным наблюдениям «Мастерская природы»

1




28

Изменение глаголов по числам

1




29

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1




30

Практические упражнения. Определение времени и числа глаголов.

1




31

Глаголы прошедшего времени во множественном числе

1




32

Не с глаголами




5.03

33

Изменение глаголов по лицам.

1




34

Первое лицо глаголов

1




35

Второе лицо глаголов

1




36

Третье лицо глаголов

1




37

Глаголы на –тся, -тсья

1




38

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

1




39

Работа над ошибками

1
























Календарно – тематическое планирование

IV четверть













Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Практические упражнения. Глагол

1




2

Сочинение по картине В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

1




3

Сочинение по картине В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

1




4

Практические упражнения. Деловое письмо: письмопоздравление

1




5

Практические упражнения. Изменение глагола по лицам и числам

1




6

Практические упражнения. Изменение глагола по лицам и числам

1




7

Изложение «Спасение с тонущего корабля» (устная работа)

1




8

Изложение «Спасение с тонущего корабля» (письменная работа)

1




9

Предложение (16 часов) Простое и сложное предложение

1




10

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении

1




11

Простое предложение с однородными членами

1




12

Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и

1




13

Практические упражнения. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных

1




14

Практические упражнения. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных

1




15

Итоговая контрольная работа

1




16

Работа над ошибками

1




17

Сложное предложение

1




18

Сложное предложение с союзами и, а, но

1




19

Сложное предложение с союзами и, а, но

1




20

Обращение

1




21

Обращение Знаки препинания при обращении

1




22

Практические упражнения. Сложное предложение с союзами и, а, но

1




23

Практические упражнения. Деловое письмо: объявление

1




24

Практические упражнения. Сложное предложение

1




25

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»

1




26

Работа над ошибками

1




27

Повторение ( 10 часов) Состав слова

1




28

Правописание гласных и согласных в корне

1




29

Части речи Объяснительный диктант

1




30

Правописание падежных окончаний имён существительных

1




31

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

1




32

Склонение личных местоимений

1




33

Правописание глаголов

1




34

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1




35

Работа над ошибками

1




36

Предложение. Главные и второстепенные 1 члены предложения

1






























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.