Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» (вариант 1, 1 класс)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство» (вариант 1)
1 класс
(для детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса разработана и реализуется на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
- Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г №1598
- Учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год 1-е классы (I вариант);
- Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1) МБОУ «Виловатовская СОШ»;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. / Под редакцией В. В. Воронковой.-М., 2010 г.
Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, он, таким образом, запоминает его и любит. Не умея выразить свои эмоции словами, он прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги при помощи графики или радужных образов. Психологи говорят, что, рассматривая рисунки детей, изображения предметов, можно понять внутренний мир ребенка. Рисунки помогают детям избавиться от страхов и тревожных мыслей. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, те качества, которые вырабатываются рисованием, и в будущем очень пригодятся ребенку. Благодаря рисованию вырабатывается решительность и самостоятельность, так как дети сами учатся принимать решения.
Цель учебного предмета состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения изобразительному искусству в 1 классе направлены на:
- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
- развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Место учебного предмета «Изобразительное искусство»
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отведено по 1 часу в неделю, что составляет 33 часа за учебный год.
1.Личностные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
адекватные представления о собственных возможностях;
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец обучения в 1 классе
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. | знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. |
Направления работы :
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
разминание куска пластилина,
отщипывание кусков от целого куска пластилина;
размазывание по картону, скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующем пространственном положении;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям);
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;
приемы наклеивания деталей аппликации на поверхность с помощью клея;
приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);
рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал);
удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности листа;
осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке при рисовании;
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш;
завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по образцу);
Приемы работы красками:
примакивание кистью;
наращивание массы;
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
‒ рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
‒ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
‒ выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе
№ | Раздел | Содержание программы |
Обучение композиционной деятельности. | Понятие «композиции». Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта. Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения. Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий). Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе). | |
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора». Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник - это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы. Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве (простые и сложные формы). Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых. Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата). Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету). Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п. Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали). Наблюдение и передача различия в величине предметов (большой - поменьше - еще меньше - маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот. Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. | |
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи | Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д. Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра. Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира. Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры. Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно». Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. | |
Обучение восприятию произведений искусства | Примерные темы бесед: «Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек. |
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в форме проверочной работы.
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Цель и задачи урока, коррекционно-развивающая деятельность | Наглядный материал, оборудование | Дата | |||
По пл. | Факт. | ||||||
I четверть. В мире волшебных линий (8 ч) Линия — одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте). Она используется также в карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах. Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник определяет форму и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Линия несет в себе информацию об изображении, художник не может обойтись без нее в своем творчестве. Ею пользуются скульпторы, архитекторы, живописцы, конструкторы. Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей. Она может быть вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Таким образом, линия, пятно, силуэт относятся к основным средствам художественного изображения. | |||||||
1. | Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация. | Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. В частности – красоты осенних листьев. Сравнение осенних листьев по форме и цвету. Использование этого опыта в изображении осеннего листопада при работе с акварельными красками, а также в аппликации и лепке. Учим детей живописными средствами передавать богатый колорит осенней природы. Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы, особенности красоты осенних листьев, учитывая их цвет и разнообразие форм. Изображать характерные особенности осеннего леса, глядя на предложенный учителем образец. Использовать выразительные средства живописи и возможности аппликации для создания образов осенней природы. Овладевать живописными навыками работы акварелью, в технике бумагопластики, в лепке, используя помощь учителя Задание: аппликация из оборванных цветных кусочков бумаги, рисунок, лепка. | Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), кисть, клей, пластилин, образцы изображений Образ осени в иллюстрациях художников И. Левитана, К. Коровина, Ф. Васильева., а также в стихах А. Барто. | ||||
2. | Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование. | Усвоение таких понятий, как «ясно», «пасмурно». Практика работы с красками. Самостоятельная работа детей. Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в разное время года и разную погоду, внимательно слушать рассказ учителя. Изображать характерные особенности пейзажа при различном освещении. Изображать живописными средствами состояние природы родного края. Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека. Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю Задание: рисование летней полянки, стоящего на ней забора. На голубом небе светит яркое солнце. | Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец. | ||||
3. | Фрукты, овощи разного цвета. Рисование. | Изображение фруктов и овощей. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Знакомство с новым понятием — «натюрморт». Развитие художественных навыков при создании натюрмортов на основе красивых композиций из овощей и фруктов. Изображение живописными средствами разные фрукты и овощи. Знакомство с трафаретом. Работа по трафарету. Творческие умения и навыки работы цветными мелками. Помощь учителя. Сравнение своей работы с работой одноклассников. Задание: рисование натюрморта из фруктов и овощей. | Материалы и инструменты: цветные мелки, бумага, образец, муляжи фруктов, картинки, трафарет «фрукты». | ||||
4. | Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование. | Знакомство с понятиями «форма», «простая форма». Простые и сложные формы. Развитие способности целостного обобщенного видения формы. Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности при восприятии сложной формы и умение «разделить» ее на множество простых форм. Помощь учителя при анализе сложной формы. Использовать трафарет простой формы для создания более сложных форм. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Видеть в сложной форме составляющие – простые формы Воспринимать и анализировать форму предмета. Если самостоятельно провести анализ сложно, обратиться за помощью к учителю. Создавать изображения на основе простых и сложных форм. Задание: рисование предмета из двух или трех простых форм: вагон, дом или др. предметы. | Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, трафареты, цветные карандаши. Образцы форм. | ||||
5. | Линия. Точка. Пятно. Рисование. | Линия, точка, пятно - язык графики в изобразительной композиции, способ изображения предмета на плоскости. Развитие способности целостного обобщенного видения. Готовность рабочего места. Использовать линию точку, пятно, как основу изобразительного образа на плоскости листа. Если задание самостоятельно выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю. Соотносить форму пятна, множество точек и разнообразие линий с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору - образ будущего изображения. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, точки, линии. Создавать изображения на основе пятна, точки, линии. Сравнивать свою работу с работой одноклассников. Правильное удерживание карандаша в руке. Помощь учителя. Оценка своей работы. Задание: работа по образцу. Дорисовывание волос у человечков. Волны на море. Забор. | Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры. Учебник с..34-37, презентация. | ||||
6. | Изображаем лист сирени. Рисование | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Изучение формы листа сирени. Изображение листа сирени. Форма листа. Жилки листа. Развитие художественных навыков при создании рисунка на основе знаний простых форм. Творческие умения и навыки работы акварельными красками. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Любование красотой цвета и формы, созданных природой. Сравнивать форму листа сирени с другими формами. Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. Оценка своей деятельности. Сравнение своей работы с работой окружающих. Задание: рисование листа сирени. | Материалы и инструменты: бумага, акварельные краски, кисть, предметные картинки с изображением сирени. Учебник с. 46 | ||||
7. | Лепим лист сирени. | Развитие наблюдательности и изучение природных пластичных форм. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Изучение формы листа сирени. Лепка листа сирени. Развитие художественных навыков при создании вылепленной пластичной формы на основе знаний простых форм и объемов. Творческие умения и навыки работы пластичными материалами. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Любование красотой цвета и формы, созданных природой. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников. Сравнивать форму листа сирени с другими формами. Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать (лепить) предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Понимать простые основы симметрии. Видеть пластику предмета. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы и объема. Посмотреть на работу своего товарища, сравнить работы Задание: лепка листа сирени. | Материалы и инструменты: трафарет листа, пластилин, стека Предметные картинки (сирень) Учебник с. 46-47 | ||||
8. | Лепка. Матрешка. | Развитие способности целостного обобщенного видения. Развитие наблюдательности, фантазии при восприятии объемной формы. Анализ формы. Находить выразительные, образные объемы, уже знакомые нам (снеговик, неваляшка и т. д.). Овладевать первичными навыками изображения в объеме (рельеф). Изображать в объеме (рельеф) способами вдавливания и размазывания. Если не получается, посмотреть, как делают работу другие. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников. Задание: лепка матрешки. | Материалы и инструменты: матрешка, лист плотного картона, пластилин, стека Учебник с. 48-49 | ||||
II четверть. От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке (8 ч) Пластичность бумаги подталкивает к изменению плоского пространства рисунка на объемное, расширяя рамки восприятия процесса создания произведения изобразительного искусства. Процесс работы с бумагой помогает развивать пространственное мышление, дает возможность отдохнуть от рисования, но не удаляет ребенка из пространства изобразительной деятельности. И как интересно раскрашивать бумажные фигурки, обводить их, сравнивать плоское и объемное! Как часто возникает желание искать возможности для создания объемного рисунка после подобных сравнений! | |||||||
9. | Рисуем куклу - неваляшку. | Изучение формы. Изображение неваляшки. Развитие художественных навыков при создании рисунка на основе знаний простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы акварельными красками. Декоративная роспись. Развитие наблюдательности. Понимать, что такое шаблон. Овладевать навыками работы с шаблоном. Изображать живописными средствами разные декоративные цветы внутри нарисованной формы. Овладевать живописными навыками работы фломастерами и мелками. Изображать предмет, максимально копируя форму, предложенную учителем. Понимать простые основы геометрии, симметрию. Сравнение своей работы с работами одноклассников. Оценивать свою деятельность. Задание: рисование куклы-неваляшки. | Материалы и инструменты: кукла-неваляшка, шаблон, фломастеры, цветные мелки. Учебник с. 50-51 | ||||
10. | Деревянный дом в деревне. Лепка. | Первичное знакомство с архитектурой. Постройки в окружающей нас жизни. Назначение построек. Постройки, сделанные человеком. Материалы для постройки. Понятия «внутри», «снаружи». Назначение дома, его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. Наблюдать постройки, созданные человеком. Анализировать их форму, пропорции, конструкцию. Изображать деревянный дом в лепке, выявляя его форму, конструкцию, взаимосвязь частей. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Овладевать первичными навыками конструирования с помощью лепки. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем. Задание: изображение деревянного дома из бревен из пластилина. | Изображение деревянного дома в иллюстрациях художников И. Левитана, К. Коровина и др. Материалы и инструменты: стека, картон, пластилин, образец. Учебник с. 58-59 | ||||
11. | Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация. | Дальнейшее знакомство с архитектурой. Назначение дома, его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности. Рассматривание деревянных домов на иллюстрациях художников. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Конструировать (строить) из бумаги. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами. Задание: изображение деревянного дома в технике аппликации. | Материалы и инструменты: картон, набор цветной бумаги, ножницы, изображение деревянного дома Учебник с. 60-61 | ||||
12. | Аппликация «Рыбки в аквариуме». | Изучение формы. Форма и создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее. Изображение аквариума в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами. Развитие наблюдательности. Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя ее в технике бумагопластики. Осваивать приемы работы с аппликацией. Изображать, используя цветную бумагу в аппликации. Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Овладевать приемами работы с бумагой. Развивать навыки создания сложной, многофигурной композиции. Сравнение своей работы с работами одноклассников, оценка. Задание: аппликация из цветной бумаги. | Материалы и инструменты: шаблоны рыбок, бумага (обычная и цветная), цветные карандаши, ножницы, фломастеры. Учебник с. 64-65 | ||||
13. | Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка. | Восприятие красоты зимнего пейзажа и радости зимних развлечений в картине В. Сурикова. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, мороз, снег). Развитие наблюдательности. Развитие художественных навыков при создании рисунка и аппликации на основе знаний простых форм. Понимать, что в создании композиции принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта композиция будет выглядеть. Продолжать осваивать технику работы фломастерами и цветными карандашами. Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Работать как индивидуально, так и в группе. Оценивать свою работу, сравнивая ее с другими работами. Конструировать (строить) из бумаги. Задание: конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями (нижний, средний и верхний круги, составляющие конструкцию «снеговика»), или новогодней елки (нижний, средний и верхний ярус). | В. Суриков «Взятие снежного городка» Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши Учебник с. 66-67. | ||||
14. | Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация. | Развитие зрительных навыков, умения видеть. Композиция - главное средство выразительности работы художника. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике аппликации и рисования. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины. Эмоционально откликаться на красоту зимней природы, праздник. Сравнивать свою работу с другими работами. Задание: Конструирование и рисование новогодней елки, флажков на веревке. | Слайды, фото, картина В. Сурикова «Взятие снежного городка» Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши. Учебник с. 68-69 | ||||
15. | Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека. | Знакомство с понятием « скульптура», материалами для скульптуры. Научиться лепить человека из пластилина. Знать, как называются разные части тела человека. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике лепки. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами. Задание: слепи части тела человечка из пластилина, соедини их так, как показано на образце. | Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, образец. Учебник с. 70-71 | ||||
16. | Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй. | Восприятие красоты природы. Умение видеть. Развитие зрительных навыков. Развитие наблюдательности. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике лепки и рисунка Знать, как называются разные части тела зайки. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами Задание: слепи части тела зайчика из пластилина, соедини их так, как показано на образце, нарисуй зайчика. | Слайды, фото и картины с деталями зимней природы Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека, образец, бумага, цветные карандаши, фломастеры. Учебник с. 74-75 | ||||
III четверть. От замысла к воплощению (9 ч) Рисование школьника младших классов тесно переплетается с игрой. Процесс рисования разворачивается как своеобразная игра. Графические изображения фиксируют развертывание сюжета игры, помогают развивать его. Рисование на основе замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа — все это характеризует проявление творчества ребенка, появление у него внутреннего идеального поля действий. | |||||||
17. | Рассматрива- ние картин художников. | Начальное формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы. Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) Знать имена знаменитых художников. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников Задание: составить рассказ по картине известного художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? | Картины художников (Б. Кустодиев, И. Шишкин, А. Герасимов и др.) Учебник с. 76 | ||||
18. | Пирамидка. Рыбка. Аппликация. | Изучение формы. Композиция рисунка. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Учимся видеть красоту. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников. Овладевать техникой и способами аппликации. Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка)Продолжать овладевать навыками работы карандашами, кистью, ножницами. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Наблюдать за работой одноклассников Задание: изображение рыбки, пирамидки (техника аппликации с графической дорисовкой). | Материалы и инструменты: шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры. Учебник с. 77 | ||||
19. | Ваза с цветами. Аппликация. | Развитие зрительных навыков. Понятия «Форма». «Композиция». Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм. Закреплять навыки работы от общего к частному. Работа с шаблоном. Объяснять, чем отличаются листы бумаги друг от друга. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике аппликации и рисунка. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами. Задание: изображение вазы с цветами (техника аппликации с графической дорисовкой). | Материалы и инструменты: шаблон, цветная бумага, клей, фломастеры, кисть, цветные карандаши. Учебник с. 78 | ||||
20. | Колобок. Нарисуй картинку. | Анализ формы предмета. Развитие наблюдательности. Усвоение понятий «слева» и «справа». Выражение своего мнения относительно своей деятельности и деятельности других. Анализировать последовательность изображения головы, лиц героев композиции. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Задание: рисование Колобка на полянке. | Инструменты: цветная бумага, гуашь, цветные карандаши, мелки. Учебник с. 80-81 | ||||
21. | Дома в городе. Аппликация. | Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности. Приемы работы в технике бумагопластики. Формирование первичных умений видеть конструкцию (геометрию) предмета, т. е. то, как он построен. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать навыками конструирования из бумаги. Анализировать различные предметы (здания) с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения зданий в технике аппликации. Оценивать свою деятельность Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зданий (домов), города в технике аппликации. | Иллюстрации зданий разных форм, разной этажности. Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей Учебник с. 82-83 | ||||
22. | Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка. | Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме и размеру одноэтажного и трехэтажного дома. Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипывание). Создавать изображение дома в технике лепки с передачей пропорций и учетом композиционного центра. Оценивать свою деятельность. Задание: изобразить в лепке одноэтажный и трехэтажный дом. | Материалы и инструменты: пластилин, стека, цветная бумага, ножницы, клей Учебник с. 84 | ||||
23. | Многоэтажный дом. Аппликация. | Особенности создания аппликации. Аккуратность и внимательность. Чувство композиции. Композиционный центр. Изображение многоэтажного дома в технике аппликации. Развитие умения видеть цвет. Деление цветов на теплые и холодные. Развивать навыки работы в технике бумагопластики. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Создавать и конструировать из простых геометрических форм. Создавать изображение дома в технике аппликации с передачей пропорций и учетом композиционного центра. Овладевать приемами работы с бумагой. Оценивать свою деятельность. Задание: сделать аппликацию – изобразить многоэтажный дом. | Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей Учебник с. 85 | ||||
24. | Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ. | Учимся быть зрителями. Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем. Выражение в картине настроения, состояния души. Опыт восприятия произведений изобразительного искусства. Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников. Задание: составить рассказ по картине художника. Рассказать о характере, настроении в картине. Что хотел рассказать художник? Какое время года изображено на картине? | Картины художников (И. Левитан, А. «Март», Саврасов «Грачи прилетели») Материалы и инструменты: картины художников. Учебник с. 86 | ||||
25. | Весна. Почки на деревьях. Рисование. | Учимся любоваться красотой природы. Рассматриваем Усваиваем понятия «справа», «слева», «над», «под». Композиция рисунка. Колорит. Развитие навыков работы с красками (гуашь), цветом. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Выполнение работы по образцу, предложенному учителем. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Продолжать осваивать приемы работы по образцу. Развивать навыки работы с живописными материалами (гуашь). Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими работами. Задание: нарисуй картинку: три разных дерева; на ветках деревьев показались почки; на небе солнышко. | Картины художников (И. Левитан «Весна. Большая вода»). Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, иллюстрация картины художника. Учебник с. 86-87 | ||||
V четверть. Замысел плюс опыт равно творчество (8 ч) Замысел — это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел — это более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника. «Предельная выразительность и новизна пластического мотива являются основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того, стоит ли над ним работать дальше». А замысел и опыт дают прекрасный результат - создание законченного рисунка с присущим ему характером и настроением. | |||||||
26. | Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. | Рисование. Рассматриваем картины знаменитых художников (И. Левитан и др.). Рисование по описанию. Композиция рисунка. Центр композиции. Построение рисунка. Использование вспомогательных точек для построения кораблика. Выбор необходимой палитры красок. Цвет. Колорит. Характеризовать красоту природы, весеннее состояние природы. Изображать характерные особенности деревьев весной, тщательно прорисовывать все детали рисунка. Использовать выразительные средства живописи для создания образа весенней природы. Овладевать живописными навыками работы акварелью. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов рисунка. Оценивать свою деятельность. Сравнивать выполненную работу с работой одноклассников. Задание: нарисуй картинку по описанию (ручей, кораблик, солнце, птички). | Материалы и инструменты: бумага, акварель, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника И. Левитан «Весна. Большая вода». Учебник с. 88-89 | ||||
27. | Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование. | Наблюдение живой природы. Развитие наблюдательности и фантазии. Практика работы с красками (гуашь), цветом. При возникновении трудностей в процессе деятельности обратить внимание на работу одноклассников. Понимать, что живопись — это необыкновенный вид искусства, который отчетливо и красочно передает видение автором конкретного пейзажа. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Стараться передать красками увиденную красоту и вложить в нее свои чувства. Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Развивать навыки работы гуашью. Оценивать свою деятельность. Задание: рисование цветка, ветки акации с листьями. | Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти. Учебник с. 90-91 | ||||
28. | Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация. | Орнамент — узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала — ритм и симметрия. Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги. Узор. Украшать. Выполнение работы самостоятельно. Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративных элементов. Овладеть навыками работы в аппликации. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданными человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные и геометрические мотивы. Получать первичные навыки декоративного изображения. Оценивать свою деятельность. Формировать навыки самостоятельности в работе. Задание: аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. | Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши, образец. Учебник с. 92-93 | ||||
29. | Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее. | Развитие наблюдательности. Развитие художественных навыков при создании рисунка и аппликации на основе знаний простых форм. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. При возникновении трудностей - выполнение работы совместно с учителем. Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративных элементов. Овладеть навыками работы в аппликации. Участвовать в создании коллективных работ. Понимать роль цвета в создании аппликации. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании наряда (сарафана). Оценивать свою деятельность. Формировать навыки совместной работы. Задание: сделай аппликацию и дорисуй ее. | Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши. Учебник с.94-95 | ||||
30. | Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование. | Анализ формы домов и их элементов, деталей в связи с их назначением. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Пропорции. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Объяснять особенности конструкции деревенского деревянного дома и назначение его отдельных элементов. Изображать живописными средствами (гуашь) образ деревянного деревенского дома, природы (деревья). Выражать свое отношение к архитектуре деревянного деревенского дома. Развивать навыки творческой работы в технике акварели. Сравнивать свою работу с другими. Задание: рисунок красками и кистью. Домик в деревне. Деревья рядом с домом. | Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, цветные мелки, образец рисунка. Учебник с. 96-97 | ||||
31. | Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация. | Природа. Красота природы. Лес. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Названия грибов. Форма гриба и его строение. Части гриба. Шляпка, ножка. Деревья. Пенек. Лесная полянка. Композиция рисунка. Последовательность построения композиции. Пропорции изображаемых предметов. Цвет и контраст. Самостоятельное выполнение работы. Осваивать приемы работы в технике аппликации. Изображать, используя все многообразие цвета. Развивать навыки работы в технике аппликации. Понимать пропорции как соотношение между собой частей одного целого. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы) и необходимый цвет в процессе создания образа (конкретного гриба). Формировать навык самостоятельности. Задание: аппликация с дальнейшим дорисовыванием. Грибы. Грибы на пеньке. | Материалы и инструменты: бумага цветная, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, иллюстрации с изображением грибов, шаблоны (шляпки и ножки) Учебник с. 98-99 | ||||
32. | Придумай свой рисунок. (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование. | Рассматривание рисунков. Рисование на темы является рисованием по представлению. Отбор объектов изображения. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Передача сравнительных размеров. Понятие двух плоскостей: горизонтальная (пол — земля), вертикальная (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «наверху», «внизу». Рисование карандашами тематического рисунка. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. При затруднениях в работе — выполнение ее с помощью учителя. Понимать, что такое тематическое рисование. Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Усвоить информацию о существовании двух плоскостей – горизонтальной и вертикальной. Закрепить понятия (наверху, внизу). Развивать пространственные представления. Учитывать размер и форму предметов. Составлять рассказ по нарисованной картинке. Практика совместной деятельности. Задание: рассматривание рисунков. Тематический рисунок. (Предложение: «Наверху облака. Внизу цветы».) | Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки Учебник с. 100-101 | ||||
33. | Проверочная работа в рамках промежуточной аттестации. | Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Передача сравнительных размеров. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Рисование карандашами тематического рисунка. Размер. Форма. Последовательность выполнения рисунка. Выполнение работы самостоятельно. Понимать, что такое тематическое рисование. Уметь располагать правильно объекты, выбранные для изображения. Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Развивать пространственные представления. Учитывать размер и форму предметов. Составлять рассказ по нарисованной картинке. Формировать навыки самостоятельности. | Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки. Диагностический материал для проведения. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе
Материально – техническое обеспечение:проектор; ноутбук; интерактивная доска; образцы работ; шаблоны; раздаточные карточки; презентационные материалы.
Учебно–методическое обеспечение:
Рау М. Ю. Изобразительное искусство 1класс:учеб./М.Ю. Рау, М.А. Зыкова.- М.:Просвещение,2017.
6