Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса (Вариант 1)

1
1
Материал опубликован 1 October 2022

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя»













Адаптированная рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса (Вариант 1)

на 2022-2023 учебный год






Составитель:

учитель Ишкова В.В.

Проверил:

зам. директора

______________

Дата: _________________________



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;

- Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

- учебного плана государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя»;

- АООП (Вариант 1);

- годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- учебника «Изобразительное искусство» 3 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (М.Ю. Рау, М.А.Зыкова), Москва, «Просвещение», 2018

- методическими рекомендациями к учебникам «Изобразительное искусство» для детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классов (авторы: М.Ю. Рау, М.А. Овчинникова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева).

Изобразительное искусство - особый духовный вид человеческой деятельности, который занимает важное место в развитии ребенка. Посредством художественной деятельности осуществляется эстетическое познание окружающих предметов, явлений, отношений. Такой способ знакомства с миром, влияющий на формирование положительных черт личности, на формирование мировоззрения ребенка, трудно переоценить.В процессе познания красоты, целесообразности окружающей действительности ребенок активно изучает мир, в котором он живет, художественно воспроизводит его с целью более глубокого познания, преобразует его в своей творческой деятельности.

Все эти обстоятельства позволяют считать учебный предмет «Изобразительное искусство» одним из важнейших. В процессе обучения этой дисциплине, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.

Цельюданной программы является:

- оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- формирование личности ребенка;

- воспитание положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» нацелено на решение на уроках ряда задач:

1. Развитие у детей эстетического восприятия и формирование образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познания.

2. Формированиеу детей интереса к изобразительному искусству и потребности к изображению объектов воспринимаемой действительности, желания овладеть приемами изображения в разных видах изобразительной деятельности.

3. Развитие структурныхкомпонентовхудожественно-изобразительнойдеятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» призвано реализовать современный, экспериментально проверенный подход к обучению детей, имеющих проблемы развития, с учетом требований, определенных концепцией Федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в целом и по соответствующей образовательной области в частности.

Следуетподчеркнуть,чторазработка содержания программы по предмету осуществлялась с учетом научности и доступности учебного материала для обучающихся. Так, в программе предусмотренопостепенное знакомство детей с изобразительно-выразительными средствамиискусства, овладение разными видами изобразительной деятельности, освоение значимых тем - о чем говорит искусство, чему оно учит.

Приразработкесодержанияучитывались психофизическиеособенности,трудностиобучающихсяс интеллектуальными нарушениями, но вместе с тем и возможности развития ихпознавательной,эмоционально-волевойи двигательной сфердеятельности, разный уровень развития школьников в составе одного класса. Наряду с этим учитывался накопленный опыт изучения и обучения этой категории детей в области изо деятельности.Чтобы учебный материал был доступен обучающимся различного уровня развития, представлены разные по сложности варианты заданий по темам занятий.

Концептуальная основа построения программы- развитие эстетического восприятия, формирование представлений об объектах и явлениях окружающей действительности и обучение детей способам ее отражения в разных видах изобразительной деятельности, а также формирование технических навыков работы с различными художественными материалами при использовании разноуровневой помощи со стороны учителя и взаимодействии с одноклассниками.

Немаловажную роль играет знакомство детей с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства и обучение их восприятию со стороны понимания как содержания, так и некоторых способов (доступных пониманию обучающихся) решения великими мастерами изобразительных задач.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа на 2022/2023 учебный год, предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

К личностным результатам обучающихся относятся:

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво);

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;

умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений;

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачам одноклассников;

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.

РегулятивныеУД:

понимание учебной задачи;

умение организовывать рабочее место под руководством учителя;

определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

определение плана выполнения заданий под руководством учителя;

умение высказывать своё предположение (версию);

выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью учителя;

использование в своей деятельности инструментов;

выполнение задания в соответствии с планом, под руководством учителя, с опорой на образцы, рисунки учебника;

проговаривание последовательности действий на уроке;

проверка работы по образцу;

оценивание своего отношения к работе;

умение работать самостоятельно.

ПознавательныеУД:

овладение приемами работы с различными материалами;

наблюдение природы и природных явлений;

находить общее и различие с помощью учителя;

группировать предметы на основе существенных признаков;

овладение приемами работы различными материалами;

ориентироваться в пространстве, на листе бумаги под руководством учителя;

назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

находить общее и различие с помощью учителя;

создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости;

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

КоммуникативныеУД:

слушать и понимать речь других;

участвовать в диалоге;

соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;

формулировать собственное мнение и позицию;

оформлять свои мысли в устной речи;

участвовать в обсуждении содержания произведений и применения выразительных средств;

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Минимальный уровень:

знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил хранения, обращения с ними;

знание некоторых выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками;

ориентировка в пространстве листа;

адекватная передача цвета изображаемого объекта;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж,сюжетное изображение и др.);

знание названий народных и национальных промыслов: Городец, Каргополь, Косово и др.;

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т. д.;

знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

знание способов лепки (конструктивный, пластический,комбинированный);

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

применение разных способов лепки;

рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;

рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Кол-во часов

Формирование БУД

Вид деятельности

учителя

Вид деятельности

обучающихся

Форма контроля

1

Декоративное рисование

10

Личностные

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать, проявлять эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво)

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изо деятельности, способность к оценке результата деятельности

Регулятивные

умение организовывать рабочее место

определение и формулирование цели деятельности на уроке

Познавательные

ориентироваться в пространстве, на листе бумаги

назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу)

находить общее и различие

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

оформлять свои мысли в речи

участвовать в обсуждении применения выразительных средств

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на выполнение творческого задания.

Формулирует задание.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

-индивидуальный контроль;

-выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся 
в работу на уроке.

Организует:

коллективную проверку;

проверку выполнения творческого задания;

беседу по уточнению первичных знаний;обсуждение способов решения;беседу, связывая результаты урока с его целями.

Выявлять геометрическую форму простого плоскостного тела.Усвоить понятие «узор».Создавать из созданного образа узор.Усвоить понятие «трафарет», уметь его использовать.Познакомиться с изделиями народных и национальных промыслов.Познакомиться с видами орнамента,узора, его символами и принципами построения.Выполнить орнаментальнуюкомпозицию.Развивать умения преображать формы реального мира вусловно-декоративные.Совершенствовать навык работыразнообразной линией.Размышлять о выборе элементовузора для создания композиции.Определять местоположение главного предмета (группы) в композиции.Применять знания о композиции.Использовать приемы композиции (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение центра). Обсуждать работы, давать оценку результатам деятельности

творческая работа

рисунок

выставка

бесед

наблюдение

конкурс рисунков

2

Рисование с натуры (по образцу)

4

Личностные

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять эмоциональную реакцию

стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение принятыми нормами соц взаимодействия для решения творческих задач

Регулятивные

понимание учебной задачи

умение организовывать рабочее место под руководством учителя

Познавательные

назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя

создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости

Коммуникативные

соблюдать простейшие нормы речевого этикета

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях; формулировать собственное мнение и позицию

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на выполнение творческого задания.

Формулирует задание.

Напоминает обучающимся технику работы с различными материалами, технику безопасности на уроках.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Организует:

коллективную проверку;

проверку выполнения творческого задания;

беседу по конкретизации первичных знаний;

обсуждение способов решения;

беседу, связывая результаты урока с его целями;

взаимопроверку.

Закреплять навыки работы от общего к частному.Анализировать форму частей.

Развивать навыки работы с живописными материалами.Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов.Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.

Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать свою работу с оригиналом (образцом).

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Посмотреть на работу своего товарища, сравнить свою работу с работой других.

Работать по образцу.Определять местоположение главного предмета (группы) в композиции.Применять знания о композиции.Использовать приемы композиции (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение центра).

Участвовать в подведении итогов работы.Обсуждать работы одноклассников и давать оценку результатам деятельности.

рисунок

беседа опрос

выставка

наблюдение


3

Рисование на темы. Беседы об изобразительном искусстве

10

Личностные

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда

умение выражать свое отношение к результатам деятельности; принятие факта существования различных мнений

Регулятивные

умение организовывать рабочее место

определение и формулирование цели деятельности на уроке

Познавательные

овладение приемами работы различными материалами

ориентироваться в пространстве, на листе бумаги

назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме и др.)

Коммуникативные

участвовать в обсуждении применения выразительных средств

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на выполнение творческого задания.

Формулирует задание.

Напоминает обучающимся технику работы с различными материалами, технику безопасности на уроках.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Организует:

коллективную проверку;

проверку выполнения творческого задания;

беседу по конкретизации первичных знаний;

обсуждение способов решения;

беседу, связывая результаты урока с его целями;

взаимопроверку.

Наблюдать за изменениями в

природе.Воспринимать и эстетическиоценивать красоту природы в разноевремя года и разную погоду,внимательно слушать рассказ учителя. Характеризовать красоту природы,осеннее состояние природы.Понимать, что времена года сменяютдруг друга.

Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы по теме.Рассматривать работы детей и выражать свое отношение к ним.Учиться любить живую и неживую природу.

Рассматривать картину художников, рассказывать о настроении, которое художник передает цветом.Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию картины.Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от просмотра иллюстраций картин и рисунков детей.

Обсуждать работы и давать оценку результатам творческо-художественной деятельности

творческая работа

рисунок

выставка

беседа наблюдение

опрос

4

Другие виды изобразительной деятельности (лепка, аппликация)

4

Личностные

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачам одноклассников

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности

Регулятивные

определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя

определение плана выполнения заданий под руководством учителя

проверка работы по образцу

Познавательные

наблюдение природы и природных явлений

находить общее и различие с помощью учителя

группировать предметы на основе существенных признаков

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

оформлять свои мысли в устной речи

участвовать в обсуждении применения выразительных средств

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на творческое задание.

Формулирует задание.

Напоминает обучающимся технику работы с различными материалами.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Контролирует выполнение работы.Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Организует:

коллективную проверку;

проверку выполнения творческого задания;

беседу по уточнению и конкретизации знаний;

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Развивать декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы. Выявлять геометрическую форму простого плоскостного и объемного тела.Овладевать навыками работы в технике (объемной) аппликации.Понимать роль цвета в создании аппликации.Осваивать технику сгибания, скручивания при работе с бумагой.Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании объемной аппликации.Выполнять работу в технике лепки (лепка в рельефе).Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Проявлять интерес к лепке.Изображать предметы, предложенные учителем.Уметь создавать предметы, состоящие из нескольких частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью.

Овладевать навыками работы с пластичным материалом.

творческая работа

рисунок лепка аппликация

беседа наблюдение

опрос


5

Творческие задания (рисование по воображению, по описанию)

6

Личностные

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда

умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

Регулятивные

выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов

использование в своей деятельности инструментов

проговаривание последовательности действий на уроке

Познавательные

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы

Коммуникативные

участвовать в обсуждении содержания произведений и применения выразительных средств

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях

Проверяет готовность учащихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока.Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на выполнение творческого задания.Формулирует задание.

Напоминает обучающимся технику работы с конкретными материалами.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Организует:

проверку выполнения творческого задания; беседу по уточнению и конкретизации знаний;

оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; беседу, связывая результаты урока с его целями;

взаимопроверку.

Повторять и варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, моделируя в художественной деятельности свои впечатления.Учиться поэтичному видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами.Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью. Знать разные художественные материалы (гуашь, акварель, мелки, уголь).Выполнять подготовительный рисунок (зарисовку).Применять выразительные графические средства в работе (пятно, силуэт, контур).Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому.Участвовать в подведении итогов творческой работы.

творческая работа

рисунок выставка

беседа опрос

наблюдение

тест

портфолио


Итого:

34


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

БУД

Основные виды деятельности

учащихся

1 четверть – 8 часов

1.

07.09.

Наблюдение сезонныхявлений в природе сцелью последующегоизображения.

Беседа назаданную тему.

1

знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил хранения, обращения с ними;

знание некоторых выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования;

знание названий предметов, подлежащих рисованию;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя;

рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;

применение приемов работы гуашью;

ориентировка в пространстве листа;

адекватная передача цвета изображаемого объекта.

Личностные

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результатуприобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства

Регулятивные

понимание учебной задачи

умение организовывать рабочее место под руководством учителя

Познавательные

находить общее и различие с помощью учителя

создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы

Коммуникативные

слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге; соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

Наблюдать за изменениями в

природе.Воспринимать и эстетическиоценивать красоту природы в разноевремя года и разную погоду,внимательно слушать рассказ учителя.Характеризовать красоту природы,осеннее состояние природы.Понимать, что времена года сменяютдруг друга.

Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы по теме.

Рассматривать работы детей и выражать свое отношение к ним.

Учиться любить живую и неживую природу.

2.

14.09.

Лето. Осень. Дует сильный ветер. Рисование.


1

Уметь сравнить и обосновать

разницу между состоянием природы летом и осенью.Понимать, что в природе происходят сезонные изменения.Уметь описывать природу летом и осенью, называя основные признаки.Изображать картинку, глядя на предложенный учителем образец.Использовать выразительные средства живописи (гуашь) для создания картинки.

Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

3

21.09.

Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином.

Рисование.


1

знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил хранения, обращения с ними;

знание некоторых выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования;

знание названий предметов, подлежащих рисованию;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя;

рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;

применение приемов работы карандашом акварельными красками;

ориентировка в пространстве листа;

адекватная передача цвета изображаемого объекта;

узнавание и различение в репродукциях изображенных предметов и действий.

Личностные- приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво)

Регулятивные

понимание учебной задачиумение организовывать рабочее место под руководством учителя

Познавательные

назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу)

находить общее и различие с помощью учителя

создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости

Коммуникативные

соблюдать простейшие нормы речевого этикета

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказыванияхформулировать собственное мнение и позицию

Уметь описывать природу осенью, называя основные признаки.

Подумать, как лучше расположить лист бумаги, чтобы показать высоко летящих клином птиц.

Овладевать живописными навыками работы цветными карандашами. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

Использовать в работе сначала простой карандаш, затем цветные карандаши.Соблюдать пропорции.Развивать навыки работы в технике рисунка.Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

4

28.09.

Бабочка. Бабочка и цветы.

Рисование.

1

Рассматривать картину художника, рассказывать о настроении, которое художник передает цветом (радостное, грустное, нежное и т. д.).Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию картины.Усвоить такие понятия, как контраст, фон, осевая симметрия.Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.Овладевать навыками работы в технике акварели. Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

5

05.10.

Рисование узора «Бабочка на ткани» с использованием трафарета с силуэтом бабочки

1

знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил хранения, обращения с ними;

знание выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;

применение приемов работы карандашом;

ориентировка в пространстве листа;

адекватная передача цвета изображаемого объекта.

Личностные

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать, проявлять эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво)

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изо деятельности, способность к оценке результата деятельности

Регулятивные

умение организовывать рабочее место; определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя

Познавательные

ориентироваться в пространстве, на листе бумаги под руководством учителя

назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу)

находить общее и различие с помощью учителя

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

оформлять свои мысли в речи

участвовать в обсужденииприменения выразительных средств

Выявлять геометрическую форму простого плоскостного тела (бабочки).Учиться создавать образ бабочки.

Усвоить понятие «узор».Создавать из созданного образа бабочки узор.Усвоить понятие «трафарет», уметь его использовать.Развивать воображение, фантазию, смелость в изложении собственных замыслов.

Развивать творческую индивидуальность, свое творческое «я».

Сравнивать свою работу с работой окружающих, критически относиться к своей работе.

6

12.10.

Разные способы изображения бабочек (из пластилиновых шариков, из кусочков цветной бумаги, из

гофрированной бумаги). Бабочка из

гофрированной бумаги. Аппликация. Работа с бумагой и клеем.

1

Развивать декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы. Выявлять геометрическую форму простого плоскостного тела (бабочки).Учиться работать с новым материалом — гофрированной бумагой.Овладевать навыками работы в технике (объемной) аппликации.Понимать роль цвета в создании аппликации.Осваивать технику сгибания, скручивания при работе с гофрированной бумагой.Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании объемной аппликации.Оценивать свою деятельность

7

19.10.

Одежда ярких и нежных цветов. Рисование

1

знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил хранения, обращения с ними;

знание некоторых выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования;

знание названий предметов, подлежащих рисованию;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя;

рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;

применение приемов работы акварельными красками;

ориентировка в пространстве листа;

адекватная передача цвета изображаемого объекта;

узнавание и различение в иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Личностные

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда

умение выражать свое отношение к результатам деятельности; принятие факта существования различных мнений

Регулятивные

умение организовывать рабочее место; определение и формулирование цели деятельности на уроке

Познавательные

овладение приемами работы различными материалами

ориентироваться в пространстве, на листе бумаги; назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме и др.)

Коммуникативные

участвовать в обсуждении применения выразительных средств

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Объяснять значение одежды для человека.Объяснять значение понятий «яркие цвета», «разбеленные цвета».Участвовать в обсуждении и выборе цвета для одежды мальчика и девочки.Выполнять работу последовательно, с учетом композиции рисунка. Продолжать учиться пользоваться трафаретом.

Следовать в своей работе условиям творческого задания.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

8

26.10.

Рисование акварельной краской, начиная с цветового пятна

1

Понимать значение цветового пятна в рисунке.Уметь пользоваться родственными сочетаниями цветов.

Понимать, что такое насыщенность цвета.Не бояться «неправильностей», выполняя работу.

Уяснить понятие «контраст».

Понимать, что такое прорисовка, и учиться ее использовать в работе.Последовательно выполнять работу согласно замыслу и с учетом композиции.Овладевать живописными

навыками работы в технике акварели. Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю

2 четверть – 7 часов

9

09.11.

Рисование акварельной краской кистью по сырой бумаге. Изобразить

акварельными красками по сырой бумаге небо, радугу,

листья, цветок

1

знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил хранения, обращения с ними;

знание некоторых выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования;

знание названий предметов, подлежащих рисованию;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя;

рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;

применение приемов работы мелками, акварельными красками;

ориентировка в пространстве листа;

адекватная передача цвета изображаемого объекта;

узнавание и различение в иллюстрациях изображенных предметов и действий.

Личностные

умение выражать свое отношение к результатам деятельности (нравится / не нравится); принятие факта существования различных мнений

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачам одноклассников

Регулятивные

определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

определение плана выполнения заданий под руководством учителя;

Познавательные

находить общее и различие с помощью учителя;

группировать предметы на основе существенных признаков;

овладение приемами работы различными материалами;

Коммуникативные

оформлять свои мысли в речи

участвовать в обсуждении содержания произведений и применения выразительных средств

Усвоить понятия «рисование по- сырому», «мазок».

Учиться рисовать цветовые пятна необходимой формы и нужного размера в данной технике.

Усвоить информацию о существовании двух способов рисования «по-сырому».

Учиться прорисовывать полусухой кистью по сырому листу.

Соблюдать последовательность в выполнении работы.

Знать правила работы с акварелью.Научиться правильно смешивать краски во время работы.

Оценивать свою работу.

10

16.11.

Чего не хватает? Человек стоит, идет, бежит. Рисование, дорисовывание.

1

Рассматривать иллюстрации картин художника А. Дейнеки «Раздолье», «Бег», в которых художник изобразил людей в движении, и отвечать на вопросы по теме. Называть части тела человека.Показывать, как относительно вертикальной линии расположено тело человека в движении.Продолжать учиться работать с трафаретом. Усвоить и закрепить понятия: статика (покой), динамика (движение).Овладевать навыками работы с цветными мелками.Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

11

23.11.

Зимние игры детей. Лепка из пластилина

1

знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил хранения, обращения

знание некоторых выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, цвет;

пользование материалами для рисования, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;

применение приемов работы гуашью;

ориентировка в пространстве листа;

адекватная передача цвета изображаемого объекта;

узнавание и различение в иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Личностные

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачам одноклассников

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности

Регулятивные

определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя

определение плана выполнения заданий под руководством учителя

Познавательные

наблюдение природы и природных явлений

находить общее и различие с помощью учителя

группировать предметы на основе существенных признаков

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

оформлять свои мысли в устной речи

Рассматривать произведения художников, изобразивших зимние игры детей, состояние и настроение природы в зимнем пейзаже.

Находить общее и различное в передаче движения детей, изображения зимних игр и зимнего пейзажа, понимать сути природы и ее значимости для человека.

Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от просмотра иллюстраций картин и рисунков детей.Выполнять работу в технике лепки (лепка в рельефе).

Участвовать в подведении итогов творческой работы.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

12

30.11.

Рисование выполненной лепки

1

Изображать фигуры детей в движении.Изображать живописными средствами природу зимой.

Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.Понимать, как изображать фигуру в динамике (движении).

Понимать основы композиции, соблюдать пропорции фигур.

Оценивать свою деятельность.

13

07.12.

Дети лепят снеговиков. Рисунок

1

знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил хранения, обращения с ними;

знание некоторых выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования;

знание названий предметов, подлежащих рисованию;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя;

рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;

применение приемов работы гуашью, акварельными красками;

ориентировка в пространстве листа;

адекватная передача цвета изображаемого объекта;

узнавание и различение в иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Личностные

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности

стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач

Регулятивные

определение плана выполнения заданий под руководством учителя

умение высказывать своё предположение (версию)

Познавательные

овладение приемами работы с различными материалами

наблюдение природы и природных явлений

находить общее и различие с помощью учителя

Коммуникативные

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;

формулировать собственное мнение и позицию

оформлять свои мысли в устной речи

Объяснять, как выглядит снеговик. Знать, как называются части человеческой фигуры.Закреплять навыки работы от общего к частному.Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.Развивать навыки работы в технике рисунка.Овладевать навыками работы в технике акварели.Соблюдать пропорции при изображении детей.Соблюдать плановость (задний, передний планы), при создании рисунка.Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.

14

14.12.

Деревья зимой в лесу (лыжник). Рисование цветной и черной гуашью

1

Отличать особенности техники работы с краской гуашь от работы акварелью.Выполнять эскиз живописного фона для зимнего пейзажа.Представлять мотив этого пейзажа (зимний) и близкий для его настроения колорит. Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные) подойдут для передачи радостного солнечного зимнего состояния природы.Прорисовывать детали кистью (целиком и концом), фломастером.Участвовать в подведении итогов творческой работы.Обсуждать работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

15

21.12.

Рисование угольком. Зима

1

знание названий материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил хранения, обращения

знание некоторых выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание);

рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;

применение приемов работы угольком;

ориентировка в пространстве листа;

узнавание и различение изображенных предметов и действий.

Личностные

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства

Регулятивные

определение плана выполнения заданий под руководством учителя

умение высказывать своё предположение (версию)

Познавательные

овладение приемами работы с различными материалами

наблюдение природы и природных явлений

Коммуникативные

соблюдать простейшие нормы речевого этикета

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях

формулировать собственное мнение и позицию


Знать разные художественные материалы (гуашь, акварель, мелки, уголь).Выполнять подготовительный рисунок (зарисовку) деревьев зимой.Применять выразительные графические средства в работе (пятно, силуэт, контур).Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому (зимнее состояние природа, красота природы).Участвовать в подведении итогов творческой работы.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей работы

16

28.12

Лошадка из Каргополя. Лепка фигурки


Познакомиться с каргопольской игрушкой, промыслом.Слушать и понимать вопрос, понятно отвечать на него.Проявлять интерес к лепке.Изображать предметы (каргапольские лошадки), предложенные учителем.Уметь создавать предметы (лепить лошадок), состоящие из нескольких частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Изображать пластичными средствами каргопольскую лошадку. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью.Овладевать навыками работы с пластичным материалом.

3 четверть – 9 часов

17

11.01

Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова. Рисунок

1

знание названий жанров изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, сюжетное изображение и др.);

знание особенностей материалов, используемых в рисовании, аппликации;

знание выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, цвет, объем и др

знание правил цветоведения, светотени, перспективы

знание видов аппликации (предметная, сюжетная и др)

нахождение необходимой информации в материалах учебника;

следование при выполнении работы инструкциям;

оценка результатов собственной изо деятельности и одноклассников;

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе.

Личностные

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво)

Регулятивные

умение высказывать своё предположение (версию)

выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью учителя

Познавательные

находить общее и различие с помощью учителя

группировать предметы на основе существенных признаков

Коммуникативные

участвовать в диалоге

соблюдать простейшие нормы речевого этикета

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях


Закреплять навыки работы от общего к частному.Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.Развивать навыки работы с живописными материалами (акварель).Характеризовать красоту природы, зимнее состояние природы.Изображать характерные особенности деревьев зимой, тщательно прорисовывать все детали рисунка.Использовать выразительные средства для создания образа зимней природы.Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов.Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.

18

18.01

Натюрморт: кружка, яблоко, груша

1

Отвечать, как называются картины, представленные учителем для показа.Называть фамилии художников, которые их написали.

Рассматривать картины художников и отвечать на вопросы по их содержанию.Уметь называть фрукты, разные по цвету и форме.Понимать, что такое натюрморт. Изображать живописными средствами разные фрукты и кружку. Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.Овладевать живописными навыками работы в технике аппликации.

19

25.01

Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. Рисунок по описанию

1

знание названий народных и национальных промыслов: Каргополь, Косово и др.;

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;

знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

знание правил цветоведения, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т. д.;

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника;

следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в информационных источниках;

оценка результатов собственной изо деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

различение произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.

Личностные

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво)

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности

Регулятивные

умение высказывать своё предположение (версию)

выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью учителя

Познавательные

овладение приемами работы различными материалами

ориентироваться в пространстве, на листе бумаги под руководством

Коммуникативные

слушать и понимать речь других

участвовать в диалоге

соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Закреплять навыки работы от общего к частному.Анализировать форму частей.Развивать навыки работы с живописными материалами (акварель).Характеризовать красоту природы, зимнее состояние природы.Изображать характерные особенности деревьев зимой, тщательно прорисовывать все детали.Использовать выразительные средства для создания образа зимней природы.Соблюдать пропорции при создании изображаемых предметов.Учиться оценивать свою работу, сравнивать ее.

20

01.02

Элементы косовской росписи. Рисование

1

Знать название города, где изготавливают косовскую керамику.

Называть изделия косовской керамики.Использовать линию, точку, пятно как основу образа для выполнения узора косовской росписи. Если задание самостоятельно выполнить трудно, обратиться за помощью.Овладевать первичными навыками в создании косовской росписи в технике акварели. Усвоить понятие «узор» («орнамент»).Создавать изображения на основе точек, ромбиков, волнистых линий, черточек — простых элементов росписи.Сравнивать свою работу с работой одноклассников.

21

08.02

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью

1

знание названий жанров изобразительного искусства;

знание названий народных и национальных промыслов: Каргополь, Косово и др.;

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;

знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

знание правил цветоведения, построения орнамента, стилизации формы предмета

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника;

следование при выполнении работы инструкциям;

оценка результатов собственной изо деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно);

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения

различение произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.

Личностные

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда

Регулятивные

выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов с помощью учителя

использование в своей деятельности инструментов

Познавательные

назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу)

находить общее и различие с помощью учителя

Коммуникативные

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Усвоить понятия: сосуд, силуэт, узор, орнамент.Знать, что такое роспись.Украшать силуэт сосуда элементами косовской росписи.

Размышлять над выбором элементов косовской росписи для украшения изделия.Овладевать живописными

навыками работы акварелью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю. Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать свою работу с оригиналом (образцом).

Посмотреть на работу своего товарища, сравнить свою работу с работой других.

22

22.02

Украшение силуэта предмета орнаментом. Орнамент в круге. Рисование.

1

Овладевать приемами свободной кистевой росписи.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Усвоить такие понятия, как элемент росписи, силуэт.

Соблюдать пропорции.

Развивать навыки работы в технике рисунка.

Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами.Овладевать живописными навыками работы в технике акварели. Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.

23

01.03

Сказочная птица. Рисование

1

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж, сюжетное изображение и др.);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;

знание выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

знание правил цветоведения, светотени, перспективы, стилизации формы предмета и т. д.;

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника;

следование при выполнении работы инструкциям;

оценка результатов собственной изо деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения

различение произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.

Личностные

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда

умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности

Регулятивные

выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов

использование в своей деятельности инструментов

проговаривание последовательности действий на уроке

Познавательные

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы

Коммуникативные

участвовать в обсуждении содержания произведений и применения выразительных средств

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях

Рассуждать о работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изо искусства.Знать имя художника И. Билибина.Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художника.Наблюдать красивых ярких птиц в зоопарке, в журналах, книгах.Рассуждать о средствах выразительности, которые использует художник.Понимать условность художественного образа.Закреплять навыки работы от общего к частному.Анализировать форму частей, соблюдать пропорции

24

15.03

Сказочная птица.

Рисование. Украшениеузором рамки длярисунка

1

Познакомиться с видами орнамента,узора, его символами и принципами построения.Выполнить орнаментальнуюкомпозицию.Слушать рассказучителя.Развивать умения преображать формы реального мира в условно декоративные.Совершенствовать навык работыразнообразной линией.Украшать рамку для рисунка«Сказочная птица» красивым узором.Размышлять о выборе элементовузора для создания композиции.Овладевать навыками работы втехнике акварели. Работатьсамостоятельно, еслитрудно, обратиться за помощью

25

22.03


Встречай птиц — вешай скворечники! Рисунок

1

знание названий жанров изобразительного искусства;

знание материалов, используемых в рисовании;

знание выразительных средств изо искусства;

знание правил светотени, перспективы и т. д.;

оценка результатов изо деятельности;

рисование после предварительных наблюдений;

передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе.

Личностные

умение выражать свое отношение к результатам творческой деятельности

Регулятивные

использование в своей деятельности инструментов;

проговаривание последовательности действий на уроке

Познавательные

преобразовывать информацию из одной формы в другую – художественные образы

Коммуникативные

оформлять свои мысли в устной речи

Рассуждать о своем опыте восприятия произведений изо искусства.Характеризовать красоту весенней природы.Изображать детей, встречающих птиц, глядя на работы художников И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, работы детей.Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь учителя.Использовать выразительные средства живописи для создания образа весенней природы.Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью

4 четверть – 7 часов

26

05.04

Закладка для книги. С использованием картофельного штампа. Рисование

1

знание правил построения орнамента;

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника;

следование при выполнении работы инструкциям;

оценка результатов деятельности.

Личностные

проявление доброжелательности и взаимопомощи

Регулятивные

выполнение задания в соответствии с планом, под руководством учителя, с опорой на образцы, рисунки учебника

Познавательные

находить общее и различие с помощью учителя

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

оформлять свои мысли в устной речи

Наблюдать ритм в природе, в себе, вокруг себя.Рассматривать работы художников, украшающих предметы ритмическим узором. Понимать стремление людейукрашать предметы ритмическимузором, создавать красоту.Рассматривать разные узоры взакладках для книги, предложенныеучителем.Усвоить понятия (ритм, ритмично,повторение, чередование, элементыузора, штамп).Запоминать процесс изготовленияштампа.Оценивать свою работу,сравнивая ее с другими.Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью

27

12.04

Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора

1

знание названий народных и национальных промыслов;

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании и аппликации;

знание выразительных средств изо искусства: поверхность, точка, линия, контур, цвет и др.;

знание правил построения орнамента, стилизации формы предмета и т. д.;

знание видов аппликации (предметная, декоративная);

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника;

следование при выполнении работы инструкциям;

оценка результатов изобразительной деятельности;

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе;

различение произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.

Личностные

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачам одноклассников

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности

Регулятивные

выполнение задания в соответствии с планом, под руководством учителя, с опорой на образцы, рисунки учебника

проговаривание последовательности действий на уроке

проверка работы по образцу

Познавательные

назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу)

Коммуникативные

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях

формулировать собственное мнение и позицию

Принимать участие в беседе: слушать рассказ учителя, отвечать на вопросы.Характеризовать художественные изделия — посуду с росписью, выполненную народными мастерами.Различать формы, цвета в природе и сравнивать их с изображением в декоративно-прикладном искусстве.Объяснять значение понятия «декоративность».Исполнять творческое задание.Выражать в работе свое отношение к красоте природы.Участвовать в подведении итогов работы.Обсуждать работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их деятельности

28

19.04

Украшение изображений посуды узором (силуэтов чайника, чашки, тарелки). Аппликация

1

Объяснять значение понятий «декоративность» и «изменение» (трансформация).Определять центр композиции и характер расположения растительных мотивов, связь декора с формой предмета.Участвовать в обсуждении особенностей композиции и передачи способом аппликации приемов трансформации природных форм в декоративные.Прослеживать связь декора с формой предмета, разнообразие цветочных мотивов.Исполнять творческое задание.Выражать в работе свое отношение к красоте природы.Участвовать в подведении итогов работы.

29

26.04

Святой праздник Пасхи. Украшение узором яиц (или их силуэтов) к празднику Пасхи. Рисование. Беседа на тему

1

знание названий жанров изо искусства;

знание названий народных и национальных промыслов: Городец, Каргополь, Косово

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;

знание правил цветоведения, построения орнамента, стилизации формы предмета

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника;

следование при выполнении работы инструкциям;

оценка результатов изобразительной деятельности;

рисование с натуры после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Личностные

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности

стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Регулятивные

выполнение задания в соответствии с планом, под руководством учителя, с опорой на образцы, рисунки учебника

проговаривание последовательности действий на уроке

оценивание своего отношения к работе

Познавательные

овладение приемами работы различными материалами

ориентироваться в пространстве, на листе бумаги

Коммуникативные

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях

Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать свою работу с оригиналом (образцом).

Усвоить понятия: роспись, расписывать, орнамент, Пасха, пасхальное яйцо.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

Посмотреть на работу своего товарища, сравнить свою работу с работой других

30

03.05

Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Элементы городецкой росписи. Рисование

1

Овладевать живописными

навыками работы гуашью. Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.Высказывать свое мнение о средствах выразительности, которые используют художники — народные мастера для достижения цельности композиции, передачи колорита.Анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки — теплые или холодные, контрастные или нюансные).Понимать и объяснять смысл понятия «городецкая роспись».Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности для передачи формы, колорита.

31

10.05

Кухонная доска. Рисование. Украшение силуэта доски городецкой росписью

1

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, сюжетное изображение

знание названий народных и национальных промыслов: Городец, Каргополь, Косово

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;

знание выразительных средств изобразительного искусства;

знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации;

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника;

следование при выполнении работы инструкциям;

оценка результатов изобразительной деятельности;

рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку;

различение произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.

Личностные

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства

Регулятивные

проговаривание последовательности действий на уроке

проверка работы по образцу

умение работать самостоятельно

оценивание своего отношения к работе

Познавательные

находить общее и различие с помощью учителя

группировать предметы на основе существенных признаков

Коммуникативные

участвовать в диалоге

соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Работать по образцу, в технике гуаши.Определять местоположение главного предмета (группы) в композиции.Изображать узоры росписи, используя составные, осветленные цвета.Применять знания о композиции.Использовать приемы композиции (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение центра). Выполнять творческое задание.Участвовать в подведении итогов творческой работы.Обсуждать работы одноклассников и давать оценку результатам деятельности.

32

17.05

Иллюстрация в книге. Беседа на заданную тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Вспоминание эпизода из сказки «Колобок»

1

Рассматривать иллюстрации.Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев.Различать средства художественной выразительности в творчестве художников-иллюстраторов.Высказывать свое мнение осредствах художественно выразительности, которые используютхудожники; о роли цвета, предметов, которые дополнят образ сказочного героя.Понимать условность и субъективностьхудожественного образа.Участвовать в обсужденииизображения добрых и злых героев вкнижной графике, ролицвета в характеристике сказочногогероя, средств художественнойвыразительности.

33

24.05

Эпизод из сказки «Колобок». Нарисуй колобка на окне. Укрась ставни городецкой росписью. Раскрась рисунок красками гуашь

1

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, сюжетное изображение и др.);

знание названий народных и национальных промыслов: Городец, Каргополь, Косово знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства;

знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета

знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

оценка результатов изобразительной деятельности;

применение разных способов лепки;

рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку;

различение произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.

Личностные

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво)

Регулятивные

проговаривание последовательности действий на уроке

проверка работы по образцу

умение работать самостоятельно

Познавательные

овладение приемами работы с различными материалами

наблюдение природы и природных явлений

Коммуникативные

слушать и понимать речь других

участвовать в диалоге

Повторять и варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, моделируя в художественной деятельности свои впечатления от сказочного сюжета.Учиться поэтичному видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами.Создавать иллюстрацию к сказке «Колобок».Оценка своей деятельности

34


Помечтаем о лете, опоходах в лес за

грибами.

«Летом за грибами!»

Лепка. Рисование.

Завершающее задание


Рассматривать картину художникаА. Пластова.Рассказывать о содержании картиныпо вопросам.Участвовать в обсуждении картины,приводить примеры из жизни,соответствующие сюжету.Изображать и лепить картинку«Летом за грибами!», глядя на образец.Овладевать живописными навыкамиработы акварелью, используя помощь.Использовать выразительны средства живописи и возможностилепки.Овладевать навыками работы втехнике лепки и акварели. Работатьсамостоятельно, еслитрудно, обратиться за помощью

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Произведения изобразительного искусства (репродукции картин художников).

2. Дидактические наглядные материалы, таблицы.

3. Изделия каргопольской игрушки, плакаты с образцами несложных рисунков, полоски цветного картона различной длины и ширины, различные игрушки.

4. Раздаточный материал (шаблоны и др.).

5. Компьютер.Проектор.Интерактивная доска.Презентации.

6. Простые и цветные карандаши, гуашь, акварель, пластилин, мелки, уголек и др.

7. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: «Академия», 2002г.

8. Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ М.Ю.Рау, М.А. Зыкова. - М.: Просвещение,2018.

9.Изобразительное искусство. Методические рекомендации.1-4классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/М.Ю. Рау, М.А. Овчинникова, М.А.Зыкова,Т.А.Соловьева.-М.:Просвещение,2016.

10. my@1september.ru.

11. Журнал «Начальная школа», «Здоровье школьника».

12. Pro.Школу.ru.интернет – портал.

13. http://www.yandex.ru/

14. http://www.breasting.ru/

15.http://raduga.rkc-74.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный материал, коллега!

2 October 2022