Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (4 класс)
Приложение к адаптированной основной образовательной программе
ФГОСНОО для слепых обучающихся (вариант 3.2)
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
4 класс (индивидуальное обучение)
2021-2022 учебный год
(предметная область «Филология»)
Рабочую программу разработал
учитель начальных классов
Кольцова А.А.
с. Комсомольское, 2021
1.Пояснительная записка
Рабочая программа для 4 класса, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, методического сопровождения процесса обучения и воспитания слепых детей, с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.2).
Цель:
Формирование основ элементарного графического навыка;
Развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря;
Осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Задачами учебного курса «Русский язык» являются:
-совершенствование всех видов речевой деятельности6 говорения, слушания, чтения, письма;
-освоение системы языковых понятий из области фонетики, лексики, морфемики, грамматики;
-формирование познавательной деятельности учащихся средствами родного языка;
-совершенствование психических функций ребенка в процессе усвоения языка как средства общения: восприятия, анализа, синтеза.
2.Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования:
-становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
-формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; -духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текстповествование, текстописание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают 7 нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. Школьники научатся эффективно работать с учебной книгой, анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.
3.Место предмета в учебном плане
Учебный предмет«русский язык»относится к обязательной части учебного плана образования для слепых обучающихся и изучаются на протяжении всех лет обучения.
В соответствии с годовым Учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ «Комсомольская СОШ №2» Минобразования Чувашии на 2021/2022учебный год на изучение предмета русский язык отводится 136 часов в год. Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка определено недельным учебным планом образования для слепых обучающихся
4.Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные результаты:
Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
-учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты:
Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
5. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной для обучающихся тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. д.).
Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на листе, в тетради и на классной доске. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными пред логами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, щн; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на - мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин); безударные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
6. Тематическое планирование
№ п/п | Темыуроков | Кол. час. | Дата провед. | Проводится |
| Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык. | 1 | | С учителем |
| Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. | 1 | | заочно |
| Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль | 1 | | С учителем |
| Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | 1 | | С учителем |
| Типы текстов. | 1 | | заочно |
| Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | | С учителем |
| Входная контрольная работа | 1 | | С учителем |
| Работа над ошибками. Обращение. | 1 | | заочно |
| Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 1 | | заочно |
| Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Проверочная работа № 1 по теме «Повторение» | 1 | | С учителем |
| Словосочетание. | 1 | | заочно |
| Конкурс сочинений | 1 | | С учителем |
| Однородные члены предложения | 1 | | заочно |
| Однородные члены предложения. Словарный диктант № 1. | 1 | | С учителем |
| Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления. | 1 | | заочно |
| Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. | 1 | | С учителем |
| Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. | 1 | | заочно |
| Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. | 1 | | заочно |
| Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания». | 1 | | С учителем |
| Простые и сложные предложения | 1 | | заочно |
| Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. | 1 | | С учителем |
| Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. | 1 | | заочно |
| Простое предложение с однородными членами и сложное предложение .Проверочная работа № 2 по теме «Предложение» | 1 | | С учителем |
| Лексическое значение слова (повторение). | 1 | | С учителем |
| Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | | заочно |
| Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | | С учителем |
| Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | | заочно |
| Фразеологизмы. | 1 | | заочно |
| Состав слова. Значимые части слова(повторение). | 1 | | С учителем |
| Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу | 1 | | заочно |
| Состав слова. Приставки и суффиксы. | 1 | | С учителем |
| Состав слова. Приставки и суффиксы. | | | заочно |
| Состав слова. Приставки и суффиксы. | | | С учителем |
| Состав слова. Приставки и суффиксы | 1 | | заочно |
| Состав слова. Приставки и суффиксы | 1 | | С учителем |
| Контрольное списывание № 1 | 1 | | С учителем |
| Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | | заочно |
| Правописание гласных и согласных в корне слова. | | | С учителем |
| Правописание гласных и согласных в корне слова. | | | заочно |
| Правописание слов с удвоенными согласными | | | С учителем |
| Правописание слов с удвоенными согласными | | | заочно |
| Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. | 1 | | С учителем |
| Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок. | 1 | | заочно |
| Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок. | 1 | | С учителем |
| Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок. | 1 | | заочно |
| Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок. | 1 | | С учителем |
| Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. | 1 | | заочно |
| Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. | | | заочно |
| Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. | | | С учителем |
| Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. | 1 | | заочно |
| Письменное изложение повествовательного деформированного текста | 1 | | С учителем |
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | | заочно |
| Повторение и уточнение представлений о частях речи.Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение). | 1 | | С учителем |
| Повторение и уточнение представлений о частях речи.Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение). | 1 | | заочно |
| Повторение и уточнение представлений о частях речи.Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение). | 1 | | С учителем |
| Повторение и уточнение представлений о частях речи.Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение). | 1 | | заочно |
| Диктант (с грамматическим заданием) | 1 | | С учителем |
| Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | | заочно |
| Части речи: глагол, имя числительное | 1 | | С учителем |
| Части речи: глагол, имя числительное | 1 | | |
| Части речи: глагол, имя числительное. Словарный диктант № 2. | 1 | | С учителем |
| Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия | 1 | | заочно |
| Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия | 1 | | С учителем |
| Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 1 | | заочно |
| Наречие как часть речи. Правописание наречий | | | С учителем |
| Наречие как часть речи. Образование наречий. | 1 | | С учителем |
| Наречие как часть речи. Образование наречий | 1 | | заочно |
| Распознавание падежей имён существительных. | 1 | | заочно |
| Распознавание падежей имён существительных. | 1 | | С учителем |
| Распознавание падежей имён существительных. | 1 | | заочно |
| Изменение по падежам имён существительных. Признаки падежных форм имён существительных. | 1 | | заочно |
| Изменение по падежам имён существительных. Признаки падежных форм имён существительных. | 1 | | С учителем |
| Изменение по падежам имён существительных. Признаки падежных форм имён существительных. | 1 | | заочно |
| Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. | 1 | | С учителем |
| Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. | 1 | | заочно |
| Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. | 1 | | С учителем |
| Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. | 1 | | заочно |
| Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах | 1 | | С учителем |
| Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах | 1 | | заочно |
| Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах | 1 | | С учителем |
| Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах | 1 | | заочно |
| Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах | 1 | | С учителем |
| Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. | 1 | | заочно |
| Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже | 1 | | С учителем |
| Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже | 1 | | заочно |
| Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже | 1 | | С учителем |
| Три склонения имён существительных.1-е склонение имён существительных. | 1 | | заочно |
| Три склонения имён существительных.1-е склонение имён существительных. | 1 | | С учителем |
| Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. | 1 | | заочно |
| Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | 1 | | С учителем |
| Падежные окончания имён существительных 1 го склонения | | | заочно |
| Падежные окончания имён существительных 1 го склонения | | | С учителем |
| Падежные окончания имён существительных 1 го склонения | | | заочно |
| 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. | 1 | | С учителем |
| 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. | | | заочно |
| 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения | | | С учителем |
| 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. | | | заочно |
| 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. | | | С учителем |
| Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | | заочно |
| Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | | | С учителем |
| Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | | | заочно |
| Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | | | С учителем |
| 3-е склонение имён существительных. | 1 | | заочно |
| 3-е склонение имён существительных | | | С учителем |
| 3-е склонение имён существительных | | | заочно |
| 3-е склонение имён существительных | | | С учителем |
| 3-е склонение имён существительных | | | заочно |
| Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 | | С учителем |
| Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | | | заочно |
| Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | | | С учителем |
| Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | | | заочно |
| Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | | | С учителем |
| Урок развития речи. Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | 1 | | С учителем |
| Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений | 1 | | С учителем |
| Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений | 1 | | заочно |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 | | С учителем |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 | | заочно |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 | | С учителем |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 | | заочно |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 | | заочно |
| Именительный и винительный падежи имён существительных. | 1 | | С учителем |
| Именительный и винительный падежи имён существительных. | 1 | | заочно |
| Именительный и винительный падежи имён существительных. | 1 | | С учителем |
| Именительный и винительный падежи имён существительных. | 1 | | заочно |
| Именительный и винительный падежи имён существительных. | 1 | | С учителем |
| Родительный падеж имён существительных | 1 | | заочно |
| Родительный падеж имён существительных | 1 | | С учителем |
| Родительный падеж имён существительных | 1 | | заочно |
| Родительный падеж имён существительных | 1 | | С учителем |
| Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | 1 | | заочно |
| Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | 1 | | С учителем |
| Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | 1 | | заочно |
| Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | 1 | | заочно |
| Развитие речи: составление текста на тему «В гостях у хлебороба». | 1 | | С учителем |
| Повторение пройденного материала | 1 | | заочно |
| Контрольный диктант за год | 1 | | С учителем |
| итого | 136 | | |
7. Описание материально-технического обеспечения
Русский язык,4 кл. ,учебник для общеобразовательных учреждений Канакина В.П. и др.1 часть : Просвещение, 2019.