Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 25.08.2017 Руководитель кафедры ________________ Т. Н. Разумова |
Утверждаю Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия __________________ А. М. Афроськин Приказ № 24-Д от 31.08.2017 |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык» для 7 В класса
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Чиранова Т.С.
2017 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и рассчитана на изучение русского языка в 7 классе в течение 136 учебных часов (4 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Изменения, происходившие и происходящие в русском языке в процессе его развития.
Повторение изученного в 5-6 классах
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова.
Текст. Стили литературного языка.
Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Причастие
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед я в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы и в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Публицистический стиль. Описание внешности человека. Изложение с изменением формы действующего лица. Выборочное изложение с описанием внешности человека. Сочинение по личным наблюдениям.
Деепричастие
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Сочинение-рассказ на основе картины.
Наречие
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Сочинение в форме дневниковых записей. Сочинение-рассуждение. Сочинение в форме репортажа или интервью. Подробное изложение с элементами сочинения. Описание внешности и действий.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.
Сжатое изложение с описанием состояния природы. Сочинение на лингвистическую тему.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи.
Предлог
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу.
Союз
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни.
Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины. Сочинение-рассказ по данному сюжету.
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
Текст. Стили речи. Сочинение на предложенную тему.
Подведение итогов
Осознание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на лето.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Дата |
|
План |
Факт |
||
Введение (1 ч.) |
|||
1 |
Русский язык как развивающееся явление |
||
Повторение изученного в 5-6 классах (10 ч.) |
|||
2 |
Повторение. Синтаксис. Синтаксический разбор |
||
3 |
Пунктуация. Пунктуационный разбор |
||
4 |
Лексика и фразеология |
||
5 |
Фонетика и орфография |
||
6 |
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор |
||
7 |
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова |
||
8 |
Развитие речи. Текст |
||
9 |
Входной контрольный диктант с грамматическим заданием |
||
10 |
Работа над ошибками, допущенными учащимися во входном контрольном диктанте |
||
11 |
Входной контрольный диктант с грамматическим заданием |
||
Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные части речи (1 ч.) |
|||
12 |
Общая характеристика самостоятельных частей речи |
||
Причастие (36 ч.) |
|||
13 |
Причастие как часть речи |
||
14 |
Причастие и его морфологические признаки |
||
15 |
Развитие речи. Публицистический стиль |
||
16 |
Склонение причастий. |
||
17 |
Правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
||
18 |
Причастный оборот |
||
19 |
Выделение причастного оборота запятыми |
||
20 |
Развитие речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям |
||
21 |
Действительные и страдательные причастия |
||
22 |
Действительные и страдательные причастия |
||
23 |
Краткие и полные страдательные причастия |
||
24 |
Действительные причастия настоящего времени |
||
25 |
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
||
26 |
Действительные причастия прошедшего времени |
||
27 |
Развитие речи. Изложение с изменением формы действующего лица |
||
28 |
Развитие речи. Изложение с изменением формы действующего лица |
||
29 |
Работа над ошибками, допущенными учащимися в изложении |
||
30 |
Страдательные причастия настоящего времени. |
||
31 |
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
||
32 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием за I четверть |
||
33 |
Страдательные причастия прошедшего времени |
||
34 |
Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях |
||
35 |
Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
||
36 |
Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
||
37 |
Причастия и отглагольные прилагательные |
||
38 |
Одна и две буквы Н в отглагольных прилагательных |
||
39 |
Краткие причастия и краткие отглагольные прилагательные. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных |
||
40 |
Развитие речи. Подготовка к написанию выборочного изложения |
||
41 |
Развитие речи. Выборочное изложение |
||
42 |
Морфологический разбор причастий |
||
43 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
||
44 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
||
45 |
Буквы Е и Ё в после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
||
46 |
Контрольный диктант по теме «Причастие» |
||
47 |
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте |
||
48 |
Урок-зачет по теме «Причастие» |
||
Деепричастие (12 ч.) |
|||
49 |
Деепричастие как часть речи |
||
50 |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
||
51 |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
||
52 |
Раздельное написание НЕ с деепричастиями |
||
53 |
Деепричастия несовершенного вида |
||
54 |
Деепричастия совершенного вида |
||
55 |
Морфологический разбор деепричастия |
||
56 |
Развитие речи. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины |
||
57 |
Развитие речи. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины |
||
58 |
Повторение изученного по теме «Деепричастие» |
||
59 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам I полугодия |
||
60 |
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте |
||
Наречие (21 ч.) |
|||
61 |
Наречие как часть речи |
||
62 |
Разряды наречий |
||
63 |
Развитие речи. Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег») |
||
64 |
Степени сравнения наречий |
||
65 |
Морфологический разбор наречия |
||
66 |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е |
||
67 |
Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий |
||
68 |
Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е |
||
69 |
Развитие речи. Описание действий |
||
70 |
Развитие речи. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям |
||
71 |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий |
||
72 |
Буквы о и а на конце наречий |
||
73 |
Развитие речи. Подробное изложение с элементами сочинения |
||
74 |
Развитие речи. Подробное изложение с элементами сочинения |
||
75 |
Дефис между частями слова в наречиях |
||
76 |
Развитие речи. Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья» |
||
77 |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
||
78 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
||
79 |
Повторение темы «Наречие» |
||
80 |
Контрольный диктант по теме «Наречие» |
||
81 |
Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте |
||
Категория состояния (6 ч.) |
|||
82 |
Категория состояния как часть речи |
||
83 |
Морфологический разбор категории состояния |
||
84 |
Развитие речи. Написание сжатого изложения |
||
85 |
Развитие речи. Написание сжатого изложения |
||
86 |
Повторение темы «Категория состояния» |
||
87 |
Сочинение на лингвистическую тему |
||
Служебные части речи (1 ч.) |
|||
88 |
Общая характеристика служебных частей речи |
||
Предлог (8 ч.) |
|||
89 |
Предлог как часть речи |
||
90 |
Употребление предлогов |
||
91 |
Непроизводные и производные предлоги |
||
92 |
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога |
||
93 |
Развитие речи. Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине по данному началу |
||
94 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
||
95 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
||
96 |
. Повторение темы «Предлог» |
||
Союз (11 ч.) |
|||
97 |
Союз как часть речи |
||
98 |
Простые и составные союзы |
||
99 |
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзом в сложном предложении |
||
100 |
Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзом в сложном предложении |
||
101 |
Сочинительные союзы. Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами |
||
102 |
Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза |
||
103 |
Развитие речи. Сочинение-рассуждение |
||
104 |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато |
||
105 |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато |
||
106 |
Повторение темы «Союз» |
||
107 |
Повторение темы «Союз» |
||
Частица (10 ч.) |
|||
108 |
Частица как часть речи |
||
109 |
Разряды частиц. Формообразующие частицы |
||
110 |
Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием |
||
111 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Смысловые частицы |
||
112 |
Раздельное и дефисное написание частиц |
||
113 |
Развитие речи. Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины |
||
114 |
Морфологический разбор частиц |
||
115 |
Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы и приставки не- |
||
116 |
Частица ни, приставка ни-, союз ни–ни |
||
117 |
Повторение темы «Частица» |
||
Междометие (5 ч.) |
|||
118 |
Междометие как часть речи |
||
119 |
Дефис в междометиях |
||
120 |
Знаки препинания при междометиях |
||
121 |
Обобщение полученных знаний по теме «Междометие» |
||
122 |
Урок-игра по теме «Междометие» |
||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (13 ч.) |
|||
123 |
Разделы науки о языке |
||
124 |
Развитие речи. Текст. Стили речи |
||
125 |
Развитие речи. Контрольное сочинение на одну из предложенных тем |
||
126 |
Развитие речи. Контрольное сочинение на одну из предложенных тем |
||
127 |
Фонетика. Графика |
||
128 |
Лексика и фразеология |
||
129 |
Морфемика. Словообразование |
||
130 |
Морфология |
||
131 |
Орфография |
||
132 |
Синтаксис |
||
133 |
Пунктуация |
||
134 |
Повторение и обобщение изученного в 7 классе |
||
135 |
Повторение и обобщение изученного в 7 классе |
||
Подведение итогов (1 ч.) |
|||
136 |
Обобщение полученных знаний |