12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Чиранова Татьяна Сергеевна168 Учитель русского языка и литературы Россия, Мордовия респ., Саранск |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 25.08.2017 Руководитель кафедры ________________ Т. Н. Разумова | Утверждаю Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия __________________ А. М. Афроськин Приказ № 24-Д от 31.08.2017 |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык» для 7 В класса
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Чиранова Т.С.
2017 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и рассчитана на изучение русского языка в 7 классе в течение 136 учебных часов (4 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Изменения, происходившие и происходящие в русском языке в процессе его развития.
Повторение изученного в 5-6 классах
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова.
Текст. Стили литературного языка.
Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Причастие
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед я в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы и в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Публицистический стиль. Описание внешности человека. Изложение с изменением формы действующего лица. Выборочное изложение с описанием внешности человека. Сочинение по личным наблюдениям.
Деепричастие
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Сочинение-рассказ на основе картины.
Наречие
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Сочинение в форме дневниковых записей. Сочинение-рассуждение. Сочинение в форме репортажа или интервью. Подробное изложение с элементами сочинения. Описание внешности и действий.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.
Сжатое изложение с описанием состояния природы. Сочинение на лингвистическую тему.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи.
Предлог
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу.
Союз
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни.
Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины. Сочинение-рассказ по данному сюжету.
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
Текст. Стили речи. Сочинение на предложенную тему.
Подведение итогов
Осознание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на лето.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата | |
План | Факт | ||
Введение (1 ч.) | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление | ||
Повторение изученного в 5-6 классах (10 ч.) | |||
2 | Повторение. Синтаксис. Синтаксический разбор | ||
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | ||
4 | Лексика и фразеология | ||
5 | Фонетика и орфография | ||
6 | Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | ||
7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | ||
8 | Развитие речи. Текст | ||
9 | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
10 | Работа над ошибками, допущенными учащимися во входном контрольном диктанте | ||
11 | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные части речи (1 ч.) | |||
12 | Общая характеристика самостоятельных частей речи | ||
Причастие (36 ч.) | |||
13 | Причастие как часть речи | ||
14 | Причастие и его морфологические признаки | ||
15 | Развитие речи. Публицистический стиль | ||
16 | Склонение причастий. | ||
17 | Правописание гласных в падежных окончаниях причастий | ||
18 | Причастный оборот | ||
19 | Выделение причастного оборота запятыми | ||
20 | Развитие речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям | ||
21 | Действительные и страдательные причастия | ||
22 | Действительные и страдательные причастия | ||
23 | Краткие и полные страдательные причастия | ||
24 | Действительные причастия настоящего времени | ||
25 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | ||
26 | Действительные причастия прошедшего времени | ||
27 | Развитие речи. Изложение с изменением формы действующего лица | ||
28 | Развитие речи. Изложение с изменением формы действующего лица | ||
29 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в изложении | ||
30 | Страдательные причастия настоящего времени. | ||
31 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | ||
32 | Контрольный диктант с грамматическим заданием за I четверть | ||
33 | Страдательные причастия прошедшего времени | ||
34 | Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях | ||
35 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | ||
36 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | ||
37 | Причастия и отглагольные прилагательные | ||
38 | Одна и две буквы Н в отглагольных прилагательных | ||
39 | Краткие причастия и краткие отглагольные прилагательные. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | ||
40 | Развитие речи. Подготовка к написанию выборочного изложения | ||
41 | Развитие речи. Выборочное изложение | ||
42 | Морфологический разбор причастий | ||
43 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | ||
44 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | ||
45 | Буквы Е и Ё в после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | ||
46 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | ||
47 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | ||
48 | Урок-зачет по теме «Причастие» | ||
Деепричастие (12 ч.) | |||
49 | Деепричастие как часть речи | ||
50 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | ||
51 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | ||
52 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | ||
53 | Деепричастия несовершенного вида | ||
54 | Деепричастия совершенного вида | ||
55 | Морфологический разбор деепричастия | ||
56 | Развитие речи. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины | ||
57 | Развитие речи. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины | ||
58 | Повторение изученного по теме «Деепричастие» | ||
59 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам I полугодия | ||
60 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | ||
Наречие (21 ч.) | |||
61 | Наречие как часть речи | ||
62 | Разряды наречий | ||
63 | Развитие речи. Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег») | ||
64 | Степени сравнения наречий | ||
65 | Морфологический разбор наречия | ||
66 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | ||
67 | Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий | ||
68 | Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е | ||
69 | Развитие речи. Описание действий | ||
70 | Развитие речи. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям | ||
71 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | ||
72 | Буквы о и а на конце наречий | ||
73 | Развитие речи. Подробное изложение с элементами сочинения | ||
74 | Развитие речи. Подробное изложение с элементами сочинения | ||
75 | Дефис между частями слова в наречиях | ||
76 | Развитие речи. Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья» | ||
77 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | ||
78 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | ||
79 | Повторение темы «Наречие» | ||
80 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | ||
81 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | ||
Категория состояния (6 ч.) | |||
82 | Категория состояния как часть речи | ||
83 | Морфологический разбор категории состояния | ||
84 | Развитие речи. Написание сжатого изложения | ||
85 | Развитие речи. Написание сжатого изложения | ||
86 | Повторение темы «Категория состояния» | ||
87 | Сочинение на лингвистическую тему | ||
Служебные части речи (1 ч.) | |||
88 | Общая характеристика служебных частей речи | ||
Предлог (8 ч.) | |||
89 | Предлог как часть речи | ||
90 | Употребление предлогов | ||
91 | Непроизводные и производные предлоги | ||
92 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | ||
93 | Развитие речи. Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине по данному началу | ||
94 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | ||
95 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | ||
96 | . Повторение темы «Предлог» | ||
Союз (11 ч.) | |||
97 | Союз как часть речи | ||
98 | Простые и составные союзы | ||
99 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзом в сложном предложении | ||
100 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзом в сложном предложении | ||
101 | Сочинительные союзы. Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами | ||
102 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза | ||
103 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение | ||
104 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | ||
105 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | ||
106 | Повторение темы «Союз» | ||
107 | Повторение темы «Союз» | ||
Частица (10 ч.) | |||
108 | Частица как часть речи | ||
109 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | ||
110 | Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием | ||
111 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Смысловые частицы | ||
112 | Раздельное и дефисное написание частиц | ||
113 | Развитие речи. Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины | ||
114 | Морфологический разбор частиц | ||
115 | Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы и приставки не- | ||
116 | Частица ни, приставка ни-, союз ни–ни | ||
117 | Повторение темы «Частица» | ||
Междометие (5 ч.) | |||
118 | Междометие как часть речи | ||
119 | Дефис в междометиях | ||
120 | Знаки препинания при междометиях | ||
121 | Обобщение полученных знаний по теме «Междометие» | ||
122 | Урок-игра по теме «Междометие» | ||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (13 ч.) | |||
123 | Разделы науки о языке | ||
124 | Развитие речи. Текст. Стили речи | ||
125 | Развитие речи. Контрольное сочинение на одну из предложенных тем | ||
126 | Развитие речи. Контрольное сочинение на одну из предложенных тем | ||
127 | Фонетика. Графика | ||
128 | Лексика и фразеология | ||
129 | Морфемика. Словообразование | ||
130 | Морфология | ||
131 | Орфография | ||
132 | Синтаксис | ||
133 | Пунктуация | ||
134 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе | ||
135 | Повторение и обобщение изученного в 7 классе | ||
Подведение итогов (1 ч.) | |||
136 | Обобщение полученных знаний |