Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса
| 
			 Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 25.08.2017 Руководитель кафедры ________________ Т. Н. Разумова  | 
			
			 Утверждаю Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия __________________ А. М. Афроськин Приказ № 24-Д от 31.08.2017  | 
		
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык» для 7 В класса
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Чиранова Т.С.
2017 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и рассчитана на изучение русского языка в 7 классе в течение 136 учебных часов (4 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Изменения, происходившие и происходящие в русском языке в процессе его развития.
Повторение изученного в 5-6 классах
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова.
Текст. Стили литературного языка.
Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Причастие
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед я в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы и в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Публицистический стиль. Описание внешности человека. Изложение с изменением формы действующего лица. Выборочное изложение с описанием внешности человека. Сочинение по личным наблюдениям.
Деепричастие
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Сочинение-рассказ на основе картины.
Наречие
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Сочинение в форме дневниковых записей. Сочинение-рассуждение. Сочинение в форме репортажа или интервью. Подробное изложение с элементами сочинения. Описание внешности и действий.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.
Сжатое изложение с описанием состояния природы. Сочинение на лингвистическую тему.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи.
Предлог
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу.
Союз
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни.
Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины. Сочинение-рассказ по данному сюжету.
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
Текст. Стили речи. Сочинение на предложенную тему.
Подведение итогов
Осознание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на лето.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| 
			 № п/п  | 
			
			 Наименование разделов и тем  | 
			
			 Дата  | 
		|
| 
			 План  | 
			
			 Факт  | 
		||
| 
			 Введение (1 ч.)  | 
			|||
| 
			 1  | 
			
			 Русский язык как развивающееся явление  | 
			||
| 
			 Повторение изученного в 5-6 классах (10 ч.)  | 
			|||
| 
			 2  | 
			
			 Повторение. Синтаксис. Синтаксический разбор  | 
			||
| 
			 3  | 
			
			 Пунктуация. Пунктуационный разбор  | 
			||
| 
			 4  | 
			
			 Лексика и фразеология  | 
			||
| 
			 5  | 
			
			 Фонетика и орфография  | 
			||
| 
			 6  | 
			
			 Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор  | 
			||
| 
			 7  | 
			
			 Морфология и орфография. Морфологический разбор слова  | 
			||
| 
			 8  | 
			
			 Развитие речи. Текст  | 
			||
| 
			 9  | 
			
			 Входной контрольный диктант с грамматическим заданием  | 
			||
| 
			 10  | 
			
			 Работа над ошибками, допущенными учащимися во входном контрольном диктанте  | 
			||
| 
			 11  | 
			
			 Входной контрольный диктант с грамматическим заданием  | 
			||
| 
			 Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные части речи (1 ч.)  | 
			|||
| 
			 12  | 
			
			 Общая характеристика самостоятельных частей речи  | 
			||
| 
			 Причастие (36 ч.)  | 
			|||
| 
			 13  | 
			
			 Причастие как часть речи  | 
			||
| 
			 14  | 
			
			 Причастие и его морфологические признаки  | 
			||
| 
			 15  | 
			
			 Развитие речи. Публицистический стиль  | 
			||
| 
			 16  | 
			
			 Склонение причастий.  | 
			||
| 
			 17  | 
			
			 Правописание гласных в падежных окончаниях причастий  | 
			||
| 
			 18  | 
			
			 Причастный оборот  | 
			||
| 
			 19  | 
			
			 Выделение причастного оборота запятыми  | 
			||
| 
			 20  | 
			
			 Развитие речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям  | 
			||
| 
			 21  | 
			
			 Действительные и страдательные причастия  | 
			||
| 
			 22  | 
			
			 Действительные и страдательные причастия  | 
			||
| 
			 23  | 
			
			 Краткие и полные страдательные причастия  | 
			||
| 
			 24  | 
			
			 Действительные причастия настоящего времени  | 
			||
| 
			 25  | 
			
			 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени  | 
			||
| 
			 26  | 
			
			 Действительные причастия прошедшего времени  | 
			||
| 
			 27  | 
			
			 Развитие речи. Изложение с изменением формы действующего лица  | 
			||
| 
			 28  | 
			
			 Развитие речи. Изложение с изменением формы действующего лица  | 
			||
| 
			 29  | 
			
			 Работа над ошибками, допущенными учащимися в изложении  | 
			||
| 
			 30  | 
			
			 Страдательные причастия настоящего времени.  | 
			||
| 
			 31  | 
			
			 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени  | 
			||
| 
			 32  | 
			
			 Контрольный диктант с грамматическим заданием за I четверть  | 
			||
| 
			 33  | 
			
			 Страдательные причастия прошедшего времени  | 
			||
| 
			 34  | 
			
			 Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях  | 
			||
| 
			 35  | 
			
			 Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени  | 
			||
| 
			 36  | 
			
			 Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени  | 
			||
| 
			 37  | 
			
			 Причастия и отглагольные прилагательные  | 
			||
| 
			 38  | 
			
			 Одна и две буквы Н в отглагольных прилагательных  | 
			||
| 
			 39  | 
			
			 Краткие причастия и краткие отглагольные прилагательные. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных  | 
			||
| 
			 40  | 
			
			 Развитие речи. Подготовка к написанию выборочного изложения  | 
			||
| 
			 41  | 
			
			 Развитие речи. Выборочное изложение  | 
			||
| 
			 42  | 
			
			 Морфологический разбор причастий  | 
			||
| 
			 43  | 
			
			 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями  | 
			||
| 
			 44  | 
			
			 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями  | 
			||
| 
			 45  | 
			
			 Буквы Е и Ё в после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени  | 
			||
| 
			 46  | 
			
			 Контрольный диктант по теме «Причастие»  | 
			||
| 
			 47  | 
			
			 Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте  | 
			||
| 
			 48  | 
			
			 Урок-зачет по теме «Причастие»  | 
			||
| 
			 Деепричастие (12 ч.)  | 
			|||
| 
			 49  | 
			
			 Деепричастие как часть речи  | 
			||
| 
			 50  | 
			
			 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте  | 
			||
| 
			 51  | 
			
			 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте  | 
			||
| 
			 52  | 
			
			 Раздельное написание НЕ с деепричастиями  | 
			||
| 
			 53  | 
			
			 Деепричастия несовершенного вида  | 
			||
| 
			 54  | 
			
			 Деепричастия совершенного вида  | 
			||
| 
			 55  | 
			
			 Морфологический разбор деепричастия  | 
			||
| 
			 56  | 
			
			 Развитие речи. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины  | 
			||
| 
			 57  | 
			
			 Развитие речи. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины  | 
			||
| 
			 58  | 
			
			 Повторение изученного по теме «Деепричастие»  | 
			||
| 
			 59  | 
			
			 Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам I полугодия  | 
			||
| 
			 60  | 
			
			 Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте  | 
			||
| 
			 Наречие (21 ч.)  | 
			|||
| 
			 61  | 
			
			 Наречие как часть речи  | 
			||
| 
			 62  | 
			
			 Разряды наречий  | 
			||
| 
			 63  | 
			
			 Развитие речи. Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег»)  | 
			||
| 
			 64  | 
			
			 Степени сравнения наречий  | 
			||
| 
			 65  | 
			
			 Морфологический разбор наречия  | 
			||
| 
			 66  | 
			
			 Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е  | 
			||
| 
			 67  | 
			
			 Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий  | 
			||
| 
			 68  | 
			
			 Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е  | 
			||
| 
			 69  | 
			
			 Развитие речи. Описание действий  | 
			||
| 
			 70  | 
			
			 Развитие речи. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям  | 
			||
| 
			 71  | 
			
			 Буквы о и е после шипящих на конце наречий  | 
			||
| 
			 72  | 
			
			 Буквы о и а на конце наречий  | 
			||
| 
			 73  | 
			
			 Развитие речи. Подробное изложение с элементами сочинения  | 
			||
| 
			 74  | 
			
			 Развитие речи. Подробное изложение с элементами сочинения  | 
			||
| 
			 75  | 
			
			 Дефис между частями слова в наречиях  | 
			||
| 
			 76  | 
			
			 Развитие речи. Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья»  | 
			||
| 
			 77  | 
			
			 Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных  | 
			||
| 
			 78  | 
			
			 Мягкий знак после шипящих на конце наречий  | 
			||
| 
			 79  | 
			
			 Повторение темы «Наречие»  | 
			||
| 
			 80  | 
			
			 Контрольный диктант по теме «Наречие»  | 
			||
| 
			 81  | 
			
			 Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте  | 
			||
| 
			 Категория состояния (6 ч.)  | 
			|||
| 
			 82  | 
			
			 Категория состояния как часть речи  | 
			||
| 
			 83  | 
			
			 Морфологический разбор категории состояния  | 
			||
| 
			 84  | 
			
			 Развитие речи. Написание сжатого изложения  | 
			||
| 
			 85  | 
			
			 Развитие речи. Написание сжатого изложения  | 
			||
| 
			 86  | 
			
			 Повторение темы «Категория состояния»  | 
			||
| 
			 87  | 
			
			 Сочинение на лингвистическую тему  | 
			||
| 
			 Служебные части речи (1 ч.)  | 
			|||
| 
			 88  | 
			
			 Общая характеристика служебных частей речи  | 
			||
| 
			 Предлог (8 ч.)  | 
			|||
| 
			 89  | 
			
			 Предлог как часть речи  | 
			||
| 
			 90  | 
			
			 Употребление предлогов  | 
			||
| 
			 91  | 
			
			 Непроизводные и производные предлоги  | 
			||
| 
			 92  | 
			
			 Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога  | 
			||
| 
			 93  | 
			
			 Развитие речи. Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине по данному началу  | 
			||
| 
			 94  | 
			
			 Слитное и раздельное написание производных предлогов  | 
			||
| 
			 95  | 
			
			 Слитное и раздельное написание производных предлогов  | 
			||
| 
			 96  | 
			
			 . Повторение темы «Предлог»  | 
			||
| 
			 Союз (11 ч.)  | 
			|||
| 
			 97  | 
			
			 Союз как часть речи  | 
			||
| 
			 98  | 
			
			 Простые и составные союзы  | 
			||
| 
			 99  | 
			
			 Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзом в сложном предложении  | 
			||
| 
			 100  | 
			
			 Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзом в сложном предложении  | 
			||
| 
			 101  | 
			
			 Сочинительные союзы. Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами  | 
			||
| 
			 102  | 
			
			 Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза  | 
			||
| 
			 103  | 
			
			 Развитие речи. Сочинение-рассуждение  | 
			||
| 
			 104  | 
			
			 Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато  | 
			||
| 
			 105  | 
			
			 Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато  | 
			||
| 
			 106  | 
			
			 Повторение темы «Союз»  | 
			||
| 
			 107  | 
			
			 Повторение темы «Союз»  | 
			||
| 
			 Частица (10 ч.)  | 
			|||
| 
			 108  | 
			
			 Частица как часть речи  | 
			||
| 
			 109  | 
			
			 Разряды частиц. Формообразующие частицы  | 
			||
| 
			 110  | 
			
			 Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием  | 
			||
| 
			 111  | 
			
			 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Смысловые частицы  | 
			||
| 
			 112  | 
			
			 Раздельное и дефисное написание частиц  | 
			||
| 
			 113  | 
			
			 Развитие речи. Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины  | 
			||
| 
			 114  | 
			
			 Морфологический разбор частиц  | 
			||
| 
			 115  | 
			
			 Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы и приставки не-  | 
			||
| 
			 116  | 
			
			 Частица ни, приставка ни-, союз ни–ни  | 
			||
| 
			 117  | 
			
			 Повторение темы «Частица»  | 
			||
| 
			 Междометие (5 ч.)  | 
			|||
| 
			 118  | 
			
			 Междометие как часть речи  | 
			||
| 
			 119  | 
			
			 Дефис в междометиях  | 
			||
| 
			 120  | 
			
			 Знаки препинания при междометиях  | 
			||
| 
			 121  | 
			
			 Обобщение полученных знаний по теме «Междометие»  | 
			||
| 
			 122  | 
			
			 Урок-игра по теме «Междометие»  | 
			||
| 
			 Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (13 ч.)  | 
			|||
| 
			 123  | 
			
			 Разделы науки о языке  | 
			||
| 
			 124  | 
			
			 Развитие речи. Текст. Стили речи  | 
			||
| 
			 125  | 
			
			 Развитие речи. Контрольное сочинение на одну из предложенных тем  | 
			||
| 
			 126  | 
			
			 Развитие речи. Контрольное сочинение на одну из предложенных тем  | 
			||
| 
			 127  | 
			
			 Фонетика. Графика  | 
			||
| 
			 128  | 
			
			 Лексика и фразеология  | 
			||
| 
			 129  | 
			
			 Морфемика. Словообразование  | 
			||
| 
			 130  | 
			
			 Морфология  | 
			||
| 
			 131  | 
			
			 Орфография  | 
			||
| 
			 132  | 
			
			 Синтаксис  | 
			||
| 
			 133  | 
			
			 Пунктуация  | 
			||
| 
			 134  | 
			
			 Повторение и обобщение изученного в 7 классе  | 
			||
| 
			 135  | 
			
			 Повторение и обобщение изученного в 7 классе  | 
			||
| 
			 Подведение итогов (1 ч.)  | 
			|||
| 
			 136  | 
			
			 Обобщение полученных знаний  | 
			||