Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса

1
0
Материал опубликован 28 August 2017
 

 Аннотация.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря2010 г. № 1897,в соответствии с локальным актом лицея «Положение о рабочей программе учителя, работающего по ФГОС второго поколения», на основе программы к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2010.

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство постижения и обретения социокультурных ценностей, формирования духовно­нравственного мира человека, приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы. Русский язык также является основой интеллектуального, духовного и эстетического развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества ХХI века. Как учебная дисциплина русский язык имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

• освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

• осознание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;

• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готов­ ности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно­научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

• усвоение системы знаний о русском языке;

• формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. В программе дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования и перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

В соответствии с учебным планом лицея на изучение предмета «Русский язык» в 6 классе отводится 6 часов в неделю, 210 часов в год (35 рабочих недель).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Речевая деятельность.

Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, восприни­маемого на слух; выделять основную мысль, структурные часта исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте глав­ную и второстепенную информацию; разбивать текст на смыс­ловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чте­ние, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чте­ния в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию пара­графа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расстав­лять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; под­робно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные выска­зывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных язы­ковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процес­се письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?);

пользоваться разными видами словарей в процессе найме.) текста; выражать свое отношение к предмету речи.

Речь. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествова­ние, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безудар­ные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элемен­ты упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художествен­ном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее упо­требительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.

Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словаря­ми; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на осно­ве смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться слова­рем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяс­нять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значе­ние слов разными способами (описание, краткое толкование зна­чения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематиче­ские группы; употреблять слова в соответствии с их лексиче­ским значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на упо­треблении слова в переносном значении; владеть наиболее упо­требительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от слово­сочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи); пра­вильно указывать морфологические признаки имен существи­тельных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреб­лять слова изученных частей речи.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группиро­вать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изу­ченных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предло­жении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочета­ния по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, ослож­ненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конст­руировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пункту­ации; устно объяснять постановку знаков препинания в предло­жениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятель­но подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия:

формулировать проблему,

выдвигать аргументы,

строить логическую цепь рассуждения,

находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

осуществлять библиографический поиск,

извлекать необходимую информацию из различных источников;

определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др;

Регулятивные универсальные учебные действия:

ставить и адекватно формулировать цель деятельности,

планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения языка в школе.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста

Содержание учебного предмета «Русский язык» Речь(24 ч)

Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль тек­ ста. Микротема текста. Структура текста. План тек­ ста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Функционально­смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, официально­деловой. Научный стиль, его особенности. Основные жанры официально­делового стиля: заявление, объяснительная записка, объявление, письмо. Их особенности. Основные особенности языкаю. Лексика (13 ч)

Слово и его значения. Паронимы. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе раз­ вития языка. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, тер­ мины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

Фразеология (9 ч)

Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборота­ ми. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии

Морфемика. Словообразование (30 ч)

Морфема как минимальная значимая единица языка. Правописание корней слов. Словообразование как раз­ дел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Основные способы об­ разования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно­суффиксальный, бессуффиксный способы). Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Словообразовательные и морфемные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Этимология как раздел языкознания

Морфология (123 ч)

Морфология как раздел грамматики (2 ч)

Система частей речи в русском языке Имя существительное (14 ч)

Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Род, число, падеж имени существительного. Имена суще­ ствительные общего рода. Имена существительные, имею щие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Употребление существительных в речи. Имя прилагательное (16 ч)

Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды прилагательных по значению. Степени сравнения качествен­ ных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические при­ знаки. Употребление прилагательных в речи. Глагол (18 ч)

Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повели тельное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и про­ шедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Местоимение (24 ч)

Местоимение как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Употребление местоимений в речи.

Имя числительное (14 ч)

Имя числительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных разных разрядов. Употребление числительных в речи.

Наречие (36 ч)

Наречие как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Правописание наречий. Употребление наречий в речи. Слова категории состояния. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении

Повторение изученного (9 ч)


 


 


 

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык», 6 класс, 200 часов, 6 часов в неделю

урока

Тема урока


 

Дата по плану

Дата по факту

   

 

Русский язык в жизни России

   

 

Текст. Тема и основная мысль текста (§1)

   

 

Как строится текст. Связь предложений в тексте (§2)

   

 

Способы связи предложений в тексте (§2)

   

 

(Рр – 1). Портрет

   

 

Входная диагностика

   

 

(Рр – 2). Изложение «Солнечное пятно»

   

 

Типы речи (§3)

   

 

Сочетание разных типов речи (§3)

   

 

Разговорная речь (§4)

   

 

Разговорная речь (§4)

   

 

Проверяем себя

   

 

(Рр – 3). Сочинение по воображению

   

 

Книжная речь (§5)

   

 

Научный стиль речи (§6)

   

 

Научный стиль речи (§6)

   

 

Официально-деловой стиль речи (§7)

   

 

Официально-деловой стиль речи (§7)

   

 

Официально-деловой стиль речи (§7)

   

 

Язык художественной литературы (§8)

   

 

(Рр – 4). Сочинение «Радуга» по картине или личным впечатлениями

   

 

Изобразительно-выразительные средства языка (§8)

   

 

(Рр – 5). Контрольное изложение с продолжением «Жулька»

   

 

Проверяем себя

   

 

(Рр – 6). Сочинение «Красота вокруг нас»

   

 

Слово и его значение (§9)

     

 

Паронимы (§10)

     

 

Исконно русские и заимствованные слова (§11)

   

 

Исконно русские и заимствованные слова (§11)

   

 

Устаревшие слова (§12)

   

 

Неологизмы (§13)

   

 

Проверяем себя

   

 

(Рр – 7). Сочинение – рассуждение

   

 

Слова общеупотребительные и ограниченного употребления (§14)

   

 

Диалектизмы (§15)

   

 

Проверяем себя

   

 

Термины, специальные слова, жаргонизмы (§16)

   

 

Стилистические свойства слова (§17)

   

 

Что такое фразеологизмы (§18)

   

 

Как возникают фразеологизмы (§19)

   

 

Как возникают фразеологизмы (§19)

   

 

Контрольная работа №1.

   

 

Анализ результатов выполнения контрольной работы

     

 

Стилистические свойства фразеологизмов (§20)

   

 

Стилистические свойства фразеологизмов (§20)

   

 

(Рр – 8). Контрольное сочинение – рассуждение

   

 

Проверяем себя.

   

 

Из чего состоят слова (§22)

   

 

Из чего состоят слова (§22)

   

 

Проверяем себя

   

 

(Рр – 9). Сочинение о полезном растении

   

 

Корни с чередованием звуков (§22)

   

 

Правописание корней с чередованием е – и (§22)

   

 

Правописание корней с чередованием о – а (§22)

   

 

Правописание корней -твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//ровн- и –мак//-мок- (§22)

   

 

Проверяем себя

   

 

(Рр – 10). Изложение с продолжением

   

 

Способы словообразования (§23)

   
 

 

Приставочно-суффиксальный способ словообразования (§23)

   

 

Бессуффиксный и неморфологический способы словообразования (§23)

   

 

Сложные слова (§24)

   

 

Правописание сложных слов (§24)

   

 

Сложносокращенные слова (§24)

   
 

 

Проверяем себя

   

 

(Рр – 11). Изложение

   

 

Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо (§25)

   

 

Морфемный и словообразовательный разборы (§25)

   

 

Контрольная работа №2

   

 

Анализ результатов выполнения контрольной работы

   

 

Что такое этимология (§26)

   

 

Что такое этимология (§26)

   

 

Проверяем себя

   

 

(Рр – 12). Изложение с продолжением

   

 

Урок обобщения и систематизации знаний по темам «Морфемика. Словообразование. Этимология. Орфография»

   

 

Урок обобщения и систематизации знаний по темам «Морфемика. Словообразование. Этимология. Орфография»

   

 

Резервный урок

   

 

Резервный урок

   

 

Части речи (§27)

   

 

Части речи (§27)

   

 

Имя существительное как часть речи (§28)

   

 

Имя существительное как часть речи (§28)

   

 

Существительные общего рода (§28)

   

 

Склонение имен существительных (§28)

   

 

Разносклоняемые имена существительные (§28)

   

 

Несклоняемые имена существительные (§28)

   

 

Контрольная работа №3

   

 

Анализ результатов выполнения контрольной работы

   

 

     

 

Родительный падеж множественного числа имен существительных (§29)

   

 

Суффиксы имен существительных (§29)

   

 

Собственные имена существительные, обозначающие русские фамилии и названия населенных пунктов (§29)

   

 

Проверяем себя

   

 

Рр – 13. Сочинение «Мои увлечения»

   

 

Имя прилагательное как часть речи (§30)

   

 

Разряды имён прилагательных по значению (§30)

   

 

Разряды имён прилагательных по значению (§30)

   

 

Степени сравнения имен прилагательных (§30)

   

 

Степени сравнения имен прилагательных (§30)

   

 

Правописание суффиксов имен прилагательных (§30)

   

 

Употребление имен прилагательных для описания внешности человека (§31)

   

 

Рр – 14. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека (§31)

   

 

Рр–15. Написание контрольного сочинения по картине И.Е.Репина «Стрекоза»

   

 

Употребление имен прилагательных для описания природы (§31)

   

 

Употребление в речи кратких имен прилагательных (§31)

   

 

Проверяем себя

   

 

Лингвистическое наблюдение

   

 

Контрольная работа №4

   

 

Анализ результатов выполнения контрольной работы

   

 

Резервный урок

   

 

Глагол как часть речи (§32)

   

 

Глагол как часть речи (§32)

   

 

Наклонение глагола (§32)

   

 

Многозначные глаголы (§33)

   

 

Глаголы - синонимы (§33)

   

 

Глаголы - синонимы (§33)

   

 

Глаголы – антонимы (§33)

   

 

Глаголы в составе фразеологизмов (§33)

   

 

Ошибки в употреблении глаголов (§33)

   

 

Роль глаголов в тексте (§ 33)

   

 

Роль глаголов в тексте (§ 33)

   

 

Лингвистическое наблюдение

   

 

Рр-16. Сочинение по личным наблюдениям

   

 

Проверяем себя

   

 

Контрольная работа №5

   

 

Анализ результатов выполнения контрольной работы

   

 

Резервный урок

   

 

Резервные уроки

   

 

Местоимение как часть речи (§ 1)

   

 

Разряды местоимений (§ 1)

   

 

Разряды местоимений (§ 1)

   

 

Морфологический разбор местоимений. Проверяем себя. (§ 1)

   

 

Личные местоимения (§ 2)

   

 

Личные местоимения (§ 2)

   

 

Возвратное местоимение себя (§ 3)

   

 

Притяжательное местоимение (§ 4)

   

 

Рр-17. Изложение

   

 

Указательные местоимения (§ 5)

   

 

Указательные местоимения (§ 5)

   

 

Определительные местоимения (§ 6)

   

 

Определительные местоимения (§ 6)

   

 

Вопросительно-относительные местоимения (§ 7)

   

 

Вопросительно-относительные местоимения (§ 7)

   

 

Рр-18. Изложение от 3-его лица

   

 

Неопределённые местоимения (§ 8)

   

 

Неопределённые местоимения (§ 8)

   

 

Отрицательные местоимения (§ 9)

   

 

Отрицательные местоимения (§ 9)

   

 

Употребление местоимений в речи (§ 10)

   

 

Употребление местоимений в речи (§ 10)

   

 

Проверяем себя

   

 

Контрольная работа №6

   

 

Что обозначает имя числительное (§ 11)

   

 

Отличие числительных от других частей речи (§ 11)

   

 

Рр-19. Сочинение-повествование «Как проходит мой день»

   

 

Имена числительные простые, сложные, составные (§ 12)

   

 

Количественные имена числительные и их разряды (§ 13)

   

 

Склонение имен числительных, обозначающих целые числа (§ 14)

   
 

 

Склонение имен числительных, обозначающих целые числа (§ 14)

 

 

Склонение дробных имен числительных (§ 15)

   

 

Склонение собирательных имен числительных (§ 16)

     

 

Порядковые имена числительные. Морфологический разбор имён числительных (§ 17)

     

 

Употребление числительных в речи (§ 18)

     

 

Проверяем себя

     

 

Контрольная работа № 7

     

 

Анализ результатов выполнения контрольной работы

     

 

Наречие как часть речи (§ 19)

     

 

Наречие как часть речи (§ 19)

     

 

Разряды наречий по значению (§ 20)

     

 

Рр-20. Сочинение «Знаменитые сувениры»

     

 

Местоименные наречие (§ 20)

     

 

Категория состояния (§ 20)

     

 

Категория состояния (§ 20)

     

 

Проверяем себя

     

 

Рр-21. Изложение с продолжением

     

 

Степени сравнения наречия (§ 21)

     

 

Степени сравнения наречия (§ 21)

     

 

Проверяем себя

     

 

Словообразование наречий (§ 22)

     

 

Словообразование наречий (§ 22)

     

 

Рр-22. Сочинение рассуждение

     

 

Слитное и раздельное написание наречий (§ 23)

     

 

Слитное и раздельное написание наречий (§ 23)

   

 

Дефисное написание наречий (§ 24)

   

 

Дефисное написание наречий (§ 24)

   

 

Не с наречиями

   

 

Н – нн в наречиях

   

 

Н – нн в наречиях

   

 

О, Е (Ё) после шипящих на конце наречий (§ 28)

   

 

О, А на конце наречий (§ 29)

   

 

О, А на конце наречий (§ 29)

   

 

Ь на конце наречий (§ 30)

   
     

 

Проверяем себя

   

 

Рр-23. Сочинение «Будь человеком»

   

 

Морфологический разбор наречия (§ 31)

   

 

Употребление наречий в речи

   

 

Рр-24. Составление диалога

   

 

Использование в речи наречий-синонимов (§ 32)

   

 

Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий (§ 32)

   

 

Проверяем себя

   

 

Обобщающее повторение


 


 


 

 

Обобщающее повторение


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.