АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной коррекционной работы учителя – логопеда для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

1
0
Материал опубликован 10 July в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная Школа № 18 им. братьев Могилевцевых» г. Брянска



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

системы ККиР

_________________________

Протокол №1

«___» августа 20__ г.

Руководитель ШМО

_____/Шильчикова О.В./




СОГЛАСОВАНО

на методическом Совете

МБОУ СОШ №18 г. Брянска

Протокол №1

«___» августа 20__ г.

зам. дир. по УВР

____/Гаврюшина Н.А./

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ СОШ №18 г. Брянска

_____

от «___» ___________ 20__ г.





АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной коррекционной работы

учителя – логопеда для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития



на 2020-2021 учебный год


Уровень обучения: начальное общее образование

Класс: 4 г

Составитель: учитель-логопед:

Шильчикова О.В.


г. Брянск

2020 год



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (Приказ Минобрнауки России от 19. 12. 2014 № 1598) Основная образовательная программа начального общего образования, утверждённого приказом директора МБОУ СОШ №18 № 80 од от 02.09. 2019г.

3.ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15 https://fgosreestr.ru/

4. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ(ЗПР) вариант 7.1, утверждённого приказом директора МБОУ СОШ №18 № 80 од от 02.09. 2019 г.

5. Учебный план МБОУ СОШ №18 г. Брянска, календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

6.Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"

7. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. М.: Центр, 1996).



В соответствии с учебным планом внеурочной коррекционной работы в 4 классе классе на внеурочный коррекционный курс занятий учителя-логопеда отводится 68 часа (из расчета 1 ч. в неделю) после уроков во второй половине дня.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Программа коррекционного обучения младших школьников с ЗПР разработана с учетом диагностических данных учащихся.

Цель: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной нарушениями развития устной и письменной речи; создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей.

Программа коррекционной работы с детьми с речевой патологией включает в себя следующие взаимосвязанные направления, определяющие её основное содержание:

1 этап - «Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи».

2 этап - «Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка».

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Программа разработанадля детей 4г класса с задержкой психического развития, имеющих речевое заключение - нарушение письма, обусловленное общим недоразвитием речи (соответствующим III уровню речевого развития), предназначена для реализации в 2020-2021 учебном году.

Характеристика учащихся.

Данные учащиеся испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы:

отмечаются замены и смешения звуков; причем, поскольку структура речевого дефекта учащихся данной категории является очень вариативной и характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии, смешения по артикуляторно-акустическим признакам у большинства детей не являются стойкими, за исключением одного учащегося, у которого речевой компонент в структуре дефекта более выраженный, что и определяет выбор пар оппозиционных дифференцируемых звуков;

несформированность фонематического восприятия, выраженная недостаточностью различения звуков и затруднениями в звуковом анализе и синтезе слов;

затруднения в воспроизведении слоговой структуры: пропуски, перестановки и искажения слогов.

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы:

лексический запас количественно и качественно неполноценен (отмечаются неправомерное расширение или сужение значений слов: ошибки в употреблении слов; смешение слов по смыслу и акустическим свойствам);

неумение выделять синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей речевой практике;

задержка в формировании грамматического строя речи: ошибки словообразовательного характера, разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, числительных с существительными, неправильный выбор падежных форм существительных в словосочетаниях глагол и существительное.

Учащиеся с ЗПР с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи, имеют также ряд психологических особенностей, затрудняющих формирование у них УУД:

Следствия недостаточной сформированностилексикограмматических средств языка



Психологические особенности

Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной

Неустойчивое внимание.

Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Недостаточное развитие способности к переключению.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

работы

-Недостаточное развитие связной речи

Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.



Следствием указанных особенностей является: 1) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности; 2) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Занятия с данной категорией учащихся осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой (1999, 2003). В рамках данного подхода коррекционно- воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала.

Так как сейчас, при введении ФГОС, необходимо обратить большее внимание на формирование учебных действий, особенно с детьми данной категории, целесообразно представить содержание коррекционно-воспитательной работы на логопедических занятиях в следующем виде:

I.1 Развитие и совершенствование психологических

II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:


предпосылок к обучению:

устойчивости внимания;

наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приемов самоконтроля;

познавательной активности;

произвольности общения и поведения;

умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда

I.2 Формирование полноценных учебных умений:

1) планирование предстоящей деятельности:

а) принятие учебной задачи;

б) активное осмысление

II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

ответы 1-2-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало

материала;

в) выделение главного,

существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и

т.д.)

формирования связного высказывания)

употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

подведение итогов занятия;

формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).



Содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД, содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, можно говорить о формировании познавательных учебных действий.


Задачи коррекции специфических трудностей овладения письменной речью включают:

закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; коррекция искажений звукослоговой структуры слова;

развитие полноценных фонематических процессов, готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

обогащение, закрепление и активизация словарного запаса учащихся;

подготовка к усвоению морфологического состава слова;

развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

Требования к уровню подготовки учащихся.

После проведения коррекционной работы учащиеся в практическом плане должны научиться:

самостоятельно выполнять сложные формы звукобуквенного анализа слов;

ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять посредством каких частей слова, стоящих перед и после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;

пользоваться различными способами словообразования;

правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании;

самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами.

Форма и режим занятий.

Групповые занятия 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 68 учебных часов в год.

Структура логопедического занятия включает мотивационную установку, развитие фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматические упражнения, развитие неречевых процессов, рефлексивный анализ.



Содержание

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:

Дифференциация основных речевых единиц .

Речь и предложение. Предложение и слово. Звукобуквенный, слоговой состав слов. Тренировка в различении гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. Обозначение мягких согласных на письме гласными второго ряда. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в конце слова. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в середине слова. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных. Оглушение парных звонких согласных на конце слова и в середине. Слог. Деление слов на слоги. Ударение. Слого-ритмическая структура слова. Форморазличительная роль ударения. Смыслоразличительная

роль ударения. Выделение ударного гласного, ударного слога в слове. Выделение безударного гласного звука в слове.

Правописание безударных гласных в корне слова, подбор проверочных родственных слов.

Лексико – грамматические категории.

Части речи. Имя существительное, глагол, имя прилагательное. Словоизменение, словообразование, согласование различных частей речи. Дифференциация частей речи. Антонимы, синонимы, омонимы – использование их в речи. Расширение активного словаря учащихся.

Состав слова. Корень слова. Однокоренные и родственные слова. Окончание. Сложные слова. Суффикс.

Суффиксальное образование слов. Приставка. Образование слов при помощи приставок. Правописание приставок. Дифференциация предлогов и приставок. Закрепление представлений о морфологическом составе слова.

Развитие и совершенствование связной речи .

Предложение. Интонационная законченность предложений. Главные члены предложения. Распространение предложений.

Текст. Признаки текста. Тема текста. Основная мысль текста.Опорные слова. Составление плана текста. Составление текста из отдельных предложений. Составление текста по данным вопросам. Тип текста. Текст - повествование. Текст – описание. Текст – рассуждение.

Изложение.Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам. Изложение – повествование по памяти. Изложение – повествование на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам и опорным словам. Изложение – повествование на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам и опорным словам. Изложение – описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. Изложение – описание по памяти. Изложение – описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам. Изложение – рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. Изложение - рассуждение по памяти. Изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам. Сочинение – повествование по серии картинок и вопросам.

Диагностика состояния речевого развития проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСВА ОБУЧЕНИЯ

Материально – технические средства обучения:

Компьютер – 1 шт.

Доска – 1 шт.

Учебно - методические пособия:

Индивидуальные зеркала.

Карточки для индивидуальной работы.

Набор тематических картинок для развития лексики и грамматического строя речи.

Сюжетные картинки и серия сюжетных картинок для составления рассказов.

Индивидуальная тетрадь.


учебно – методические пособия на печатной основе

интернет - ресурсы

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 302.: ил.- (коррекционная педагогика).

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2: Предложение. Текст.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302.: ил.- (коррекционная педагогика).

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.3: Письменная связная речь.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 120 с.: ил.- (коррекционная педагогика).

Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. Екатеринбург, 2005.

Ефименкова. Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://festival.1september.ru/

Психологический центр "Адалин" http://adalin.mospsy.ru/

Портал "Логопеды" http://logopedy.ru/portal/

Логопункт.

http://www.logopunkt.ru/

Логопед.

начальных классов: М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий № 8 «Слова – друзья и слова – неприятели». Ярославль, 2001.

Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект пособий).М.,2007.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.

Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ.- М.:Аркти, 1997.-214 с.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П.. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.- М.: Аркти, 2007. –360 с.


http://www.logoped.ru/index.htm/

Логопедия http://logopediya.com/

Логозаврия: сайт детских компьютерных игр

http://logozavr.ru/

Логобургhttp://logoburg.com/

Журнал "Логопед" http://www.logoped-sfera.ru/

Дефектология для Вас

http://defectus.ru/






















Календарно-тематическое планирование логопедических занятий4г классККиР

п/п

тема

дата

план

факт

1

2

3

4

Обследование учащихся с 1.09-14.09

02.09

7.09

9.09

14.09


5-6.

Предложение как единица речи. Виды предложений

14.09

16.09


7-8.

Главные и второстепенные члены предложения.

21.09

23.09


9-10.

Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами.

28.о9.

30.09


11-12.

Лексическое значение слова. Многозначные слова

5.10

7.10


13-14.

Синонимы, антонимы и омонимы. Фразеологизмы

12.10

14.10


15-16.

Правописание гласных и согласных в корнях слова

19.10

21.10


17-18.

Правописание приставок и суффиксов.

Обобщение.

26.10.

28.10

24 10

19-20.

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

05.11

09.11


09.11

21-22.

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

11.11

16.11


23-24.

Имя существительное. Падеж имен существительных.

Обобщение.

18.11

23.11


25-26.

Падеж имен существительных. Закрепление.

25.11

26

30.11



27-28.

Склонение имен существительных

02.12

07.12


29-30.

Именительный и винительный падежи имен существительных.

09.12

14.12


31-32.

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже..

16.12

21.12


33-34.

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Обобщение.

23.12

28.12

30.12



2 полугодие



35-36.

Предложный падеж имен существительных.

Обобщение.

11.01

13.01


37-38.

Правописание безударных окончаний имен

существительных во всех падежах.

18.01

20.01


39-40.

Имя прилагательное как часть речи. Склонение имен прилагательных

25.01

27.01


41-

42.

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

01.02

03.02


43-44.

Именительный,винительный ,родительный падежи.

08.02

10.02


45-46.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

15.02

17.02


47-48.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

24.02

01.03


49-50.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

03.03

09.03


51-52.

Местоимение как часть речи.

10.03

15.03


53-54.

Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам.

17.03

29.03


55-56.

Спряжение глаголов.

31.03

05.04


57-58.

1 и 2 спряжение глаголов будущего времени

7.04

12.04


59-60.

Упражнение в правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем времени.

14

19


61-62.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

21

26


.63-64

Морфологические признаки частей речи.

28

5.05


65

66

67

68.

Обследование учащихся.

12

17

19

24.05




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации