Афинская демократия при Перикле.
Афинская демократия при Перикле.
Цели: углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.
Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.». презентация.
ПриложениеDOCX / 21.72 Кб
ПрезентацияPPTX / 1.31 Мб
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Мотивационная беседа. (Слайд 1-5)
Сегодня мы с вами будем говорить о событиях далекой давности. Но несмотря на века и тысячелетия, события V в. до н.э. о которых пойдет сегодня речь имеют большое значение для нас и для человечества в целом.
Все мы живем в одной единой и большой стране, которая называется Россия. Россия 21 века это цивилизованная и демократическая страна, где все равны перед законом и каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным, не зависимо от его происхождения. Его могут выбрать люди, за определенные поступки или качества характера. Это и есть демократия когда в человеке оценивают не его происхождение, а личные качества и поступки.
Но демократия берет свое начало в далекой древности в Греции, в области Аттики, где располагался один из важных греческих полисов, а именно город-государство Афины.
И так, как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить? ( О демократии, о том откуда берут истоки принципы демократии, которые существуют сегодня. О выборах.)
Совершенно верно.
И тема нашего урока "Афинская демократия при Перикле", давайте запишем ее в тетради. (Слайд 6)
III. Актуализация опорных знаний по теме "Зарождение демократии в Афинах"
Но прежде чем мы перейдем к изучению новой темы давайте немного повторим. Ответьте мне на следующие вопросы:
Кто заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон.)
Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие.)
Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании.)
IV. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия - это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.
И сегодня мы с вами должны ответить на вопрос: (Слайд 7)
Что же изменилось в управлении государством в период правления Перикла?
Давайте подумаем над тем, что нам необходимо узнать на уроке для решения нашей проблемы? (как управлялось государство до Перикла, кто такой Перикл, что он сделал для расцвета демократии, какова его роль в истории.)
Давайте в тетради запишем план нашей сегодняшней работы: (Слайд 8)
План урока:
1) Чем занималось народное собрание.
2) Личность Перикла
3) Демократия при Перикле
4) Друзья и враги Перикла.
1) Чем занималось народное собрание. (Слайд 9, 10)
3-4 раза в году все граждане Афин собирались на пологом холме в западной части города на народное собрание, для решения государственных дел. В народном собрании участвовали только мужчины двадцатилетнего возраста. Сюда приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, земледельцы. Приходили богатые купцы и землевладельцы.
Давайте прочитаем учебник и ответим на вопросы (п. 1 § 40 Вигасина):
- Чем занималось Народное собрание в Афинах?
а) Заполнить таблицу (схема на доске). (Слайд 11)
Ответ: 1. Выбирало стратега. 2. Принимало законы. 3. Объявляло войну. 4. Утверждало мирные договоры. 5. Распоряжалось казной.
б)Ответьте на вопросы:
- Как проходили выборы стратегов? (Поднятием рук)
- Как проходило голосование на народном собрании? (Подачей белого или черного камушка)
2) Личность Перикла.
И вот, 443 г. до н.э. народное собрание поднятием рук выбирает главным стратегом человека имя которого Перикл. (Слайд 12)
Давайте запишем в тетрадь:
443 г. до н.э. - Перикла избирают стратегом города Афины.
При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин. Он был прекрасный оратор. Найди в учебнике определение этого слова.
Оратор - человек умеющий произносить речи, убеждать слушателей.
3) Демократия при Перикле.
Давайте разделимся на 3 групп. На партах у вас карточки с текстами. Вы должны прочитать карточки и ответить на вопросы.
Что сделал Перикл для своего государства?
Какие изменения произошли в управлении страной?
Первая группа (Слайд 13)
Политика Перикла была направлена на укрепление и расширение морского союза
Украсил Афины, восстановил Акрополь
При нем Афины стали экономическим, политическим и культурным центром Эллады
Вел успешные войны, не вступал в сражение если не был уверен в победе
Вторая группа(Слайд 13)
Были введены денежные выплаты гражданам
Все граждане, вне зависимости от их материального положения, пользовались всеми политическими правами.
Был создан фонд для помощи малоимущим гражданам
Созданы новые рабочие места
Какие два пункта мы характеризуют расцвет демократии при Перикле? Чего до этого не существовало?
Давайте запишем в тетради:
Реформа Перикла:
- Перикл ввел денежные выплаты гражданам, за то, что они занимали государственные должности.
Третья группа (Слайд 14)
Какие выборные должности существовали?
Судья
Сборщик налогов
Смотритель рынка
Как выбирали должностных лиц?
Тянули жребий: кому достанется белый боб тот и считается избранным.
Почему время правления Перикла называют расцветом демократии в Афинах?
Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Теперь все люди и богатые и бедные, могли занимать государственные должности. Перикл предложил платить деньги, за то что человек занимает государственную должность. Что бы избежать подкупа или давления при избрании должностных лиц Перикл предложил делать это с помощью жребия. Все граждане, которые хотели занять государственные должности, должны были доставать из специального сосуды плоды бобов. На службу поступал тот афинянин кому доставался белый боб. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.
Давайте запишем:
Благодаря Периклу в Афинах гражданам стали платить деньги из казны, за то, что они занимали различные должности (судья, сборщик налогов и т.д.)
4) Друзья и враги Перикла.
У Перикла было много сторонников и друзей, но были и враги и противники. Послушаем подготовленный учениками диалог и постараемся ответить на вопросы: (Слайд 15)
- В чем обвиняли Перикла его враги?
- Как ему удавалось одержать победу над своими противниками, т.е. какими качествами он обладал?
- О чем Перикл заботился в первую очередь?
Учащиеся разыгрывают диалог. (Приложение 2)
Таким образом благодаря находчивости и ораторскому искусству Перикл одерживал верх над противниками. Перикл больше всего заботился о процветании своего полиса и в этом ему помогали его друзья.
Среди друзей Перикла было много умных и образованных людей. Знаменитый ученый Анаксагор (Слайд 16) был его другом и учителем. Другом Перикла был поэт Софокл, автор трагедии "Антигона". Другом и учителем был Геродот. Верным соратников Перикла был и знаменитый греческий скульптор Фидий, автор прекрасной статуи Афины. Жена Перикла Аспасия была одной из образованейших женщин Эллады.
V. Подведение итогов
И так, давайте вернемся к проблеме нашего урока? (Слайд 17)
Что же изменилось в управлении государством в период правления Перикла? (Слайд 18) (При Перикле за исполнение должности судьи, сборщика налога и других должностей в Афинах стали платить деньги из козны.)
VI. Закрепление материала.
Давайте подведем итоги нашего урока: (Слайд 19)
Основные при принципы демократии, используемые в наше время, были заложены в Афинах в VI - V вв. до н.э.:
- выборы (Кого выбирали на народном собрании?).
- контроль за деятельностью государственных органов власти. (Какой орган власти в Афинах следил за деятельностью государственных органов власти и контролировал казну? ).
- процедура смены чиновников. (На какой срок выбирали стратега?)
- равноправие граждан (В чем выражалось равноправие граждан в Афинах?).
- признание прав на критику власти.
Проложите предложения: (Слайд 20)
На уроке я узнал..............
На уроке я познакомился..........................
Я понял что.........................
Домашнее задание: прочитать § 40 Вигасина подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как управлялось Афинское государство при Перикле?». (Слайд 21)