Активизация мыслительной деятельности учащихся посредством занимательного материала в курсе русского языка 11 класса

1
1
Материал опубликован 8 September 2022














Активизация

мыслительной деятельности учащихся посредством занимательного

материала в курсе русского языка

11 класса











Зимина Марина Александровна, учитель русского языка

и литературы высшей категории

МБОУ «Гимназия»

г. Александровска Пермского края









2019

Оглавление


Введение …………………………………………………………………………..





























Введение.

Не секрет, что многие ученики старших классов считают уроки русского языка довольно скучными потому, что большая часть учебного времени отводится на повторение уже изученного материала. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках русского языка, становится всё сложнее и сложнее, а в выпускном классе учитель ставит перед собой цель добиться успешной сдачи экзамена и всё внимание сосредотачивает на решении тестов – контрольно – измерительных материалов для ЕГЭ. Такое чрезмерно охлаждённое, формализованное преподавание приводит к тому, что интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый.

Наличие у школьников познавательных интересов способствует активизации мыслительной деятельности, росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности обучения.

В соответствии со всем вышесказанным можно обозначить проблему исследования: недостаток интереса к русскому языку и активизации мыслительной деятельности на третьей ступени обучения, обусловленный шаблонностью и однообразием преподавания.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса.

Такие педагоги и деятели, как А.И.Герцен, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, отводили ведущее место в учебном процессе именно интересу. В наше время проблемой активизации мыслительной деятельности школьников занимались такие учёные, как Г.И.Щукина, В.Н.Липник, А.С.Роботова, В.А.Филлипова, И.Г.Шапошникова, И.Я. Ланина, Н.М.Зверева. Эти учёные рассмотрели проблемы формирования познавательных интересов во взаимосвязи с процессом становления личности школьника и проблемами совершенствования урока, систематизировали основные достижения педагогики по данной проблеме.

Учителя нередко ставят знак равенства между интересом и занимательностью. Занимательность относится не столько к психическому состоянию человека ( каким является интерес), сколько к качеству вещей, предметов, явлений, воздействующих на интерес, возбуждающих его. Свойства эти проявляются в новизне, неожиданности, странности, несоответствии с прежними представлениями.

Занимательность и её роль в учебном процессе рассматривается и учителями, и учёными различно. М.А.Данилов, например, видел в занимательности роль побудителя школьника к учению; Б.П.Есипов рассматривал её как средство активизации учебной деятельности; Н.И.Гамбург использование занимательности считает средством повышения качества обучения. В исследовании Г.И.Щукиной занимательность – важный стимул возбуждения непосредственного интереса к предмету.

Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Занимательность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным, даёт пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Изыскания в данной работе направлены на организацию учебного процесса по русскому языку в старших классах, максимально способствующему активизации мыслительной деятельности учащихся.

Предполагается, что при использовании на уроках русского языка в старших классах занимательных материалов активизируется мыслительная деятельность и повысится интерес к предмету, а значит и возрастёт уровень знаний учащихся.








Кроссворды и терминологические диктанты

Многие КИМы на ЕГЭ по русскому языку содержат задания, выполнение которых будет успешным только в том случае, когда ученик достаточно хорошо разбирается в значении лингвистических, культурологических терминов. Учащиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе разгадывание кроссворда. Это в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Большой кроссворд – интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворд « наоборот» хорош тем, что ученики должны дать грамотное определение тем терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда. Ещё один вид кроссворда – это венворд: в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученикам предлагается ряд вопросов, им необходимо найти спрятанные в венворде слова.

Большой лингвокульторологический кроссворд.

По гороизонтали.4.Способность голоса подстраиваться к конкретным акустическим способностям. 5. Разговор между несколькими лицами. 6.Публичный спор на научную или общественно важную тему. 7. Разновидность языка, закреплённая в данном обществе традицией за одной из сфер социальной жизни и характеризующаяся особыми принципами отбора и комбинации языковых средств. 9.Область знания, изучающая этнические особенности языков и национального самосознания.11. Филологическая дисциплина, изучающая способы построения воздействующей речи. 14. Получатель речи. 15. Теория познания.

По вертикали.1.Совокупность взглядов, оценок и отношение выражающих отношение народов о своей истории, перспективах развития.2.Правовое положение языка в социальной сфере.3. Способность голоса быть слышимым на расстоянии при минимальных затратах сил говорящего.8.Разборчивость речи, отчётливость произношения.12. Совокупность языковых средств и правил.10.Форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами. 13.Исторически сложившаяся совокупность людей, обладающая одним языком.


t1662660179aa.png


Очень эффективны в организации мыслительной деятельности «предметные» ( терминологические) диктанты.

Запишите одним словом диктуемые словосочетания .

Лингвистический диктант:

наука о языке, графическое обозначение звука на письме, часть слова перед корнем, близкие по звучанию, но разные по смыслу слова, повторение однокоренных слов, употребление лишних слов.

Литературоведческий диктант:

художественное преувеличение, строение художественного произведения, краткое изречение, литературные воспоминания, литературное воровство.


Математический диктант:

вытянутый квадрат, равносторонний прямоугольник линия, делящая угол пополам, 1000 грамм, 100 килограмм, 1000 метров.

Исторический:

Вооружённое нападение одного государства на другое, власть народа, отсутствие всякой власти, распространение экономического и политического влияния одного государства на другое, политика устрашения, насилия, подавления.









Ролевая игра и проблемная ситуация.

В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. В чём специфика ролевой игры? Во-первых, выбирается и характеризуется речевая ситуация, в рамках которой будет проходить игра; во- -вторых, определяются роли для участников игры; в – третьих, определяются цели для каждого участника игры и коллектива в целом; наконец, сохраняется соревновательный характер действия. Ролевая игра – современный метод обучения общаться. Он активно применяется на уроках иностранного языка, риторики. Ролевые игры помогают выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приёмы речевого взаимодействия, формируют быстроту реакции. Но ко всем названным особенностям ролевых игр добавляется задача активизации мыслительной деятельности и , как результат, постижение знаний по предмету, а значит и повышение интереса к нему.

КИМы на ЕГЭ предлагают задания, связанные с нарушением морфологических норм употребления слов. Так. например, запоминание вариантов окончаний формы родительного падежа множественного числа всегда вызывает определенную трудность. Ученикам можно предложить поиграть в магазин. Это игра – диалог, где один – продавец, другой – покупатель. Задача – использовать как можно больше слов данной группы. Диалоги проговариваются в парах. Учитель отмечает, сколько трудных слов прозвучало в диалоге, не были ли допущены ошибки. Побеждает пара, использовавшая верно большее количество слов, при этом оценивается и учитывается организация диалога и соблюдение правил речевого этикета.

Наибольшую трудность у учащихся на ЕГЭ по русскому языку вызывает задание части С. В выпускном классе навык написания сочинения можно закреплять с помощью ролевых игр. При этом происходит активное пополнение речевого запаса, развивается умение правильно и логично строить речь.



Ролевая игра « Компакт – опрос».

3 ученика выбирают себе социальную роль и садятся в центр круга. Остальные участники игры задают всем троим один и тот же вопрос. Каждый из сидящих в центре должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью через 3 секунды после конца вопроса.

Ролевая игра « Пресс- клуб»

Класс делится на несколько групп, которые получают одинаковые пакеты газет самого различного направления. Каждая группа выбирает одну из проблем (политическая жизнь, деловой мир, культура, сорт, правосудие ит.п.) За 30 минут необходимо найти интересующую информацию, обработать её, распределив в группе обязанности, роли, и выстроить своё выступление.

Для проявления познавательной активности учащихся следует на уроке создавать необходимые условия. Проблемные ситуации здесь подходят как раз кстати. Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Возможные проблемные ситуации на уроке:

-ть в инфинитиве глагола суффикс или окончание?

В науке морфемы трактуются как значимые части слова. Как вы думаете почему?

Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? ( По И. М. Подгаецкой)

Почему в приведённых парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукнете - стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» - в « Песни о вещем Олеге»

Сравните два предложения. Объясните пунктограммы. Чем объяснить различие в постановке знаков препинания? Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков.

Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое всё: мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков.

Лабораторные работы

Одним из эффективных методов активизации мыслительной деятельности учащихся, без сомнения, является организация лингвистических лабораторий на уроке.

Использование лабораторных работ на уроках русского языка позволяет обобщить, закрепить, углубить, систематизировать ранее изученный материал и, конечно же, развивает и совершенствует способы умственной деятельности.

Возможная тематика лабораторных работ по русскому языку в 11 классе.

Особенности простого предложения.

Виды осложнения простого предложения.

Особенности публицистического стиля.

Особенности художественного стиля.

Виды тропов и стилистических фигур в художественном тексте.

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

Распределение заданий разных типов КИМов ЕГЭ по содержанию

Рассмотрим содержание одной из предложенных лабораторных работ.

«Синтаксис сложного предложения»

Дано:

Таблица 1.

Сложные предложения



Средства связи:

Союзы и союзные слова.

Интонация



Средства связи простых предложений в сложносочиненных предложениях

Сочинительные союзы

Интонация

Средства связи простых предложений в сложноподчиненных предложениях

Подчинительные союзы

Интонация



2.Текст (без знаков препинания).

Я люблю когда шумят березы

Когда листья падают с берез

Слушаю и набегают слезы

На глаза отвыкшие от слез

(Н. Рубцов).

Цель работы: доказать, что текст состоит из сложных предложений; расставить знаки препинания.

Ход работы определяет сам ученик.

Получив лабораторное задание, учащиеся приступают к его выполнению. В качестве примера приведу работу учащегося.

Описание работы.

«Я читаю внимательно текст. В первых строках говорится о том, что любит авто, а последние две строки рассказывают о чувствах, характеризующих его состояние. Я знаю, что предложение представляет собой законченную мысль, значит, мне надо найти такое слово, которое является концом высказанной мысли. Мысль заканчивается на слове берез во второй строке и на слове слез в четвертой строке. Следовательно, после этих слов я поставлю точку. В результате я получаю два предложения.

Я люблю когда шумят березы

Когда листья падают с берез. (1-е предложение)

Слушаю и набегают слезы

На глаза отвыкшие от слез. (2-е предложение).

Мое внимание привлекает слово слушаю во второй строке, которое тоже может представлять собой предложение. Но после слова слушаю идет сочинительный союз и, который указывает на последовательность совершающихся действий, и поэтому, я думаю, лучше после этого слова поставить запятую, а не точку, а может быть, лучше ничего не ставить.

Начинаю исследовать первое предложение, размещенное на первых строках. Нахожу подлежащее: что? кто? В данном случае – кто?я и что?березы. Ставлю вопрос: я что делаю? – люблю; березы что делают? - шумят. Получается, что в 1-ой строке две грамматические основы.

Смотрю в таблицу № 1, которая дает информацию о том, что есть средства связи в сложноподчиненном предложении. Слово когда и является таким средством связи, которое соединяет простые предложения в сложные (сочинительные средства связи я знаю, и среди них нет слова когда). Вторая строка начинается также со слова когда, значит, идет присоединение подчинительной связью еще одного простого предложения. Определяю грамматическую основу: что?листья; листья что делают? - падают. Следовательно, первое предложение – сложное; в него входят три простых предложения. Перед словом когда ставлю запятую, определяя простые предложения.

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Начинаю исследовать следующее предложение. Выделяю в нем средства связи: сочинительный союз и. Что же он соединяет? Ставлю вопросы для определения грамматической основы: что делаю?слушаю и что делают?набегают. Два глагола, обозначающие действия разных предметов. Набегают что?слезы. Набегают что? – слезы. Значит, перед нами еще две грамматические основы. Следовательно, и это предложение: Слушаю, и набегают слезы… - тоже сложное, а потому перед сочинительным союзом и ставлю запятую. Хочется поставить запятую после слова слезы, но набегают куда? на глаза, никаких условий для постановки запятой не нахожу, в заблуждение ввел конец строки. Но вот после слова глаза идет согласованное определение, выраженное причастным оборотом, который я и выделяю запятой. В результате моих наблюдений и рассуждений я имею следующую расстановку знаков препинания.

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю, и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

(Н.Рубцов)

Вывод: четверостишие состоит из двух сложных предложений: в состав первого сложного предложения входят 3 простых предложения, соединенных подчинительной связью; в состав второго сложного предложения входят 2 простых предложения, соединенных сочинительной связью.

По результатам проверочных работ до проведения лабораторных работ прослеживается тенденция уменьшения количества ошибок, повышения успеваемости. Доля положительных отметок увеличивается, повышается интерес детей к урокам русского языка.










Образовательные экскурсии

Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к повторению ранее изученной темы или блок тем на уроке можно в виде оригинальной формы - образовательной экскурсии ( заочной, виртуальной, фотоэкскурсии, литературной, лингвистической и т.п.) Содержание урока – экскурсии зависит как от конкретного учебного материала, так и от индивидуальных особенностей самого учителя. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Ниже предлагается материал к повторению темы « Числительное» в форме заочной экскурсии по Соликамску.

Оборудование урока: виды Соликамска, тексты.

Ход урока.

1. Выяснение значения, этимологии слова ,экскурсия,.

2.Постановка цели урока: сегодня мы совершим заочную экскурсию по Соликамску. Поскольку наша экскурсия образовательная, мы повторим тему «Имя числительное».

3. Слово экскурсовода (Этот и последующий текст есть для каждого ученика)

Соликамск – город областного подчинения, административный центр Соликамского района, третий по величине город в Пермской области. Он расположен в краевой зоне Восточно- Европейской равнины Предуральского краевого прогиба у левых притоков Камы – рек Усолка и Боровой. Расстояние до областного центра – 368 км, расстояние водохранилища – 322 км до г.Перми, имеется аэропорт. Занимает территорию 165,5 кв. км, численность – 107,3 тыс. чел.

- Обратите внимание на числительные в этом тексте. Какую роль играют числительные в тексте? Может ли этот текст обойтись без числительных?

4. Фронтальная работа (теоретический материал о числительных)

5.Офоромление путевых листов.


Числительное

Количественные

Порядковые

Целые

Дробные

Собирательные

Простые





Сложные





Составные






Сделайте первую запись Встречающиеся в тексте числительные занесите в нужные графы таблицы, записав каждое прописью.

-Как склоняются порядковые числительные? (устно просклонять числительное из текста)

- Как склоняются количественные составные числительные? ( устно просклонять одно из числительных текста)

6. Послушайте сведения из истории Соликамска.

Жизнь и название Соликамску дала соль. Город возник при соляных промыслах, организованных купцами Калиниковыми. Около 1430г. они устроили рассолоподъемные трубы и варницы. Первоначально город назывался в летописи 1506г. Усолье на Камском, позднее Усолье Камское, Соль Камская.

Сооружения промыслов – трубы, башни над ними, лари для хранения рассола, варницы, амбары. В 1472г. земли в верховьях Камы вместе с Пермью Великой подчинялись Московскому государству. Выгодное географическое положение и богатые запасы соляных источников привлекли в Соликамск торговых людей. Увеличивается количество соляных варниц, растет город. В 1573 г. Соликамск получил статус города, став центром Соликамского уезда. В 1579г. во время первой переписи Перми Великой предстает укрепленным городом с посадом. В нем насчитывалось 190 дворов, 16 соляных варниц, 27 лавок страдал от набегов кочевых племен и пожаров, но всегда восстанавливался.

В XVII в. Соликамск, бывший крупным транзитным перевалочным пунктом на пути в Сибирь. Большую роль в этом сыграло открытие дороги к верховьям реки Туры и основание города Верхотурья (1697г.). С 1613г. в Соликамске воеводское правление (до 1780г.). К концу XVII – началу XVIIIв. Соликамск был крупнейшей «солеварней». Соль Камская давала в это время более половины всей реализуемой в стране соли.

Со временем границы Соликамска значительно расширились, в 1959г. в его состав включены земли, расположенные на севере близ р. Боровой, в 6 км от центра. С развитием калийной промышленности в долине р. Клестовки, вырос современный Новосоликамский микрорайон.

-Запишите в таблицу те числительные, в которых пишется Ь в середине (правило сказать устно)

-Просклонять числительные 190,27,1430 ( по вариантам)

7.Экскурсия продолжается.

Чтение текста.

Современная демографическая обстановка характеризуется снижением рождаемости. Дети до 1 года - 25,6%, люди пенсионного возраста – 14,8%, работники, задействованные в горной химии – 40%, более 25% - в отраслях лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

По национальному составу русские составляют 1,9%, татары – 1,4%.

В Соликамске функционируют 5 средних учебных заведений. В 1970г. город был включен в список городов, в котором насчитывается 25 архитектурных памятников. В городе действует один государственный краеведческий музей, «Музей соли» и ведомственные музеи.

- Найдите в тексте дробное числительное и запишите в таблицу.

- Сделайте морфологический разбор одного числительного.

- Остальные числительные запишите в нужную графу таблицы.

8.Домашнее задание : Составить и записать словосочетания или предложения с числительными, выразив свои впечатления от экскурсии.




Нестандартные задания

Психолог А.В. Петровский отмечал, что познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд.

А чем же можно вызвать удивление учеников? Конечно же, необычностью заданий. В процессе работы с нестандартными заданиями ученик испытывает радость, при виде её результатов – удовлетворение, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как к учебному предмету в целом.

Можно предложить учащимся следующие нестандартные задания.

Задание 1. Статья журналистки О. Чегодаевой в «Комсомольской правде» называется «Чем отличается линер от роллера, знает каждый ицеист». «Переведите» название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, «проэкзаменовав» друг друга.

Дети-то давным-давно все изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер – тонко пишущий фломастер, а роллер – тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Кариллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу… Нотес не надо путать с нотами, ноты – для музыкантов, нотес – для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с отрывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно. … С роллерами и линерами вроде бы разобрались, переходим к степлерам. Степлеры – машинки для скрепления листов металлическими скобками… Есть в продаже и антистеплер – инструмент, удаляющий скобки.

Задание 2. У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием «Фыва пролдж», написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете «перевести» на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?

Фыва пролдж

Индякие:

Ляпупа

Бутявка

Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпупы разбызены клямсы.

Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?

По напушке шается Бутявка.

Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!

Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Ляпупа. И не фыва, и не пролдж.

Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.

Бутявка. Оее, осее. Фы…ва! Про…пр… (лепещется у Ляпупы в клямсах).

Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр…

Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и – бздым! – отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.

К.Д.Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учит школьника умению в знакомом видеть новое.

Учителю необходимо переводить учащихся со ступени его чисто жите6йских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерности. Далеко не всё в учебном материале может быть интересным. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – процесс деятельности.

Задания типа « микроисследование» предполагают формирование у учащихся исследовательских умений. Для активизации мыслительной деятельности такие задания должны иметь необычную формулировку темы, занимательный характер содержания, но внешне они должны быть просты.

Задание 1. Подготовьте развёрнутый ответ – исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (по рекомендации учителя). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1.Как связаны между собой слова болонка и болонья?

2.В стихотворении « Автобус» поэта – сатирика Игоря Иртеньева есть такие строки: « Вот инженер тире строитель. Он строит для людей дома…» Что в этих строках неправильно с точки зрения лингвистики?

3. Как лучше сказать: Девочки с цветами на шляпах или девочки в шляпах с цветами?

Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем ( в форме доклада, реферата, сказки , детектива и др. в зависимости от формулировки темы).

1 Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах)

2. Как вас теперь называть? (О переходе одной части речи в другую)

3. История слов в истории города (о топонимах)

Задание 3. Лингвистические « Почемучки». Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении заранее полученных знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая маленькие открытия в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по – новому. Например: Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь? Почему окна завешены шторами, а стены завешаны картинами? Почему собаки лают, а не лаят?

Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания расширяют возможности учителя не только в активизации мыслительной деятельности, но и в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку. Задания типа редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных речевыми ошибками, неуместно употреблёнными словами и конструкциями; подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной – по принципу « кто больше?»; упражнения с выборочным ответом для учащихся полезны в том плане, что позволяют совершенствовать навыки самоконтроля.



Заключение.

Классическая педагогика прошлого утверждала: « Смертный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из – под палки, он доставляет массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по – другому. Активизация мыслительной деятельности учащихся без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Применение занимательных форм обучения на уроках меняет традиционность занятия, интенсифицирует труд учителя и как организатора, воспитателя, наставника. Подготовка к подобному уроку требует активности, однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к изучаемому предмету.













Список литературы.

1. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. М.: Просвещение,1989.

2. Общая психология: Учебник для студентов под редакцией А.В. Петровского, М.1986.

3. Паламарчук В.Ф.Школа учит мыслить. М.: Прсвещение,1987

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов под редакцией Ю.К. Бабанского, М.1988

5. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н.Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика,1989

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,1998.

7.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение,1987





23


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Марина Александровна, ошибочно второй раз название написали, исправьте.

8 September 2022

Похожие публикации