Доклад «Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Центр образования № 35»
Доклад
в рамках школьного методического объединения
учителей начальных классов
по теме:
«Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся»
Подготовил:
учитель начальных классов
Таибова М. Р.
Тула 2021
Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности детей.
Одной из основных задач начальной школы является развитие учащихся. Оно предполагает не только овладение элементарными коммуникативными умениями (читать. писать. рассказывать). но и необходимое развитие интеллектуальных умений (анализа.
синтеза, абстрагирования). Для этого необходимо научить детей приемам умственной
деятельности. развивать познавательную активность ребенка.
В настоящее время дидакты выдвигают следующие средства активизации
познавательной деятельности учащихся:
Учебное содержание;
Методы и приемы познавательной деятельности;
Форма и организация учения.
Не секрет, что дети в начальной школе обладают в основном вниманием и
запоминанием (то, что интересно ребенку, он запоминает быстро и прочно).
Следовательно, если учебный материал интересен для детей, отвечает их потребностями,
то урок, как правило, характеризуется высоким уровнем познавательной активности детей. Но не всегда учебный материал воспринимается детьми с интересом. Казалось бы, учитель хорошо подготовился, подобрал дополнительный материал. наглядность. Но дети на уроке пассивны. Дело в том, что часто ученикам не хватает конкретных знаний о предмете изучения. Можно предложить ребятам заранее подобрать материал по данной теме. Это хороший способ привлечь внимание ученика, но подходит он.
К сожалению, не для каждого ребенка. (Пример: интегрированный урок природоведение — русский язык «Вода в природе. Свойства воды.»)
Разнообразные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся широко используются на уроках в начальной школе.
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности детей является одним из средств, поднимающих мышление ребенка на качественно высшую ступень. Проблемное обучение располагает следующими методами: проблемное изложение знаний. эвристическая беседа, исследовательский метод изучения. Проблемная ситуация, как всякая мыслительная задача, обычно предполагает три этапа:
1) возникновение проблемы:
2) построение различных гипотез возможного решения;
3) осуществление решения и его проверка.
(Пример: 1. знакомство с приемами перестановки слагаемых: 2. [шар’ик] — кто? Или что?)
Проблемность в обучении выполняет и другую функцию: помогает проходить
материал с опережением. Ученики не только рассуждают, но и убеждаются в
целесообразности того, что они уже имеют. А это одно из условий активизации
познавательной деятельности.
Проблемное обучение стимулирует мысль ребенка к поиску. прививает интерес к
изучаемому предмету, помогает развитию нестандартного мышления. (Примеры: 1. «За что золотая рыбка наказала старика?»: 2. вопрос: «Могла бы сказка «Лиса и журавль» закончится по-другому? В каком случае?» 3. вопрос: «Как случилось. что царь Салтан стоял за забором и подслушивал разговор трех сестер?» 4. вопрос: «Могла бы произойти
История, описанная в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква». с 12-14-летними ребятами»: «В каком случае ребята могли бы помириться?») Организация такого обучения, в котором ученик действует активно. вовлекается в процесс поиска знаний, может аргументировать свою точку рения. Требует умения логически мыслить. Вместе с тем, не всякий ребенок, поступая в школу. может выполнять операции сравнения, обобщения, абстрагирования. Учеников необходимо учить сравнению. используя специальный алгоритм:
1. внимательно рассмотри сравниваемые предметы.
2. Определи, чем они отличаются.
3. Наметь, что нужно сделать для сравнения.
4. Сравни предметы.
(Пример: 1. Тест «Задача или нет»:
2. задание «Найди лишнее слово»
Лев Буйвол
Лиса Бизон
Леопард Бык)
Формированию логического мышления способствует также прием подведения предмета под понятие. Он широко используется в жизненных ситуациях, а также может служить одной из форм активизации познавательной деятельности детей.
(Примеры: 1. Передача «Устами младенца» - «Объяснялки».
2. «Слово изменяется по падежам и числам. будет ли оно обязательно существительным?»
3. «Имеет крылья, летает. Будет ли птицей?»
4. «Холодный. тает в тепле. Будет ли это обязательно снег?»)
Подобные вопросы требуют от учеников не только готовых конкретных знаний, но и умения выделять существенные свойства предмета, а это является одним из приемов активизации мыслительной деятельности учащихся.
Формированию познавательной активности младших школьников способствует также их внеурочная деятельность. Содержание ее должно соответствовать интересам детей. их развитию, уровню интеллектуальных возможностей, активизировать мысль. В начальной школе широко распространены различные формы внеурочной деятельности: конкурсы. викторины. предметные недели. экскурсии, брейн-ринги, игры-путешествия...А в учебной деятельности — нестандартные формы обучения: урок-игра, урок- путешествие, интегрированные уроки. урок-диспут. урок-суд, урок-сказка и т.д.
Изучение состояния воспитания и обучения учащихся 1-Ш классов еще несколько лет назад показывало, что необходимые знания и умения усваиваются младшими школьниками «под диктовку» учителя по принципу «делай, как я». Несмотря на то, что в подражательной деятельности, особенно на первом этапе, заложены большие возможности обучения ребенка, задержка младших школьников на этом уровне отрицательно сказывается на их развитии. Основной недостаток этого метода состоит в том, что младшие школьники, систематически работая по указанию учителя. под его постоянным контролем, не обучается активно и творчески трудиться. являются не субъектом учения, а объектом педагогического воздействия. который не обладает инициативой, творческой активностью и самостоятельностью. Необходимо на уроках создавать условия, позволяющие детям самостоятельно. творчески искать пути решения поставленных задач и способы их реализации.
Мыслительная задача — это вид умственной работы, которая выполняется
учениками с целью самостоятельного получения ответа на поставленный вопрос.
Мыслительная задача может быть сформулирована или в виде указаний (например, что следует сделать), или в виде вопросов. Однако не все вопросы, которые учитель ставит на уроке, представляют собой мыслительную задачу. Те из них, с помощью которых в сознании учащихся воспроизводятся ранее усвоенные ими знания. не составляют мыслительной задачи. Мыслительная задача ставит ученика в положение исследователя: учит самостоятельно добывать знания, максимально активизирует его мышление. побуждает сравнивать факты. отыскивать причины явлений. Самостоятельно формулировать правила, определения. Мыслительная задача интересна для ученика новизной своей постановки. Если, например, перед ним ставится одна и та же задача, то она в какое-то время перестает быть для него интересной, теряет качества мыслительной задачи. Мыслительная задача всегда требует изменения условий практического использования ранее усвоенного материала. Она формулируется в зависимости от характера изучаемого материала и этапов его изучения. ставится как в ходе изучения нового материала, так и во время его закрепления.
Вопрос для постановки мыслительной задачи отличается от обычных (репродуктивных) вопросов. которые в большом количестве учитель задает детям во время урока. Главное отличие вопроса для постановки мыслительной задачи состоит в том, что ученик, прежде чем ответить на него, должен совершить самостоятельно несколько мыслительных операций. Ответ на подобный вопрос не сводится к прямому припоминанию того, что уже известно ученику. а требует, чтобы сумма полученных ранее знаний была пересмотрена под каким-то новым углом зрения. т.е. он предполагает творческое использование имеющихся знаний, творческий подход к решению поставленной задачи. Если в ходе урока предложить детям несколько содержательных мыслительных задач, разъяснять цель предстоящих занятий, упражнений, видов работ, то отношение детей к изучаемому материалу станет более сознательным, познавательная активность повысится и учитель добьется лучших результатов в обучении и воспитании детей.
Математика:
ТГ класс: а) задания на составление заданных фигур из определенного числа
одинаковых палочек.
1. Составить 2 одинаковых треугольника из 5 одинаковых палочек.
2. Составить 3 равных квадрата из 10 одинаковых палочек.
б) задание на изменение (преобразование) построенной или заданной фигуры.
1. Из 6 одинаковых палочек составь домик. Переложи 2 палочки так. чтобы
получился флажок.
2. В заданной фигуре переложи 2 палочки так. чтобы получилось 3 равных
треугольника.
П класс:
1. Переложи 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову. смотрела в
другую сторону.
Игра «Тетрис»: из деталей составить фигуру заданной площади.
«Сказочные числа»:
- Какое из записанных чисел самое большое?
КЕМО ММ МС МТ - расшифровать числа
89 1011 1213
Зашифровать числа: 18 (МК). 92 (ЕС)...
Сравнить сказочные числа, в которых есть и обычные цифры:
КОО * КО
АВС * ПР
КАВ * КАО
К6Г * К7Д
Записать числа от меньшего к большему: ВОК ВПК ВОО ВПО.
Решить сказочные примеры:
КОО + Г=(КОГ) АБО - БО = (АОО) ТНГ - ТОГ= (НО).
Прием вычитания вида 30-6.
Перед ознакомлением с новым материалом ставится проблема. Для этого
используется сравнение известного первоклассникам случая вычитания 58-7 с новым случаем 50-7. В результате сопоставления ученики приходят к выводу: «В числе 58