«ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
ВЫПОЛНИЛА: Байбикова Лилия Ряшитовна
АКТУАЛЬНОСТЬ
1.Всестороннее развитие личности, творческого
потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.
2.Активизация поисково- познавательной деятельности .
3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
4.Овладение языком музыкального искусства с помощью музыкально – теоретических знаний и навыков, а также постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебными предметами.
5.Приобщение учащихся к музыке с помощью проблемно-творческих заданий, исследовательских проектов, сбора нужной информации о проблеме, стоящей пред учащимся.
6. Формирование потребности у учащихся в общении с музыкой.
7. Приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой.
ЦЕЛЬ
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки через разные виды деятельности, с целью воспитания художественно развитой творческой личности
ЗАДАЧИ
активизировать познавательный интерес учащихся к урокам музыки через творческие задания;
создать условия для личностного роста учащихся, для воспитания творческой личности;
укреплять в сознании детей связь
музыки с жизнью, с гуманитарными
и точными науками.
МЕТОДЫ
Методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности:
Познавательные игры, создание ситуации успеха, дискуссии, поощрения и порицания, соучастия, импровизации, мозговой штурм, ролевая игра.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, моделирования художественно- творческого процесса, сочинение-сочинённого, самостоятельной работы и работы под руководством учителя, содержательного анализа музыкального произведения, наглядные, словесные, практические.
Методы контроля и самоконтроля: тестирование, деловая игра, собеседование, викторина, самопроверка.
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
РОЛЕВАЯ ИГРА «ДИРИЖЁРЫ»
Ребёнок должен выполнить следующие действия:
Собрать внимание хора.
Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту и т.д.)
Дать точное вступление в начале дирижирования.
Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.
Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.
ИЛЛЮСТРАЦИИ К МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Школьники воплощают музыкальные образы в художественные.
Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-
образного мышления.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова.
Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД
В старших классах можно использовать этот прием следующим образом:
после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам.
Музыкальные инструменты
Народные инструменты
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Домашнее задание может принимать форму творческого задания. Предлагаю использовать следующие его формы:
взаимный опрос;
творческие домашние задания:
составление ребусов;
сканвордов;
кроссвордов;
музыкальных сказок;
мини-сочинений.
ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГА ИСКУССТВА
«Люби искусство в себе, а не себя в искусстве!»
Никогда не унижай детей! Они талантливы и равны с тобой в правах, они заслуживают уважения.
Доверяй детям. Они знают и умеют больше, чем ты думаешь.
Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души – основа занятий искусством.
Вырабатывай у детей речевую грамотность. Давая новое название или термин, записывай его на доске или пользуйся карточкой.
Центр урока – искусство! 2/3 урока отводи на его «звучание».
Урок искусства – художественно-педагогическое действо, он строится по законам искусства, по законам художественной драматургии и не терпит статичности.
Чувствуй интонацию урока, помни, что художественно-педагогическая импровизация – показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства.
Будь профессионален во всем! Не забывай: ты педагог искусства, твой рабочий инструмент – слух, зрение, не допускай фальши ни в чем.