Статья «Активизация познавательной деятельности обучающихся через применение творческих профессионально направленных заданий и проектов»
Активизация познавательной деятельности обучающихся через применение творческих профессионально направленных заданий и проектов.
Черкасская Елена Ивановна Новошахтинский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И
Современное образование носит практико-ориентированный характер, так как задача образовательного учреждения готовить специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности, новым информационным технологиям, которые стали неотъемлемой частью любой профессии.
Основная задача информационно-профессиональной подготовки- это формирование у обучающихся умения отбирать, получать, преобразовывать, анализировать, хранить и передавать информацию в сфере профессиональной деятельности.
В этой связи хорошие результаты дает ролевое информационное моделирование, которое также развивает у студентов способность к исследовательской деятельности. Составление программы для решения содержательной задачи почти всегда связано с творчеством. Такой подход также усиливает межпредметные связи учебных дисциплин, профессиональных модулей и практик, поддерживает переход от принципа обучения к принципу самообучения.
Приведу один из примеров такого задания для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
В среде процессора электронных таблиц или СУБД разработать информационную модель «Шахта», пользователями которой будут выступать руководители и ИТР предприятия, поставщики оборудования и покупатели угля. Задание заключается в проектировании информационной модели которая дает возможность проводить анализ работы участков шахты (добычных, подготовительных, слесарно-механического, электроцеха, обогатительной фабрики). Должна быть предусмотрена возможность ежедневно прослеживать работу участков в соответствии с критериями работы, о которых студенты узнали во время учебной и производственной практики. Сводка должна быть наглядной, простой для восприятия. Также должна быть разработана база комплектации оборудованием и запчастями по каждому участку, с возможностью анализа, какое оборудование необходимо менять в следующем месяце, какое оборудование есть на складе, а что необходимо заказать.
Покупатели угля должны иметь возможность узнавать о продаваемых сортах угля, их качестве (зольность, содержание серы, цена).
Задание направлено на формирование умений в области представления информации (во взаимосвязи изучаются и повторяются такие возможности электронных таблиц как консолидация данных форматирование и условное форматирование, сортировка, функции различных категорий, графическое представление информации и т.д. Для базы данных- разработка структуры таблиц, создание запросов, форм, отчетов, использование графики, макросов и т.д.).
Кроме обучающего данное задание несет и нравственный характер, так как направлено на учет интересов клиентов, предусматривает заботу о людях.
Таким образом, деятельность студентов заключается в разработке и анализе компьютерной информационной модели с позиции различных социальных ролей.
Список использованных источников
1 Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. Проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352с.
2. Днепров А.Г. Видеосамоучитель Excel 2007 (+CD). – СПб.: Питер, 2008. – 208с.
3. Сеннов А.С. Access 2007. Учебный курс (+CD). – СПб.: Питер, 2007. – 267с.
4. Зеньковский В.А. Применение Excel в экономических и инженерных расчётах. Серия «Про ПК». (+CD). – М.: СОЛОН- Пресс, 2005. – 192с.
5. Научно-методический журнал Информатика и образование. – М.: Образование и информатика.