Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в 5 классе»

6
0
Материал опубликован 3 January 2021

Е.В. Туинова

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Данная статья посвящена методам и приемам активизации познавательной деятельности на уроках русского языка. Представлен собственный опыт по активизации познавательной деятельности на примере метода проектов при формировании «орфографической зоркости».

Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, метод проектов, орфографическая зоркость.

Познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни, который направлен на познавательный интерес.

Г.И. Щукина даёт такое определение познавательной деятельности «в учебном процессе познавательная деятельность ученика - учение представляет собой сложнейший процесс перехода уча­щихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, по­черпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобре­тенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания».

Активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Познавательная деятельность вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностное образование, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности; способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.

Основными задачами активизации познавательной деятельности обучающихся является: возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение; формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов; развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся; формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности; усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.

Для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка использую: самостоятельные работы, метод проектов, опорные конспекты, групповую работу, мультимедиа технологию, модульное обучение, создание на уроке проблемной ситуации, использую тесты для контроля. В этом мне помогает создание атмосферы заинтересованности, повышение мотивации достижения; стимулирование диалога, при котором ребята должны защищать свое мнение, приводить аргументы и доказательства используя полученные знания; рецензирование ответов товарища, внесение коррективы, давать советы; делиться своими знаниями с другими; помогать товарищу в затруднении, объяснять непонятное; побуждение учащихся к нахождению не единственного решения, а несколько решений предпринятых самостоятельно; изменение форм деятельности учащихся, повышающих работоспособность на уроке (устная работа, самостоятельная работа, работа с классом, индивидуальные задания, тесты, игровые моменты, самопроверка и .п.); использование элементов технологии сотрудничества (сильный ученик опрашивает слабого, составление карточек-заданий друг для друга и пр.); поощрение любой познавательной активности; высокий темп урока: каждый ученик должен быть занят (ни минуты свободного времени на уроке).

Одним из видов исследовательской деятельности является метод проектов. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, раз­вития креативности и одновременно формирования определенных личност­ных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Преимущества этой технологии: энтузиазм в работе, заинтересо­ванность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие крити­ческого мышления.

Например, при формировании «орфографической зоркости» использовала метод проекта при написании работы «Конфетная орфография», который приготовила и защитила на межрайонной научно-практической конференции ученица. Язык становится могучим и гибким орудием, если им умело пользоваться, знать его секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что он в совершенстве овладел родным языком? Думаю, что таких окажется немного, ведь писать грамотно – не очень легко! Для этого нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «опасное» место, то есть место, где есть орфограмма. А ещё мудрые люди утверждают, что для развития способности «видеть» орфограмму нужно использовать возможности слуховой, зрительной, речедвигательной и моторной памяти!

Была поставлена проблема: можно ли изучать правила русского языка не по учебнику, а в занимательной форме?

Цель работы состояла в том, чтобы научиться самостоятельно обнаруживать (т.е. видеть) изученные орфограммы, используя названия на обёртках от конфет, и тем самым повысить грамотность письма. Кроме того, на основе полученных результатов было принято решение составить пособие по занимательной орфографии, используя продукт исследования. Объектом исследования стали фантики, обёртки от кондитерских изделий. В работе использовались следующие методы: чтение и изучение научной литературы; систематизация, классификация и обобщение; сравнение и сопоставление; коллекционирование. Работа над проектом длилась 5 месяцев.

Во время работы над проектом ученица применяла текстоцентрический подход (работа с текстом на фантиках, при составлении пособия по занимательной орфографии), научный – был собран и обработан материал по истории создания конфет, в каких странах и как производили конфеты, о великих изобретениях Томасе Эдисоне: фонографе, аппарате для записи телефонных разговоров, лампочке и бумажке, пропитанной парафином, которая послужила оберткой для конфет; эстетический (оформление работы, пособия), бытийный (конфеты, которые кушают все), коммуникативный (общение с людьми разных возрастов, когда собирала фантики, представляла свою работу), личностный (выработать волю, внимательность).

В практической части исследования работала над развитием орфографической зоркости. Вспомнив, с какими орфограммами познакомилась на уроках русского языка, составила список, который в дальнейшем лег в основу классификации орфограмм.

В течение двух месяцев собрала 110 обёрток от конфет, которые помогали собирать родители, родственники и одноклассники, а затем проведя классификацию орфограмм в названиях конфет на обёртках конфет, определение «опасного места», в соответствии с найденной орфограммой. Оказалось, 38 обёрток – лишние (двойные, с названием на иностранном языке, с одинаковым названием, но разных фирм изготовителей). На остальных обёртках встретились такие орфограммы:

правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу - 4 обёртки;

безударная гласная, проверяемая ударением - 21 обёртка;

большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях - 19 обёрток;

проверяемые согласные - 10 обёрток;

мягкий знак, обозначающий мягкость согласных – 4 обёртки;

разделительный мягкий знак – 6 обёрток;

написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне (из словаря) – 9 обёрток;

не смогла определить, к какой группе относятся – 7 обёрток;

правописание суффиксов – 10 обёрток;

правописание приставок – 2 обёрток;

правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ… - 10 обёрток.

слова с соединительными гласными О, Е- 5 обёрток.

На собранных обёртках от конфет не было слов с орфограммами: правописание удвоенных согласных и разделительный твёрдый знак ъ.

В результате данной работы для ребят класса создано пособие «Конфетная орфография» по развитию «зоркого глаза». При использовании данного пособия каждый ученик должен привыкнуть видеть орфограмму в слове, чтобы выработать потребность в самоконтроле, навык постоянной проверки в правильности написания слов.

В процессе работы над данным исследованием были сделаны следующие выводы: применение правил русского языка в новой обстановке позволяет проверить, насколько хорошо каждый из нас умеет этими правилами пользоваться – писать грамотно; конфета – не только сладкое удовольствие, ее фантик – важный экспонат для исследования и хороший способ научится писать грамотно.

Используя метод проекта, ученица научилась самостоятельно находить изученные орфограммы, используя названия на обёртках от конфет. Не ошибаюсь, доказывая условия выбора изученных орфограмм в устной форме и графической - на письме. Благодаря обычной работе стала не только «зорко» видеть, но и «зорко» думать!

Результатами активизации познавательной деятельности на уроках русского языка считаю: формирование умения работать с различными видами и источниками информации; развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; повышение качества обучения; повышение социальной активности учащихся; растет интерес к предмету и учебной деятельности.

Литература

Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

Данилов, М. А. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. А. Бударный, Н. М. Шахмаев, В. В. Краевский; под. ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. - 301 с.

Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. – 2000. - №9. - С.75-80.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. / С.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.

Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М: Высшая школа, 1991. — 176 с.

Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. / Т.И. Шамова. – М: Педагогика, 1982. – 208 с.

Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. Пособие для студ. Пед. институтов. / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

Петровский, А.В. Психология. / А.В. Петровский. - М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2009. - 512 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации