Статья «Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся 6 класса»

0
0
Материал опубликован 1 December 2020

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся 6-х классов на уроках математики


Основная задача обучения математике в школе – прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого члена современного общества.

Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающихся. Перед учителем стоит главный вопрос: как мотивировать обучающихся к изучению данного предмета? Как разработать урок, чтобы он был доступным и понятным для ученика. Как заинтересовать ученика? Решение есть! Путём применения новых современных образовательных технологий.

Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучающихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения школьников к самой познавательной деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что обучающийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность. И моя задача, как учителя математики, состоит в том, чтобы развивать у обучающихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Выделяют три уровня познавательной активности (определяя их по образу действия): воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность.

Воспроизводящий уровень: обучающийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Интерпретирующий уровень: имея некоторые знания, необходимо научиться интерпретировать, или трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов.

Творческий уровень: характерен для обучающихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от обучающегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать. Степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями. Познавательная деятельность учащегося не может сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Полученные знания необходимо тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат.

 Факторы активизации деятельности обучающихся:

Интерес – главный мотив активизации учеников. Данный фактор учителю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить творческий интерес, а это в свою очередь побуждает обучающихся к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность – побудитель к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям у обучающихся вызовет интерес к урокам, они будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя невозможно. Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.


Технология опыта

Цель моей работы – организация системно-деятельностного подхода в обучении математике: научить не знаниям, а работе. Также в рамках данного подхода стоит цель воспитания личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, умеющего ставить перед собой цели, решать задачи для достижения данной цели и отвечать за полученные результаты.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Создание на уроках условий для активизации познавательной деятельности учащихся.

2. Формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся.

3. Способствовать выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности у обучающихся;

4. Формирование у обучающихся способности владения различными методами познания.

Способы активизации познавательной деятельности, которые я использую на уроках:

1. Создание атмосферы заинтересованности получения новых знаний.

2. Пробуждение интереса к диалогу, где ребята защищают свое мнение, приводят аргументы в его защиту, доказательства; задают вопросы учителю, товарищам, углубляться с их помощью в процесс познания; рецензируют ответы товарищей, вносят коррективы; делится своими знаниями с другими; помогают товарищам при затруднениях, объясняя им непонятное.

3. Побуждение обучающихся находить не единственное решение, а несколько решений.

4. Смена форм деятельности: устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы.

5. Проведение рефлексии;

6. Дать задание детям, составить карточки-задания друг для друга;

7. Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при доказательстве теорем);

8. Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).

9. Использование в уроке разноуровневых заданий.

В урочное время я использую приемы и средства, активизирующие познавательный интерес обучающихся:

занимательные задания;

исторические справки (исторические паузы);

игровой материал;

кроссворды;

рефераты;

конкурсы, соревнования.

Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу и с удовольствием решают задачи, играя, соревнуясь.

Предлагаю некоторые фрагменты урока для обучающихся 6-х классов по теме: «Решение задач на проценты».

Приветствие учителем учеников.

Здравствуйте, друзья! Садитесь.

Мы урок наш начинаем,

Всем удачи пожелаем.

Вы друг друга поддержите

Постарайтесь, не ленитесь.

На 6-ки лишь трудитесь.

А дежурных прошу встать,

Кто отсутствует сказать.

Девиз урока (прописан на стенде «По страницам математики»):

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Бороться – старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Цитата урока (записана на доске): «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей»

Л.Магницкий

Заполняем листок настроения (у каждого обучающегося карточки лежат на парте).

Первая строчка отражает настроение обучающегося в начале урока, вторая – в конце урока.

t1606835183aa.jpg

5.Разминка. Устный счет.

t1606835183ab.jpg

6. Математические переставлялки.

Восстановить слово из математического словаря:

ТЬЯП – (пять)

ФАЦИР – (цифра)

ТИР – (три)

СЛЮП – (плюс)

Загадка.

Два кольца, но нет конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Какая это цифра?

Ответ: 8

7.Создание проблемной ситуации

Учитель: если вы правильно выполните вычисления, то узнаете, на что мы будем сегодня решать задачи.

t1606835183ac.gif

8. Работа в группах.

Зонт стоил 360 рублей. В ноябре цена зонта была снижена на 15%, а в декабре еще на 10%. Какой стала стоимость зонта в декабре?

Банк дает кредиты предприятиям под 10% годовых. Вы получили кредит 500 000 рублей. Какую сумму вы должны вернуть в банк через год?

За 1 квартал предприятие выпустило продукцию на сумму 270 000 рублей, что составило 30% плана на год. Каков план выпуска предприятия за год?

Доход предприятия составил 1000 000 рублей. Руководство предприятия решило потратить 600 000 рублей на развитие предприятия. Какой процент дохода ушел на развитие предприятия?

8. Актуализация опорных знаний. Устный опрос.

Наш багаж – это знания, проверим их:

Что называется процентом? (сотая часть числа)

Что называется отношением? (частное двух чисел называют отношением этих чисел)

Что называется пропорцией? (равенство двух отношений называют пропорцией)

В чём состоит основное свойство пропорции? (произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции)

Что означает буквально перевод с латинского языка «pro zentum»? ( за сто)

Как найти % от числа? (надо проценты выразить дробью, а затем найти дробь от данного числа)

Как выразить число в процентах? (достаточно это число умножить на сто и поставить знак %)

Найдите

а) 10% от 150; (15)

б) 7% от 40 км?

Как найти число по %? (надо выразить проценты в виде дроби, найти число по данной дроби)

Найдите число:

а) 5% которого равны 15;

б) 20% составляет 32?

Переведите в проценты дроби?

а) 34/100 (34%) г) 1/4 (0,25–25%)

б) 0,84 (84%) д) 2/5 (0,4–40%)

в) 0,7 (70 %) е) 0,63 (63%)

Как выразить проценты в виде десятичной дроби? (число % разделить на сто)

Переведите проценты в десятичную дробь?

а) 1% (0,01) д) 72% (0,72)

б) 50% (0,5) е) 7,2% (0,072)

в) 25% (0,25) ж) 0,2% (0,002)

г) 128% (1,28) з) 5% ( 0,05)

9. Физкультминутка

Давайте немножко взбодрим наше тело. Встаньте, пожалуйста, около своих парт и повторяйте за мной:

Руки подняли и помахали

Это деревья шумят.

В стороны руки и помахали

Это к нам птицы летят.

Быстро присели, руки сложили

В норке зверюшки сидят.

Встали и тихо за парты все сели.

Дети учиться хотят.

10. Самостоятельная работа.

А сейчас решите тест.

1. Выразите в процентах десятичную дробь 0,3.

а) 30%; б) 3%; в) 0,3%.

2. Какое число соответствует 5%?

а) 5; б) 0,5; в) 0,05.

3. Во сколько раз увеличилась цена товара, если она увеличилась на 100%?

а) в 1,5 раза; б) в 2 раза; в) в 100 раз.

4. Найдите 16% от 200.

а) 3200; б) 32; в) 3,2.

5. Школьники собрали 3000 рублей на билеты в театр. Однако, когда они собрались покупать билеты, их цена повысилась на 15%. Сколько ещё денег надо собрать?

а) 150 р; б) 450 р; в) 200 р.

6. Для каждого предложения в левом столбце подберите соответствующее предложение в правом:

а) 33% жителей 1) Половина жителей

б) 25% жителей 2) Примерно треть жителей

в) 50% жителей 3) Примерно две трети жителей

г) 66% жителей 4) Четверть жителей

7. Итоги урока. Рефлексия. Заполняем листок настроения.



Литература:

1. В. Н. Янушевский. Методика и организация деятельности обучающихся в школе. 5-9 классы. Методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2015.

2. Л. П. Баданина. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта, 2017.

3. Скуратова А. Н. Уровневая дифференциация как условие личностно-ориентированного подхода в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. // Учитель в школе. – 2011.

4. Кулагина И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения. // Наука и школа, 2010.

5. Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах. // Математика в школе, 1993.


Разработчик статьи:

учитель МАОУ СОШ № 71, г. Краснодар

Чаплина Елена Сергеевна








11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации