Статья «Применение проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности по истории и обществознанию для активизации познавательного интереса обучающихся»
Применение проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности по истории обществознанию для активизации познавательного интереса обучающихся
В 2005 году автору предложили вести уроки по истории в среднем звене общеобразовательной школы.
Первым делом ознакомилась с методической литературой по преподаванию истории. И первое, что прочитала, это практические пособия для учителей Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. «Методика преподавания истории в школе» и «Методические рекомендации учителю истории. Основы педагогического мастерства». Мне очень понравилась позиция авторского коллектива (Е.Е. Вяземский и др.) о целях и задачах исторического образования: «Наиболее общей целью исторического образования учащихся… является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры… Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета… воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир» [6, с. 4].
Соглашаясь с тем, что приоритетным в образовании является личностное развитие ребенка, решила, что это следует делать через повышение познавательного интереса к предмету «История».
Для развития познавательного интереса к предмету педагоги рекомендуют создать определенные условия такие, как актуальность содержания, значимость получения знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, использование сравнения и аналогии, эффект парадоксальности, удивления, использование произведений искусства и литературы, применение ИКТ и др. Активизация познавательного интереса возможно и во внеурочной деятельности, которая дает больше свободы обучающимся.
На начальном этапе работы историком в среднем звене решила поднять интерес к своему предмету через приобщение к культуре, а именно к памятникам архитектуры, предложила детям проекты по классам:
5 класс – «Восьмое чудо света»;
6 класс - «Средние века в датах и архитектурных памятниках»;
7 класс - «История Москвы в ее архитектуре»
8 класс - «Санкт-Петербург – город-музей».
Цель, которая была поставлена перед всеми: узнать больше об изучаемом периоде истории через памятники архитектуры и истории.
При этом, конечно, учитывалось желание ребенка: каждый выбирал то, что его больше заинтересовало, и готовил работу, состоящую из картинки-репродукции и текста. Каждый ученик 5-6 класса работал на одном листе формата А4. У учащихся 7-8 классов объем увеличивался: несколько иллюстраций и достаточно большой текст. Общую компьютерную презентацию в 5-6 классах готовила сама, а в 7-8 классах совместно с 2-3 девочками. И у нас получились внеклассные занятия – приобщение к мировой культуре, знакомство с памятниками архитектуры древности и современного мира по темам: «Семь чудес света», «Восьмое чудо света», «Средние века в датах и архитектурных памятниках», «История Москвы в ее архитектуре», урок-видеожурнал «Санкт-Петербург – город-музей». На этих уроках каждый защищал свою тему, также прослеживал причинно-следственные связи, оперировал хронологическими знаниями, статистическими данными. Кроме того формируется эстетический вкус, закрепляются знания об архитектурных стилях. Конечно, развиваются умение работать с источниками (литература, электронная энциклопедия, Интернет) и компьютерная грамотность.
Пятиклассники рассказали о следующих памятниках архитектуры, доказывая, что они являются «восьмым чудом света»:
1. Долина царей, гробница царя Тутанхамона (Египет)
2. Великая китайская стена (Китай)
3. Гробница Цинь Шихуанди (Китай)
4. Дворец Воды (Аргентина)
5. Статуя Свободы США)
6. Эйфелева башня (Франция)
7. Дисней Ленд (США)
8. Сиднейская опера (Австралия)
9. Ворота Иштар (Вавилон)
10. Парфенон (Греция)
11. Статуя Афины Парфенос (Греция)
12. Колизей (Италия)
13. Храм Минакши (Индия)
14. Кижский погост (Россия)
15. Церковь Саграда Фамилиа (Испания)
16. Статуя Христа Спасителя (Бразилия)
Дети отметили, что некоторые из этих сооружений построены для возвеличивания правителей. Все они красивы, многие из них и полезны.
Шестиклассники представили:
1. Ахенская капелла (Германия)
2. Храм Кааба (Саудовская Аравия)
3. Храм Св. Софии (Турция)
4. Дворец эмира Альгамбра (Испания)
5. Дворец дожей (Италия)
6. Собор Парижской богоматери (Франция)
7. Собор Св. Петра (Ватикан)
8. Замки Европы
9. Крепость Тауэр (Англия)
10. Пизанская башня (Италия)
11. Даяньта - Большая пагода диких гусей (Китай)
12. Тэта – Железная пагода (Китай)
13. Тадж – Махал (Индия)
Вывод, к которому пришли дети: В мрачное, невежественное Средневековье люди, сотворяя хвалу богу, воздвигали величественные здания, которые сегодня украшают наш мир. Эти здания уникальны, неповторимы. Они как бы отрицают трудную жизнь людей в то далекое нелегкое время.
В отличие от 5-6 классов для 7-8-классников для работы над проектом было отведено больше времени. Они составляли реферат о двух столицах России и защищали на занятиях.
Семиклассники представили работы:
1. Древняя и центральная часть Москвы на Боровицком холме.
2. Кремлевские башни.
3. Соборная площадь. Возникла в начале 14 века. Стали возводить каменные храмы. На северной стороне стоит Успенский собор, на юге – Архангельский, юго-западная сторона – Благовещенский, восток – колокольня Ивана Великого.
4. Грановитая палата.
5. Царь-пушка и царь-колокол.
6. Красная площадь. В конце 15 века. Иван Калита. Мавзолей В.В. Ленина, Исторический музей, Лобное место.
7. Китай-город. Место торговли. С лицевой стороны выходит на Красную площадь.
8. Покровский собор. Первый скульптурный памятник Москвы – Минину и Пожарскому.
9. Белый город – исторический район Москвы. Застройка в 14 веке. В 15 веке – усадьбы, сады, монастыри, великокняжеский загородный двор.
10. Пашков дом – 1786 год.
11. Музей им. Пушкина – создатель И. Цветаев, архитектор Клейн.
12. Большой театр – Бове, Михайлов 1825 год.
13. Усадьбы – Коломенское, Останкино, Кусково, Архангельское, Царицыно, Фили.
Выводы: Москва не сразу строилась. Каждое здание, каждый памятник имеет свою историю и связан с определенным правителем. Наша столица – величественный город, она поражает своей территорией и красотой. У нее русская душа.
Работы восьмиклассников:
1. Петропавловская крепость.
2. Дворцовая площадь. Зимний дворец. Государственный Эрмитаж. Главный штаб. Александровская колонна. Адмиралтейство.
3. Сенатская площадь. 14 декабря 1825 г – восстание декабристов. Медный всадник. Здания Сената и Синода. Исаакиевский собор.
4. Васильевский остров. Кунсткамера. Здание 12 коллегий. Стрелки Васильевского острова. Биржа и ростральные колонны.
5. Невский проспект. Казанский собор. Аничков мост через Фонтанку. Скульптурный ансамбль «Укротители коней».
6. Чесменская церковь в честь победы в Чесменской бухте. «Спас-на–крови»
7. Храм Воскресения Христова. 1 марта 1881 года – убийство Александра II.
8. Смольный монастырь. Воскресенский Новодевичий монастырь. Недалеко Институт благородных девиц.
9. Царское Село. Янтарная комната.
10. Петергоф.
11. Марсово поле. Летний сад. Михайловский сад. Мраморный дворец. Инженерный замок.
Выводы: Петербург – город-музей. Творенье Петра Великого - больше европейский город. Каждое здание – музейный экспонат.
Типология этих проектов по классификации Е.С. Полат:
по доминирующей деятельности учащихся - информационные;
по продолжительности времени проведения – краткосрочные;
по уровню интеграции – межпредметные (история и мировая художественная культура);
по количеству участников - индивидуальные, которые после защиты вливались в общую копилку (папка и электронная презентация), и, соответственно, в итоге работа становилась групповой;
по использованию дидактических средств - информационные и коммуникативные средства.
Учитель направляла учащихся на поиск решения поставленной проблемы, имела постоянную обратную связь. Учащиеся самостоятельно искали информацию, оформляли по мере своих возможностей, делали выводы.
Процедуру работы над данными проектами можно разбить на следующие этапы:
Поисковый – определили тему проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта: архитектурные памятники в истории.
Аналитический - поиск информации, сбор и изучение информации, составление плана реализации проекта: в интернете и электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия.
Практический - выполнение запланированных операций: оформление на листе А4.
Презентационный - - подготовка презентационных материалов: реферат, медиапрезентация, выступление на занятии.
Контрольный - анализ результатов выполнения проекта и оценка качества: оценка учителя.
В следующем году в рамках Недели истории разработали проект «Культурные столицы Европы». Каждый класс с 5-11 готовил компьютерную презентацию, устное представление о разных городах Европы. И от каждого организатор получила в подарок в кабинет по одной папке информационного материала. Это была своеобразная подготовка к конкурсу «Золотое Руно». В отличие от предыдущих проектов это был групповой проект средней продолжительности. Презентация проходила на тематическом вечере. Включились в проект и классные руководители.
В 2007 году в мире был реализован проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Он был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Итог был объявлен 7 июля 2007 года.
1. Колизей (Италия)
2. Великая китайская стена (Китай)
3. Мачу-Пикчу (Перу)
4. Петра (Иордания)
5. Тадж-Махал (Индия)
6. Статуя Христа-Искупителя (Бразилия)
7. Чичен-Ица (Мексика)
А к осени 2007 года был разработан проект «Семь чудес России», целью которого стал поиск семи чудес России. Конкурс организован газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк». 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади были объявлены победители конкурса.
1. Долина гейзеров (Камчатский край)
2. Байкал (Иркутская область, Бурятия)
3. Петергоф (Санкт-Петербург)
4. Столбы выветривания (Коми)
5. Собор Василия Блаженного (Москва)
6. Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград)
7. Эльбрус (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия)
За этими конкурсами мы с учащимися следили, и 3 девочки решили разработать свой проект «Чудеса Якутии». План составили в 2008 году, этапом реализации был 2009 год. Мы провели опрос среди обучающихся и учителей школы по вопросу: Что вы бы причислили к чудесам Якутии? Результат получился такой:
1. Ленские столбы
2. Полюс холода
3. Башня Дыгына
4. Мирнинский карьер
5. Гора Кисилях
6. Вулкан Балаган-Тас
7. Озеро Лабынкыр
8. Шахта Шергина
9. Мамонтова гора
10. Наледь Улахан Тарын.
Это была очень трудоемкий проект. Представляю цель, задачи, этапы работы над проектом.
Цель: Создание веб-сайта для выявления семи чудес Якутии.
Задачи:
Сбор информации о величайших архитектурных памятниках мира.
Создание электронного справочника «Чудеса света».
Работа над созданием сайта.
Размещение сайта.
Выявление семи чудес Якутии.
Этапы работы:
подготовительный – сбор информации. 2007 – 2008 учебный год.
основной – создание электронного справочника «Чудеса света». Работа над проектом веб-сайта. Анализ и корректировка. 2008 – 2009 учебный год.
заключительный – реализация проекта. Знакомство с условиями размещения в сети. Размещение в сети (школьный или бесплатный гостевой сервер и др.) 2009 – 2010 учебный год.
Гипотеза: Если создать сайт «Чудеса света» и разместить в Интернете, то будет возможно выявление Семи чудес Якутии и это будет способствовать развитию патриотических и эстетических чувств наших земляков.
Новизна: Выявление семи чудес Якутии. Эффективное использование возможностей компьютера и Интернета.
Рекомендации по строению сайта:
сайт должен быть интересным;
нужно учитывать возраст аудитории;
включить минимум объектов, помня о достаточно низкой реальной скорости каналов Интернета;
не перегружать сайт информацией;
продумать и выдержать стиль;
грамотно построить навигацию.
Вначале был составлен электронный справочник «Чудеса света». Девочки выступали с докладом на научно-практических конференциях. А потом создали сайт c самостоятельным доменом sakhachudo.narod.ru и перенесли материалы в контент сайта. Страницы:
1. Семь чудес света
2. Семь новых чудес света
3. Семь чудес России
4. Восьмое чудо
5. Чудеса Якутии.
Надо сказать, что на наш контент часто ссылаются другие сайты, хотя утверждать, что Семь чудес Якутии выявили, мы не можем. В этом проекте мы видим исследовательский поиск. Предполагаемые результаты требовали практическую, теоретическую и познавательную значимость. Это была самостоятельная групповая работа. Содержательная часть проекта была структурирована с указанием поэтапных результатов. Гипотеза была выдвинута, способы оформления конечных результатов определены. После выведения результатов была выявлена новая проблема, связанная с дальнейшим существованием сайта. Этот проект по доминирующей деятельности учащихся можем классифицировать как исследовательский, информационный и творческий. Исследовательский – поиск чудес Якутии, информационный – сбор информации, творческий – интерфейс сайта по дизайну очень красивый, своеобразный. По продолжительности времени проведения проекта – долгосрочный, 2007-2010 гг. По уровню интеграции – межпредметный (истории, МХК, информатика). По использованию дидактических средств – информационные и коммуникационные средства.
Параллельно в эти годы 7-9 классы начали осуществлять проекты по темам истории России: «Правители России. Рюриковичи», «Правители России. Романовы», «Основные события истории России». Это индивидуальные информационные монопроекты, рассчитанные на подготовку в один месяц. Работа очень помогла обучающимся при сдаче государственного экзамена.
Несколько слов о краеведческой работе. Три года участвовали на Всероссийском историческом конкурсе для старшеклассников «Человек в истории. Россия. ХХ век». Как одна из лучших школ - участников три года из Москвы получали книжные призы, а работа Маши К. была отмечена поощрительной грамотой. Два раза я получала от Оргкомитета конкурса благодарность за историко-просветительскую работу с молодежью и активную помощь в организации конкурса. Моими учениками выполнены проекты: «История Алданского рыбозавода», «Колхозы нашего наслега», «В годы репрессий», «В годы Великой Отечественной войны», «История школы», «Художники края Томпо», «Народный писатель Егор Неймохов». Они выступали на научно-практических конференциях разного уровня и работы отмечены на НПК «Шаг в будущее», Неустроевских, Охлопковских, Башаринских, Петровских, Неймоховских, Кычкинских и других чтениях. Некоторые работы опубликованы в сборниках по материалам научно-практических конференций и книгах краеведческого содержания: 2010 г., публикация в сборнике материалов НПК «Саха народнай суруйааччыта Е.П. Неймохов айар үлэтэ аныгы саха прозатын сайдыытыгар суолтата», СВФУ, Якутск; 2014 г., «100 сыллаах үөрэх кыһата» (НПК матырыйааллара), МБОУ МАСОШ; 2013 г., 2015 г. «Неймохов ааҕыылара» I, II, III, IV научнай-практическай конференция матырыйааллара», МБОУ МАСОШ; 2015 г., «Өйдүүбүт, сүгүрүйэбит, махтанабыт...» (Улуу Кыайыы 70 cылыгар аналлаах хомуурунньук), МБОУ МАСОШ, книга «Сырдаабыппыт – сырдык, сылаас өйдөбүлбүт», Якутск, 2017 г. Также были созданы электронные иллюстрированные книги по произведениям народного писателя Якутии Е.П. Неймохова: Айыына В. – «Электронный журнал «Е.П. Неймохов айымньыларыгар – Санкт-Петербург», Коля В. – электронная иллюстрированная книга «Миша кэпсээннэрэ» по рассказам Е.П. Неймохова, К. Варя - «Электронный вариант семейного архива братьев Березиных».
На основе исследовательской работы ученицы Веры Э. «Край Томпо в творчестве художника-графика, заслуженного деятеля искусств РС (Я) М.А. Рахлеевой» был разработан социальный проект «Высокое искусство для всех» (по творчеству художников М.А. Рахлеевой, М.Г. Старостина) с выездом в некоторые наслега Томпонского и Таттинского районов. Цель: Ознакомление населения некоторых наслегов Томпонского и Таттинского районов с жизнью и творчеством художников-земляков М.А. Рахлеевой и М.Г. Старостина. Интересно то, что были выставлены репродукции картин 3-х художников, выходцев из Томпонского района, Марии Рахлеевой, Михаила Старостина, Ольги Монастыревой (живет в Бельгии, в городе Де-Хаан, владеет галереей Artepol) и оригиналы картин Максима Неймохова (живет в г. С-Петербург, архитектор). Из-за непродуманности транспортной схемы проект был частично выполнен. Были осуществлены выезды с выставкой в школы с. Крест-Хальджай, с. Кэскил Томпонского района и Усть-Татта Таттинского улуса.
Проекты по обществознанию «Маленький бизнесмен» (2-4 кл.), «Экономика» (7-11 кл.) учат учащихся думать о своем будущем. «Кем быть?», «Сколько денег нужно для открытия своего бизнеса?» «В чем остро нуждается наше село?» «Где будет выгодно открыть свое дело?» и другие вопросы заставляют детей задуматься об основах успешного бизнеса. Основная масса участников проекта, учащиеся начальных классов, хотели открыть продуктовые магазины, магазин запчастей, есть несколько школ, музей мировой истории, цирк «Тигрош», танцевальный клуб, оружейный завод, ресторан. Нарисовали здания своих будущих предприятий. Кроме того посчитали денежную сумму, которая потребуется для открытия своего дела. Получилось у них по-разному: от 1408 руб. до 15 млрд руб. Место своему предприятию определили в основном в своей же деревне.
Ребята постарше работали по другим темам: Вова М. – «Экология рыболовства в Письме А.Е. Кулаковского «Якутской интеллигенции», Коля К. – «Вопросы предпринимательства в Письме А.Е. Кулаковского «Якутской интеллигенции», Настя Х. – «Приватизация на примере Мегино-Алданского наслега», Ваня К. – «ТОР в Якутии: проблемы и перспективы». Все эти работы были отмечены на региональных чтениях.
Разработаны и реализованы проекты по праву в формате ток-шоу «Закон и мы…» и по политологии «Политолог» как подготовка к республиканскому конкурсу «Будущий дипломат».
Первые проекты были информационные, краткосрочные, межпредметные (история и мировая художественная культура), индивидуальные, выполненные с помощью информационных и коммуникативных средств. Были и монопроекты. Потом появились, исследовательские, творческие, парные, групповые, долгосрочные проекты. Был еще разработан социальный проект с выездом и выставкой.
Итак, во всех этих работах все основные требования к использованию метода проектов соблюдены. Есть значимая в исследовательском плане проблема, есть самостоятельная работа, есть результат, приносящий удовлетворение и учащимся, и учителю. Иногда при рефлексии выявляются новые проблемы.
Анализ эффективности применения проектного метода во внеурочной деятельности по истории и обществознанию
В начале учебного года провела диагностирующую работу. Для этого выбрала несколько методик из предложенных в практическом пособии Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. «Методические рекомендации учителю истории. Основы педагогического мастерства». [7, с. 4].
Для выявления познавательных возможностей учащихся применила диагностический диктант в 7-9 классах. Учащимся дается задание внимательно прочитать документ и по памяти письменно воспроизвести его, максимально придерживаясь теста оригинала.
При проверке выделяем и подсчитываем указанные информационные единицы, которые дети сумели сохранить при воспроизведении текста. По результатам были сделаны выводы об уровне информативной памяти, о степени образности восприятия и об уровне логического мышления. Диагностика показала, что у наших детей низка степень образности восприятия и воображения.
Результаты диагностического диктанта
(выявление познавательных возможностей)
Также провела диагностику индивидуальных различий в мышлении (по типам историки, политики, экономисты, этики) – 7–9 классы. Для выполнения задания даются слова и с каждым из них надо придумать словосочетания. Были даны слова: библиотека, бог, источник, имение, население, закон, земля, храм, повелитель. Получившиеся у детей варианты сравнили с предлагающимися в методике обработки материала и установили тип мышления. Оказалось, что меньше детей с типом мышления историки.
Результат диагностики индивидуальных различий в мышлении
Диагностика уровня развития речи, продуктивности ассоциаций и процессов внимания в 7–9 классах показала, что в каждом классе по 1–2 учащихся с низким уровнем. Дается исторический текст с пропущенными словами. Задание: вставить пропущенные слова так, чтобы получился связный рассказ. При оценке результатов учитываются такие показатели, как скорость подбора слов и затруднения (их место – в каких частях текста, до или после установления ключевых смысловых связей). Выявляется критичность испытуемого: пытается ли он сопоставлять вставляемые слова с пониманием всего текста в целом, проверяет ли работу, прежде чем передать ее экспериментатору.
Для диагностики уровня развития познавательного интереса к истории было проведено анкетирование учащихся 5-9 классов. Учащимся дается таблица со следующим содержанием:
Необходимые предметы |
Почему |
Интересные предметы |
Почему |
Дополнительные предметы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
|
1. |
|
1. |
2. |
|
2. |
|
2. |
3. |
|
3. |
|
3. |
4. |
|
4. |
|
4. |
5. |
|
5. |
|
5. |
Инструкция к анкете:
В 1, 3 и 5 графы таблицы впишите не более пяти предметов, которые вы изучаете в этом году и которые считаете необходимыми (1), интересными (3) и достойными изучаться более широко (5). Названия одних и тех же предметов могут повторяться во всех трех графах.
Во 2 и 4 графы таблицы впишите подходящие буквенные обозначения ответов, объясняющих ваш выбор. Ответов по одному и тому же предмету может быть несколько, и они могут повторяться.
Почему эти предметы вы считаете необходимыми?
А.. Знание этого предмета необходимо людям в трудовой деятельности.
Б. Эта наука интенсивно развивается в настоящее время, играет важную роль в жизни общества.
В. Знание этого предмета пригодится при поступлении в вуз.
Г. Этот предмет помогает разбираться в окружающей жизни, в происходящих событиях, формирует мировоззрение.
Д. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
Е. Этот предмет учит разбираться в себе и в других людях, жить и поступать по совести, оценивать свои и чужие поступки, найти свое место в жизни.
Ж. О важности этого предмета говорят родители и учителя.
Почему эти предметы считаете интересными?
А. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
Б. Интересно узнавать о жизни людей, их деятельности.
В. Интересно выяснять причины событий и явлений, раскрывать законы и закономерности развития природы, человека и общества.
Г. Интересно слушать объяснение учителя, читать учебник, смотреть фильмы, наблюдать опыты.
Д. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять контурные карты, таблицы и схемы.
Е. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними в классе.
Ж. Интересно самому найти объяснение явлению, поставить и разрешить проблему, провести исследование, подготовить реферат.
З. Интересно, потому что сам учитель любит свой предмет, увлечен им, и это отношение передается ученикам.
И. Интересно, потому что в классе многие увлечены этим предметом.
К. Интересно, так как этот предмет расширяет мой кругозор, связан с другими интересами (искусством, техникой, спортом и т.п.)
Л. Интересно, потому что этот предмет легкий, не требует много времени на подготовку, легко получить хорошую отметку.
М. Интересно, потому что этот предмет сложный, приходится напрягать волю, внимание, сосредоточенно мыслить, чтобы найти ответ, достичь высокого результата.
Обработка результатов анкетирования происходит в три этапа. На первом этапе выясняется, какое место история занимает в оценках учеников с точки зрения необходимости и интересности. Для этого подсчитывается количество голосов, отданных истории в первой и третьей графах страницы. На втором этапе обработки исследуются причины, по которым ученики относят историю к числу необходимых предметов. На третьем этапе исследуются причины, по которым ученики отнесли историю в разряд интересных предметов.
Первый этап обработки результатов. Место истории в оценках учеников.
Анкетирование показало следующий результат по классам:
В 5–6 классах рейтинг истории высок. Дети воспринимают как интересный предмет. Необходимости в этом предмете не ощущают. Интерес объяснили содержанием предмета, характером познавательной деятельности, некоторые отметили фактор трудности и легкости.
В 7 классе уровень интереса к истории падает. Становится средним. Но теперь относят историю к разряду необходимых предметов, отмечая социальную, познавательную, личностную и деловую значимость. Те, которые считают предмет интересным, объясняют свой выбор содержанием и познавательной деятельностью.
В 8 классе никто не считает предмет необходимым. Интерес к предмету средний. Интерес объясняют содержанием и познавательной деятельностью.
9 класс – рейтинг средний. Отметили как необходимый предмет, что объяснили личностной, деловой и воспитательной значимостью. Отметили и внешние мотивы (родители).
Проведенная диагностическая работа показала, что рейтинг предмета среди учащихся невысокий, интерес к предмету недостаточный.
В течение учебного года в 5-9 классах проводили работу, применяя проектный метод во внеурочной деятельности. К концу учебного года повторно была проведена среди учащихся 5-9 классов диагностика уровня развития познавательного интереса к истории. Было применена та же диагностика - анкетирование, которое было в начале учебного года. Диагностика показала следующий результат:
Вывод: Рейтинг истории среди других предметов повысился.
История многими считается необходимым предметом. Они указывают на широкую социальную, познавательную, мировоззренческую, личностную и деловую значимость предмета. Те, которые считают предмет интересным, объясняют это содержанием предмета, характером отношений между учителем и учеником в процессе обучения, обозначают сложность заданий.
Мы считаем, что применение проектного метода позволило активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся, также формирует устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.
Доказательством служат успешные выступления учеников на научно-практических конференциях разного уровня, успешное участие на районном этапе Всероссийской олимпиады школьников, призеры Северо-Восточной олимпиады по истории и обществознанию, поступление на исторический и юридический факультеты вузов.
“Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
При применении проектного метода во внеурочной деятельности нужно придерживаться следующих правил:
Необходимо учитывать психолого-физиологические особенности школьников. Виды проектной деятельности должны быть адекватны возрасту, чтобы весь процесс был окрашен положительными эмоциями, поскольку любая проектная работа осуществляется исключительно на добровольной основе.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно. Вначале – доступные творческие или информационные задания, а потом только переходить к сложным проектам.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования зависит от многих факторов. Простым информационным проектам для выполнениям можно дать неделю, а сложным – четверть, полугодие. Иногда исследовательские проекты прорабатываются в течение года и даже нескольких лет.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе?
Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема должна быть близка, интересна и доступна. Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как их подготовил учитель. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для поиска дополнительной информации.
Применение проектного метода во внеурочной деятельности очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проектного метода:
• неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
• повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., Роспедагентство, 1994. – С. 69.
3. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: Экспериментальный учебник для VII класса. – М., 1994. – Ч.1 – С. 105.
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей. М., 2000.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы педагогического мастерства. Практическое пособие. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – С. 160
8. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 39-48.
9. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.
10. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998.
11. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384с.
12. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.
13. Коменский Я.А. Великая дидактика. Смоленск, Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. С.321.
14. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157
15. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. – №8. – С.118-125.
16. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233 с.
17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. Сельская школа. – 2004. - №2.
18. Стрелова О.Ю. Учебник и формирование интереса к предмету // Преподавание истории в школе. – 1987. - №3.
19. Ушинский К.Д. Воспитание человека: избранное / К.Д. Ушинский; сост. и автор С.Ф. Егоров. - М.: Карапуз, 2000 г. - 256 с.
20. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. – №6. – С.24-31.
21. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. – 1998. – № 3. – С.33-40
22. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968. С.126