Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через решение задач
ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа - интернат»
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через решение задач»
Учитель математики
Ямбулатова Надежда Петровна
Цель: Создание условий для развития, проявления познавательного интереса, самоутверждения учащихся в своих возможностях.
Задачи:
Повышать уровень познавательной активности и учебную мотивацию учащихся по математике.
Формировать самостоятельность учащихся при изучении данного предмета.
Стимулировать познавательные интересы школьников.
Актуальность.
К сожалению большие трудности обучающиеся испытывают при изучении математики. Этот предмет многим учащимся неинтересен. В результате снижается уровень подготовки учащихся по математике. В современном образовательном процессе проблема развития познавательной активности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Поэтому, с моей точки зрения, наряду с содержанием образования очень важны также и методы, способы передачи знаний детям. Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса является воспитание познавательного интереса, познавательной активности школьника. Познавательный интерес - это глубинный, внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Наличие интереса является свидетельством правильной организации учебного процесса, а его отсутствие - показателем серьезных недостатков в организации обучения. Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению.
Новизна:
Проблема активизации познавательной деятельности была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Одни считают, что активизация познавательной деятельности – это сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. Здесь подразумевается самостоятельные деятельности учителя и учащихся. Другие считают, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В этом случае речь идет о деятельности учащихся, его интересе, мотивации и самостоятельности.
обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Этапы работы по самообразованию
Диагностический | 1.Определение темы. 2.Постановка целей и задач. 3.Пояснительная записка. 4.Изучение методической, педагогической, психологической литературы. 5.Посещение уроков учителей по данной теме. |
Прогностический
| 1. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. 2. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме в связи с внедрением ФГОС для детей с УО (интеллектуальными нарушениями). 3.Курсы повышения квалификации учителей. 4.Участие в семинарах, на конференциях. |
Практический | 1.Участие в семинарах, на конференциях. 2. Результаты участия в районных, республиканских, всероссийских конкурсах. 3. Посещение семинаров, уроков учителей по данной теме. 4. Выступления с собственным опытом. 5. Проведение открытых уроков. |
Обобщающий
| 1. Выступление на заседании методического объединения 2. Консультативная помощь учителям и учащимся. 3. Участие и результаты на республиканских конкурсах, конференциях. |
Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификаций методов обучения. Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия. Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем.
В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.
При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом или другим источником знаний. Учащиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с педагогом, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие
В начале проводила опросник Айзенка, В.Н.Бузина «Изучение познавательной активности учащихся.»
Составлен план самообразования:
Обзор в методической литературы по требованию ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями ;
Освоение новых компьютерных программ, работа с интерактивной доской;
Давать открытые уроки;
Постоянно знакомиться с методикой работы творчески работающих учителей;
Регулярно обновлять методическую литературу;
Выступление на заседании школьного МО
Пропагандировать среди учащихся и родителей здоровый образ жизни;
Своевременно проходить курсы повышения квалификации, повышать свой интеллектуальный уровень, эрудицию, культуру.
Познавательная активность включает:
1.Мотивы и цели деятельности.
2.Интерес к предмету.
3.Внимание к изучаемому объекту.
4.Волевые усилия.
5.Положительные эмоции.
6.Творческую самостоятельность.
7.Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.
Познавательной активности учащихся не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике. Для активизации познавательной деятельности учащихся я использую разнообразные приемы и методы обучения математике, учитывая уровень развития и индивидуальные особенности учащихся.
Для решения поставленной перед собой цели я применяю такие педагогические технологии:
Игровая;
Информационно-коммуникационные технологии;
Личностно-ориентированное обучение;
Технология уровневой дифференциации.
Образовательная технология | Цель применения образовательной технологии | Эффекты, результативность использования образовательной технологии |
Информационно-коммуникационные технологии. | Повышение качества образовательного процесса | Поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии. |
Личностно-ориентированное обучение. | Формирование и совершенствование самореализации личности. | Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. |
Технология уровневой дифференциации. | Повышение уровня мотивации учения, создание ситуации успеха для каждого ученика, развитие его индивидуальных качеств. | Овладение умением самостоятельно приобретать знания; формирование умений и навыков практического характера; развитие творческого потенциала, умения применять знания в усложненной ситуации. |
Игровые технологии. | Активизация учебного процесса, развитие творческой активности и познавательного интереса учащихся, развитие внимание и стимулирование умственной деятельности. | Умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива. |
В связи с внедрением ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями для освоения области развития жизненной компетенции своей работе стараюсь больше использовать задачи практического характера. Для этого собран материал с заданиями, которые способствуют повышению интереса к математике. В начале урока математики для разминки или на этапе организационного момента я использую различные задания.
Примерные варианты заданий:
Задачи на смекалку;
Задачи практического характера;
Логические задачи;
Упражнения с геометрическими фигурами;
Упражнения на развитие наблюдательности;
Упражнения на восприятие.
Главная задача для меня не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учиться. Жизнь постоянно требует, чтобы воспитание интереса к знаниям шло на уроке интересном, развивающем активность и самостоятельность мышления, приучают к труду и активной умственной деятельности. Механическая работа на уроке, приводящая к ничтожному напряжению мысли, мало полезна. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащемуся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения. Когда учащемуся надо самому подумать, сделать вывод, обобщение, когда он видит перспективу применения полученных знаний на практике.
Продукты по самообразованию
папки,
электронные презентации,
проект «Математическая раскраска»
Проводила Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест с ответами, В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик).
Распространение опыта
Межрегиональная научно-практической конференция XIV Глушковские чтения «Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы» доклад «Применение практических упражнений и задач на уроках математики для успешной социализации и интеграции детей с ОВЗ в общество».,
Публикация доклада «Развитие познавательной активности на уроках математики» на сайте «urokimatematiki.ru» -свидетельство
Заключение.
В заключение своей работы можно сделать вывод, что познавательный интерес представляет важнейший фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
- характером (многосторонним, широкими интересами, локальными стержневыми, либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействие;
- своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);
- связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.
У учащихся формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Применяя на своих уроках творческие задания при активизации познавательного интереса, у учащихся прививается интерес к уроку, любовь к математике, достигаются обязательные результаты обучения.
Список источников:
1. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1992. - № 7-8. –с. 27.
2. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 401 с.
3. Симановский, А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка /А.Э. Симановский. - М.: Рольф, 2000. - 160 с.
4. Тихомирова,Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст (11 – 14 лет). /Л.Ф. Тихомирова.- М.: Рольф, 2001. - 160 с.
5. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 1996.
6.Интернет-ресурс: http://scool12kovdor.ucoz.ru/publ/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija/novaja_statja_na_sajte/4-1-0-2
7. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200601001
8. Интернет-ресурс: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/