Публикация «Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ»
МБОУ ДО «Центр развития творчества» г. Черногорск
педагог – организатор, ПДО
Бутенко Ирина Владимировна
Эффективные формы и методы работы
с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
“Наша миссия”
– оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий”
(В.А.Сухомлинский).
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную
роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены: в статьях 38, 43 Конституции Российской
Федерации; в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; в статьях 17, 18, 19, 52
Закона Российской Федерации “Об образовании”.
В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и
нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”. Понятие
“воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные
определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не
менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с
духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием
личности.
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) –
это, прежде всего работа с родителями (законными представителями). Что же значит
работать с родителями? Главная цель в работе педагога с семьей с ОВЗ – помочь семье
справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной
адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Рождение ребёнка с нарушениями в
развитии всегда является стрессом для семьи. Родители оказываются в сложной ситуации:
они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко
впадают в отчаяние.
На протяжении 16 лет я работаю в клубе «Радость» для детей с ОВЗ города
Черногорска. Главной целью моей работы, является привлечение родителей к
воспитательно - образовательной деятельности. Исходя из этого, ежегодно разрабатываю
план организации взаимодействия педагога и родителей, детей с целью всестороннего
развития личности. Для реализации плана я использовала различные формы работы,
направленные на сотрудничество и взаимодействие всех участников педагогического
процесса. Работа с родителями ведется систематически с учетом задач и содержания
воспитательно – образовательной работы с детьми. Сотрудничество педагога, родителей и
детей организовано в различных видах деятельности: культурно-досуговая,
консультационно-просветительская, диагностико - аналитическая. Родители постоянно
информируются о работе клуба через родительские уголки, папки – передвижки, памятки,
буклеты. Происходит переписка, общение с родителями и детьми через электронную
почту, приложение Viber, Whats App например, когда ребенок болен и не может посещать
клуб. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в клубе,
поздравления с праздниками, советы. Пожелания в воспитании детей. Главное условие
переписки - доброжелательный тон, радость общения. Общение с родителями происходит
ежедневно, так как дети с ОВЗ не могут самостоятельно посещать клуб.
Согласно плану работы с родителями использую различные формы: консультации,
мастер – классы, беседы, персональные выставки детских работ.
Работа с родителями в моём объединении ведётся в нескольких направлениях
Индивидуальная деятельность:
- Диагностико-аналитическая – это анкетирование, оно позволяет, выявить общий
план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер
взаимоотношений ребенка с родителями, общие интересы в семье.
- Посещение семьи, изучение особенности семьи для определения конкретных путей
совместного воздействия на ребенка. Это эффективная форма индивидуальной
работы педагога с родителями. Основная цель – познакомиться с ребёнком и его
близкими, в привычной для него обстановке. В разговоре с родителями можно
узнать много нужной информации, об интересах ребёнка, здоровье, привычках,
умениях и навыках в различных видах деятельности.
- Организация индивидуального обучения на дому: проведения занятий на дому.
Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят
успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода при выполнении
домашних заданий.
- Консультации, беседы проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство
родителей, боязнь разговора о своем ребёнке. Они способствуют созданию
хорошего контакта между родителями и педагогом. Они помогают, с одной
стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего
нужна, с другой - побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям,
выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше
воспитывать.
Коллективная деятельность:
- Родительские собрания
- Дни открытых дверей
- Возможность присутствия на любом занятии, принимать участие в городских
мероприятиях (фестивалях, спартакиадах, концертах)
- Культурно-массовые традиционные мероприятия: праздничные, развлекательные
программы: «День именинников», «Новогодний карнавал», «Восьмое марта»,
«День защитников Отечества», чаепития «В кругу друзей».
- Вечер вопросов и ответов: с приглашением специалистов отдела социальной
защиты.
- Мастер – классы для родителей: «Поделки из соленого теста», «Виды
торцевания», «Поделки из салфетных шариков», «Новогодние украшения»,
Наглядно-информационная:
- Уголки для родителей с различной информацией - знакомство родителей с жизнью
клуба, возможность быть в курсе всех текущих дел и событий.
- Выставки детских работ по определенной тематике - творческой активности детей
через создание ситуации успеха.
- Информационные листы (объявления, просьбы о помощи, благодарности,
сообщение информации).
- Памятки, буклеты для родителей - повышение педагогической компетентности
родителей.
Ежемесячное проведение совместных культурно-досуговых мероприятий, посещение
отчетных программ и конкурсов способствует сплочению семей и детско-родительского
коллектива в целом, снятию зажатости детей и психоэмоционального напряжения
посредством смены деятельности, повышению творческой активности родителей и детей.
Обеспечивается включение родителей и детей, как в событийные формы работы, так и
социально – значимые дела. Родители вместе с детьми участвуют в акциях «Сеем, сеем,
семена», «Мирные окна», «Поздравь Учителя», «Подарок ветерану», «Мы за здоровый
образ жизни» и.т.д.
Основные принципы организации работы педагогов клуба с родителями детей с
ОВЗ:
- Принимать учащихся с ОВЗ «как любых других детей»
- Включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи
- Вовлекать учащихся в коллективные формы обучения и групповое решение задач
- Использовать формы коллективного участия – игры, конкурсы, викторины,
эстафеты, концерты и.т.д.
Таким образом, работа с родителями реализуется в системе и эффективно,
индивидуальные и коллективные формы работы дополняют друг друга. Учитывая
индивидуальные особенности детей, нашла взаимопонимание с детьми и их родителями,
т.е. обеспечивая систематическое участие родителей в мероприятиях. Общение педагога с
родителями, их участие в праздниках, различных мероприятиях, создает большие
возможности для укрепления связи между семьей и педагогами.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище
– своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при
тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.