12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бутенко Ирина Владимировна15
0

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

МБОУ ДО «Центр развития творчества» г. Черногорск

                                                                                       педагог – организатор, ПДО

Бутенко Ирина Владимировна



Эффективные формы и методы работы


с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

“Наша миссия”

– оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” 

(В.А.Сухомлинский).

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную

роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены: в статьях 38, 43 Конституции Российской

Федерации; в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; в статьях 17, 18, 19, 52

Закона Российской Федерации “Об образовании”.

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются

первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и

нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”. Понятие

“воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные

определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не

менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с

духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием

личности.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) –

это, прежде всего работа с родителями (законными представителями). Что же значит

работать с родителями? Главная цель в работе педагога с семьей с ОВЗ – помочь семье

справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной

адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Рождение ребёнка с нарушениями в

развитии всегда является стрессом для семьи. Родители оказываются в сложной ситуации:

они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко

впадают в отчаяние.

На протяжении 16 лет я работаю в клубе «Радость» для детей с ОВЗ города

Черногорска. Главной целью моей работы, является привлечение родителей к

воспитательно - образовательной деятельности. Исходя из этого, ежегодно разрабатываю

план организации взаимодействия педагога и родителей, детей с целью всестороннего

развития личности. Для реализации плана я использовала различные формы работы,

направленные на сотрудничество и взаимодействие всех участников педагогического

процесса. Работа с родителями ведется систематически с учетом задач и содержания

воспитательно – образовательной работы с детьми. Сотрудничество педагога, родителей и

детей организовано в различных видах деятельности: культурно-досуговая,

консультационно-просветительская, диагностико - аналитическая. Родители постоянно

информируются о работе клуба через родительские уголки, папки – передвижки, памятки,

буклеты. Происходит переписка, общение с родителями и детьми через электронную

почту, приложение Viber, Whats App например, когда ребенок болен и не может посещать

клуб. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в клубе,

поздравления с праздниками, советы. Пожелания в воспитании детей. Главное условие


переписки - доброжелательный тон, радость общения. Общение с родителями происходит

ежедневно, так как дети с ОВЗ не могут самостоятельно посещать клуб.

Согласно плану работы с родителями использую различные формы: консультации,

мастер – классы, беседы, персональные выставки детских работ.

Работа с родителями в моём объединении ведётся в нескольких направлениях

Индивидуальная деятельность:

- Диагностико-аналитическая – это анкетирование, оно позволяет, выявить общий

план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер

взаимоотношений ребенка с родителями, общие интересы в семье.

- Посещение семьи, изучение особенности семьи для определения конкретных путей

совместного воздействия на ребенка. Это эффективная форма индивидуальной

работы педагога с родителями. Основная цель – познакомиться с ребёнком и его

близкими, в привычной для него обстановке. В разговоре с родителями можно

узнать много нужной информации, об интересах ребёнка, здоровье, привычках,

умениях и навыках в различных видах деятельности.

- Организация индивидуального обучения на дому: проведения занятий на дому.

Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят

успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода при выполнении

домашних заданий.

- Консультации, беседы проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство

родителей, боязнь разговора о своем ребёнке. Они способствуют созданию

хорошего контакта между родителями и педагогом. Они помогают, с одной

стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего

нужна, с другой - побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям,

выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше

воспитывать.

Коллективная деятельность:

- Родительские собрания

- Дни открытых дверей

- Возможность присутствия на любом занятии, принимать участие в городских

мероприятиях (фестивалях, спартакиадах, концертах)

- Культурно-массовые традиционные мероприятия: праздничные, развлекательные

программы: «День именинников», «Новогодний карнавал», «Восьмое марта»,

«День защитников Отечества», чаепития «В кругу друзей».

- Вечер вопросов и ответов: с приглашением специалистов отдела социальной

защиты.

- Мастер – классы для родителей: «Поделки из соленого теста», «Виды

торцевания», «Поделки из салфетных шариков», «Новогодние украшения»,

Наглядно-информационная:

- Уголки для родителей с различной информацией - знакомство родителей с жизнью

клуба, возможность быть в курсе всех текущих дел и событий.

- Выставки детских работ по определенной тематике - творческой активности детей

через создание ситуации успеха.

- Информационные листы (объявления, просьбы о помощи, благодарности,

сообщение информации).

- Памятки, буклеты для родителей - повышение педагогической компетентности

родителей.


Ежемесячное проведение совместных культурно-досуговых мероприятий, посещение

отчетных программ и конкурсов способствует сплочению семей и детско-родительского

коллектива в целом, снятию зажатости детей и психоэмоционального напряжения

посредством смены деятельности, повышению творческой активности родителей и детей.

Обеспечивается включение родителей и детей, как в событийные формы работы, так и

социально – значимые дела. Родители вместе с детьми участвуют в акциях «Сеем, сеем,

семена», «Мирные окна», «Поздравь Учителя», «Подарок ветерану», «Мы за здоровый

образ жизни» и.т.д.

Основные принципы организации работы педагогов клуба с родителями детей с

ОВЗ:

- Принимать учащихся с ОВЗ «как любых других детей»

- Включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи

- Вовлекать учащихся в коллективные формы обучения и групповое решение задач

- Использовать формы коллективного участия – игры, конкурсы, викторины,

эстафеты, концерты и.т.д.

Таким образом, работа с родителями реализуется в системе и эффективно,

индивидуальные и коллективные формы работы дополняют друг друга. Учитывая

индивидуальные особенности детей, нашла взаимопонимание с детьми и их родителями,

т.е. обеспечивая систематическое участие родителей в мероприятиях. Общение педагога с

родителями, их участие в праздниках, различных мероприятиях, создает большие

возможности для укрепления связи между семьей и педагогами.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище

– своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при

тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.