Статья «Интерактивные и активные формы работы с родителями»

4
2
Материал опубликован 19 November 2020 в группе

«Интерактивные и активные формы работы с родителями»


Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и творенье.

Она для нас начало всех начал.

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ», родители являются участниками образовательных отношений и должны активно участвовать в воспитательном процессе школы и класса в частности. Но часто случается, что работа с родителями часто строится по остаточному принципу. Обычно встречи с родителями сводятся к вызову их в школу или к родительским собраниям. Учителя-практики прекрасно знают, как не любят родители приходить в школу, посещать родительские собрания. Кроме того, многие родители на родительских собраниях пассивны, предпочитают остаться в стороне.

Как создать ситуацию открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности и родителей, и педагога? Как вовлечь родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов? Как предоставить родителям возможность поделиться собственным опытом?

Китайская мудрость гласит: «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю». Получается, наибольшего результата в работе можно добиться, используя активные и интерактивные формы работы. («Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога).


Предлагаю вашему вниманию форму работы, которую можно использовать при первом знакомстве с родителями. Например, Вы становитесь классным руководителем пятиклассников. Не все родители знают Вас, не всех знаете Вы. Бывает так, что классы «сливают» в один. Естественно, на первом собрании не очень уютно многим родителям, да и педагог зачастую напряжен. Поможет простая, но результативная игра «Будем знакомы».

«О себе ты расскажи.

Соседу руку протяни

И улыбку подари».

Нужно предложить всем родителям встать в круг. Нt1605748637aa.jpg ачинает игру учитель. Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие держат друг друга за руки.

Закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей.

Далее можно продолжить работу, создав некий эмоциональный настрой. Для этого можно использовать такую форму работы, как «Подсолнух».

Участники встают в широкий круг, учитель говорит: 

  «Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните о том, как вы поодиночке зашли в этот кабинет… Теперь откройте глаза, почувствуйте, как вы постепенно становитесь ближе друг другу… сузьте круг, положите руки на плечи своим соседям… Представьте, что вы все – это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от лёгкого ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь влево, теперь вправо.

Продолжая ритмично двигаться, откройте глаза и опустите руки… осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко.

Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь наружу… почувствуйте, как ветер уносит вас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но теперь уже несёте частичку общей энергии. Попытайтесь ощутить эту энергию в своём теле… скажите себе самому: я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста и развития…. Теперь медленно откройте глаза …. Работа начинается».


На каждом собрании необходимо создать у родителей мотивацию на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их.


Сделать это можно по-разному. Я предложу два способа. Первый - конкретизация абстрактного, определение проблемы.


-Я пришла к вам не с пустыми руками. (Ставлю пакет с банкой на стол).

-Как вы думаете, что там?

(Достаю банку) t1605748637ab.jpg

-Как вы думаете, какие ягоды на вкус?

-А от чего зависит вкус содержимого?

-Личность ребенка – это тоже результат деятельности среды, своего рода, тоже продукт. Что составляет среду наших детей? Я предлагаю вам на стикерах написать ингредиенты этой среды и наклеить рядом с человечком.

(Читаю то, что написано: семья, школа, друзья, СМИ, хобби, улица, интернет).

- Как вы считаете, какая из этих составляющих представляет для детей наибольший интерес?

-А какая - наибольшую опасность?

-Таким образом, родители сами выходят на тему нашей встречи «Интернет». Очевидно, интернет мешает, и с этим надо что-то делать. Так родители погружаются в проблему и настраиваются на дальнейшую продуктивную работу.

Второй способ - «Использование рисунков-метафор». Эту форму я «подсмотрела» у психолога С.Цветковой в газете «Школьный психолог» и несколько преобразовала. В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.


Что изображено на картинке? t1605748637ac.jpg

Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое свойство для нее характерно?
– Она хорошо впитывает жидкость (
родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (
родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (
родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (
родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

За годы работы моей «копилке» появились следующие рисунки – метафоры:

Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания

Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку)

t1605748637ad.jpg t1605748637ae.jpg t1605748637af.jpg t1605748637ag.jpg

Каждому родителю на собрании интересен разговор не вообще, а конкретно о ЕГО ребенке. Поэтому можно использовать такую форму работы, как визуализация результатов анкетирования посредством ИКТ. Ни один родитель не останется равнодушен к проблеме собрания. Все сделают выводы для себя.

Большую роль в воспитании играют поощрения и наказания. Часто наказания сводятся к запретам. Подумайте, как часто мы используем в речи глаголы повелительного наклонения с частицей «НЕ». Хотите узнать, как чувствуют себя дети при этом? На родительском собрании можно предложить родителям стать участниками игры «Среди запретов».

-Итак, тема запретов «Интернет» (тема может быть любая). Ваша задача – по очереди говорить, что нельзя делать ребенку. t1605748637ah.gift1605748637ai.gift1605748637aj.gif

(В ходе произнесения фраз-запретов связываю добровольца).

-Как вы себя чувствуете?

- Давайте исправим ситуацию. Давайте подберем такие слова, чтобы ребенок захотел нас услышать и сделать все, как мы просим. Но мы не должны использовать слов «нельзя», «Не…»

(Снимаю петли).


Очень часто мы сталкиваемся с проблемой формирования родительского коллектива. Многие родители находятся в затяжных конфликтах друг с другом и не делают попытки разрешить ситуацию. В данном случае можно попробовать такую форму работы, как «Взгляд со стороны».

Учитель предлагает родителям:

- Нарисуйте на листе бумаги себя и родителей детей класса в виде правильных и неправильных геометрических фигур.

-t1605748637ak.jpg Посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки, сейчас я буду задавать вам вопросы, вам надо на них ответить, но ответы эти только для вас, постарайтесь быть максимально искренними.  Обсуждать ответы во время упражнения не надо, эта работа только ваша, если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием работы – это можно будет сделать после.

Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас выше или ниже? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?

Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько – фигуры, изображающие родителей; почему?

Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то, как бы вы изменили свои рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

-Я думаю, нам всем есть над чем задуматься… Напоминаю, если есть желающие поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы могут сделать это сейчас…




Довольно эффективно в работе с родителями и применение кейс технологий. Кейс-технология – это интерактивная технология, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Другими словами, это создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее. Предлагаю пример. Кейс называется «За стеклом». Ситуация такая: на уроке ребенок вышел в Интернет и списал решение важной задачи. Учитель заметил это, отнял телефон и сказал, что отдаст только родителям. Мама ребенку дозвониться не может, отпрашивается с работы, бежит домой. Можете себе представить ее эмоциональное состояние. Тем более ребенок утверждает, что он всего лишь посмотрел, который час.

Учитель предлагает распределить роли.

-Итак, утро следующего дня. Школа, мама, ребенок, учитель. Обстановка напряженная. Попытайтесь договориться. t1605748637al.gif

-Знакомая ситуация? Какие советы вы можете дать нашим добровольцам?

-Для учителя – это возможность увидеть себя со стороны, а также возможность увидеть, как родители воспринимают ребенка.

Конечно, на одну и ту же проблему надо смотреть с разных точек зрения, с разных позиций. Есть очень интересная форма работы с родителями. Называется она рефрейминг.

Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную, заключение ситуации в другую рамку.

1. Найти в ситуации другую сторону, более позитивную.

2.Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз «зато».

3.Постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения.

Учитель обращается к родителям:

-У вас на столе лежат заготовки фраз, которые нужно заключить в другую рамку, используя союз ЗАТО.

(«Я ограничила сыну пользование компьютером до полутора часов в день, ЗАТО…» «Мне приходится вместе с дочерью искать информацию в Интернете, чтобы подготовить презентацию к уроку, ЗАТО…» «Мне пришлось потратиться на постановку специальной программы, контролирующей время ребенка в сети, ЗАТО…»)

Бывает, родители высказывают недовольство в отношении одноклассников своих детей. Можно предложить родителям поучаствовать в следующем эксперименте.

Участники собрания получают листы бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета.

Учитель предлагает:

-Я попрошу Вас   вырезать цветок

- Постарайтесь найти среди остальных цветов точно такой же, как у Вас.

-Не получилось? Видимо, ваши цветы индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.

-Таким образом, все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами, но все мы должны быть активными участниками образовательного процесса и уметь договариваться в процессе решения проблемных, значимых вопросах.


Каждое собрание желательно заканчивать рефлексией.

- Представьте, что у вас появилась волшебная палочка. t1605748637am.jpgДавайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашему коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит нам всем. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

***

Работа с родителями – неотъемлемая часть работы с классом. Здесь самое главное - взаимодействие, а потому и работа эта должна вестись посредством интерактивных и активных форм. Она должна побуждать. Совместная деятельность учителя, родителей и детей обязательно принесет свои плоды, которые порадуют. И хотелось бы закончить свою статью словами Льва Кассиля: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал!

19 November 2020

Сейчас с родительскими собраниями сложновато, но, надеемся, что так будет не всегда. Елена Викторовна, спасибо за интересную разработку.

24 November 2020