12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Обухова54
Казахстан

Педагогический совет


Активные методы обучения географии

Обухова Н.В., учитель географии,

Педагог-исследователь


« Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я пойму,

позволь мне сделать самому, и я научусь»

Конфуций


Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует изменения системы работы учителя с учащимися. Сегодня основная задача школы – научить ученика учиться.

Активные методы обучения способствуют внедрению в привычную практику учителя новых форм работы, для реализации образовательных программ. Это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, строящиеся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, о путях разрешения той или иной проблемы, характеризующиеся высоким уровнем активности учащихся. При системном использовании активных методов роль учителя меняется. Он становится координатором, наставником, консультантом, что меняет к нему отношение учащихся.

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;

повышение познавательной активности учащихся;

формирование положительной учебной мотивации;

стимулирование самостоятельной деятельности;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартного мышления;

развитие коммуникативно – эмоциональной сферы личности учащегося

раскрытие личностно – индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

К активным методам обучения относятся цифровые, числовые  диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Вот некоторые приёмы, которые я использую на своих уроках.

Прием «Синквейн».

Синквейн - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в парах, также, как коллективное творчество. Обычно синквейн использую на стадии рефлексии, хотя можно использовать и на стадии вызова.

Польза применения синквейна - резюмирует и объединяет сложную информацию, излагает идеи, чувства и представления в нескольких словах

Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке.

«Цифровой диктант»

Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, ученики сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной связи или специальных сигнальных карточек «+» и «-». Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера правильных/неправильных утверждений. В ответе получается цепочка из цифр.

1) Африка омывается тремя океанами

2) Самый маленький материк находится в северном полушарии

3) Северный Ледовитый океан пересекают все меридианы Земли

4) Самое глубокое озеро расположено  на материке Евразия

5) Самая длинная река мира протекает в восточном полушарии и т.д.

Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Приём обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.

«Числовой диктант»

1) К числу всех океанов прибавь число всех материков Земли (4+6)

2) Число материков, пересекающихся экватором, раздели на число материков, омываемых сразу всеми океанами(2:1)

3) От количества букв в слове, обозначающем гигантскую глыбу льда в океане, вычесть количество материков, названия которых начинаются на букву «А» (7-3) и т.д.

Задания для числового диктанта состоят из 6-7 этапов. Каждый этап-пример на арифметическое действие, который может отражать фактологию или понятийный аппарат изучаемого материала. Ученики записывают только числа и действия с ними. Этот приём - самая сложная форма развивающих диктантов. Может использоваться в сильных классах, тренирует навыки счёта, умение быстро переключаться. Лучше всего использовать на этапе обобщения изученного материала.

Для подготовленных детей можно предложить игру «Да - Нет», задавая вопросы по теме, например: Учитель загадывает объект на карте. Учащиеся задают вопросы, ответом на которые могут быть слова «да» или «нет».

- Этот  объект расположен  в океане?     - Нет

- Он находится на материке?                    - Да

- На этом материке две части света?       - Нет

- Этот материк расположен в Северном полушарии?   - Нет

- Этот материк пересекает экватор?         - Нет

- Данный материк пересекается всеми меридианами?  - Нет

- Этот объект-часть гидросферы?            - Да

- Имеет связь с океаном?                          - Да

- Является рекордсменом на материке?  - Да

- Это река Муррей?                                   - Да

Задание способствует развитию образного мышления, памяти.


Одной из любимых форм работы на уроке для учащихся является игра. Эта форма, которую учитель - предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Уроки с использованием таких приемов и форм обучения обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

Например, применение на уроках географии технологии моделирования при изготовлении моделей рельефных карт позволяет формировать образно - объёмное представление материка, закрепляются знания изрезанности береговой линии, абсолютных высот, номенклатуры и рельефообразующих факторов. Такой тип работы создает учебную комфортность в сотрудничестве «учитель – ученик», активизирует творческую и интеллектуальную деятельность учащегося.

Преимущества технологии моделирования:

1.Изготовление модели изменяет ситуацию на уроке, при этом активно работает весь класс, даже учащиеся с низким потенциалом;

2. Моделирование требует полной мобилизации и усиленного внимания

при этом работают все виды памяти;

3.Моделирование – один из приемов самостоятельного приобретения знаний

4.Выполнение модели позволяет проверить выполнение домашнего задания, организовать взаимную оценку работы.

Среди активных форм обучения значительное распространение получили ролевые игры. Ролевые игры как, правило, имеют свой сюжет, а их участники выполняют определенные роли (учёных, путешественников, знатоков, корреспондентов и др.) В процессе игры участники работают с разнообразными источниками знаний, готовят выступления, выступают в дискуссиях, выполняют задания практических или самостоятельных работ. Примером ролевых игр может служить урок – конференция и её разновидности – пресс – конференция, урок – марафон, УРОК – КВН и др. Ролевые игры имеют широкие возможности для организации дискуссий, особенно по народнохозяйственным и экологическим проблемам. Не всякий материал курсов географии может быть использован основой для ролевой игры. Для их проведения требуются определенные условия, так как главным фактором в ее реализации выступает фактор массовости (необходимости участия всех учеников класса) поэтому материал должен быть сравнительно несложным или же разного уровня. В процессе ролевых игр могут быть использованными технические средства, наглядные пособия, периодическая печать. Ролевые игры активизируют деятельность учащихся, формируют познавательный интерес, позволяют осуществлять связь обучения с жизнью (развивая компетентность обучающегося), дают возможность использовать дифференцированный подход к учащимся как в ходе индивидуальной, так и групповой деятельности. В ролевых играх можно имитировать различные ситуации, так например, заседание комиссии ООН или Географического общества, заседание министерства промышленности и сельского хозяйства, охраны природы. Учащиеся могут выступать в роли корреспондентов, представителей общественности, министров. Всю эту работу можно представить в виде конференции, репортажа для газеты, проекта и творческих заданий.

В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное  вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения. Сюда входят специальные приёмы и формы занятий. Они помогают сделать процесс обучения легким и доступным каждому ребенку. Поэтому каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий, приемов, направлений, не тратить время на открытие уже известного.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.