12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чефранова Ирина Николаевна55

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Основы профессиональной компетентности педагога»

Компетенции современного учителя



Идеологию ФГОС характеризует ориентация на результаты образования, развитие личности учеников, целенаправленную организацию учебного процесса. Следовательно, можно рассмотреть содержание трудовой деятельности педагога с целью изучения компетенций учителя для того, чтобы современный ученик обучался в современной школе с современным учителем.

На мой взгляд, основной компетенцией учителя является профессионально-коммуникативная: практическое владение приемами эффективного общения. Перефразируя цитату А.Н. Некрасова («Поэт и гражданин»), я работаю по принципу: «Профессором ты можешь и не быть, а гражданином быть обязан». И уже на первых встречах со своими учениками я пытаюсь убедить их, что настоящий гражданин должен знать математику на достойном уровне и умело уметь пользоваться всеми математическими знаниями в любой сфере жизни. При этом вместе с ребятами в процессе общения (иногда очень веселого) происходит поиск ответа на вопрос «А где мне это пригодится?»

Предметная компетенция - знания в области преподаваемого предмета — это следующая по важности компетенция. Без знаний в своей области настоящий учитель не может быстро ответить на возникающие у ребят вопросы. Иногда приходится искать ответы на, казалось бы, всем известные вопросы, тонкости фактов. Это необходимо для того, чтобы «почемучки» получали ответы вовремя, качественно и своевременно.

Общепедагогическая компетенция – теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности. Согласитесь, один и тот же вопрос могут задавать дети любого возраста (пример: «Где встречается тригонометрия?» возникает и у ребят в восьмом классе, и одиннадцатиклассники при решении заданий из КИМов ЕГЭ задаются этим же вопросом. Я думаю, что ответ «При описании гармонических колебаний» не сильно удовлетворит учащихся- восьмиклассников).

Управленческая компетенция - владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты – является важнейшей компетенцией для реализации любого проекта. «Без четкого плана, но с надеждой на крылья…» («Нервы», Баста) ни одно из задуманных дел может не состоятся.

Компетенция в информационно-коммуникативной сфере – владение ИКТ и интернет -технологиями – самая из «скользких» компетенций. Вот здесь всегда приходится поддерживать «равновесие»: любой «крен» в сторону «неумения» пользования ИКТ может «выбить почву» из-под ног опытного в предмете специалиста. Знания в этой компетенции должны поддерживаться, развиваться, преумножаться ежедневно. А если на должном уровне поддерживается профессионально-коммуникативная компетенция, то помощь в работе могут оказать и ученики.

Мне кажется, что развитие этих компетенций помогают учителю в работе, повышают качество преподавания, позволяют учителю:

Взять ответственность на себя.

Скоординировать личные интересы с потребностями общества.

Подготовиться к самостоятельному выполнению профессиональных действий.

Овладевать содержанием и методологией предмета.

Профессионально самосовершенствоваться.

Расширять знания в сфере медиатехнологий.

Старающийся современный учитель имеет

активную жизненную позицию;

профессиональные знания и умения;

профессиональные личностные качества;

творческие умения.



В помощь учителю для работы даются разные возможности. Для меня наиболее приемлемыми являются:

повышение квалификации (курсы повышения квалификации, получение новой специальности), в том числе дистанционные;

стажировки (различного уровня и направлений);

участие в распространении своего опыта (фестивали, конкурсы, семинары).



Без совместной работы – СОТРУДНИЧЕСТВА – с коллегами-педагогами, обучающимися, родителями ни одна из рассмотренных компетенций не работает. Вместе – мы сила!







Опубликовано


Комментарии (2)

Чефранова Ирина Николаевна, 29.08.22 в 23:04 0Ответить Пожаловаться
?
Публикация, которая участвует в конкурсе. Повтор?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.